“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


С борник исторический, XV в. (кон.) - XVI в. (нач.),
4°, 226 л., полуустав.

БАН. Арханг. Д. 5


Сборник исторический, XV в.

Сборник исторический, XV в.

Сборник исторический, XV в. Сборник исторический, XV в.


 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • тиара - близок № 1242 (1495) у Лихачева;
  • бычья голова с крестом, обвитым змеем, внизу монограмма - сходен с № 1280 (1498) у Лихачева;
  • бычья голова со стержнем, завершающимся звездой - близок № 15254 (1495-1501) у Брике.
Тип письма: полуустав двух почерков.
Украшения: заголовки и инициалы киноварные.
Переплет: доски, кожа до середины, "в затылок".
Содержание:
  • л. 1 - "Сия книга Паринис о сотворении небу и земли и от всей твари видиме, иже и невидимее и господи благослови". Нач.: "В первый день в неделю сотвори бог 1-е ангылы…" Ветхозаветная история, передаваемая по книгам Бытия, Исход, Чисел, Левит, Второзакония, Судей, Царств и Паролипоменон, кончается пленением Иерусалима Навуходоносором. Эта часть книги напоминает по источникам Палею.
  • л. 81 - "А се о царех вавилоньских плениша Ерусалим". Нач.: "Тои Навходоносор царь вавилоньскии, иже царствова лет 20, Иерусалимъм вледев 7 лет, при нем же бысть великийДанил…". Перечисляются цари, владевшие Вавилоном после Дария; последнего персидского царя Дария Арсалонина убивает Александр Македонский, а после его смерти преемником его и соправителем наследника становится Птоломей, упоминается Юлий Цезарь. В Иерусалиме назван Ирод и продолжается перечень римских царей, последним указан Нерон, затем рассказывается о знамениях гибели Иерусалима, после чего дано продолжение перечня римских царей, последним назван Константин Зеленый.
  • л. 86 - "Временник крестьянских царств и о правоверном царе Констянтине по Максентии". Нач.: "Царствова Костян великый царь лет 32, вся ж лет жития его 65 лет". Перечень византийских императоров кончается Константином и Романом. Текст обрывается на половине XI в. и по содержанию примыкает к источникам, которые легли в основу появившихся в кон. XV - нач. XVI в. списков русской редакции хронографа (см. Попов, Обзор, вып. 1, с. 143).
  • л. 90 - "Книги судския о бозе починаем. Мирило праведное, извет истинный, тме светило, слепоте вожь, око слову, припутен разум, прикрут помысл, волком ловец, пес татем, соль червемь, солнце нетолпырем, сокол воронам, квас хлебу. Который праведный судия по достоиньству смотря, аки от степени на степень, от разума на разум, от силы в силу". Предисловие: "Писано бо есть смерть и живот в руце. Языка чин изящен всякому. Начинаемому словеси ищи начатии от бога и кончати во бозе. Добро есть от бога ко божию слузе писати". Нач.: "Бытия всея твари и преже света…". Мерило праведное. Оканчивается словом от пророчества Исайи (ср.: Н. В. Качалов. Мерило праведное. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. СПб., 1876, отд. III, с. 29-42).
  • л. 108 об. - "Си числа о причинах Пчелы книги". Оглавление Пчелы, состоящее из 70 глав.
  • л. 110 об. - Нач.: "Слово 1-е о житийстей добродетели…". Текст "Пчелы" без заглавия. Данный текст состоит из 70 глав, совпадающих с оглавлением, указанным Безсоновым. В данном тексте пропущена глава "О тщеславии", отчего в нем ровно 70 глав, а не 71, как у Безсонова, кроме того, выпала 55-я глава (по счету Безсонова 56-я). Внутри глав текст сокращен (П. Безсонов. Книга Пчела. Памятник древней русской словесности. 1857).
  • л. 172 - "Избранно от многа мало от книг, рекомыя от Пчелы и от пчельих очей". Нач.: "Узок путь вводяи в жизнь вечную". Выписки изречений и поучений, в конце текста толкование отдельных слов.
Происхождение: поступила в составе Архангельского собрания в 1931 г.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 3, вып. 2. С. 112-113; Т. 8, вып. 1. С. 12; Белова, Кукушкина, № 190; Викторов, № 217.




вверх
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова