Гумницкий, И. И. Художественное оформление Сийского евангелия XVII века // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР / под ред. м. В. Кукушкиной.— Л.,1978.— С. 111–129.
Сийское Евангелие из собрания Библиотеки Академии наук СССР представляет собой памятник, целостный в своем художественном оформлении.[1] Миниатюры в лист, среди текста и на полях рукописи, фронтисписы, заставки, концовки, заглавные буквы, растительный орнамент на полях книги и орнаментальные рамки, в которые включен текст, по своему исполнению и красочному колориту создают художественное единообразие в оформлении рукописи.
Приступая к изучению более четырех тысяч миниатюр Сийского Евангелия, мы считаем целесообразным, произвести предварительный анализ художественного оформления памятника, наметить основные вопросы изучения данного произведения искусства.
Сийское Евангелие содержит богатый иллюстративный материал. Поэтому для изучения миниатюр и всей системы украшения рукописи особое значение приобретают следующие вопросы.
1. Необходимо определить школы живописи миниатюр, охарактеризовать стилистические особенности изобразительного материала. Попытаемся ответить на вопрос, насколько художественное оформление Евангелия позволяет отнести искусство миниатюр Сийского Евангелия к стилю барокко. 2. Предстоит охарактеризовать также художественные особенности живописной манеры миниатюристов. 3. Необходимо решить вопрос о функциональной роли иллюстраций Сийского Евангелия. Решение этого вопроса поможет нам определить степень взаимосвязи иллюстраций и текста, охарактеризовать систему художественного оформления рассматриваемого памятника.
Сийское Евангелие является произведением книжного искусства конца ХVII в. Рукопись точно датируется 1693 годом. Она явилась вкладом Паисия, казначея патриарха Адриана, в Сийский монастырь на Северной Двине. Документальных материалов по истории создания Сийского Евангелия нет. До нашего времени сохранилась лить часть "Молитвы трудолюбца о совершении книги сея", начинающаяся с л.935 и обрывающаяся на л.941 об. В несохранившейся части "Молитвы", возможно, содержались , сведения 6 месте изготовления рукописи, имена художников и писцов. Но в главе "О четырех животных от видения Еэекиилева что знаменует" на л.24 среди текста имеется записи, писца: "Сего ради аз не престаю на московском толкованию, ибо не право Иоанна Лвом пишут. Паче же приемлю элатоустаго толкование иеронимово, иже его нарекоша орлом, высокопарным от действа его высокой богословии". Из этой записи следует, что рукопись была написана и Оформлена не в Москве или во всяком случае - артелью писцов и художников, не согласных с иконографическим каноном московской школы иконописцев.
В научной литературе Сийскому Евангелию уделено незаслуженно мало места. Краткое описание некоторых миниатюр этой рукописи сделал Ф.И.Буслаев[2]. Б.В.Михайловский и Б.И.Пуришев, характеризуя реалистические тенденции в русском искусстве ХУЛ столетия, привлекают лишь одну миниатюру Сийского Евангелия.[3]
Некоторые замечания о художественном оформлении рассматриваемой рукописи сделаны известным исследователем древнерусского искусства А.Н.Свириным в книге "Древнерусская миниатюра"[4] и повторены в следующей работе ученого[5]. В разделах, посвященных иллюстрированным рукописям XVII в. -, исследователем были сделаны тонкие наблюдения над орнаментом Сийского Евангелия, который подражает старопечатному орнаменту. Главное внимание ученого было обращено на жанровый характер значительной части миниатюр Сийского Евангелия.
Однако А.Н.Свирин пишет об иллюстрациях рассматриваемой рукописи как о произведениях,
О бытовом жанре в миниатюрах Сийского Евангелия писали Н.Е.Мнева и М.М.Постникова-Лосева.[6]
Большое внимание, которое уделяется исследователями Сийского Евангелия жанровым миниатюрам, обусловлено тем, что главная тенденция в живописи второй половины ХVII столетия - широкий охват действительности - проявляет себя в иллюстрациях даже такого канонического произведения, как Евангелие, конечно, насколько это было возможно в рамках литургической литературы.
По содержанию текстов Сийское Евангелие представляет собой Евангелие апракос с добавлением статей из Евангелия тетр. В отличие от многочисленных лицевых Евангелий, содержащих лишь миниатюры с изображением Евангелистов, Сийское Евангелие богато иллюстрировано. Миниатюрами сопровождаются не только Евангельские чтения, но и все остальные главы. В рукопись также включено несколько миниатюр в лист, это эпизоды из светской жизни - соколиная охота, галантные сцены. Последняя часть рукописи содержит лицевые святцы, причем весь рассказ воплощен в миниатюрах.
Система иллюстрирования Сийского Евангелия сложная. По композиционному расположению в тексте миниатюры делятся на четыре группы: выполненные в лист, в середине текста, включенные в орнамент Фронтисписов или расположенные на внешних боковых полях листа. По содержанию и расположению в рукописи иллюстрации следует разделить соответственно частям Евангелия.
Заметим, что содержание Сийского Евангелия и принцип его иллюстрирования во многом отличаются от известных нам многочисленных лицевых Евангелий. Обратимся к сюжетам миниатюр начальных глав Сийского Евангелия, предшествующих основному Евангельскому рассказу.
Сийское Евангелие начинается главами, содержащими толкования отвлеченно-догматического характера: "Поучение общее всем четырем Евангелистам". Эта глава разделена на две части: 1) "О четырех животных от видения Езекиилева - что знаменует" (л.10 об.), 2) "о еже что знаменуют искры огненный ис-ходящи от взора четырех животных" (л.24 об.). Далее с листа 36 - "Предисловие, еже от Матфея святого Евангелие, написанное от святого феофилакта архиепископа болгарского" и предисловие Иоанна Богослова. У миниатюр, сопровождающих текст названных глав рукописи, толковательная функция. Общая задача для текста и миниатюр - это создание символико - аллегорических изображений. Например, на л.10 дано изображение семиглавого собора. В него сверху втекают четыре реки: Фисон, Геон, Тигр, Ефрат (Ганг, Нил, Тигр и Евфрат), которые берут свое начало в пышно цветущей растительности - условном изображении рая. Так проиллюстрировано сравнение четырех Евангелий с четырьмя реками.
Глава «О четырех животных от видения Еэекиилева что знаменует» проиллюстрирована выходной миниатюрой (л.11 об.) с изображением видения Езекииля: Христос в окружении символов Евангелистов. Далее имеются изображения каждого символа в отдельности с параллельным объяснением в тексте происхождения этих символов.
Основному Евангельскому рассказу предшествует еще несколько миниатюр, иллюстрирующих главу "Начало, како списашася апостоли святое Евангелие": изображение "вознесения" и поклонение четырех Евангелистов богоматери, сидящей на троне. Миниатюры с изображением Евангелистов и их символов иллюстрируют текст, где рассказывается о судьбе Евангелистов и о том, как ими были написаны Евангелия. Здесь же миниатюры общего содержания с изображением Христа с апостолами и Феофилактом Болгарским.
С л.51 начинается глава "Святое Евангелие есть пришествие сына божия", иллюстрированная миниатюрами, одна из которых включает изображение Христа в окружении серафимов, херувимов и символов Евангелистов, а другая - Христа типа "Великий архиерей".
Композиция "Новозаветная троица" в окружении ангелов, серафимов, херувимов (л.54 об.) является символико-аллегорическим воплощением слов Иоанна Богослова "Искони бе слово". Следующие миниатюры также иллюстрируют начало каждого из остальных Евангелий.
На л.55 об.-56 дана иллюстрация к апокрифическому рассказу об Иоанне Предтече.
С л.57 начинается предисловие от Иоанна Богослова. Открывается предисловие выходной миниатюрой с символическим изображением этимассии на фоне небесной сферы. В эту же композицию входит изображение орла - символа Иоанна Богослова, серафимов, херувимов. В нижней части миниатюры символически представлена преемственность Ветхого и Нового заветов: Моисей со скрижалями в руках, а рядом - Иоанн Богослов с Евангелием.
Миниатюра на л.58 иллюстрирует юность Евангелиста. Например, изображение "Тайной вечери" и "Распятия" поясняют, что Иоанн Богослов был самым любимым учеником Христа.
Следующие две миниатюры, с теми или иными иконографическими отличиями, являются каноническими при иллюстрировании четвероевангелий. Первая миниатюра - Иоанн Богослов со своим учеником Прохором на острове Патмос, вторая - символ Иоанна Богослова - орел, которого коронует ангел по знамению из сферы в левом верхнем углу композиции - редко встречающийся иконографический вариант изображений символов Евангелистов. Такой же иконографический извод имеют миниатюры, начинающие каждое из остальных трех Евангелий.
. Евангелию от Иоанна предшествует фронтиспис с несколькими композициями: трехфигурный "Деисус", ниже - "Распятие" и "Успение богоматери". На л.73 в медальоне фронтисписа представлена композиция "Сошествие во ад". На этом кончается предисловие к Евангелию от Иоанна.
Перечисленные сюжеты по своим иконографическим особенностям мало чем отличаются от аналогичных композиций, известных нам по произведениям иконописи и фресковой живописи. Последовательное рассмотрение всех сюжетно значимых композиций Сийского Евангелия показало, что почти во всех случаях были использованы характерные и утвердившиеся иконографические схемы. Особенностью же иконографии миниатюр Сийского Евангелия является то, что внутри каждой отдельной композиции Евангельские сюжеты нашли наиболее лаконичное, сжатое решение.[7]
С л.73 об. начинается иная система иллюстрирования рукописи, что объясняется в первую очередь содержанием текста. Предыдущие миниатюры располагались или на отдельном листе, или в середине текста, в верхней или нижней части композиции листа. Часть иллюстраций художественно оформлялась в виде медальонов в орнаментальном обрамлении фронтисписов. Заключали эти миниатюры символико-аллегорические изображения, которые связаны с текстом общей темой к были призваны в изобразительных формах раскрыть отвлеченно-догматический смысл рассказа. На полях же рукописи располагались живописно выполненные стебли растений и цветов.
Начиная с листа 73 об. миниатюры занимают поля рукописи - одна иллюстрация над другой; находятся они рядом с иллюстрируемым текстом. Миниатюрист следует за текстом, он точен в последовательном изображении событий, эпизодов, отдельных сцен. Функция иллюстраций здесь заключается в толковании Евангелия. Но, сопровождая текст, миниатюры являются и самостоятельным рассказом.
Начинаются главы Сийского Евангелия фронтисписами, в медальоне которых дана миниатюра с изображением основного сюжета главы, а на полях рукописи этот сюжет разрабатывается в нескольких иллюстрациях. Один за другим иллюстрируются сюжеты: "Неверие Фомы", "Сошествие святого духа на апостолов", "Распятие", "Жены-мироносицы у гроба господня" и т.д. Особенностью иконографии всего цикла миниатюр является то, что иллюстрации с основными эпизодами дополняются изображениями второстепенных сцен. Последние как бы связывают отдельные композиции в непрерывный подробный рассказ, в котором не пропущены даже мельчайшие подробности повествования - даны изображения движений персонажей между их основными поступками. Создавая эти миниатюры, художники уже не могли ограничиваться иконописными подлинниками и вынуждены были создавать композиции самостоятельно. Так, например, сюжет "Христос с самаритянкой" раскрывается в пяти миниатюрах на л. 121-124 об. Сцены другого сюжета - "Исцеление слепого" - также представлены в нескольких миниатюрах: во фронтисписе основной эпизод чуда - исцеление слепого, в миниатюрах на полях изображение Христа с апостолами - повторение основного эпизода исцеления; далее - слепой омывает глаза в купели, а затем, уже исцеленный, окружен народом.
Часто миниатюры с изображением одного и того же сюжета повторяются, что связано с упоминанием отдельных эпизодов в тексте. Художник не пропускает' их, напоминает читателю, о каком именно событии идет речь. Например, сюжет "Неверие Фомы" дан на л.75,75 об.,87 об./89.
В отличие от клейм икон, которые заключают в себе несколько моментов рассказа, не связанных между собой ни пространственно, ни по времени, в миниатюрах Сийского Евангелия художник часто отказывается от разделения сюжетного цикла на отдельные клейма. Внутренняя организация композиций такова, что конец одного действия означает начало другого. Два последовательных момента одного действия связаны повторным- изображением одного и того же персонажа. Подобных примеров можно привести много. Евангельский рассказ находит в миниатюрах подробную разработку. Важно, что отвлеченное богословское глубокомыслие уступает место конкретной повествователь н ости.
В системе иллюстрирования Сийского Евангелия есть типичные черты, общие для лицевых древнерусских рукописей. Вспомним, что Киевская псалтирь 1397 г.. Угличская псалтирь 1485 г., десять Годуновских псалтирей конца XVI в., псалтири псковской традиции украшены миниатюрами на полях. Такая система иллюстрирования рукописей устойчиво сохранялась в течение нескольких столетий. Сложилась эта система еще в Византии в IX в. при оформлении псалтирей и перешла в Россию, где стала популярной и повлияла даже на оформление рукописей другого содержания.
В Списком Евангелии миниатюры на полях расположены по вертикали и непосредственно примыкают друг к другу наподобие клейм икон. Действие в них разворачивается последовательно от одного эпизода к другому. Рассказ приобретает неторопливый повествовательный характер. По большей части миниатюры сопровождают каждый стих Евангелия. Основные Евангельские события и второстепенные эпизоды дополняются миниатюрами с деталями и подробностями, которые не названы в тексте. Если, например, действие в рассказе происходит на открытой местности или в городе, то миниатюрист среди иллюстраций помещает изображение пейзажа, городского или сельского, тем самым поясняя, где происходит событие. В этих миниатюрах видно стремление художников конкретизировать обстановку, на фоне которой .разворачивается сюжет. Происходит развитие одного эпизода в нескольких иллюстрациях. Автор отходит от условного иконописного языка, мы наблюдаем своеобразный процесс обмирщения религиозной живописи. Введением дополнительных миниатюр заказчик и художники показали себя тонко понимающими иллюстрируемый текст. Благодаря глубокому проникновению в содержание Евангелия, повествовательности миниатюр и их обилию, иконография изображений расширяется. Стало возможным подробное сюжетное обоснование иконографии миниатюр.
Но рассмотренная система иллюстрирования текста - не только положительное явление. Обилие миниатюр создает перенасыщенность художественного оформления рукописи, исчезает лаконичность изображений, появляется "многословность" в трактовке отдельных, порой незначительных эпизодов, сцен. Новые принципы в оформлении рукописи свидетельствуют о художественных исканиях, об изменении эстетических представлений у художников конца ХVII столетия.
В иллюстрациях Сийского Евангелия последовательный рассказ прерывается отдельными изображениями бытовых сцен[8]. Видно стремление художников отойти от условного иконописного языка и тщательно воссоздать сцены из повседневной, знакомой им жизни: сеяние хлеба (л.211, Матфей, ХШ,4-8), жатву (л. 290, Марк, IV,28-29), строительство хлева и загона для скота, выгон скота на пастбище (л.131 об.-134, Иоанн Богослов, Х,1-5). при изображении сеяния от художника не ускользают мельчайшие подробности. Мы видим, например, птиц, клюющих только что посеянное зерно (см. вклейку).
В других главах Евангелия, например в чтениях Евангелия по месяцам, также изображены бытовые жанровые сцены. На л. 706 (Иоанн Богослов, XXI,9) изображена ловля рыбы сетями с лодки, на л.699 об. (Лука, XXIV,42) показано, как пойманную рыбу жарят на костре. Действие в миниатюрах часто разворачивается на фоне городского, сельского или морского пейзажа.
Миниатюристы стремятся к реальному изображению палат, где происходят события. Например, в медальоне фронтисписа на л.268 (Матфей, XVIII,24-35) находится миниатюра, иллюстрирующая притчу о должнике. Должник предстал перед своим кредитором и судьей. Художник изобразил эту сцену как жанровую картину, в судебном приказе на столе, накрытом скатертью, лежат долговые книги. За столом сидят кредитор и судья. Рядом стоит слуга со списком долгов. У этой миниатюры много сходных черт с лубочными картинками, в которых действие часто разворачивается в интерьере. Художник изображает палаты, всю обстановку и убранство чуть-чуть с высоты, под углом, так что у читателя есть возможность все подробно рассмотреть. Б миниатюре фронтисписа художник любовно живописует богато убранные палаты: пол, выложенный цветными плитками, лепные украшения стен, на столе богатую скатерть. Персонажи изображены в разнообразной одежде.
Художники Сийского Евангелия всегда пользуются случаем изобразить одежду бояр - меховые шапки (л.254 об.), шубы с длинными рукавами (л.494 об.), красивые шитые кафтаны с разрезом и белыми отложными воротничками (л.142). Нередко видим и лапти крестьянина (л.216}. В иллюстрации к сюжету "Брак в Канне Галилейской" жених и невеста сидят в русских подвенечных нарядах (л.89 об.). Интересно и то, что композиция миниатюры включает эпизод венчания в церкви по русскому обряду. Тематически она близка к фреске церкви Троицы в Никитниках, ярославским фрескам, а также в Троице-Сергиевой лавре, где также большое внимание уделено жениху и невесте, гостям, сидящим за праздничным столом. Искусство художников вобрало здесь в себя все человеческое - труд, быт, природу и обстановку, окружающую человека, взаимоотношения между людьми . Благодаря этому иллюстрации Евангелия приобрели жанровый характер.
Евангельские чтения по месяцам начинаются выходными миниатюрами, которые объединяются общей темой "Времена года". За каждой отдельной миниатюрой с изображением того или иного месяца идет Евангельское чтение и Синодик - изображение святых, празднуемых в данный месяц. Начальные листы чтений украшены заставкой, в композицию которой включено изображение знака зодиака соответствующего месяца. Двенадцать месяцев - двенадцать миниатюр и знаков зодиака.[9]
В Списком Евангелии "Времена года" начинаются с осени, с сентября, которому соответствует созвездие Весов. В заставке видим изображение весов, на миниатюре - уборку урожая. Жатва, заготовка ягод показана и на следующих трех миниатюрах, иллюстрирующих октябрь, ноябрь и декабрь со знаками зодиака: Скорпион, Стрелец, Козерог.
Как и в миниатюрах на полях Евангелия, здесь даны те же бытовые, жанровые подробности. На л.713 об. изображены сцены из сельской жизни: идет путник с мешком на плече, на лодке перевозят хлеб, по дороге едет воз со скошенной травой. Эта картина мирной сельской жизни обрамлена четырехугольной рамкой, по углам которой, в кругах, даны аллегорические изображения воды, земли, огня и ветра на фоне пейзажей. На л. 735 об. изображены парусные лодки на озере, изготовление бочек. Здесь же два путника на фоне сельского пейзажа, в стороне мать кормит грудью ребенка (л.744). Особенно интересна миниатюра с изображением катания на льду (см. рис.2) в январе (знак зодиака - кувшин, который держит русалка, - Водолей) . Здесь очень выразительными художественными приемами подчеркнуто зимнее время - легкие акварельные мазки зеленоватого оттенка создают впечатление льда замерзшей реки. Деревья без листьев, дым из труб - все говорит о холодном времени года.
Миниатюра на л.822 об., которая должна символизировать февраль (знак зодиака - Рыбы), включает композицию с изображением ловли рыбы. Весна начинается соколиной охотой (л.837, знак зодиака - Овен). На миниатюре, начинающей чтение Евангелия в апреле {л.825, знак зодиака - Телец), изображены деревья, кроны которых уже чуть-чуть покрыты зеленью.
Май (л.867, знак зодиака - Близнецы) символизирует жанровые идиллические сцены. На л.880 - миниатюра, иллюстрирующая июнь (знак зодиака - Рак) с изображением сцен из сельской жизни. Сенокос, уборка скошенной травы показаны на миниатюре, начинающей чтение евангелия в июле (л.900, знак зодиака - Лев). Август символизируют также жанровые сцены - танцы (л.917, знак зодиака - Дева).
Астрологическое значение знаков зодиака[10] (Весы - знак судей праведных. Скорпион - еретиков. Стрелец – гонителей церкви и обидчиков невинных и т.д.), в Сийском Евангелии, на наш взгляд, не нашло отражения.
Миниатюры Сийского Евангелия едины по стилю и композиционному построению, по характеру отдельных фигур, по трактовке элементов изображения. Общей стилистической чертой миниатюр является свободное и объемное письмо изображений. Складки одежды соответствуют строению человеческой фигуры, ее движению. Лица всех персонажей написаны очень тонко я объемно, по темно-коричневому санкирю плавными высветлениями.
Орнамент на полях рукописи также объемно моделирован и выполнен в свободной живописной манере. Во всех миниатюрах четко и конструктивно правильно построена архитектура заднего плана. Художники обнаруживают хорошее знакомство с современными им произведениями искусства, ощущается их стремление развивать новые тенденции в искусстве.
Как уже отмечалось, в иллюстрациях Сийского Евангелия отчетливо ощущается единство, однохарактерность в исполнении и трактовке изображений. И все же можно выделить индивидуальные отличия в живописной манере каждого миниатюриста.
Нам представляется, что для иллюстрирования Сийского Евангелия было привлечено пять миниатюристов[11]. Для художника, выполнившего выходные миниатюры с изображением Евангелистов и их символов, а также отдельные изображения символов, характерным является тонкая живописная моделировка больших -по размеру фигур и тщательно выписанные детали. Для другого художника, выполнившего выходные миниатюры к чтениям Евангелия до месяцам, примечательно знакомство с западноевропейской живописью,, умение изображать сцены в перспективе. Пред почтение он отдает жанровым идиллическим сценам. Третий художник выполнил большую часть миниатюр, расположенных на полях рукописи, а также миниатюр фронтисписов и начальных глав Евангелия. Для живописи этого мастера типична определенная палитра красок - краплак, характерный для живописи именно XVII в., ультрамарин, темная охра.
Выделить миниатюры четвертого художника не представляется трудным: как текст, так и миниатюры выполнены в отдельных тетрадях с л.253 по л.277. У него совсем иная палитра - преобладает светлая охра. В отличие от предыдущего миниатюриста, у которого живопись миниатюр яркая и сочная, здесь все краски приглушены и кажутся блеклыми, миниатюры в живописном отношении не равноценны: насыщенность цвета, тоновые оттенки меняются, связь с текстом слабее, композиция их проще. "Личное письмо" персонажей в работах этого художника отличается от живописных особенностей иллюстраций других миниатюристов: в качестве высветлений используется фон белой бумаги. Однако следует подчеркнуть, что всех художников объединяет общий замысел создания богато иллюстрированного произведения. Пропорциональное размещение текста и миниатюр на листе, колористические особенности живописи - гармоничное сочетание красок миниатюр и орнамента свидетельствует о тонком, художественном вкусе, о высоком мастерстве художников.
Все эти особенности присущи и миниатюрам еще одного художника Сийского Евангелия, выполнившего иллюстрации к Месяцеслову с фронтальными изображениями святых. Среди композиций особенно следует выделить те, в которых видно стремление передать движение, представить фигуры в ракурсе, необычном для иконного изображения. Однако создатель этих миниатюр оказался все же довольно сильно связанным иконописной традицией. Например, поминание мученика Трифона, святых чудотворцев Козьмы и Дамиана миниатюрист сопровождает иллюстрациями с основными сценами их житий, по своей композиционной схеме и иконографическому канону в изображении отдельных персонажей очень близкими многочисленным иконам XVI-XVII столетний.
Орнамент рукописи, по всей вероятности, был выполнен другой группой художников. В Сийском Евангелии орнамент богатый, пышный, отчасти даже тяжелый, причем он отличается большим разнообразием форм. В нем использованы как традиционные, так и новые, барочные мотивы, почерпнутые в большинстве случаев из гравюр. В орнаментальных построениях реалистическое начало по сравнению с более ранними периодами стало определеннее и сильнее. Это сказывается в объемном характере изображений, а также в том, насколько точнее, ближе к естественному виду, переданы листва, цветы, плоды. Растения, живописно наполненные на полях евангелия, повторяют орнамент, присущий стилю барокко, но уже в более спокойных, более статичных формах. Орнамент фронтисписов, инициалов и концовок, исполненный только пером и золотом, схож с произведениями прикладного искусства, например резьбой по дереву. Орнамент фронтисписов на л.746,935 и. многих других подражает старопечатному орнаменту.[12]
Многообразие декоративных растительных мотивов дополняется орнаментом византийского стиля, возрожденного в XVI в. в связи со всеобщими устремлениями к богатству и декоративности. Растительный орнамент рамок миниатюр с изображением евангелистов и их символов, тонко выведенный на золотом фоне и напоминающий перегородчатые византийские и русские эмали, орнамент заставок рукописей XI-ХП вв., представлен в Сийском евангелии лишь в одном случае, но подтверждающем существование в живописи архаизирующего византинизма наряду с многими новыми тенденциями в искусстве ХVII в.[13]
Художники Сийского евангелия независимо от того, выполняли они миниатюры или орнамент, представляют четыре течения в искусстве ХVII в[14]. Одно из них - архаизирующее. В выходных миниатюрах в лист изображения евангелистов и их символов относятся к каноническому иконографическому типу, характерному для многочисленных лицевых евангелий. Например, Иоанн Богослов изображен диктующим на острове Патмос своему ученику Прохору откровение, которое исходит из сферы с десницей в левом верхнем углу миниатюры. Золотой фон, горы с лещадками (у остальных евангелистов условные архитектурные сооружения), позы персонажей - все повторяет традиционный иконографический тип подобных композиций. Архаизирующий орнамент рамок этих миниатюр вместе с самими миниатюрами не имеет аналогий в иллюстрациях и орнаменте остальной части памятника.
Миниатюры к святцам и некоторые иллюстрации на полях и во фронтисписах Сийского евангелия обнаруживают еще сильную приверженность миниатюристов к иконописной традиции. И в то же время - это относится к значительной части иллюстраций на полях и к выходным миниатюрам евангельских чтений - у художников Сийского евангелия обнаруживается большой запас жизненных наблюдений и способность улавливать в произведениях западноевропейской живописи новые тенденции в трактовке религиозных сюжетов. У миниатюристов оказалось достаточно изобразительных средств, используя которые, они, не связывая себя условными формами, смогли ввести в миниатюры пейзажи, бытовые и жанровые сцены, живописать разнообразные одеяния персонажей, утварь, архитектурные сооружения. Следует особо указать и на то, что выходные миниатюры в лист, начинающие евангельские чтения по месяцам, аллегорические изображения времен года, многочисленные персонифицированные аллегорические изображения-, как например олицетворение огня, воздуха, земли и воды по углам миниатюр на л.713 об.,835 об., а также некоторые миниатюры на полях рукописи и архитектурный фон значительной части иллюстраций обнаруживают хорошее знакомство русских художников с западноевропейской гравюрой и живописью. Изображения выполнены в стиле западноевропейской живописи XVII в. Есть основания надеяться, что в процессе поисков будут обнаружены произведения живописи, сыгравшие для миниатюр Сийского евангелия такую же роль, какую сыграла Библия Пискатора для фресок ярославских церквей. Одним из оригиналов для миниатюр Сийского евангелия мог служить фламандский календарь начала XVI в. Иконографически миниатюры Сийского евангелия во многом совпадают с иллюстрациями календаря. Например, миниатюра с изображением жатвы, символизирующая июль, в большей части композиции повторяет иллюстрацию фламандского календаря на тот же месяц.[15]
Иконографические, стилистические отличия миниатюр Сийского евангелия свидетельствуют о творческой переработке оригиналов русскими художниками. Миниатюры оказались творческим синтезом искусства иллюстратора и художественных особенностей произведений западноевропейской живописи.
Протооригиналом для изображения четырех персонифицированных аллегорий - огня, воздуха, воды и земли - служили гравюры, широко распространившиеся на Руси в ХVII столетии в составе Иконологических сборников.[16] Сам факт влияния западноевропейской живописи и гравюры на древнерусские иконы, фрески, миниатюры общеизвестен. Пути проникновения западноевропейских произведений искусства были различными. М.В. Алпатов приводит пример того, как в Устюге, на торговом пути в Москву из Архангельска которым после Ченслера воспользовались голландцы, в одном из клейм иконы "Прокопий Устюжский в житии" 1669 г. был повторен чисто западный пейзаж.[17]
Наряду с традиционной системой оформления рукописи, с повторением иконографических типов и наличием связей с традиционной иконописью, появление на страницах такого канонического литургического произведения, как евангелие, жанровых мотивов из русской жизни, из быта иностранцев, введение аллегорий и символов западноевропейского происхождения - явление чрезвычайно значительное. Оно свидетельствует о новых эстетических представлениях у художников и у заказчиков тех или иных произведений искусства.
Сийское евангелие не стоят особняком в изобразительном искусстве ХVII в. Круг памятников, тематически и Иконографически близких Сийскому евангелию, широк. Многочисленные параллели можно провести с произведениями иконописи и фресковой живописи, например с фресками ростово-ярославских церквей, для иконописи и фресок, как и для миниатюр нашей рукописи, характерны жизнерадостность и красочность живописи» светский характер трактовки некоторых религиозных сюжетов, новое понимание образа человека, стремление к познанию действительности во всем многообразии явлений. Эти тенденции проявились в изображении природы, животного мира, современной художникам архитектуры, в отображении русского быта XVII столетия.
Аналогиями к миниатюрам Сийского евангелия могут служить сборник "Лекарство душевное" (Государственная Оружейная палата) , украшенный в 1670 г. миниатюрами царских изографов и Толковое евангелие 1678 г[18]. в сборнике "Лекарство душевное" особенно многочисленны жанровые сцены на общие с миниатюрами Сийского евангелия темы - пиршества, уборка урожая, бытовые сценки в палатах, изображение простых людей в их обычной домашней обстановке. В этих произведениях, живопись отличается пышной нарядностью орнаментальных мотивов, красочностью.
Иллюстрации Сийского евангелия во многом отличаются от иллюстраций Толкового евангелия, но в то же время имеют многие стилевые особенности., которые позволяют объединить эти два памятника. В Списком евангелии декоративно-орнаментальное оформление листов наиболее богатое. Художники добивались такого впечатления, тщательно выписывая ажурные фронтисписы и заставки, инициалы, пышные, яркие цветы, травы на полях рукописи. Декоративность оформления Сийского евангелия в целом заключается еще и в строго ритмическом композиционном размещении миниатюр в рукописи, в разнообразии композиционного построения самих миниатюр. В иллюстрациях Толкового евангелия - произведения расцвета "русского барокко" в России - орнаментально-декоративная стихия превращает отдельные детали изображений в барочные завитки: причудливо вздуваются паруса и закручиваются складки одеяний.
Живопись миниатюр Сийского евангелия также отражает развитие стилистического направления, к которому принадлежат иллюстрации Толкового евангелия и росписи ростово - ярославских церквей. Вез сомнения, стилистическое направление искусства ХVII в. накладывало свой отпечаток на все произведения живописи. Но особенности этих направлений сказывались в различных памятниках и даже в пределах одного произведения то сильнее, то слабее. Сийское евангелие следует отнести ко вторым. Не во всех миниатюрах рукописи мы можем заметить бурное стремительное движение, Столь характерное для барокко. Фигуры часто статичны, жесты вытянутых рук спокойны, просты. Но в большей части миниатюр, например на л.91,97 об., 103 об.,131 об.,213 об.,231 об.,246 об.,329 об, и в многих других, барочные черты прослеживаются в выразительных приемах художников, передающих посредством поз и жестов психологическое состояние персонажей, экспрессивность их движений, динамичность сцен.
Во многих миниатюрах повышенная экспрессия достигается быстрой сменой эпизодов. Например, в трехчастной миниатюре с изображением Христа в Галилее (л.175 об.) связь двух частей иллюстраций создается не только благодаря кулисному плану каждой отдельной части миниатюры, но и в результате выразительного композиционного расположения фигуры Христа. На л.176 ритмическая композиция девятичастной миниатюры основана на "перетекании" одного эпизода в другой. Так, при помощи условных художественных приемов художники пытаются внести в живопись время, наглядно передать движение - действие расчленено на отдельные этапы.
Сийское евангелие - памятник высокого искусства, с каким создавалась древнерусская книга, памятник, чрезвычайно богатый по своему художественному оформлению. Он отличается сложной системой иллюстрации. В искусстве миниатюристов сказалось все многообразие явлений живописи ХVII в. Оно сохранило . старые традиционные иконописные схемы и в то же время отразило новые тенденции в искусстве. Старый иконографический канон разрушается, перерабатывается художниками, особенно мастерами конца столетия. Подробная повествовательная разработка была результатом общей для искусства XVH в. тенденции к подробному рассказу. Точность, с которой художники старались следовать тексту, определила богатую иконографию всего цикла миниатюр. Иллюстраторы стремятся воспроизвести явления природы в реальных формах. Частое введение аллегорических изображений свидетельствует об интересе к западноевропейской живописи.
Изучение миниатюр Сийского евангелия расширяет наши знания о древнерусском искусстве и углубляет понимание стиля "русское барокко" конца ХVII столетия.
[1] БАН, собр. Археогр. ком.339. Рукопись уникальна по размеру (большой F°, 30X43 см, 945 л.) и весу (22 кг 800 г).
[2] Буслаев Ф.И. Древнерусская народная литература и искусство. СПб., 1861, с.384-390.
[3] Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV века до начала XVIII века. М.-Л., 1941, с.114
[4] Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.
[5] Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси. М., 1964
[6] Мнева Н.Е., Постникова - Лосева М.М. Миниатюра и орнаментальные украшения рукописей. - В кн.: История русского искусства. Т.4. М., 1959, с.472-473.
[7] Эти канонические изображения не удается связать с творчеством известных мастеров - Ивана Максимова, Федора Зубова, Георгия Зиновьева, Степана Резанца и др.
[8] Бытовой жанр в произведениях древнерусской живописи хорошо рассмотрен в целом ряде работ. См., например: Успенский А. 1) Русский жанр XVII века. - Золотое руно, 1906, 7, с.88-98; 2) К истории русского бытового жанра. - Старые годы, 1907, июнь, с.207-215.
[9] Ретковская Л.С. Вселенная в искусстве древней Руси
[10] См. о толковании символических изображений знаков зодиака: Райков Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. М..-Л., 1937.
[11] Вывод о том, что миниатюры Сийского Евангелия были выполнены артелью художников, на наш взгляд, не подлежит сомнению. Вопрос о точном количестве миниатюристов требует дальнейшего изучения. Число миниатюристов нами было определено на основании стилистического и колористического анализа иллюстраций. Выделение художественных особенностей искусства одного из миниатюристов подтвердилось палеографическим изучением рукописи. В остальных случаях о принадлежности миниатюр отдельным художникам можно говорить с большой осторожностью, так как работа каждого предполагала не только выполнение определенного количества миниатюр, но также участие художников, специализирующихся либо в "личном письме", либо в прорисях, либо в исполнении фона иллюстраций.
[12] Орнамент в Списком евангелии не повторяется и не копирует в точности орнамент старопечатный. Элементы художественного, оформления, послужившие образцом для художников нашей рукописи, можно найти в старопечатных книгах, например: 3ернова А.С. 1) Орнаментика книг .московской печати кирилловского шрифта XVI-ХVII веков. М., 1952, 88; 2) Орнаментика книг московской печати кирилловского шрифта XVI-XVII] веков. М., 1963, с.801-805.
[13] Михайловский Б.В., Пуришев Б. И . Очерки..., с.138-140.
[14] Говорить о тенденциях в искусстве того или иного миниатюриста сложно, так как один и тот же художник мог выполнять в одно и то же время традиционные канонические композиции и бытовые жанровые картины.
[16] Об Британский музей. Add.MS. 24098, f246. О влиянии западноевропейских художников на русское искусство XVO в. писали многие ученые, например: Успенский А. Влияние иностранных художников на русское искусство второй полови»' XVH века. - Золотое руно, 1906, » 7, с.49-54. А.Н. Свирий в указанном сочинении говорит о рассматриваемых нами миниатюрах как о переработке голландских оригиналов. этих сборниках писал Ф.И.Буслаев. См.: Буслаев Ф.И. Мои досуги. 4.2. М., 1886.
[17] Алпатов М.В.Проблемы барокко в русской иконописи. - В кн.: Барокко в России. М., 1926, с.81-82.
[18] Миниатюры этих памятников хорошо изучены Н.Е.Мневой в статье "Изографы Оружейной палаты и их искусство украшать книги" (в кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 195).
|