Сийское Евангелие XIV века
ПУБЛИКАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ
Датируется 1339 годом, написано в Москве при Иване Калите дьяками Мелентием и Прокопием специально для Лявленского Богородического монастыря (впоследствии причисленного к Сийскому монастырю), долгое время хранилось в Антониево-Сийском монастыре, затем в Архангельском древлехранилище, в настоящее время – в библиотеке РАН. Принадлежит к числу служебных евангелий - апракос, где текст расположен не по евангелистам, а по порядку их чтения во время церковной службы. Евангелие написано на пергамене, на листах размером 31,7 х 25 см. состоит из 216 листов. Страницы не имеют нумерации. Переплет тонкий, обтянут пергаменом, украшен краской, возможно, относительно новый. Металлических украшений евангелие не имеет. Текст написан в два столбца «рыжими» чернилами уставом. На каждой странице помещается по 24 строки. В начале имеется заставка, заголовки и инициалы написаны киноварью и зеленой краской: представляют из себя птиц и драконов, либо искусное и разнообразное переплетение линий, либо разного рода завитушки. Имеющиеся на полях евангелия приписки сделаны частично так называемой уставной скорописью, а частью старинной скорописью конца XV и начала XVI века, киноварью, и рыжеватыми чернилами. Заставка имеется всего одна в самом начале евангелия; она четырехугольная, с завитушками по углам и с приподнятою верхней частью; состоит из перевитых линий со змеиными головами и двух драконов, выведенных киноварью; пространство между фигурами закрашено зеленой и синей краской. В Сийском евангелии имеется одна миниатюра с изображением Спасителя, благословляющего 12 апостолов. Спаситель изображен как бы стоящим у входа храма, окрашенного в светлозеленый цвет с восьмиугольным куполом, покрытым желтой с золотыми бликами крышей и увенчанным четырехугольным к краям расширяющимся золотым крестом. Спаситель в желтом с позолотой хитоне и верхней синей ризе; пальцы правой руки сложены для благословения; в левой руке Спасителя свиток. Вокруг головы Спасителя золотой нимб. Первым из апостолов изображен, судя по всему, святой Петр: он немного согнувшись подходит к Спасителю за благословением, левая рука его прижата к груди, а правая простерта; за ним остальные апостолы в такой же позе; последним изображен в виде юноши, без бороды и усов, видимо Святой Иоанн. Лица и одежды их раскрашены, одежда в синий, зеленый и желтый цвета разных оттенков. Лики Спасителя и апостолов выписаны живо, округленно; каждому из них придано особое выражение; у Спасителя лик благодушный, взор кроткий, черты лица мелкие, поза простая, но благородная; на лицах апостолов изображено благоговение, выражение лиц разное. Как композиция миниатюры, так и ее техника указывают на то, что рисовальщик был для своего времени человек художественно развитый и при том искусный, опытный в деле рисования. Записи на страницах евангелия называют имя рисовальщика - Иоанн. Имеющаяся в конце евангелия памятная запись дает ясные указания на время и место написания ее, а вместе с тем и рассматриваемого евангелия, лиц, которые его писали и лиц, по поручению которых оно написано. Из записи видно, что Сийское евангелие написано в 6847 году от сотворения мира в г. Москве при великом князе Иване Даниловиче Калите по поручению некого чернеца Анания «на Двину к Св. Богородице» дъяками Мелентием и Прокошей. Запись дает Сийскому евангелию силу и значение точно датированного письменного памятника, благодаря чему оно может служить исходным пунктом при изучении древнего славянского и русского языка и славянского евангельского текста в частности. Благодаря своим палеографическим особенностям оно может служить в то же время указателем для определения времени написания многих славяно-русских рукописей XIII-XIV вв., не имеющих на себе даты и места написания. Помимо общеисторического значения запись имеет огромное местное значение, поставив перед исследователями ряд важных вопросов: что это за «Св. Богородица на Двине», кто такой чернец Ананий, по заказу которого написано евангелие, почему оно было заказано в Москве, а не в Новгороде, куда Двинская область притягивалась в XIV в. как в политическом, так и в церковном отношении, чем объяснить имеющееся в этой записи похвальное слово великому князю Московскому Ивану Даниловичу и т. д. Исследователями было установлено, что евангелие написано для бывшего Лявленского во имя Успения Пр. Богородицы монастыря, находящегося в 30 верстах от Архангельска по р. Двине в с. Лявля бывшего Архангельского уезда. Основанный около 30-х годов XIV века Лявленский Богородичный монастырь на первых порах несомненно нуждался в разного рода богослужебных принадлежностях и с целью удовлетворения одной из насущных потребностей вновь основанного монастыря – отправления в нем правильного богослужения чернец (скорее всего вновь основанного монастыря) Анания и заказал дъякам Мелентию и Прокоше написать евангелие. В 1633 г. Лявленский монастырь был присоединен к Сийскому монастырю. Очевидно, что все ценности Лявленского монастыря, в том числе и рукописные богослужебные книги, были переданы на хранение в Сийский монастырь. По месту своего хранения в Антониево-Сийском монастыре евангелие и носит название Сийского. Кто же именно был чернец Ананий остается неизвестным. Однако можно говорить, что он был почитатель великого князя Московского Ивана Калиты, поклонник его политики, и это видно из помещенного в записи похвального слова названному князю. Евангелие судя по всему было в свое время в большом употреблении, но, несмотря на это, сохранилось прекрасно и в плане сохранности представляет большую редкость. Евангелие не издавалось. К сожалению, внимательному изучению ученых не подвергалось. Представляет интерес как одна из немногочисленных древних книг, созданных специально для Поморья.
|