Архимандрит Вениамин (в миру Василий Никифорович Смирнов), (1781г.р., с. Вонгуда, Онежский уезд Архангельской губ. — 1(13).09.1848, Глуховский монастырь Черниговской епархии). Родился в семье священника Вонгудского прихода Онежского уезда Никифора Илларионовича Смирнова и его жены Соломонии Федосеевны (ур. Никоновой). Кроме него в семье были еще четыре сына (Иван, Григорий, Михаил и Андрей) и две дочери (Пелагея и Агриппина). Василий в 1805 году окончил Архангельскую духовную семинарию, преподавал в высшем классе Архангельского уездного духовного училища. (Иван пошел дорогой брата: стал преподавателем этого же училища, затем учителем французского языка в семинарии, был пострижен в монашество под именем Иов и определен игуменом Николо-Корельского монастыря. Григорий по его желанию в 1802 году был уволен в крестьянство. Андрей и Михаил учились в Архангельском уездном училище. Андрей во время поездки домой заболел и умер 5 мая 1812 года).
В соответствии с Духовным Регламентом учитель высшего класса Архангельского уездного училища Василий Смирнов, по достижении им 30 лет, 10 декабря 1811 года в Кафедральном нижнем Богоявления Господне Соборе города Архангельск был пострижен в монашество Архангельским Владыкой Парфением, 25 декабря 1811 года произведен в иеродиакона с наречением имени Вениамин, а 6 января 1812 года рукоположен в иеромонаха. С 19 декабря 1811 года. Вениамин — учитель риторики и префект (с августа 1819 года— инспектор) Архангельской духовной семинарии. В этой должности находился до 17 апреля 1824 года. Принимал деятельное участие в строительстве нового кирпичного здания семинарии и организации казенного содержания студентов (бурсы).
С 1 января 1813 года — игумен третьеклассного Николаевского Корельского монастыря, с 7 января этого же года – настоятель его. С 19 октября 1814 года о. Вениамин стал «присутствующим» членом Архангельской Духовной консистории.
В 1815 года Архангельским Владыкой Парфением был предпринят обширный труд по составлению симфонии на Пятикнижие Моисея. В работе над ней активное участие вместе с другими преподавателями семинарии и настоятелями монастырей принял и игумен Вениамин.
14 октября 1817 года в Кафедральном Соборе города Архангельск Вениамин был произведен в архимандрита третьеклассного Михаило-Архангельского монастыря с «дозволением употреблять ему при священнослужении комлотовую мантию с зелеными бархатными окрихталями...». С приходом Вениамина в монастыре начинаются строительные работы: был отремонтирован Собор, построены новые каменные здания. Для этой цели в 1818 году он добивается перевода из заштатного Веркольского монастыря иеромонаха Маманта, состоявшего в должности Строителя и имевшего в этом деле опыт.
Будучи с 20 апреля 1820 года настоятелем Антониево-Сийского монастыря, Вениамин произвел ряд важных работ по строительству и этой монастырской обители: были отремонтированы и покрашены «ярью на масле» железные главы на Соборе, доставлены 2000 бревен строевого соснового леса и построены при монастыре Гостиные покои длиною до 12 сажень с большим количеством комнат. В 1821 году были вызолочены в соборной церкви Царские Врата и некоторые киоты, поправлены многие ветхие иконы; перекрыты Сергиевская церковь и каменные Гостиные покои внутри монастыря; поправлены каменные ветхие шатры на Благовещенской церкви и колокольне, растрескавшиеся своды в архивной и библиотечной палатках и на галерее у колокольни, с обнесением вокруг железными связями; побелены все каменные здания в монастыре.
Именным Высочайшим указом от 5 августа 1824 года в Архангельской епархии для обращения кочующих самоедов в христианскую веру была учреждена Духовная миссия, состоящая из двух священников и двух причетников. В декабре этого же года в неё были назначены архимандрит Антониево-Сийского монастыря Вениамин, священник Ижемского прихода Мезенского уезда Федор Истомин, который имел опыт в миссионерской работе, т.к. в сентябре-октябре уже обратил из идолопоклонства в христианскую веру 115 самоедов. Третьим был назначен дьячек этого же прихода Яков Истомин, четвертым – «в малолетстве христианскую веру принявший», умеющий читать, писать и петь на русском языке Степан Апицын. В 1825 году 29 января миссия с прикрепленным к ней для разных поручений бывшим в Мезени форштмейстером отставным титулярным советником Алексеем Федоровым, знавшим обычаи и образ жизни самоедов, отправилась из Архангельска в Мезень. При Духовной миссии имелась передвижная церковь.
В течение 1825 и 1826 годах Духовной миссией было обращено в христианскую веру и крещено по Канинскому берегу 454 самоеда, по Тиманскому – 324, по Большеземельской тундре - 977 самоедов, в 1827 году крещено 984 человека, при этом старшины и десятские приняли христианскую веру еще в 1825 году. В 1826 году на эти должности выбирались уже из новокрещенных самоедов. («В 20 верстах от города Мезени, в роще называемой Козмин перелесок, где более находилось идолов, при молебном пении всенародно совершено торжество Креста и Евангелия Иисусе Христова: отобранные в разных местах идолы числом более ста, с их приношениями преданы огню, на главном месте идолослужения вооружен крест при пении: да воскреснет Бог»).
Главным препятствием при обращении самоедов в христианство были русские крестьяне, использовавшие самоедов в качестве пастухов своих оленей и кормившие их за это мясом погибших оленей (падалью). Они запрещали своим работникам приходить в миссию, пугали, спаивали их вином. Однако, не смотря на все препятствия, просветительная деятельность архимандрита Вениамина дала свои плоды. По сообщению Архангельской казенной палаты в списках самоедских семейств, обращенных в христианскую веру и крещенных за 1825-1827 годах, стояло 3042 человека.
Основная заслуга в быстром распространении Евангелического учения среди самоедов принадлежит архимандриту Вениамину, проповедовавшего на родном для них языке, который был изучен им в совершенстве. Им были составлены «Грамматика самоедского языка» и «Лексикон самоедского языка», переведены катехизис и Новый Завет. 29 января 1827 года архимандрит Вениамин был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.
Большую роль в приобщении местного населения к христианству сыграла и передвижная церковь с её живописными иконами и колоколами, звон которых так восхитил этих детей природы, что они наперебой старались принимать в нем участие. В октябре 1826 года архимандрит Вениамин доносил Архангельскому Владыке Аарону о чуде, совершившемся при крещении 60-летнего Тасея Вылкина из Большеземельской тундры, нареченного при крещении Фомой. С самого рождения он имел изсохшую левую руку, а правая была с давнего времени вывихнутой, и он не мог ими владеть. Во время своего крещения внезапно получил исцеление обеих рук.
1 мая 1830 года по распоряжению Синода Духовная Миссия по просвещению самоедов прекратила свое существование, а архимандрит Вениамин вернулся в Антониево-Сийский монастырь. 16 июля 1830 года Вениамин был назначен благочинным монастырей и соборов Архангельской епархии. Ему были вверены в управление Онежский Крестный и Михаило-Архангельский монастыри.
Вернувшись в 1830 году после пятилетнего отсутствия в монастырь, Вениамин вновь принимается за обустройство монастырской жизни: были покрыты железом соборная церковь, колокольня, ризничная, архивная, библиотечная и часовенная палатки, в 1831 г. при монастырской мельнице была построена новая плотина. Все средства, получаемые монастырем, Вениамин употреблял на поддержание монастырских зданий, сам же лично «из высочайше предоставленных монастырю выгод вовсе не пользовался». Сверх того, когда он был назначен в Духовную миссию для обращения самоедов в христианскую веру, то, думая о пользе монастыря, определил для себя получать от монастыря только жалование с «милостинными», а причитающиеся ему порционные и доходные деньги, положил получать временно управляющему архимандриту Архангельского монастыря Анастасию, что бы «был лучший за монастырем присмотр».
По указу Его императорского величества Святейшим правительствующим Синодом 4 декабря 1832 года архимандриты Архангельской епархии второклассного Сийского монастыря Вениамин и Ярославской епархии первоклассного Толгского монастыря Иринарх были назначены для исправления в 1833 г. «чреды священнослужения и проповеди Слова Божия» в Санкт-Петербурге, куда 28 декабря 1832 г. и выехал о. Вениамин. По предложению архангельского губернатора Степанова о. Вениамин с декабря 1842 года стал членом-корреспондентом Архангельского статистического комитета.
29 июня 1839 года архимандрит Вениамин был утвержден настоятелем Онежского Крестного монастыря. К его приходу монастырь находился в весьма запущенном состоянии, и о. Вениамину пришлось много потрудиться над его благоустройством. Миссионерские труды, соединенные с частными неприятностями, а также заботы по монастырю расстроили здоровье о. архимандрита настолько, что вынудило его просить Св. Синод перевести его для поправления здоровья на юг России. Просьба его была уважена и 26 июня 1847 года архимандрит Вениамин был назначен настоятелем Глуховского Петропавловского монастыря Черниговской области. Здоровье его, однако, с каждым днем ухудшалось, и 1 сентября 1848 года архимандрит Вениамин мирно почил о Господе. Архимандрит Вениамин погребен в склепе под собором Петропавловской церкви Глуховского монастыря.
Соч.: Дневник Миссионера. (Христ. Чт. за 1850 г. Ч. 2; Христ. Чт. за 1851 г. Ч.1), Самоеды мезенские. АГВ. 1849. №№ 1-13; 1850. №№ 50-51.
Ист.: Государственный архив Архангельской области (ГААО)
Ф. 29. Оп. 2. Т. 2. Д. 2775, 2777, 2177, 1207,1438,571,1293
Лит.: Шульгин В. Архимандрит Вениамин — просветитель мезенских самоедов // АГВ. — 1895. — № 21. — С. 513-516; № 23. — С. 554-558; № 24. — С. 591-594; Волынская В.А. Вениамин // Поморская энциклопедия. — Архангельск, 2001. — Т. 1. — С. 97-98.
Архимандрит Трифон (Плотников)
Карушев А.Ю.
Санакина Т.А.
|