“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


  

П салтирь с дополнениями.
30-е гг. XIX в., 268 л., 4°, полуустав

РК 28


ОПИСАНИЕ

   
Водяные знаки:
  • литеры «ВМ ПМ», белая дата «1831», «1833» (л. 1-254), Вологодская (Вельская) мануфактура Петра Мартьянова – близок № 438 (1826–1835) у Кукушкиной, 1958;
  • гербовый щит (л. 255-262) – не идентифицирован. 
Тип письма: основная часть рукописи написана полууставом одной руки (л. 1-254); л. 255-268 написаны беглым полууставом, возможно, в более позднее время. 
Украшения: заголовки и инициалы киноварные, украшены стилизованными растительными элементами.  
Нумерация: писцовая нумерация листов отсутствует. Блок книги состоит из 35 тетрадей, пронумерованных кириллицей по нижнему полю. Первая ненумерованная тетрадь – 5 л. (утрачен 4-й лист); 1-я тетрадь - 7 л.; тетради 2-10, 12-29, 31 и ненумерованная вставленная позднее 33-я тетрадь – 8 л.; 11-я и ненумерованная  вставленная позднее 34-я тетрадь – 6 л.;  ненумерованная 32-я тетрадь – 2 л. 
Сохранность: на листах общие загрязнения, водяные потеки, разрывы, пятна, капли воска. Л. 1-11 выпадают из тетради. Утрачен 4-й лист первой тетради. Л. 3 об., 8 об., 254 об. без текста. Внешняя часть л. 220 реставрирована в кон. XIX-XX вв. 
Записи:
  • Псальтырь (XIX в.);
  • канданьга (?) (карандаш) (внутр. сторона верхн. крышки);   
  • Псалтирь (карандаш; л. 1).     
Переплёт: доски, кожа с блинтовым тиснением. Застежки утрачены. На коже потертости, царапины, утраты, следы червоточин. На корешке трещина. Тканевые закладки на л. 81, 184, 200.  
Содержание:
  • л. 1-3 - Устав о псалтыри како должно есть глаголати во святый и великий пост;
  • л. 4-4 об. – нет начала: нач.: «навечерни. Кафизма 19. В среду на утрени кафизма 20-я»;
  • л. 5-5 об. – Василия Великаго; нач.:«Никия же бо иныя книги тако бога славят»;
  • л. 6-8 – Статья «Разумно да будет. Како начати иноку особь пети Псалтырь»;
  • л. 9-200 – Кафизмы. «… пророка и царя. Песнь. Псалом Давыдов. Не описан от еврей»; нач.: «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых»;
  • л. 200-216 об. – «Песнь Моисеева во исходе»;
  • л. 216 об. -218 – Статья «По совершении иже неколиких кафизм или всего Псалтыря»;
  • л. 219 -244 об. - «Ведомо же буди всякому хотящему глаголати псалтырь»;
  • л. 245–254 об. – Канон за единоумершего «Ведомо же буди сице, да поеши канон сей за души умерших сокрушенным сердцем и со слезами»;
  • л. 255-258 об. – Молитва честному кресту;
  • л. 258 об. -259 об. – Молитва святому духу;
  • л. 260- 262 – Молитва Святой Троице;
  • л. 262-262 об. – Молитва Иоанну Предтечел. 263-264 об. -  «Слово Иоанна Златоуста како востати в нощи молится»;
  • л. 264 об.-266 – «Слово святого Ефрема о суде и о покаянии»;
  • л. 266-268 – Поучение Варлаама старца. 
Происхождение: неизвестно.
Примечание: Книжные памятники Архангельской области: сводный электронный каталог.  




вверх

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова