“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

 

  Филарет (Романов), московский патриарх, в миру Федор, происходил из рода Романовых и был старшим сыном многосемейного боярина Никиты Романовича Юрьева. Родился около 1550 года от первого брака отца с В.И. Ховриной. Высокого роста, стройный и красивый, Федор слыл в Москве за первого франта. Природа наделила его большим умом и государственными способностями. Все это, вместе с богатством, создало Федору Никитичу в Москве популярность и открыло широкое поприще для государственной деятельности.

  Он занял влиятельное положение при дворе. Между Федором Никитичем и Борисом Годуновым при царе Федоре установился «завещательный союз дружбы». Федор Никитич быстро двигался по службе. В 1585 г. был наместником в Нижнем, в 1590 г. – воеводой в шведском походе, в 1593 г. наместником в Пскове и вел переговоры с послом императора Рудольфа, в 1596 г. – снова воеводой. Счастливо сложилась и семейная жизнь Федора Никитича. Он был женат на дочери костромского помещика И.В. Шестова, Ксении.

  После смерти царя Федора блестящая карьера Федора Никитича прервалась. Вопрос о замещении престола развел Романовых с Годуновым, сделал их врагами. Воцарившийся Борис Годунов стал искать случая избавиться от главного претендента на престол Федора Никитича. Годунов приказал всех Романовых арестовать и отправить в ссылку, а своего главного соперника постричь.

  В 1601 году Федор Никитич был отправлен в ссылку в Антониево-Сийский монастырь. Там его насильно постригли в монахи под именем Филарет, приставили к нему пристава Воейкова, который должен был наблюдать за каждым его шагом и обо всем доносить Годунову. Жену Федора Никитича Ксению Ивановну постригли под именем Марфы и сослали в Заонежье в Егорьевский погост. Их малолетних детей сослали на Белоозеро. Внезапная смерть Годунова принесла Филарету свободу и снова открыла доступ к государственной власти.

  Первый самозванец Лжедмитрий I  вернул Филарета из ссылки и в 1605 г. возвел в сан ростовского митрополита, а Лжедмитрий II ("Тушинский вор ") провозгласил его патриархом всея Руси. Когда Москва была захвачена поляками, Филарет вместе с другими знатными москвичами отправился в Польшу для переговоров с королем Сигизмундом. Миссия посольства не увенчалась успехом, ее руководители были захвачены поляками в плен. Из плена Филарет вернулся только после вступления на престол своего сына Михаила Федоровича.

  24 июня 1619 г. Филарет был посвящен в сан патриарха и до своей смерти стоял во главе церковного управления, принимая деятельное участие в управлении государством. Все акты издавались от имени обоих государей, но фактически государством правил Филарет.

  Установившийся при Михаиле порядок соправительства царя с народом Филарет отменил, прекратил постоянный созыв земского собора, вернул управление к досмутной форме самодержавия с ярко выраженным личным характером. Благодаря политическому союзу отца и сына значение патриарха всероссийского заметно возросло. Филарет, так же как и царь, получил титул «великого государя», двор патриарха был организован по образцу двора государева, были расширены патриаршие вотчины, увеличилась власть патриарха над населением этих вотчин, управление патриаршей областью было облечено в формы, подобные светским учреждениям. Для управления патриаршими вотчинами были учреждены 4 патриарших приказа, во главе каждого стоял патриарший боярин. Для устроения земли в хозяйственном и правовом отношении Филарет составил новые писцовые книги, удалил от власти неугодных бояр, учредил особый приказ для принятия жалоб на приказных людей и расследования злоупотреблений. Наделенный большой властью, обремененный государственными делами, патриарх Филарет энергично принялся за исправление недостатков русской церковно-общественной жизни. Он заботился об искоренении нравственной распущенности, особенно усилившейся в эпоху смуты, насаждал школы, при Чудовом монастыре завел греко-латинское училище, заботился об исправлении церковных книг. В 1620 г. Филарет восстановил при Никольском монастыре типографию, положил основание типографской библиотеки. Патриарх Филарет печатал свои сочинения, например: «Поучение великого господина на поставление митрополитам, архиепископам и епископам» и др.

  Эпоха патриаршества Филарета оставила заметный след в истории русской церкви. Скончался патриарх Филарет 7 октября 1633 г., погребен в Москве в Успенском соборе Кремля.

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова