“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
21.08.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


 Преподобный Антоний: основание и развитие Сийской обители


Нынешний год — 485-й со времени основания Свято-Троицкой Антониево-Сийской обители. В следующем году вся Церковь отметит не менее важную дату в истории нашего монастыря — 450-летие преставления основателя обители преподобного Антония. Все это побуждает обратиться к славной истории монастыря.
Преподобный Антоний, в миру Андрей, родился в 1478 году в деревне Кехта, что в 42 км от Архангельска. Семи лет он был отдан в учение, быстро познал книжную премудрость и, будучи тихим, незлобливым, кротким, особенно полюбил чтение священных книг. Проявилась в нем и любовь к иконописи. На 25-м году жизни Андрей, лишившись родителей, отправился в Великий Новгород, где провел пять лет в услужении у некоего боярина. Хозяин проникся таким доверием к доброму, благочестивому и трудолюбивому работнику, что выдал за него свою дочь. Но Божиим промыслом Андрею был предопределен иной путь. Через год он лишился супруги, вскоре умер и тесть. Ничто более не связывало Андрея с миром, и он, раздав свое имение бедным, ведомый десницей Божией, удалился в обитель во имя Преображения Господня, близ озера Кена.
Преподобный Пахомий, основатель обители, радушно принял Андрея и вскоре постриг его в иночество с именем Антоний. Провидя великое предназначение инока, прозорливый старец руководил его воспитанием. Неимоверны были труды и аскетические подвиги Антония: он мало спал, строго постился, вкушая пищу лишь через сутки; трудился в поварне, носил воду и дрова, исполнял самые тяжелые работы.
 
 Когда монастырю явилась необходимость представить кого-либо к сану иеромонаха, то выбор преподобного Пахомия остановился на Антонии. Получив сан священства в Новгороде от святителя Моисея, архиепископа Новгородского, Антоний усугубил свои труды и служение братии.


Избегая похвал и благодарности от окружающих, преподобный Антоний решил удалиться в более пустынное место. С благословления своего духовного наставника преподобного Пахомия Антоний, взяв с собою двух благочестивых иноков — Александра и Иоакима, поселился близ речки Шелексы, притока реки Емцы. Вскоре возвели небольшую деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца, разработали лес под пашню. Но враг рода человеческого по попущению Божию возбудил на иноков преследование от местных жителей. Подвижники с покорностью воле Божией перенесли это испытание. Оставив все, они стали искать новое место для своей обители. Им встретился крестьянин Самуил, который привел их на Михайлово озеро, где издревле местные жители слышали звон колоколов и пение монахов.
Вознеся Господу благодарственные молитвы, иноки водрузили святой крест, поставили часовню и кельи. Так в 1520 году на полуострове Большого Михайлова озера возникла обитель, получившая впоследствии название Сийской — от текущей через озеро речки Сии.

Трудна была жизнь иноков. Храмовые службы сопровождались тяжелым земледельческим трудом. Братия постоянно терпела скудость. Порой не доставало даже хлеба. Но Господь, испытывая своих верных слуг, не оставлял их своею благодатью и помощью.
Вскоре была заложена церковь во имя Пресвятой Троицы. По преданию, в написании иконы Святой Троицы принимал участие сам преподобный Антоний, имевший с юности навык в иконописи. Хотя храм вскоре после постройки сгорел, однако Господь утешил своих угодников: чудотворный образ Святой Троицы нашли целым и невредимым. Преподобный и вся братия принесли горячие благодарственные молитвы Богу за явленное чудо.
Пожар нанес большой ущерб, но в то же время дал импульс к развитию обители, побудив преподобного Антония обратиться в Москву к великому князю Василию Иоанновичу с просьбой разрешить учреждение обители и даровать для нее земли. Великий князь, наслышанный о жизни и подвигах преподобного Антония, охотно выдал жалованную грамоту на учреждение монастыря, предоставив в его пользование окружающие земли. В знак почитания Преподобного он передал в дар монастырю «церковной утвари и риз довольно», как сказано в летописи.
Ревностно приступил отец Антоний к постройке нового храма во имя Святой Троицы, который теперь обрел  иконостас из пяти ярусов и позолоченные царские врата. Были построены еще церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой и небольшая деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского над Святыми вратами.

Духовная высота подвижничества и добродетели преподобного Антония не могли долго оставаться в безвестности. Народная молва о нем и о чудотворной иконе Пресвятой Троицы, от которой люди получали чудесные исцеления, расходилась по всей русской земле. Многие приходили к Преподобному и, приняв от него монашеский постриг, вступали в братию, численность которой вскоре возросла до 50 человек.
Теперь нужны были немалые средства для содержания братии. Это вынудило преподобного Антония среди своих подвижнических трудов позаботиться о приобретении для монастыря хозяйственных угодий. В 1541-1544 годах повелением великого князя Иоанна Васильевича Сийскому монастырю были отведены значительные угодья: пашни, леса и озера на три версты в сторону к Емецку, к Сие и к Ваймуге, а к Каргополю — на пять верст. Передана была также Моржегорская слобода с соляными колодцами.


Заботясь о внешнем материальном благоустройстве обители, Преподобный основное внимание уделял устроению внутренней жизни в монастыре. Он составил устав иноческой жизни, по которому от каждого требовались прежде всего постоянная молитва и пощение. Питание и одежда были положены для всех проживающих в обители одинаковые, и никто не имел права пользоваться лишним в сравнении с другими.
По уставу, заведование монастырем было возложено на игумена, а исполнительная власть — на строителя. Все решения полагалось принимать соборно на собраниях братии, и все должны были подчиняться этому соборному решению, поступать согласно ему.
Еще при жизни преподобного Антония при монастыре начала складываться библиотека, которой впоследствии предстояло стать одной из лучших и богатейших монастырских библиотек России. Уже при Антонии здесь находились прологи с жизнеописанием многих святых, Толкования на Евангелия, псалтырь, творения многих святых отцов, патерики, жития святых подвижников. Иноки по послушанию занимались переписыванием книг, благодаря чему количество книг постоянно увеличивалось. Под влиянием монастыря переписывание текстов получило затем распространение и среди окружающего населения.
Преподобный Антоний положил начало Сийской иконописной школы. Знакомый с детства с этим церковным искусством, он сам помогал иконописцам полезными советами.

Желая избежать человеческой славы и стремясь послужить Господу в уединении, Преподобный, избрав наместником одного из своих учеников по имени Феогност, решил удалиться в глухое пустынное место — за три версты от монастыря на озере Дудница. Здесь, на острове, он вместе с одним иноком поставил хижину и небольшой храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Ум предавая Богу, пребывая в непрерывных молитвах, тяжелых трудах и безволвии он достиг такой крепости духа, что Господь вознаградил его прозорливостью и другими дарами Божиими.
На берегу озера Падун, в 5 км от монастыря, находится еще одно место, прославленное подвигами Преподобного. Два года провел он в этих пустынях. Но он вынужден был прервать свое уединение, так как братия стала со слезами умолять его вернуться в обитель и принять на себя бремя игуменства, угрожая в ином случае разойтись. Старец исполнил их желание.

Достигнув глубокой старости, преподобный Антоний уже не мог сам ходить: в церковь его водили под руки. Но и в этих условиях он не позволял себе оставить свое келейное правило и выполнял его ежедневно.
 
Когда пришло время прощания с Преподобным, вся братия со слезами собралась у смертного одра блаженного старца, который, утешая их, говорил, что настал день его покоя и что им подобает более радоваться, нежели печалиться; просил молиться о нем. Глубоко смиряя себя, он завещал отнести по смерти его тело в дебри и затопить в болоте или отдать на съедение зверям и птицам, или просто бросить в озеро. Но опечаленные иноки единодушно отвергли эту просьбу.
Накануне своего исхода блаженный старец еще раз приобщился Святых Тайн и на следующий день, во время утрени, тихо скончался, сам сотворив исходную молитву и сложив крестообразно руки. Это случилось 20 декабря (по новому стилю) 1556 года на 79 году жизни старца. Тело его было с честью погребено по правую сторону от деревянного Свято-Троицкого храма близ алтаря.
Таковы были труды и подвиги великого старца, 450-летие успения которого мы будем торжественно праздновать в наступающем 2006 году. Он не только основал Свято-Троицкий Сийский монастырь, но по существу заложил все основны его духовного расцвета.
И ныне Преподобный не оставляет нас своим покровительством и молитвами пред Господом. Все, кто обращаются к нему с молитвой, чувствуют на себе его заботу и помощь.
Преподобный Антоний, моли Бога о нас.

Архимандрит Трифон,

настоятель Свято-Троицкого

Антониево-Сийского монастыря.