“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


Трифон (Плотников), архимандрит, Карушев А. Ю. Из истории создания библиотеки Антониево-Сийского монастыря / Архимандрит Трифон, А. Ю. Карушев // Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности: Материалы межрегиональной науч.-практич. конф. Архангельск, 29-30 июня 2001 года.— Архангельск, 2001.— С. 52–65.   

 

Испокон веков русские монастыри были хранителями русской культуры, русской книжности. И северные монастыри имели богатые как по содержанию, так и по количеству рукописных и печатных  книг библиотеки. Самым большим собранием рукописных и печатных книг на Севере, после  Соловецкой обители, обладал Антониево-Сийский монастырь. Формировалась библиотека на протяжении нескольких столетий, поэтому для более детального описания ее истории удобнее рассматривать по векам.

XVI век. Начало библиотеки относится к зарождению Антониево-Сийского монастыря, к тем дням, когда обитель возглавлял ее основатель преподобный Антоний Сийский. Он игуменствовал с 1520 по 1556 гг.

В мемориальной записи на камне в трапезной палате о преподобном Антоние  говорилось: «От детства добродетели и целомудрия бысть рачитель, книжному чтению и изуграфству от 7 лет навыче». Ранний навык чтения, любовь к книге отразились и на составе собранной им библиотеке, которая для того времени была весьма разнообразной и свидетельствовала о высокой образованности преподобного. К моменту блаженной кончины преподобного Антония (1556 г.) в библиотеке по отписному списку, составленному им самим для нового игумена Кирилла, числилось 66 рукописей (1, с. 25).

Книги поступали разными путями: вклады, покупка, переписывание текстов. Основной источник комплектования в XVI в. и в более поздние времена тоже были именно многочисленные вклады. Сохранилась вкладная книга, где учтены все дары в монастырь с 1576 г. до XVIII в. На протяжении этого времени были пожертвованы 101 рукописная  и 13 печатных книг, что составляет треть всего рукописного собрания (1, с. 42).

Приписки на полях рукописных книг свидетельствуют о том, что самые ранние вклады относятся к 1528 г., т.е. почти ко времени основания монастыря. Первый вкладчик — «Самсон Аникиевич с Колмогор христолюбец» — положил «в дом живоначальной Троицы на Михайловском озере» Минею на сентябрь (БАН. Арханг. Д.12). В 1548 г. от соловецкого игумена Гермогена поступило Житие соловецких чудотворцев (БАН. Арханг. Д.155). От старцев Гурия и Венедикта в 1561 г. получены Поучения аввы Дорофея (БАН. Арханг. Д.28. л. 3-5.). Великолепный памятник орнаментального искусства — Четвероевангелие положил в «Онтониеву пустынь на Сею» Угрим, «васильевский человек Воронцова» (БАН. Арханг. 1209. Л.11-15.). «Игумену Антонию з братией» прислали из Троице-Сергиевого монастыря Псалтырь иноки «Пафнотий Протасьев да Васиан да Гурей Коровины» с просьбой записать иноков, инокинь и мирян – всего 20 имен – в синодик (БАН. Арханг. Д. 23, л. 7-25) (1, с. 43).

Следует особо отметить вклады царя Ивана Грозного. Так, по описи Антониево-Сийского монастыря 1597 г. выявлены названия трех рукописей, подаренных царем монастырю в разное время: в 1577-1578 гг. – Толкование на Луку евангелиста и Василий Великий в полдесть,... наугольники медные; в 1583 г. – Канон Антония чюдотворца, в десть, творение Ивана царевича, в коже (2, с. 390 ).

Царевич Иоанн Иоаннович был автором одной из редакций Жития Антония Сийского, Стихиры и Канона преподобному. Зная, что убиенный им в припадке гнева царевич «к чудотворцу Антонию держал веру», Грозный одаривал монастырь за «милостынный хлеб для сына», при этом среди пожертвований были и книги (2, с. 390-391). 

Судя по сохранившимся сведениям, в XVI в., да и в последующем тоже, книги для монастырской библиотеки покупали редко. Установлено, что за 120 лет таких книг скопилось всего 13. Так в XVI  веке были куплены  три  книги: две «Деяницы», и в 1583 г. — «Псалтырку следованием» (1, с. 46).   

Занимались в Антониево-Сийском монастыре и перепиской книг. В XVI в. книги переписывали в основном приглашенные по найму дьяки, а иногда иноки монастыря. Количество переписываемых книг было нестабильным и зависело от деятельности настоятелей. С 1578 по 1581 гг. за плату было создано 13 книг.

В 1577-1578 гг. по поручению игумена монастыря Питирима, монах Иона составил первую редакцию Жития преподобного Антония Сийского. Видимо, с этого списка дьяк Никита за деньги переписал два Жития Преподобного.  В 1578 г. на Поместном Соборе был канонизирован — причислен к лику святых — преподобный Антоний Сийский. В то же время царевич Иоанн, сын царя Ивана IV, написал новую редакцию Жития преподобного Антония. В год канонизации, естественно, появилась настоятельная необходимость растиражировать текст Жития, и в монастырской библиотеке появляются семь вновь изготовленных списков Житий преподобного. Кроме того, в 1579 г. для библиотеки переписан один Октоих, Житие Михаила, а в 1581 г. Канон ярославским чудотворцам и одно Житие преподобного Антония. (1, с. 50). Согласно последних исследований, из семи списков  Житий преподобного Антония, переписанных в монастыре в 1578 и 1581 гг., только два списка написаны с редакции царевича Иоанна (3, с. 50).

К концу XVI в. (по описи 1597 г.), несмотря на пожар 1593 г., в библиотеке значилось уже 168 рукописей и 13 печатных книг.

Прежде чем перейти к рассмотрению истории  монастырской  библиотеки в XVII в., следует сказать несколько слов о рукописях, собранных самим преподобным Антонием Сийским. К моменту его блаженной кончины в библиотеке находилось 66 рукописей. Известно, что шесть из них погибли при пожаре 1593 г.

XVII век. Еще при жизни преподобного Антония монастырь стал значительным духовным центром не только Подвинья, но и всего Русского Севера. Большой известностью пользовался он и в Москве. В 1543 г. великий князь Иван Васильевич пожаловал Сийской обители земельные угодья, рыбные ловли.  В 1545 г. были получены судебные и финансовые льготы.(5, с. 5).  

К началу XVII в. Антониево-Сийский монастырь становится крупным землевладельцем. Только в одном Емецком стане ему принадлежало 50 деревень и починок.

В 1597 г., после смерти игумена Питирима, настоятелем монастыря становится игумен Иона — он возглавлял обитель 37 лет, до 1634 года. Именно при нем в Антониево-Сийском монастыре по приказу Бориса Годунова находился в ссылке (1599-1606 гг.) и насильно был пострижен в монашество с наречением имени Филарет боярин Федор Никитич Романов — отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича. Как известно, монах Филарет впоследствии стал Патриархом Московским и всея Руси.

Игумен Иона всячески духовно поддерживал опального монаха и помогал ему всем, что было в его силах. Естественно, что, будучи уже Патриархом, Филарет в благодарность назначил его доверенным лицом по управлению патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородской митрополии. 

В первой половине XVII в., благодаря возрастанию авторитета настоятеля игумена Ионы Антониево-Сийский монастырь, наряду с Соловецким, имел в Поморье особое положение.  Именно при игумене Ионе к Сийскому монастырю было приписано несколько небольших монастырей и пустынь: Емецкий (Покровский) мужской, Кривецкий Успенский мужской, на реке Двине (с. Кривое), Чирцева Троицкая  пустынь, находившаяся на р. Мезени, Троицкая Черевковская пустынь Устюжского уезда и грамотой патриарха Филарета — Пестова пустынь в Ягрыше того же Устюжского уезда. Затем был приписан к Сийскому монастырю и Троицкий Клоновский монастырь на реке Ваеньге, небольшой Успенский Лявленский женский монастырь (6, с. 10-11). Книжные собрания всех этих обителей позднее влились в библиотеку Сийского монастыря.

При игумене Ионе библиотека монастыря пополнялась в основном за счет незначительных вкладов: Евангелие 1627 г. от патриарха Филарета, Евангелие от игумена Корельского монастыря Калистрата, Евангелие от попа Феодосия, Жития Зосимы и Савватия от Феодосия, Беседы на Евангелие Матфея и Толкование Евангелия Марка и Луки, Требник и Псалтырь от сийского постриженника игумена Московского Сретенского монастыря Ефрема (7, с. 46-47).

