БИБЛИОГРАФИЯ
В истории духовной культуры человечества за книгой всегда признавалась ведущая роль. Древняя Русь оставила нам немало рукописных и печатных произведений. И сохранились они благодаря библиотекам. Старейшими библиотеками были монастырские книгохранилища, в которых на протяжении ряда столетий до 17 века был сосредоточен почти весь книжный фонд страны, а сами монастыри являлись основными очагами просвещения. Создавались эти библиотеки в течение большого времени, подобно тому, как строились сами монастыри. Известны крупнейшие книжные собрания Русского Севера: Соловецкое, Антониево-Сийское, Николо-Корельское, Красногорское … Так их именуют по названию монастырей, в чьих стенах они создавались. Самым большим собранием рукописных и печатных книг на Русском Севере, после Соловецкой обители, обладал Антониево-Сийский монастырь. Библиотека монастыря формировалась на протяжении нескольких столетий. Ее начало относится к зарождению Антониево-Сийского монастыря, к тем дням, когда обитель возглавлял ее основатель, преподобный Антоний Сийский. Он игуменствовал с 1520 по 1556 годы и к моменту его кончины в библиотеке было 66 рукописей. На всю Россию известны имена сийских книжников: основателя обители – Антония (16 в.), игумена Феодосия, управлявшего монастырем 35 лет и стяжавшего себе славу замечательного настоятеля и переписчика книг (17 в.), иконописца и создателя знаменитого «Сийского иконописного подлинника», первого архимандрита монастыря Никодима (конец 17-начало 18 вв.). Среди именитых вкладчиков в монастырскую библиотеку - царь Иван Грозный и сын его, Иоанн, первый российский патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова. Щедрым вкладчиком был казначей патриаршего двора, а ранее - постриженик Сийского монастыря, старец Паисий, который до конца своих дней проявлял заботу о воспитавшей его обители. Велика роль Антониево-Сийского монастыря в деле сохранения памятников древней письменности. Благодаря усилиям древних книжников и современных исследователей до нас дошел выдающийся памятник русского искусства XIV века, самая старая московская рукопись, широко известная в научных кругах с начала ХХ века, - знаменитое пергаменное Сийское Евангелие, которое поступило в монастырь в 1633 году из Лявлинского женского монастыря. Другой выдающийся памятник книжного рукописного искусства — Евангелие-апракос 1692 года, дар старца Паисия, на 954 больших листах с 2138 цветными миниатюрами и изображениями на целых страницах и весом до 30 кг. Изучение Антониево-Сийского монастыря как центра духовной и книжной культуры Двинского края началось в 18 веке. Определенный этап в научном освоении книжного богатства обители связан с деятельностью архангельских историков-краеведов, В.В. Крестинина и А.Фомина, работавших по программе Российской Академии наук. Со второй четверти XIX века, в связи с расширением собирательской и археографической деятельности, Академия наук начала систематическое изучение библиотеки монастыря. В 1829 году Архангельскую губернию посетил известный археограф П.М. Строев, имевший полномочия осматривать и описывать архивы и библиотеки древних северных монастырей, и который в своем «Библиологическом словаре» упомянул большинство памятников из сийских рукописей. Через 50 лет описанием Сийского собрания занимался известный специалист по русской рукописной книге А.Е. Викторов. Позднее это описание было опубликовано в его итоговом труде «Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России». В 1903 г. весь архив монастыря – около 17 тыс. бумаг и рукописные книги - был передан в Архангельское древлехранилище, которое создавалось в течение 1887 -1917 гг., когда действовала особая комиссия по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губернии. С 1891 года эта комиссия стала называться Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет, председателем которого в 1895 г. был назначен преподаватель Архангельской духовной семинарии, впоследствии известный ученый, член-корреспондент Академии наук И.М. Сибирцев. К 1912 г. в Древлехранилище было собрано более 500 рукописных книг 15-18 вв. и более 25000 документов. Над описанием архива Сийского монастыря работал И.М. Сибирцев. Рукописи библиотеки описывал целый коллектив: А.В. Кириллов, В.П. Челмогорский, П.А. Павловский, А.В. Теремицкий В 1922 году большая часть этого собрания была перевезена в Дом книги им. М.В. Ломоносова (ныне Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова). Меньшая (в ее составе находились оба Сийских евангелия 14 и 17 вв. в том же году попала в пакгаузы Архангельской таможни. В 1923-1926 гг. по инициативе А.Н. Попова, заведующего Домом книги, И.М. Сибирцевым, который был приглашен в библиотеку для описания рукописей, была составлена опись рукописных книг Антониево-Сийского монастыря (621 экз.). Кроме рукописных книг в Доме книги находились коллекции актов и актовых книг, поступивших из Древнехранилища. Среди них – документы 15-18 вв. из архива Антониево-Сийского монастыря (в Древнехранилище их было – 13305 экз.). В 1927 году при участии ученого секретаря Академии наук СССР А.И. Андреева, рукописи были переданы из Архангельска в Архив Историко-археографической комиссии в Ленинграде. Тогда же были переданы уникальные памятники – пергаменное Евангелие 1340 года и лицевое Евангелие 17 века. В 1931 году в связи с реконструкцией архивных учреждений в Академии наук рукописи Архангельского собрания нашли постоянное место хранения в Рукописном отделе Библиотеки Академии наук (1229 ед. хр.). В 1933 году поступили еще 82 рукописи, среди которых также были рукописи Сийской библиотеки. В составе Архангельского собрания наибольшее число книг представлено из Антониево-Сийского монастыря - 328 ед. Архив Антониево-Сийского монастыря поступил поступил в ЦГАДА. Некоторое количество рукописей находится в Государственном архиве Архангельской области, Архангельском областном краеведческом музее. Работа по выявлению рукописных материалов Сийской библиотеки была начата еще в Архангельском древнехранилище. Имеется целый ряд публикаций членов Архангельского Церковно-археологического комитета об ее отдельных памятниках (вышли в Архангельске в конце 19-нач. 20 вв.). Эта работа была продолжена сотрудниками Библиотеки Академии наук и других научных учреждений. В разные годы идентификацией рукописей занимались В.А. Петров, М.Н. Мурзанова, М.В. Кукушкина, Л.В. Белова, Е.А. Рыжова, Ф.В. Панченко, А.В. Сиренов, Ю.А. Грибов. Особенно повезло рукописной части библиотеки: в основном она оказалась в фондах БАН (составляет ценнейшую часть Архангельского собрания). Сотрудники БАН осуществили реконструкцию рукописной части, провели исследования фондов ряда библиотек, выявив Сийские рукописи, опубликовали это исследование в своих трудах. (см.: Белова Л.В., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийского монастыря //Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978. С.154-187). Интерес к рукописям Сийской библиотеки не ослабевает, появляются новые публикации, посвященные ее отдельным памятникам. Одни из последних: исследование Е.К. Братчиковой («Сийское Евангелие 17 века и живопись позднего средневековья», опубл. в ежегоднике «Памятники культуры»), публикация доклада Т.М. Кольцовой («Архимандрит Антониев-Сийского монастыря Никодим и его рекомендации по реставрации икон»). Таким образом, в настоящее время библиотека и архив монастыря оказались рассредоточены в разных хранилищах страны. На сегодняшний день ее фондодержателями его являются: Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Центральный государственный архив древних актов, Государственный исторический музей, Архангельский государственный архив Архангельской области, Архангельский областной краеведческий музее, Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова и др. Когда-то Владимир Иванович Малышев, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома (ИРЛИ) сказал: «Мы должны быть благодарны Северу – он возвратил нам памятники старины фактически из небытия». И это действительно так. Но возвратив, сам Север оказался лишен той богатейшей культурной почвы, которая формировалась трудом и высокими духовными устремлениями многих наших предшественников.
|