Волынская, А. В. Копийная книга Антониево-Сийского монастыря конца XVII-начала XVIII в. // Массовые источники отечественной истории : материалы Х Всерос. конф. «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XX вв: проблемы изучения и издания», посвящ. 90-летию А. Л. Шапиро.—– Архангельск, 1999.— С. 39–43.
Копийные книги давно считаются среди историков признанным источником по отечественной истории. Копийные книги крупнейших русских монастырей (Троице-Сергиева, Симонова, Кирилло-Белозерского, Соловецкого) проанализированы в работах Н. С. Чаева, Л. В. Черепнина, С. М. Каштанова, Л. И. Ивиной. Подробное описание одной из Копийных книг Антониево-Сийского монастыря дал в своей статье А. А. Амосов в 1971 г.[1]. Он отметил, что в архивах страны выявлены две сийские копийные книги — в ЦГАДА (ф. 1196, оп. 3, д. 4а) и в библиотеке ГААО, и останавливается на палеографическом и содержательном описании книги из фондов ЦГАДА.
Книга, хранящаяся в ГААО (Кк 2), более чем в 1,5 раза объемней Копийной книги из ЦГАДА (Кк 1) и разнообразней по содержанию. На некоторых особенностях структуры и общем анализе содержания Кк 2 и хотелось бы остановиться.
Объем сборника — 482 лл., формат — 210 х 320 мм, тип письма — скоропись второй половины XVII в., последние документы — скоропись XVIII в. Всего в книге можно насчитать порядка 10 почерков, однако более половины ее написано одним почерком — классической скорописью XVII века.
Всего в рукописи содержится 240 копий различных документов. Тетради, составляющие книгу, особенно ее вторую часть, по-видимому, заполнялись отдельно, а потом сшивались, поскольку между ними сохранились чистые, незаполненные листы. В общем построении книги чувствуется стремление расположить документы в хронологическом порядке, однако это удается далеко не всегда. Наиболее последовательно этот порядок выдержан в документах с № 4 по № 94. Начиная с грамот царя Федора Алексеевича, этот порядок постоянно нарушается. По-видимому, это связано с тем, что книга начала составляться в 70—80-е гг. XVII в. Второй четвертью XVII века датирует Амосов и Кк 1. Особенно явно хронологическая последовательность нарушается в последних тетрадях книги, содержащих копии с грамот самого конца XVII—нач. XVIII в. Так, среди грамот великих государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и их сестры Софьи появляется копия с грамоты, подписанной царем Борисом Федоровичем.
Большинство документов, кроме нескольких, относящихся к XVII в., имеют заголовки, которые могут быть 3-х типов: 1) простые заголовки, не отражающие содержания документа — "Список с государевы грамоты"; 2) сложные заголовки, указывающие на общий характер документа (таких большинство) — "Список с государевы жаловальной грамоты", или "Список с государевы грамоты о реке Ширшеме"; 3) подробные заголовки, многие из которых появились вследствие правки книги и написаны более поздним почерком другими чернилами, например: "Список с грамоты царя Федора Алексеевича, велено долгощельских и соянских крестьян и бобылей судом и управою и платежами ведать на Колмогорах, а на Мезени ведать не велено, 1680 г.".
Основную часть представленных в Кк 2 документов составляют государевы жаловальные (жалованные) и тарханные грамоты, организующие экономический и юридический иммунитет монастыря. Наиболее ранняя из таких грамот — жаловальная грамота царя Ивана Васильевича 1542 г. Всего в книге имеется 6 копий с грамот Ивана Грозного, все они являются жаловальными. Все последующие жаловальные грамоты подтверждают и расширяют льготы и привилегии, предоставленные монастырю Иваном IV. Имеется также 10 грамот патриарха и митрополитов, также предоставляющих пожалования или льготы монастырю, в большинстве случаев освобождающие его приходы от церковных пошлин. Наиболее ранняя из них — "Список с грамоты патриарха Филарета о Ягрышском монастыре" 1619 г. (№ 102). Патриарши грамоты первой половины XVII в. скопированы в одной тетради и вшиты в середину книги (лл. 239—248).
Ряд грамот подтверждает приписание к Сийскому монастырю более мелких обителей (Криветского, Покровского девичья, Лявлина м-рей, Черевковской пустыни). При передаче этих монастырей Сийскому составлялись их росписи, содержащие подробное описание всего строения и имущества монастыря. Эти росписи идентичны по структуре и содержанию распространенным при монастырях отводным или монастырским переписным книгам и представляют большой интерес для лингвистов из-за богатства представленной в них лексики самого разнообразного содержания (от архитектурной терминологии до предметно-бытовой лексики, например, названий посуды, хозяйственного инвентаря и т. д.)
Большой пласт документов составляют различные государевы грамоты, разрешающие земельные споры монастыря с соседствующими крестьянами, отстаивающими свои права на землю и различные угодья. Иногда такая тяжба затягивается на годы, по одному делу монастырем может быть получено до 5 грамот, однако все эти дела заканчиваются неизбежно победой монастыря.
Значительный интерес могут представлять и выписки из писцовых и переписных книг, занесенные в данную рукопись. Здесь представлены выписи из двинских писцовых книг Андрея Толстого 1578 г., князя Василия Звенигородского 1587 г., Мирона Вельяминова 1622—1624 гг., Мезенских писцовых книг 1623 г., Двинских переписных книг Ивана Философова 1646—1647 гг., Устюжских писцовых книг Алексея Лодыженского и Никифора Ефимьева, Иева Пояркова 1677—1683 гг., Важеских писцовых книг воеводы Калины Благово 1681 г. Имеется выпись из оброчных книг 1687 г., причем приводятся практически дублирующие друг друга выписки из "черных" и из "правых" оброчных книг (№№ 224—225). Эти источники, помимо несомненной ценности для историков-аграрников, представляют интерес и для лингвистов прежде всего богатством представленной здесь земледельческой лексики, а также уникальностью топонимического и антропонимического материала. Топонимические исследования могут быть тем более интересны, что имеется возможность привлечения к изучению данных по одной местности за разные годы, что позволит выявить определенные тенденции в развитии топонимической системы данного края.
Амосов, описывая Кк 1, приходит к выводу, что книга отнюдь не является результатом простого переписывания документов в целях обеспечения сохранности и удобства пользования, она является выборкой актов, подборкой, имеющей определенную тенденцию,— "подтверждение прав монастыря на владение вотчиной в противовес антимонастырской борьбе черносошного крестьянства, укрепление позиций в конкурентной борьбе с другими духовными феодалами"[2]. Не вступая в спор с авторитетным ученым, все-таки хотелось бы сказать, что не всегда при составлении Кк 2 писцы подчинялись такой сверхзадаче. И хотя действительно большую часть документов составляют жалованные, тарханные и т. п. акты, тем не менее в книге много списков с документов, не касающихся земельных владений монастыря или его льгот, а есть и списки с грамот, которые, на первый взгляд, не касаются и самого монастыря, но, видимо, представляли для него какой-то косвенный интерес.
Так, в книге приводятся все грамоты о запросных деньгах, например, грамоты Михаила Федоровича времен польско-литовской интервенции с просьбами прислать сколько возможно денег на ратных людей, приводится около десятка грамот "о церковном каменном деле", рассказывающих не только о выделении средств на церковное строительство, но и о присылке в монастырь мастеров каменного строения из Вологды с расписанием распорядка их дня. Одна из таких грамот подписана "царем Дмитрием Ивановичем". Имеется в составе книги и грамота 1625 г. "о сыром шелку". Интересна грамота "О Пертоминской пустыни, что на Унских Рогах", 1621 г., адресованная воеводе Дм. Петр. Пожарскому, свидетельствующая об образовании Пертоминской пустыни и являющаяся наиболее ранним источником по истории Пертоминского монастыря. Трудно сказать, как эта грамота оказалась в Сийском монастыре, но, возможно, она не сохранилась в других источниках. Также в Кк 2 приводится еще одна интересная грамота, не имеющая отношения к хозяйству Сийского монастыря, — "Грамота о еконских и понойских лопарех, что им платить дань на Москве в Новгородской четверти" 1626 г., написанная в ответ на челобитную новокрещеных лопарей о всевозможных притеснениях со стороны местных властей. Вряд ли найдется еще много источников начала XVII в., свидетельствующих о жизни коренного населения Крайнего Севера.
Не относятся непосредственно к монастырю и копии последних документов, приведенных в книге. Это четыре указа Петра I 1710 г., направленные "Архангелогородскому губернатору" и касающиеся различных казенных дел. То же можно сказать о двух самых поздних документах — это Копия указа Петра I 1723 г.
об установлении новой формы суда, она занимает 11 с лишним страниц текста и представляет интерес как источник по истории российского судопроизводства, и Копия с указа Екатерины I 1725 г. о снижении подушных податей в поминовение скончавшегося супруга. Последний же собственно монастырский документ — это челобитная настоятеля монастыря архиепископу Холмогорскому и Важескому Варнаве 1718 г. о своей немощи и невозможности приехать на освящение новой церкви. Эти три копии составляют последнюю тетрадь книги, которая была пришита к ней позднее других и поэтому оказалась в начале сборника.
В целом же данная Копийная книга, содержащая документы, крайние из которых разделены почти двумя веками, дает возможность не только изучить отдельные акты и составить представление об экономическом и хозяйственном развитии Сийского монастыря, но и проследить изменения в структуре и содержании однотипных грамот на протяжении довольно длительного времени. Такие изменения можно отметить, например, начиная с грамот царя Алексея Михайловича. Название "жаловальная" меняется на "жалованная", устанавливается наименование государства — "Росия", меняется формуляр грамот, становясь менее архаичным и тяжеловесным. При подробном кодикологическом исследовании Кк 2 можно было бы сделать серьезные выводы о развитии делопроизводства в России в течение XVII в.
[1] Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского монастыря // Археографический ежегодник за 1971 год.— М., 1972.— С. 276—283.
[2] Амосов А. А. Ук. соч.— С. 283.
|