На выставке «Святыни Антониево-Сийского монастыря», проходившей в Московском соборе Василия Блаженного (август 2000 года, из собраний Архангельского областного краеведческого музея) в экспозиции было представлено Евангелие в серебряном окладе, украшенное гравировкой, чеканкой и драгоценными камнями. Оно подарено Антониево-Сийскому монастырю в 1632 г. Андреем Ивановичем Голубинским.

Примерно около 1633 г. из Лявлинского женского монастыря в Сийскую библиотеку попадает знаменитое пергаментное Евангелие 1339 года, так называемое Сийское Евангелие (1, с. 76). Это выдающийся памятник русского искусства XIV в., самая старая московская рукопись, широко известная в научных кругах с начала ХХ в.                     Рукопись в лист, написана на пергамене четким, крупным, прямым полууставом и украшена единственной заставкой и двумя миниатюрами, которые по характеру письма представляют собой исключительное явление в истории древнерусской книги XIV в. Первая изображает поклонение волхвов Богородице, вторая — Христа с апостолами. В рукописи сохранились имена не только ее переписчиков — дьяконов Мелентия и Прокоши, но и художника, сделавшего красной киноварью очень мелким письмом запись в тератологическом орнаменте: «Господи, помози многогрешному Иоанну написати ми заставицу сию». По замечанию М. Н. Тихомирова, Сийское Евангелие было «роскошным экземпляром, написанным по специальному заказу» (8, с. 187), оно отличается от других московских памятников середины  XIV в. лучшим оформлением, более высоким качеством пергамена, большими размерами (9, с. 119). 

Драгоценная рукопись была написана по заказу великого московского князя Ивана Калиты, незадолго до его смерти, когда Иван Калита по обычаю великих русских князей к концу жизни был пострижен в монахи и принял схиму под именем Анания. Рукопись была специально предназначена для Лявлинского женского монастыря, который был опорным пунктом Москвы, чьи владения располагались по большей части в нижнем течении Двины и по берегу Белого моря. В XIV-XV вв. шла ожесточенная борьба за влияние на территорию Русского Севера между Московским княжеством и Великим Новгородом, и посылка столь дорого подарка в далекий северный монастырь носила скорее всего политический характер и, согласно выводам  Г. И. Вздорнова, призвана была служить  для укрепления московского господства на Двине (10, с. 151).

 Созданное  руками лучших московских мастеров, богато украшенное миниатюрами (книги, написанные до XV в., вообще не имели миниатюр) Сийское Евангелие  по праву занимает исключительное место в общей истории искусства рукописной книги Древней Руси (10, с. 146).

За  период настоятельства игумена Ионы, с 1600 по 1634 гг. было переписано 4 книги: Две книги беседы Евангельские Матфея евангелиста (1610-1611 гг.), Два евангелиста толковые Лука и Марко (1611 г.), О таинстве покаяния Никифора Пасхалевса (1613 г.). (23).

Огромную роль в умножении Сийской библиотеки сыграл игумен Феодосий, который управлял монастырем дважды: с 1643 г. по январь 1652 г. и с1663 по 1688 гг., т.е. в общей сложности почти тридцать пять лет. Он был выдающимся книжником. За период его настоятельства библиотека значительно увеличилась не только с помощью вкладов, но главное — активно переписывались рукописи, и к тому же настоятель передал свою личную келейную библиотеку.

Преподобный Феодосий стяжал себе славу замечательного настоятеля. Он неустанно заботился о благоустройстве обители, прежде всего внутреннем, духовном. Являл монастырской братии пример истинной подвижнической жизни. За свою богоугодную жизнь преподобный Феодосий и обитель 17 сентября 1679 г. были удостоены Господом дивного знамения. Однажды в осеннее время, после полуночи на молитве Феодосий увидел в Троицком соборе среди ночной темноты свет. Спросив у церковного сторожа, не зажжена ли лампада у гроба преподобного Антония или не забыта ли зажженная свеча, и узнав, что все лампады и свечи угашены, он поспешно пошел в храм и увидел у гроба преподобного горящую лампаду, испускающую необычайный свет. Собранная вслед затем к утрени братия свидетельствовала это знамение. Двое больных, помазанных елеем из самовозгоревшейся лампады, получили облегчение от болезни.

Преподобный Феодосий считается местночтимым святым, и готовилась его общецерковная канонизация. Однако события XVIII в. воспрепятствовали сему. Мощи преподобного Феодосия до революции 1917 г. находились в усыпальнице Троицкого собора (11, с. 13-14).

Переписка книг активно велась весь период настоятельства преподобного Феодосия. Их насчитывалось около 30. Большая часть по содержанию связана с именем преподобного Антония Сийского. Это списки его жития — разные редакции, каноны и службы в его честь (1, с. 51). Известно было, что перепиской книг занимался и преподобный Феодосий. В настоящее время выявлено 6 рукописей, написанных полностью или частично самим преподобным (1, с. 108).

В 1658 г. Сийскую обитель постигло большое несчастье. От случайно выроненного угля загорелась новая келья, огонь быстро распространился на все монастырские  постройки и уничтожил все, кроме каменных церквей. Преподобный Феодосий, игуменствовавший в то время в Кожеозерском монастыре, передает Антониево-Сийскому монастырю в качестве вклада 31 книгу из своей келейной библиотеки, в том числе 19 рукописей и 12 печатных книг. После смерти преподобного Феодосия все его келейные книги (всего 52), поступили в библиотеку монастыря, в том числе 24 рукописных и 28 печатных книг (12, с. 53).

Следует сказать несколько слов и о содержании келейной библиотеки преподобного Феодосия. Имелись тексты исторического содержания: Степенная книга, Новый летописец, Хронограф, История Иудейской войны Иосифа Флавия, Сказание Авраамия Палицына, Римские деяния. Рукописи языкового содержания представлены тремя алфавитами и Грамматикой Донатуса, богословие — Просветителем Иосифа Волоцкого, Катехизисом, книгой Максима Исповедника, а также Сборником, в котором помещены Прения с Арием еретиком. Все тексты — первоклассные, списаны с хороших оригиналов преимущественно первоначальной редакции. (1, с. 109).

Несомненно, что преподобный Феодосий понимал значение древнего списка для текстологической жизни памятника и пополнял свое собрание именно такими списками. Интересы его проявились в составлении сборников с богатым подбором житийных текстов северорусского происхождения. В основном это жития основателей небольших северных монастырей, списки которых попадаются нечасто, а некоторые вообще известны только в этих сборниках. (1, с. 109).

Следует остановиться на одной рукописи из келейного собрания преподобного Феодосия, это Житие преподобногоАнтония Сийского (ныне находится в Государственном историческом музее). Рукопись написана под наблюдением преподобного, представляет собою уникальный памятник письменности и книжного искусства. В 153 красочных рисунках запечатлены бытовые сценки из монастырской жизни XVII в.

С именем преподобного Феодосия, как большого любителя книги, связан факт использования в рукописях Сийского монастыря оттисков с гравированных на дереве художественных рамок. В 1670 г. были сделаны в один прогон первые двухцветные (красные и черные) гравированные оттиски с девяти цельных досок. На них изображен преподобный Антоний с «десницей» на фоне изящного цветочного орнамента, кроме того, имелись рамки для текстов – Пасхалия неисходимая, Лунное течение, Часы дневные и нощные, а также разные по виду рамки на 12 месяцев для Святцев (1, с. 109).

Из вкладов, поступивших в библиотеку Антониево-Сийского монастыря за период настоятельства преподобного Феодосия, следует отметить многочисленные вклады его родственников, среди подношений — 35 печатных книг, из них 19 богослужебного содержания, кроме того жития святых, Печерский патерик, сочинения Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Дамаскина, Иоанна Богослова и других святых. Соловецким архимандритом Варфоломеем внесен вклад — Евангелие и Новый Завет. (7, с.52,53).

9 октября 1688 г. преподобный Феодосий мирно почил, дожив до глубокой старости.

В 1693 г. настоятелем монастыря был назначен  иеромонах Никодим. На тот момент в библиотеке монастыря (по описи 1692 г.) числилось 692 книги, из них 359 рукописных и 333 печатных. Таким образом, несмотря на пожар 1658 г., за весь XVII в. библиотека увеличилась в четыре раза. (1,с.30).

Архимандрит Никодим управлял монастырем с 1692 по 1721 гг. Уроженец Русского Севера, он в детстве обучен грамоте, постригся в монахи в Антониево-Сийском монастыре, был на Москве «в строителях». Затем по ходатайству покровителей Сийского монастыря — казначея Московского Патриарха Паисия и Митрополита Псковского Иллариона — был назначен (против воли епископа Холмогорского и Важского Афанасия) казначеем Антониево-Сийского монастыря, а затем настоятелем.

15 мая 1692 года в монастыре была учреждена архимандрия. Игумен Никодим стал первым архимандритом Сийской обители. Это второй выдающийся книжник Сийского монастыря. Известно, что он был одарен художественным талантом, занимался иконописью, составил знаменитый Сийский иконописный подлинник. В числе его произведений и Житие игумена Феодосия. Оно известно в одном списке и до сих пор не опубликовано (БАН, Арх. собр., Д. 408, л. 235-269). (13, с. 391). Так же, как и преподобный Феодосий, свое собрание книг архимандрит Никодим передал библиотеке Сийского монастыря. Книжный репертуар архимандрита Никодима в целом свидетельствует о знакомстве владельца рукописей с современными ему переводными богословско-нравственноучительными и литературными произведениями. Среди его келейных книг были словари, тексты учебного характера (например, «Книга цифирь — счетная мудрость»), а также житийные памятники. Заметим: тематика книг, изготовлявшихся по заказу монастырских настоятелей, менялась в соответствии с изменениями общественно-политических и литературных направлений. Если среди книг, подаренных преподобным Феодосием, преобладали исторические и житийные тексты, то в собрании Никодима была новая переводная литература, которая в России появилась в 1660-1680 г. (1, с.117).

Архимандрит Никодим руководил монастырем до 1721 г., поэтому его деятельность будет рассмотрена нами и в следующей главе, посвященной XVIII в. Но скажем еще об одном из вкладчиков монастыря, выдающимся деятелем  конца XVII в. — патриаршем казначее Паисие. Сын сийского священника, он вырос в северной обители, а в 1676 г., будучи монастырским казначеем, был назначен казначеем Патриарха и переехал в Москву. До конца своих дней Паисий проявлял заботу о воспитавшей его обители. В 1692 г. именно он привез от Патриарха грамоту об учреждении в Сийском монастыре архимандрии, дорогую архимандричью шапку, а также четыре запечатанных сундука, которые завешал вскрыть только после его кончины. В 1694 г. Паисий скончался, его тело по завещанию привезли из Москвы в Сийский монастырь и похоронили рядом с преподобным Феодосием. В сундуке же оказались ценные рукописные книги и среди них выдающийся памятник книжного рукописного искусства — Сийское Евангелие 1692 г. на 954 больших листах с 2500 миниатюрами и весом 22 кг 800г. (находится в библиотеке Академии наук в Петербурге). (14, с.6). Старец преподнес в дар монастырю много исторических рукописей: Хроника Мартина Бельского, Летописец, Степенная книга, Новый летописец, Книга о московском разорении (4. с.10).

XVIII век. По описи 1701 г. в монастырской библиотеке числилось 751 книга, из них 387 рукописей и 364 печатных книг. (1, с 30). В течение настоятельства архимандрит Никодим передал книг из своей келейной библиотеки в библиотеку монастыря 58 единиц хранения. Стремительный поток Петровский реформ ворвался в тишь монашеских келий и во многом изменил уклад монастырской жизни. Книгопечатание к тому времени стало вытеснять рукописные книги. Вклады в монастырь поступали все реже и реже.

В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II монастырские земли и угодья были секуляризированы. У Сийской обители были отобраны крестьяне (монастырь имел в то время 3333 души во всех своих вотчинах и деревнях), все земельные угодья, пожертвованные прежними царями рыбные ловли, солеварни, поля и луга. Сийский монастырь по монастырскому штату был причислен ко 2-му классу и зачислен в классе 36-м (3, с.6).

Согласно екатерининскому указу все маленькие монастыри были упразднены и обращены в приходские церкви. Эта участь постигла и обители, приписанные в разное время к Сийскому монастырю. Таковы были Лявлинский, Кривецкий, Емецкий, Черевковский и другие. Книги были привезены в Сийскую библиотеку. (4, с. 11). Это был последний прирост сийского книжного собрания в XVIII в.

По описи 1790 года фонд насчитывал 940 книг: 561 рукописная и 379 печатных (1, с. 30).

В конце XVIII в. началось изучение Антониево-Сийского монастыря как центра духовной и книжной культуры Двинского края. Определенный этап в научном освоении книжного богатства обители связан с деятельностью архангельских историков-краеведов, работавших по программе Российской академии наук. Архангельский краевед, член-корреспондент Академии наук В. В. Крестинин в своем монографическом труде «Исторические начатки о двинском народе древних, новых и новейших времен», изданном в Санкт-Петербурге в 1784 году, посвятил Антониево-Сийскому монастырю два небольших раздела. (3, с.6).

XIX век. Со второй четверти XIX в. в связи с расширением собирательской и археографической деятельности Академия наук начала систематическое изучение библиотеки монастыря. В 1829 г. Архангельскую губернию посетил археограф П. М. Строев, имевший полномочия осматривать и описывать архивы и библиотеки древних северных монастырей, в том числе и Антониево-Сийского. (3, с.7). Плодом его трудов в разных библиотеках стал книга, выпущенная в 1882 г., «Библиологический словарь и черновые к нему материалы». Уже в конце XIX в. она стала библиографической редкостью. В 1930 г. выпущен сборник материалов «Археографическая экспедиция Академии наук 1828-1834 гг.», где были помещены материалы Северной экспедиции П.М. Строева. В 1877 г. он опубликовал перечень настоятелей и игуменов монастырей Российской Церкви, который включал самый полный список настоятелей и игуменов Антониево-Сийской обители с момента ее образования.

С 31 июля по 6 августа 1876 г. в Сийском монастыре работал известный специалист по русской рукописной книге А. Е. Викторов. Он составил опись 234 рукописей из библиотеки. Позднее это описание было опубликовано в итоговом труде А. Е. Викторова «Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России» (4, с.13).

В 1885 г почти на всех книгах  сделана пагинация, а для иных составлены оглавления на особо приклеенных листах. Этот кропотливый труд пополнил игумен Полиевкт, временно проживавший в Сийском монастыре с 1885 г. до августа 1891 г.(4, с.13).

Результатом собирательской деятельности нескольких академических экспедиций на Русский Север и работ ученых Москвы и Санкт-Петербурга стало издание серии сборников исторических документов, куда вошло значительное число актов Антониево-Сийского монастыря. Издание это выпущено в 1913 году в Архангельске (3, с. 7).

С 1849 г. в связи с образованием Императорского Русского географического общества началось научное освоение малоизученных отдаленных территорий Российской империи. Писатель С. В. Максимов, путешествуя в 1856 г. по Северу в составе научной экспедиции Императорского Русского географического общества, побывал и в Антониево-Сийском монастыре. Итогом его деятельности стала книга «Год на Севере», где один из очерков посвящен Антониево-Сийскому монастырю.

XX век. В 1903 г. архив монастыря (около 17 тысяч бумаг и 359 рукописных книг) были переданы в Архангельское Древлехранилище. Над описанием архива и книг работал целый коллектив тогдашних историков и краеведов — И. М. Симбирцев, А. В. Кириллов, В. П. Челмогорский, П. А. Павловский, А. В. Теремицкий, Г. К. Богуславский и другие. Итогом их исследований стала серия научных публикаций в журнале «Архангельские епархиальные ведомости».

Исследование библиотеки монастыря и актовых материалов продолжалось и после образования в 1908 г. Архангельского общества изучения Русского Севера. Результаты публиковались в журнале «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера» (3. с.12).

В 1917 г. в Москве выходит книга А. Ф. Изюмова «Вкладные книги Антониево-Сийского монастыря в 1575-1694 гг.». Этой книгой заканчивается дореволюционный период исследования истории библиотеки Антониево-Сийского монастыря.

Наступил 1917 год. Не обошли стороной революционные преобразования и Антониево-Сийский монастырь.

30 апреля 1920 г. представители Емецкого волисполкома в присутствии настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Гурия и братии составили опись имущества обители и всех церквей (17). 12 октября того же года временным заведующим секцией музеев и охраны памятников старины и искусства Наркомпроса г. Архангельска Ревой были отобраны наиболее ценные предметы и вещи для Архангельского краеведческого археологического музея (иконы, платы, полотенца, подвески, евангелия, панагии, кресты, потиры и прочее) (18). Оставшаяся библиотека и часть архива, видимо, оставались в Сие до 4 августа 1923 г., дня окончательной ликвидации имущества  и закрытия монастыря.

Анна Павловна Иванова и иные живущие в д. Залебедке, вспоминают: «…после закрытия монастыря туда бегала маленькой, в монастырской ризнице было очень много книг, и куда их после увезли, не известно...» (19).

4 августа 1925 г. Дом книги им. Ломоносова сообщил в Административный отдел ГИК о выполнении Постановления ГИК от 10.11.1922 г. о передаче губернскому книгохранилищу библиотек упраздненных монастырей. Фактически речь могла идти лишь о библиотеке Сийского монастыря (22).

Часть богатейшего архива за XII-XX вв., включавшая в себя документы и приписных монастырей, и сийская библиотека, которые находились в Архангельском Епархиальном древлехранилище (помещение Михайло-Архангельского монастыря) были переданы в 1927 г. Ленинградскому филиалу Института Российской истории, а также в рукописный отдел Библиотеки Российской академии наук.

Часть рукописей и ныне хранится в рукописном отделе Архангельского областного краеведческого музея, в том числе подлинник духовной грамоты преподобного Антония Сийского 1556 г.

Во второй половине ХХ в. изучением актового материала и библиотеки Сийского монастыря занимались историки Н. С. Чаев, Г. Н. Образцов, В. В. Брызгалов и другие. Значительная работа по выявлению книг из библиотеки Антониево-Сийского монастыря, находящихся сейчас в различных хранилищах была проведена М. Н. Мурзановой, которой удалось обнаружить 280 изданий. В 1977 году в Ленинграде вышел капитальный труд доктора исторических наук М. В. Кукушкиной «Монастырские библиотеки Русского Севера, где особое внимание уделено библиотеке Антониево-Сийского монастыря, выявлены структура и состав библиотеки в различные периоды ее существования (XVI-XVII вв.), а также говорится о монастырских книжниках и писцах.

Сотрудниками Рукописного отдела Российской Библиотеки Академии наук А. А. Амосовым, Л. Б. Беловой и М. В. Кукушкиной сделано современное научное описание Архангельского собрания РО БАН. В 1989 г. вышел первый выпуск этого труда который содержит описание 189 рукописных книг из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. (24).

В 1996 г., к 440-летию со дня преставления преподобного. Антония Сийского, в Архангельске сотрудниками краеведческого отдела Архангельской областной научной библиотеки была подготовлена тематическая библиография работ, связанных с Антониево-Сийским монастырем. (25).

В прошлом году вышла замечательная книга историка из Сыктывкарского университета Е.А. Рыжовой, посвященная изучению литературной истории одного из произведений северно-русской агиографии XVI в. — Жития Антония Сийского. Исследование тесно связано с изучением библиотеки Антониево-Сийского монастыря и книжниками этой северной обители. (26).

В 1992 г. монастырь передан (по акту от 13 августа) Русской православной церкви. И с самого начала возрождения обители стала формироваться новая монастырская библиотека. В ее основу легли современные издания богослужебных книг, житийная литература, историческая и богословская. Поступают и дореволюционные печатные издания, среди них есть несколько книг, ранее принадлежавших монахам Антониево-Сийского монастыря. Ныне библиотека насчитывает около 10 тысяч книг и журналов.

С марта 2000 года братия монастыря стала издавать ежемесячную газету «Духовный Сеятель».

 

 

1.  Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. Л ., 1977.

2.  Кукушкина М.В. Рукописные книги, подаренные Иваном Грозным в Антониево-Сийский и Соловецкий монастыри // Культурное наследие Древней Руси: Сб. ст. М., 1976.

3.  Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь: Житие Антония Сийского. Кн. центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000.

4.  Теремицкий А. К истории рукописной библиотеки Сийского монастыря. Архангельск, 1913. Отд. отт. из «Арханг. епарх. ведомостей».

5.  Макарий, епископ. Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре // Чтения в Имп. О-ве истории и древностей российских. М.,1878. Кн.3, июль-сент.

6.  ГААО. Приложение 2 к описи Ф56 «Антониево-Сийский второклассный монастырь» / Сост. Н.А. Шумилов. 1985 г.

7.  Перовский В. Антониево-Сийский монастырь // Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902.

8.  Тихомиров М.Н. Древняя Москва (XII – XV вв.). М., 1947.

9.  Сморгунова Е.М. Древнейший московский рукописный памятник (Палеографическое описание и вопрос об оригинале рукописи 1339 г. БАН, № 38) // Источниковедение и история русского языка. М., 1964.

10.  Вздорнов Г.И. Из истории искусства рукописной книги XIV века // Древнерусское искусство: Рукоп. книга: Сб. [ст.] 1. М., 1972.

11.  Кириллов А. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского монастыря. 2-е изд. Архангельск 1902. Отд. отт. из «Арханг. епарх. ведомостей».

12.  Изюмов А.Ф. Вкладные книги Антониево-Сийского монастыря, 1575-1694 (7084-7202) гг. М., 1917.

13.  Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3 (XVII в.), ч.2. / ИРЛИ. СПб.,1993.

14.   Соломина В.П. Святыни Антониево-Сийского монастыря [из собрания Архангельского краеведческого музея: Буклет]. М., 2000.

15.  XXV-летие Архангельского Епархиального церковно-археологического комитета. Архангельск, 1912.

16.  Зыбковец .В.Ф. Национализация монастырского имущества в Советской России (1917-1921). М., 1975.

17.  ГААО. ФР-286. Оп.1. Д.1018. Л.16-17. Предисловие к описи Ф56 «Антониево-Сийский второклассный монастырь / Сост. Н.А. Шумилов. 1985 г.

18.  Там же.

19.  Архив Антониево-Сийского монастыря. По воспоминаниям А.П. Ивановой. Запись 1992 года.

20.  ГААО. Ф286. Оп.1. Д1016. Ч11. Л.144-148. Предисловие  к описи фонда № 56 «Антониево-Сийский второклассный монастырь» / Сост. Н.А. Шумилов 1985 г.

21.  ГААО. Ф. 352. Оп.1.Д. 434. Ч.1. Л.9. Предисловие  к описи фонда № 56 «Антониево-Сийский второклассный монастырь» / Сост. Н.А. Шумилов. 1985 г.

22.  ГААО. Ф. 4097. Оп.1. Д.70. Л.87. Предисловие к описи фонда № 56 «Антониево-Сийский второклассный монастырь» / Сост. Н.А. Шумилов 1985 г.

23.  Чаев Н.С. Из истории вотчинной политики крупного духовного феодала Поморья в XVII веке // Учен. зап. ЛГУ. Сер. ист. наук. Л., 1941. Вып. 8.;Брызгалов В.В. Челобитная Антониево-Сийского монастыря 1540 г. Археографический ежегодник за 1978 г. М., 1979; Амосов А.А. Архивы Двинских монастырей: Очерки по истории организации и складывания архивов духовных корпораций: Дис. … канд. ист. наук. М, 1974; Копийная книга Антониево-Сийского монастыря // Археографический ежегодник за 1971г. М., 1971; Сотные грамоты Антониево-Сийскому монастырю 1578 и 1593 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2.

24.  Описание Рукописного отдела БАН СССР /Сост. А.А. Амосов, Л.Б. Белова, М.В. Кукушкина Л., 1989. Т. 8, вып. 1.: Рукописи Архангельского собрания.

25.  Троицкий Антониево-Сийский монастырь: Каталог кн.-ил. Выставки. Рукоп. / Сост. З.В. Истомина, М.А. Смирнова, О.А. Соловьева. Архангельск, 1996.

26.  Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Кн. центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000.

 

 

 

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова