“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
22.08.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
<--


 Макаров Н.А.

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник ПГУ им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск 

 


Антоний Сийский и Шелековский приход Онежского уезда Архангельской губернии в 16 –  начале 20 века


Шелековский приход имеет очень древнюю и поучительную историю. Она началась в 1513 году, когда здесь поселился будущий основатель Сийского монастыря инок Антоний. Еще в 1508 году в Спасо-Преображенскую Кенскую пустынь преподобного Пахомия поступил Андрей Никифорович, уроженец деревни Кехта Двинской волости(1). Кенская обитель находилась  на левом берегу реки Кены, притоке Онеги, в четырех верстах от Великого озера (Кенозера)(2). Основатель и игумен монастыря Пахомий (1450-1525)(3) сам взял тридцатилетнего Андрея под свое руководство. К сожалению в ряд изданий вкралась ошибка. Так А. Никольский в статье «Пахомий, преподобный Кенский» в «Русском биографическом словаре ошибочно утверждает, что Пахомий Кенский – ученик Антония Сийского(4). И эта ошибка переходит из одного издания в другое.
При постриге в мантию(5) Андрей получил имя Антоний, в  честь Антония Великого. Находясь в Пахомиевой обители Антоний держался исключительно стойко, «пищу вкушал через день и то не досытости». Время проводил не только «за чтением божественных писаний и пением отеческих гимнов». Первоначально Антоний «трудился в поварне». Антоний, отличаясь большой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные, «мог трудиться за двух и за троих». В то время в Пахомиевом монастыре не было священника. Пахомий Кенский с братией «упросили Антония принять на себя сан священства».(6)  Когда его рукоположили в священнический сан, то не оставляя этих работ, он взял на себя по благословению Пахомия и уход за больными старцами, «подкрепляя духовным словом болящих, сам для них согревал воду и омывал немощные члены…».(7)
Вскоре Пахомий благословил Антония, будущего основателя Антониево-Сийского монастыря, на отшельничество.(8)
Затем Антоний спустился вниз по Кене, а позже по реке Онеге до Благовещенского Ямецкого монастыря, где, по преданию, написал икону Благовещения для вновь построенного храма пустыни. Вскоре он с двумя иноками, Александром и Иоакимом, в поисках места установления обители пришел на Белое озеро.
Возникает вопрос: где располагалось Белое озеро? Длительное время Белым озером называлось Шестово озеро в волостке Шелекса (будущая Савинская волость Онежского уезда Архангельской губернии, ныне Плесецкого района Архангельской области). Отсюда и первая версия дальнейшего пути Антония от Благовещенского Ямецкого монастыря: по Ямецкому волоку с реки Онеги Антоний перешел на реку Емца, спустившись по ней вниз до Белого (Шестово) озера. Но в «Житии Антония Сийского» (во всех редакциях) говорится о том, что Антоний вначале спустился по реке Шелекса (подчеркнуто авт. – Н.М.).
В 16 веке деревни, лежащие по берегам Щукозера (в 60 км севернее от центра волостки Шелекса Мехренского стана Каргопольского уезда. – Н.М.) входили в состав волостки Шелекса. Лишь в 17 веке выделившись в самостоятельную Щукозерскую волость (впоследствие – Яковлевская волость Холмогорского уезда). С 16 века до нашего времени часть Щукозера называют Белым озером. Еще в 20 веке стояла на его берегу деревня Скомороховская.(9) В «Сотной каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи» 1562 года мы находим упоминание о деревне «на Шестове озере» и отдельное упоминание о том, что «на Белом озере деревня Степановская и с Ыгнатовским». И далее «трет деревни Носковские и с Скомороховским».(10) До наших дней сохранился старинный 60-километровый волок от села Савинское (бывшая волостка Шелекса) на север до Щукозера. Отсюда можно предположить, что Антоний из Благовещенской Ямецкой мужской пустыни, где подтвердил, что он «ремеслом иконописец»(11), перешел вначале на Щукозеро (ныне в 24 км западнее ж-д.станции Обозерская Северной ж.д.). А оттуда по древнему волоку через озеро Торос, а затем по реке Шелекса спустился вниз по течению на савинскую землю.(12) Здесь Антоний поставил часовню, а затем у Черного (Тёмного) порога («Темная стремнина») построил церковь во имя святителя Николая Чудотворца и кельи, «и монастырь оградил». Здесь присоединились к Антонию еще четверо иноков: Исаия, Елисей, Александр и Иона.(13)
«Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей…», изданное в 1910 году, также утверждает, что преподобный Антоний основал при впадении реки Шелекса в реку Емца «Николаевский Шелецкий монастырь».(14) Это подтверждает и собирательница Житий русских святых монахиня Таисия (Татиана Георгиевна Карцева).(15) Прошло семь лет. Вероятно на попытки Антония с братией приобрести часть используемых местными крестьянами угодий последовали гонения со стороны шелековских крестьян: они стали вытеснять Антония с иноками.
Писатель, этнограф, фольклорист Сергей Васильевич Максимов в книге «Год на Севере» (1859 г.), удостоенной малой золотой медали Русского Географического общества, передал старинное предание: когда шелековские крестьяне из ближайшей к монастырю деревни Скроботовская посадили Антония Сийского на плот с иноками и оттолкнули плот от берега(16), сей святой муж изрек: «Жить вам ни серо, ни бело; ни голо, ни богато».(17) Вот так и живем?..
Итак, в 1520 году Антоний оставил савинскую землю и спустился вниз по реке Емце к Северной Двине, а затем, пройдя по реке Сие до Михайловского озера, на острове основал монастырь.
“Волостка Шелекса на реке на Емце” упоминается и в сошном письме “Платёжница Якова Сабурова и Ивана Кутузова с товарищи, лета 7164”, т.е. 1556 года. Из Платёжного письма мы узнаём, что “волостка Шелекса” уже тогда насчитывала 10 деревень, жители которых в государственную казну за пользование землёй несли оброчные платежи в размере 22 алтын, “да за горностали” (за пользование охотничьими угодьями) – “4 алтына, а ямских денег 10 алтын без 2 денег, да вытных 2 денги, да казначеевых пошлин 7 денег, да диячих и подиячих пошлин 2 ж денег…”.(18)
Упоминается “волостка Шелекса на речке на Емце и на Шестове озере”  и в “Сотной каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи ”1562 года. Входила она тогда в Турчасовский стан.
 Уникальность этой писцовой книги в том, что она перечисляет первых жителей «волостки Шелекса».
В деревне на Шестовом озере проживали “Ивашка Юрев, Ортемко Нестеров, Гриша Нестеров, Исачко Денисов да племянник его Ерёмка Захаров, Тимошка Андронов да Ромашко Иванов”. В деревне “Денисовская у Самоилова озера” было два крестьянских двора: Фомки Глебова, Волокитки Левина. Первыми жителями деревни Савинской были Куземка да Петрок Савины, давшие имя деревне. В деревне Ивашка Панкратова (названа в честь первого жителя, впоследствии – Панкратовская. – Н.М.) было два крестьянских двора: Ерёмки Костина да Савки Фёдорова. В деревне Дудоровской: Овдотица Родионова жена Семёнова да Ивашка Карпов. В деревне Гашковской: Осипко Евсеев сын Филипова. В деревне Князевской жил лишь Гришка Ортёмов. В деревне Ивашка Кривоногова (названа в честь первого жителя, впоследствии – Кривоноговская. – Н.М.) жила семья лишь половника Благовещенского Ямецкого монастыря Тимонки Симакова. В деревне Филиповской: Ситко Евсеев и Каска Ондронов.
В состав волости входили и “деревня Степановская с Ыгнатовским… на Белом озере” и «трет деревни Носковские и с Скомороховским» (на Щукозере, в 60-ти верстах. – Н.М.). Таким образом, в 1562 году, в “волостке Шелексе” Турчасовского стана Каргопольского уезда было “дворов 22, а людей в них 29 человек. А четвертные пашни худые, - писал далее Никита Григорьевич Яхонтов “c товарищи”, - земли 42 чети без полуосмины… А оброку за намеснич откуп  2 рубля и 32 алтына з денгою, с обжи по рублю, да пошлин 6 алтын без полуденги, с рубля по 2 алтына”.(19)
 Шелековские крестьяне упоминаются и в «Писцовой книге» Ивана Воейкова 1621-1622 годов, где речь шла о их борьбе за угодья с монахами Ямецкой пустыни.
В 18 веке Шелековский приход украсился великолепным по красоте деревянным храмовым ансамблем.
 На месте обветшалой Никольской церкви, построенной Антонием Сийским по грамоте новгородского митрополита Иова на имя Фомы Хомутова от января 1708 года, был воздвигнут изумительный шатровый, с одной главкой, деревянный храм Воздвижения честного Животворящего Креста Господня. Церковь была освящена 6 сентября 1709 года. Высокий четырехстенный сруб (четверик) в виде квадрата поддерживал удивительный по высоте и крутизне восьмигранный шатер (восьмерик), устремленный ввысь. Снаружи церковь была обшита тесом.(20) Известный русский художник и искусствовед И.Э. Грабарь отмечал, что Воздвиженская церковь имела удивительно интересный архитектурный приём в устройстве придела. К срубу церкви, к нижней его части, примыкали галерея и крытый бочкой, прирубленный с северной стороны придел в честь преподобного Антония Сийского. Сама Воздвиженская церковь и придел имели два сильно выступающих алтарных прируба, разделенных стеной, также покрытых бочками. Своды алтарей внутри выглядели в виде круговой дуги. Паперть была с одной стороны. Храм был украшен пятиярусным иконостасом, с резными колонками, с двумя царскими дверями и двумя боковыми.(21)
 По грамоте новгородского митрополита Димитрия от 12 февраля 1754 года была возведена, а в 1792, после пожара, вновь отстроена величественная кубоватая, однокупольная с четырехскатной крышей деревянная холодная Сретенская церковь с приделом святого Николая Чудотворца. Церковь была освящена по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Вениамина священником И. Стефановым. Храм был продолговатой формы, в виде корабля. Внутри обшит тесом и покрашен. В 1909 году решением Императорской археологической комиссии церковь была разобрана — из-за ветхости.(22)
Член комиссии, известный русский живописец и гравёр, брат известного русского терапевта С.П. Боткина и известного русского писателя В.П. Боткина, Михаил Петрович Боткин (1839-1914) признал, что у Сретенской церкви интересный купол и крыльцо. Другой член комиссии, известный русский археолог, впоследствии член–корреспондент АН СССР Александр Андреевич Спицын (1858-1931) нашёл общий профиль этой церкви весьма гармоничным.(23)
В 1797 году (по другим сведениям в 1847) ансамбль пополнила трехъярусная шатровая колокольня.(24)
В 19 веке на средства Семена и Григория  Михайловых несколько раз производился ремонт как церквей, так и колокольни.
…В конце 18 века в Шелековский приход входило 12 деревень: Бумбатная (в просторечии Исады), Гашковская (Огарково), Денисовская (Нос), Заозерская (Заозерье), Дудоровская и Князевская (Конец), Кривоноговская (у оз. Самылово), Павловская (Выползово), Панкратовская (Под или Подволочье), Савинская (Замостье или Шелекса), Сергиевско-Скроботовская (Вихтюха) и Шестовская (на левом берегу реки Емцы).(25) Уже названия деревень сами говорят о том, как жили крестьяне.
… В Отечественной войне 1812 года против Наполеона прославили себя многие северяне. Особо отличились в Бородинском сражении Архангелогородский и Двинской полки, входившие в армию генерала П.И. Багратиона. В них служили и выходцы из Шелековского прихода (Савинской волости Онежского уезда Архангельской губернии).
По книгам, фильмам, учебникам истории все знают, какое значение придавалось сражению под Бородино и как жестоки были бои. Во время одной из контратак Архангелогородский полк, оборонявший Багратионовы флеши, лишился многих офицеров, ранен был и командир полка. Погиб знаменосец. Афанасий Фуртиков — гордитесь, земляки! — подхватил боевое знамя и ринулся в атаку, увлекая за собой солдат. Полк отбросил врага. А наш земляк, сраженный в бою, упал на землю, истекая кровью. Его удалось вынести с поля боя. Долгое время лечился в лазарете. Дальше служить не мог и вернулся в родной Шелековский приход. Возил почту на волостной почтовой станции, вел немудреное хозяйство. Но все в волости знали: это герой Отечества, так как указом царя Александра I за мужество, проявленное на поле Бородино, он был навсегда освобожден от подати.
Еще одно славное имя — Федул Огарков. За мужество, проявленное в том же Бородинском сражении, был награжден памятной серебряной медалью. Прошел с боями всю Европу и был награжден еще одной медалью — «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Эти бесценные награды до сих пор хранятся у праправнучки героя — жительницы Емцы М.Ф. Диановой.(26)
Во второй половине 19 века население прихода занималось сельским хозяйством. Но с 60-х годов бурное развитие получили заготовка и сплав леса. Крестьяне рубили и сплавляли лес для лесной фирмы Н.И. Русанова, а многие из них занимались бурлачеством — выгонкой и сплавом леса в С.-Петербургской, Новгородской и Олонецкой губерниях, а также  для заводов компании Онежского лесного торга.
1 мая 1892 года, приговором крестьян Шелековского прихода было создано попечительство. Председателем был избран местный священник М. Томихин. В состав попечительства вошли крестьяне: Яков Огарков, Евдоким Меркушев, Андрей Огарков, Василий Фомин и Неофит Нечаев. Неофит Егорович Нечаев за пожертвования и другие заслуги в пользу храма в 1903 году от святейшего Синода был удостоен благословения с грамотой.(27)
Указом императора от 9 января 1900 года псаломщик Крестовоздвиженской церкви Шелековского прихода Николай Васильев был награждён золотой медалью с надписью "За усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте за 50-летнюю службу.(28)
А 24 января того же года по постановлению Архангельского епархиального начальства священник прихода Александр Сидоровский "за ревностное прохождение пастырского служения" был награждён скуфьею.(29)
 В 19 веке Шелековский приход неоднократно посещали епископы Архангельские и Холмогорские: 21 августа 1824 года – Неофит, 13 и 15 февраля 1836 года – Георгий, дважды: 2 марта 1850 и в феврале 1854 года – Варлаам и 9 февраля 1856 года – Антоний.(30)
           В конце 19 века в Шелековском приходе были две деревянные часовни: во имя Св. Пророка Илии и Св. Антония Сийского – на месте построенной им же церкви. Имелось также пять обетных и поклонных крестов.(31)  
В 1887 году была открыта церковно-приходская школа, которая располагалась в одном здании с волостным правлением. Уже в 1895-1896 учебном году в школе обучалось 35 мальчиков и 10 девочек.(32) В то время учительницей была Елизавета Преображенская. 6 мая 1904 года она по указу императора была награждена серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на груди на Александровской ленте.(33) По итогам 1895 – 1896 учебного года среди лучших церковно-приходских школ Архангельской епархии была и Шелековская.(34) А в 1900-е годы — в деревне Князевская открылось училище Министерства народного просвещения. В 1914 году было преобразовано в двухклассное.(35) По представлению обер-прокурора Синода, указом императора России от 6 мая 1911 года “за неслужебное отличие” была награждена серебряной медалью для ношения на груди с надписью “За усердие” на Александровской ленте учительница Шелековской церковно-приходской школы Агния Нифонтова.(36)
В конце 19 века в Шелековском приходе было 164 дома (1890), три магазина, три мельницы, филиал «Торгового дома Н.И. Русанова», почтовая станция, скипидарное предприятие Беломорско-Балтийского общества П. и И. Данишевских. К 1896 году в волости проживало 1075 человек.
К началу 20 столетия Шелековский приход сохранил традиции северорусского фольклора. В 1912 году в приходе работала Сказочная комиссия при Русском географическом обществе (РГО). В 1917 году в Петрограде издательство А.М. Смирнова сделало два выпуска «Сборника великорусских сказок архива РГО», в который вошли сказки «Злая невеста», «Железный конь» и другие, записанные от народного сказителя Ф.В. Огаркова.(37)
 31 января - 3 февраля 1914 года в Шелековском приходе 4-го Онежского благочиния проходили торжества освящения вновь построенного одноглавого деревянного трёхпрестольного с колокольнею храма во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, Сретения Господня и в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.
Строительство храма продолжалось около трёх лет. Поражают размеры этой церкви: высота – 10 саженей, т.е. 21,3 метра, длина – 16 саженей  2 аршина, т.е. 35,5 метра, ширина – 7 саженей 1 аршин, т.е. 15,5 метра. Церковь была покрыта железом, выкрашенным в золотисто-медный цвет.
Храм был сооружён большей частью на средства самих жителей Савинской волости, собиравшиеся более десяти лет под руководством строительной комиссии во главе с местным священником отцом Александром Сидоровским и церковных старост Неофитом Егоровичем и Петром Неофитовичем Нечаевыми. Было собрано около двадцати тысяч рублей.
Внутри храма поражал своей красотой трёхярусный позолоченный иконостас, украшенный резьбой. Средний, главный, иконостас был установлен на средства председателя попечительского совета в приходе Г.С. Михайлова.(38) Личность Григория Семеновича Михайлова представляет особый интерес. Родился он в 1867 году в деревне Князевская. В начале 900-х годов служил приказчиком на лесопильном заводе «Н.Русанов и сын» в Онеге. В 1907 году в числе двух представителей от Архангельской губернии был избран депутатом II Государственной Думы.(39) Указом  императора от 6 декабря 1915 года Г.С. Михайлов и П.Н. Нечаев были награждены серебряными медалями для ношения на груди на Станиславской ленте.(40)
  С благословения епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила освящал новый храм в селе Савинское благочинный 4-го Онежского округа священник Павел Титов при участии священников Шелековского, Биричевского приходов и дьякона Турчасовского прихода, а также нескольких псаломщиков.
Особую торжественность празднику придали певчие-монахини Благовещенского Ямецкого монастыря во главе с настоятельницй Мариамной, приглашённые Г.С. Михайловым.
 Заслуживает внимания пожертвование  Савинскому храму прекрасной работы паникадила, которое было сделано крестьянином Заостровского прихода Архангельского уезда А.А. Чистиковым.
Следует отметить и тот факт, как писал очевидец тех событий, что “население Шелековского прихода во все дни праздников освящения храма провело себя благопристойно…”(41)         
В 1913 году за счет «средств местного губернского земского дорожного капитала [были] …устроены подъездные пути к железнодорожной линии от …Савинской волости …к ст. Емца… протяжением… 16 14 версты».(42)
1914 год выдался для Шелековского прихода и несчастливым — полностью исчезла с лица земли после пожара деревня Панкратовская.(43) Но жизнь прихода продолжалась...
… Более 80 уроженцев Савинской волости были участниками Первой мировой войны. За мужество и храбрость уроженцы деревни Исады: Василий Иванович Хомутов стал Георгиевским кавалером, а братья Андрей и Матвей Филимоновичи Нечаевы были трижды удостоены Георгиевских наград. Трое братьев Хомутовых из Подволочья  тоже Георгиевские кавалеры: Василий был награжден тремя Георгиевскими крестами и двумя Георгиевскими медалями.
Сыновья балтийского моряка Демьяна Огаркова из деревни Огарково: Александр, Георгий, Петр и Степан – тоже кавалеры Георгия, все – участники знаменитого Брусиловского прорыва. Александр погиб в этом сражении. Петр (отец савинского краеведа А.П.Огаркова) был награжден за храбрость именными серебряными часами, самовзводом и произведен в офицеры.
Георгиевским кавалером был и Семен Петрович Попов. 
…Воинская слава сыновей Шелековского прихода передается из поколения в поколение.
Матвей и В 1918 году в Шелековском приходе проживало 1595 человек.(44)
В начале 1930-х годов Шелековский приход был ликвидирован. Здание Крестовоздвиженской церкви было передано Савинскому сельскому совету под клуб.(45) В 1980-е годы остатки церкви были разобраны.
Известны имена и священников с начала 18 века: это Петр Никифоров, Кондрат Петров, Никита Кондратов (1744 -1770), Матвей Иванов (1770 – 1778), Димитрий Марков Кораблёв (1778 – 1797), Иоанн Димитрий Марков (1797 – 1830), Димитрий Вальнев (1830 – 1834, 1846 – 1850), Гавриил Иванов (1834 – 1840), Климент Попов (1840 – 1846), Фёдор Новиков (1850 – 1877), Феодор Петров Павлов (1878 – 1885), Григорий Иванов Ручьев (1885 – 1887), Маркел Михайлович Томихин (1887 – 1893), Александр Александрович Сидоровский (1893 – после марта 1917).(46)
         …Осенью 1999 года вновь на савинской земле появился храм-молельный дом, освященный во имя Антония Сийского.(47)

 

Примечания

 

(1) Житие преподобного отца нашего Антония Сийского архангелогородского чудотворца. Архангельск, 1902. С.8.
(2) Макаров Н.А. Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь//Святые и святыни Северорусских земель: По мат. VII науч.региональн.конф./Сост.и науч.ред. Н.И.Решетников. Каргополь, 2002. С.156.
(3) Там же.
(4) Русский биографический словарь: Павел, преп. – Петр (Илейка) [Под ред. Н.П.Собко, Б.Л.Модзалевского]. [Репр.изд. 1902г.]. М.,1998. С.411.
(5) Макаров Н.А. Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь//Поморская энциклопедия: В 5т. Т.I. История Архангельского Севера/Гл.ред. В.Н.Булатов; Сост. А.А.Куратов. Архангельск, 2001. С.294; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб., 1890. С. 264.
(6) Житие преподобного отца нашего Антония Сийского архангелогородского чудотворца. Архангельск, 1902. С.11.
(7) Там же.
(8) Русские святые: 1000 лет русской святости / Жития собр. Таисия (Т.Г. Карцева). СПб.: Азбука, 2000. С. 723.
(9) Список населённых мест Архангельской губернии к 1905 году / Сост. Н.А.Голубцов. Архангельск, 1907. С.46.
(10) Сотные на волость Каргопольского уезда 1561-1562 / Публ. Ю.С.Васильева // Материалы по истории Европейского Севера: Сев. археогр. сб. Вологда, 1972. Вып.2. С.420.
(11) Энциклопедический словарь/Брокгауз и Ефрон: Биография. Т.I. М., 1991. С.371.
(12) Макаров Н.А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. 2-е изд. Архангельск, 2002. С.79, 82–83. 
(13) Житие преподобного Антония Сийского чудотворца. Акафист святому преподобному Антонию, Сийскому чудотворцу. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь; Сыктывкар, 1999. С.10.
(14) Православные русские обители: Полн. ил. описание всех православных рус. монастырей в Российской империи и на Афоне: Репр.изд.: СПб.,1910. СПб., 1994. С.60.
(15) Русские святые: 1000 лет русской святости / Жития собр. Таисия (Т.Г. Карцева). СПб.: Азбука, 2000. С. 724-725.
(16) Житие преподобного Антония Сийского чудотворца. Акафист святому преподобному Антонию, Сийскому чудотворцу. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь; Сыктывкар, 1999. С.8.
(17) Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 84.
(18) Платёжная книга Каргопольского уезда, 1555 – 56 гг. / Публ. А.И.Копанёва // Материалы по истории Европейского Севера: Сев. археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 285.
(19) Сотные на волость Каргопольского уезда 1561-1562 / Публ. Ю.С.Васильева // Материалы по истории Европейского Севера: Сев. археогр. сб. Вологда, 1972. Вып.2. С.420 – 423.
(20)Сидоровский А. Шелековский приход // Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. 1896. С.105.
(21) Грабарь И. История русского искусства. Т.1. М., 1909. С.357 – 361, 378.
(22) Известия императорской археологической комиссии. Вып.32. СПб., 1909. С.88.
(23) Известия императорской археологической комиссии. Вып.41. 1911. С.34-35; 122 – 123.
(24) Сидоровский А. Шелековский приход // Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. 1896. С.106.
(25) Макаров Н.А.  Савинское // Поморская энциклопедия: В 5 т. Т.I: История Архангельского Севера. Архангельск, 2001. С.353.
(26) Дианова М. От деда – к отцу, от отца – к сыну // Строитель коммунизма. 1987. 11 авг.; Макаров Н.А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. 2-е изд.,доп. и испр. Архангельск, 2002. С. 88 – 90; Это интересно // Строитель коммунизма. 1968. 28 ноября.
(27) Архангельские епархиальные ведомости. 1903. №3. С. 47.
(28) Там же. 1901. №3. С. 22.
(29) Там же. 1901. №6. С. 65.
(30) Сидоровский А. Шелековский приход // Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып.3. 1896. С.106.
(31) Там же.
(32) Там же.
(33) Архангельские епархиальные ведомости. 1904. №15. С. 208.
(34) Там же. 1897. №10. С. 210.
(35) Обзор Архангельской губернии за 1914 год. Архангельск, 1915. С. 50.
(36) Архангельские епархиальные ведомости. 1911. №12. С. 134.
(37) Русские народные сказки / Сост. О.Б. Алексеева. М., 1987. Т.2. С. 296.
(38) Т [ито] в П. Освящение деревянного трёхпрестольного храма в Шелековском приходе Онежского уезда // Архангельские епархиальные ведомости. 1914. №8. С.169-170.
(39) Бойович М.М. Наши депутаты: Члены Государственной Думы: Портреты и биографии: Второй созыв. 1907-1912г./Сост. М.М.Бойович. М., 1907. С.2.
(40) Архангельские епархиальные ведомости. 1916. №2. С. 14.
(41) Т [ито] в П. Освящение деревянного трёхпрестольного храма в Шелековском приходе Онежского уезда // Архангельские епархиальные ведомости. 1914. №8. С.171.
(42) Обзор Архангельской губернии за 1913 год. Архангельск, 1914. С. 48.
(43) Макаров Н.А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. 2-е изд.,доп. и испр. Архангельск, 2002. С. 91.
(44) Список населённых мест Архангельской губернии. Архангельск, 1918. С.IV.
(45) Макаров Н.А. Плесецкий район Архангельской области: Энцикл. словарь. Архангельск, 2004. С. 497.
(46) Сидоровский А. Шелековский приход // Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып.3. 1896. С.107.
(47) [Булгакова М.] Молитва – разговор наш с Богом // Плесецкие новости.1999. 12 октября. Псевд.: М.Гушина.