Преподобный Антоний
пред кончиною своей, случившейся 7065(1557) года, декабря в 7 день, по
37 летнем игуменствовании и пребывании на сем месте, будучи уже тогда
79 лет, назначил на место свое в Строителя из братии, именем Кирилла, и
оставил всей братии духовную грамоту, рукою его подписанную, следующую:
"Во
имя Святыя и Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и
пречистыя Богоматери, и угодника преподобнаго Сергия Чудотворца, ее аз грешный и смиренный игумен Антоний пишу сию духовную память детям своим
братии при своем животе. Господня святая Братия и Отцы! видите мене
грешнаго, яко постиже мя старость и впадох уже в частыя болезни, имиже и ныне
одержим есмь. Все болезни моя ничто иное возвещают, разве смертный час
и суд страшный будущаго века. И сего ради во мне смутися сердце мое
страшнаго ради и грознаго исхода, и страх во еже боятися смерти, нападе
на мя. Но что сотворю, не вем. Понуждаете мя грешнаго любовию своею,
еже о Христе написати, как вам пребывати после нашего преставления. Ино
Господь Бог весть моя беззакония и пред вами моя прегрешения, просите
выше моея веры у меня духовнаго вам пребывания. Понеже днесь сами есте
вы видели на местечке том, что есмы вам не были образ никоторою
добродетелию, а нарицали есте мене грешнаго
отца себе и пастыря и учителя. Азь вам был ни пастырь, ни учитель, един
бо есть пастырь Христос; но и еще есми грешный своим неразумием
был разгонитель святым вашим богохвальным жительствам. И только ныне не
отчаюсь своего спасения и надеюсь на милость Божию, и на ваши молитвы
святыя. Бог тако глаголет: не приидох призвати праведники, но грешники
на покаяние (Матв. 9,13), а ваших ради святых молитв аз по пророку:
Возвергну на Господа печаль свою (Псал. 54,23), да той сотворить о мне,
якоже хощеть. Хощеть бо всем человеком спастися и в разум истины приити
(Тим.2,4). И много ми писать вам от
Божественнаго писания не лет, и вы сами ведаете, что грамоте отчасти
умею; и аз боюся осуждения от Владыки моего Христа глаголющаго:
подобает прежде самому творити, тож и учити. И
ныне предаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой Его Матери небесной
Царице, и преподобному Чудотворцу Сергию; и благословляю во свое место
пещись и промышлять домом Живонвчальныя Троицы, и Пресвятыя Богоматере,
и преподобного Сергия, сына и постриженника своего даю вам в монастырь
Строителя старца Кирилла, по вашему челобитью, да с ним священником, и
всей братии большим и меньшим без выбора пещись и промышлять
при моем животе и после меня домом Живоначальныя Троицы, ведати в казне
и селех, и в деревнях и во всяких промыслех монастырских и угодьях, а
соборовали б есте о монастырски в делех в трапезе со всею братиею. А
кторые братья ропотники и раскольники не захотят по монастырскому чину
жить, Строителю и братии не почнут повиноваться, и тех из монастыря
изгонять яко да прочии страх имут. А приидеть тож-же брат в монастырь и
начнеть каятися Строителю и братии и в чем согрешение его было
изгнание, ино его принять яко же свой уд и простить, а не врага иметь,
но яко брата; а которые братья из монастыря выехали без моего
благословения, и монастырскую казну свезли, и приедут в монастырь бити
челом о приеме и монастырское, что свезли, привезут, и отдадут в казну,
ино их принять, как прочую братию, и простить их в том, а
сверх того Бог волен да Царь Государь Великий Князь Иоанн Васильевич
всея России. А о всем убо вас детей своих, Строителя и священников
благословляю, и с слезами молю, и вспоминаю вам, еже о Христе с
братиею, чтоб есте моления моего не презрели к себе, Господу Богу и
Пресвятой Его Богоматери и преподобному чудотворцу Сергию в соборе и по
келиям молилися о благоверном Царе и Государе Великом Князе Иоанне
Васильевиче всея России, чтоб Бог покорил под руку его вся поганския
страны, и о благо верной Царице, Великой Княгине Анастасии, и о их
благоверных чадех, Царевиче Князе Иоанне, о здравии и спасении, и о
Архиепископех и Епископех, и о благородных князех, о воех и о всех
православных христианех, да и мене грешнаго во святых своих молитвах
незабвенно сотворите Господу Богу по Апостолу, глаголюще: Молитеся друг
за друга да исцелеете (Iak. 5,16); да прежде всего имейте страх Божий в
сердце своем, да вселится в вас Дух Святый, да той вас научит и
наставит на истинный путь. А промеж собою любовь имейте и покорение о
Христе друг ко другу, да покрыется ваше множество грехов. А живите во
общем житии равно духовне и телесне, пищею и одеждою, по заповеди
святых отец. На трапезе Строителю пищи и пития кроме братскаго доволу,
не прибавляйте ничего. Також и одежда и обуща равно, по разсуждению; а
питья хмельного в монастыре не держите, ни от Христолюбцев не
принимайте, а женскаго полу отнюдь никто в монастыре не ночевал бы; а
миряне с братиею по кельям не ночевали ж, ни жили с братиею в кельях, а
нищих пойте и кормите довольно и милостыню давайте, да не оскудеет
место сие святое. А братия, которыя здоровые, без службы бы
монастырския не пребывали своего ради спасения, опричь больных, и
круг монастыря бы есте починков и дворов крестьянам ставити не давали,
разве коровья двора да и тоб не близь монастыря, за озером. Сие молю
вас храните да будет с вами милость Божия и Пречистой Его матери, и
преподобного Сергия чудотворца молитва, и ныне и присно и во веки веков
Аминь. А сию память духовную писал казначей Варсанофий, лета 7064
(1556) июня в 30 день".
На
обороте собственною рукою преподобного Антония подписано так: "Азъ
грешный и смиренный игумен Антоний к сей духовной руку приложил, и
благословил к Троице живоначальней в монастырь на Сию, на строительство
сына своего и постриженника старца Кирилла".
Духовная грамота преподобного Антония хранится в Архангельском областном краеведческом музее.
|