Бронникова Е.П. старший научный сотрудник Архангельского областного краеведческого музея,
г. Архангельск
Фотография в северных монастырях
С середины XIX века фотография как новый вид изобразительного искусства стремительно входит в повседневную жизнь людей. Северные монастыри не стали исключением. Прежде всего, хотелось бы отметить Соловецкий монастырь. Наверное, именно в нем впервые упоминается факт существования фотомастерской. Развивалась она одновременно с литографической мастерской. Главная цель существования этих заведений не торговая, а « давать безвозмездно, в виде благословления от обители картины, изображение угодников божьих или монастырь».(1) Фотографическое заведение упоминается с 1867 г.(2) и уточняется, что в 1866 г. фотоаппарат приобретен послушником монастыря Василием Сорокиным, а «в нынешнее (1867 г. – Е.Б.) лето первый раз снимал карточки с братии Соловецкой, не получая с них денег, и с древних замечательных предметов и редкостей, чтобы составить из них альбом в монастырскую ризницу. Были снимки и частные, из посетителей. Что было ему разрешено.»(3) Скорее всего, у монастыря возникли проблемы с разрешительной системой на открытие фотозаведений, которая существовала в Российской империи. И в рапорте от 30 октября 1869 г. № 113 в Кемское уездное полицейское управление от пристава 3 стана, находящегося в Соловецком монастыре, сообщалось, в качестве надзора, что в течение года «литография ничего не производила, а фотоаппарат собственность послушника Сорокина и не был в употреблении».(4) В 1880 году в монастыре основана иконописная школа. Одним из преподавателей был житель Соломбальского селения г. Архангельска Александр Васильев Вьюшин. В 1862 г. Императорской Академией художеств ему присвоено звание классного художника.(5) Но известен Вьюшин и как фотограф. Еще в июне 1866 г. он получил первое разрешение от Архангельского губернатора на открытие фотографии в Соломбальском селении(6), в 1878 г. восстановил его.(7) По статистике фотозаведение Вьюшина существует до 1885 г., в 1891-1893 гг. и с 1902 г. Может быть эти перерывы связаны с его пребыванием в Соловецком монастыре. В коллекции Архангельского областного краеведческого музея есть снимки этого фотографа, но с видами Онежского Крестного монастыря (АОКМ №№ 735- 738 кн.ф.о.ф.). Не исключено, что где-то могли сохраниться и фотографии Соловков. В какие годы на рубеже XIX-XX вв. воссоздается фотография в монастыре пока выявить не удалось. В 1920 г. Соловецкий монастырь был закрыт, имущество передано совхозу, а спустя 3 года Управлению северными лагерями ГПУ. В приемно-сдаточной ведомости № 7 приложения к акту от 25 июня 1923 г. есть раздел «Фотографическое имущество и другие материалы». За совхозом числились: 4 различных фотокамеры, объективы «Герман» и «Апленбум» с диафрагмами к ним, 15 копировальных рамок разных размеров, станок для сушки пластинок и набор посуды и химикатов.(8) Следует заметить, что в 1923 г. Управлению лагерями передана малая часть из представленного списка. Но можно сделать вывод, что при монастыре к 1920 г. фотография была значительным заведением. В 1880-е годы занимается фотографией при Шенкурском монастыре Александра Постникова. Предположительно, родилась она в 1833 году. С апреля 1871 г. получила разрешение от Архангельского губернатора на проведение фоторабот в г. Шенкурске. К тому времени она уже была вдовой коллежского секретаря Егора Постникова. Как складывалась судьба Александры Даниловны сказать трудно. Известно, что 10 июля 1873 г. она подает прошение Его Преосвященству Епископу Архангельскому и Холмогорскому Ювеналию о принятии от нее в дар дома для Шенкурского монастыря. Дом был разобран и в 1875 г. из него построен флигель для помещения священника.(9) По послужным спискам Александра Постникова еще 16 сентября 1870 г. поступила в монастырь, с 7 апреля 1883 г. послушница, с 6 августа 1883 г. рясофорная послушница. 20 августа 1887 г. в возрасте 54 лет пострижена в монахини под именем Филарета.(10) По отчетам Шенкурского уездного исправника в канцелярию Архангельского губернатора можно проследить, что фотография вдовы коллежского секретаря Александры Постниковой существовала в городе с 1871 по 1886 год, т.е. до ее окончательного ухода в монастырь. По донесению № 657 от 10 сентября 1886 г. в Шенкурске фотографии Постниковой не существует.(11) А по документам за 1885 год указано, что «вдова Постникова имеет фото, но в текущем году занималась съемкой видов Шенкурского монастыря, а не публики.»(12) В 1887 году в Архангельскую Духовную Консисторию поступают рапорты из Пертоминского общежительного и Онежского Крестного монастырей. Настоятель Пертоминского монастыря 1 марта 1887 г. пишет, что в июле предыдущего года послушницей Шенкурского монастыря Александрой Постниковой был снят фотографический вид, но снимки не получены.(13) В рапорте настоятеля Онежского монастыря от 19 мая 1887 г. указано, что в 1886 г. «монахиней Александрой из Шенкурского девичьего монастыря» сделаны фотографии Животворящего Креста и иконы Божьей Матери, находящиеся в верхней церкви Рождества Христова и кладбищенской церкви.(14) 23 июня 1889 г. настоятель Пертоминского монастыря иеромонах Досифей в рапорте в Архангельскую Духовную Консисторию сообщает о препровождении 4-х фотоснимков зданий монастыря, «снятых по частям с разных сторон».(15) Спустя неделю, Консистория в письме в Комиссию по собиранию и хранению древностей епархии уточняет, что переданы 4 фотографии на 9 церквей и одного отдельного жилого здания Пертоминского монастыря.(16) Не исключено, что именно эти снимки сохранились в коллекции Архангельского областного краеведческого музея (АОКМ №№ 701, 702, 704, 705 кн.ф.о.ф.) и, может быть, автором является А. Постникова. Аргументы в поддержку этой версии: в 1880-е годы фотодело не было массовым занятием. Выше указывалось, что в 1886 г. именно Постникова фотографировала монастырь. За период 1886-1889 гг. пока упоминаний других о фотографах в Пертоминском монастыре не выявлено. Снимки, которые находятся в коллекции музея, по технике исполнения можно отнести к этому периоду. На обороте есть штампы Архангельского Епархиального Церковно-Археологического Комитета и краткая аннотация: вид с северной, восточной стороны (можно увидеть 7 церквей, а всего сфотографированных зданий 9) и снимок гостиницы Пертоминского монастыря (вид с юго-запада), т.е. «одного отдельного жилого здания». По послужным спискам Троицкого Шенкурского женского монастыря монахиня Филарета (Александра Данилова Постникова) числится по 1897 год включительно, затем сведений о ней нет.(17) Послушание: читать в церкви, а ее деятельность как фотографа не упоминается. Но в 1897 г. отмечено, что 17 марта 1895 г. Епархиальным начальством ей выдана грамота за проходившие ранее послушания.(18) Третьим монастырским центром, который удалось выявить, был Антониево-Сийский монастырь. Его история неразрывно связана с историей Российского государства. Одним из интересных моментов было пребывание с 1599 по 1605 гг. Федора Никитича Романова, насильно постриженного в монахи под именем Филарет, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси. Он был отцом царя Михаила Федоровича, первого из новой династии Романовых.(19) Известно, что Филарет передавал в монастырь различные пожертвования. В 1911 году АЕЦАК просит настоятеля Антониево-Сийского монастыря сделать фотоснимки с этих предметов. Просьба была выполнена и 28 июня того же года архимандрит Николай пишет: «Антониево-Сийский монастырь согласно желанию Комитета имеет честь препроводить фотографические снимки видов монастыря, портрета святейшего патриарха Филарета и вещей (4 снимка), пожертвованных им в Антониево-Сийский монастырь, снятые в июне сего года фотографом, рясофорным монахом Андреем Афанасьевым Салауровым».(20) Указанные снимки были записаны в журнал № 5 Епархиально-Археологического Комитета 17 августа 1911 г.(21) После закрытия Древнехранилища 5 фотографий, в числе многих других, переданы в 1928 г. в Северный Краевой музей, который в 1938 г. преобразован в Северный (Архангельский) областной краеведческий музей. И сегодня упоминаемые фотографии Андрея Салаурова хранятся в фондах нашего музея (АОКМ №№ 792, 793, 794/1-3 кн.ф.о.ф.). Не хватает только одного снимка, который по книге графических материалов Севкраймузея числится под № 204: «Покров на раку Антония Сийского. Пожертвованный патриархом Филаретом в Антониево-Сийский монастырь». Размер 9х17. Монастыри были центрами духовной и культурной жизни. Поэтому объяснимо, что появление и развитие фотографии не могло остаться в стороне от их интересов. Главное стремление: с помощью фотокамеры запечатлеть для истории уникальные памятники архитектуры, истории, декоративно-прикладного искусства, хранившиеся в их стенах. С развитием древнехранилищ по всей России, служители церкви, не только монастырские, прилагали значительные усилия, чтобы попытаться, в том числе и с помощью фотографии, сохранить нашу историю. И во многом им это удалось. Поэтому монастырскую фотографию сегодня можно рассматривать и как ценный изобразительный и исторический источник.
Примечания
(1) ГААО Ф. 51 Оп. 32 Т. 1 Д. 296 Л. 2 (2) Там же. Л. 2 (3) Там же. ЛЛ. 3, 3 об. (4) Там же. Ф. 51 Оп. 32 Т. 1 Д. 296 Л. 22 (5) Там же. Ф. 4 Оп. 14 Т. 2 Д. 12 Л. 3 (6) Там же. Л. 7 (7) Там же. Ф. 1 Оп. 10 Д. 350 Л. 3 (8) Там же. Ф. 105 Оп. 2 Д. 97 ЛЛ. 15 об., 16 (9) Там же. Ф. 29 Оп. 4 Т. 3 Д. 550 (10) Там же. Ф. 440 Оп. 1 Д. 31 ЛЛ. 12 об., 13; Д. 32 ЛЛ. 12 об., 13; Д. 33 ЛЛ. 10 об., 11 (11) Там же. Ф. 1 Оп. 10 Д. 35 Л. 4 об.; Д. 1541 Л. 6 (12) Там же. Ф. 1 Оп. 10 Д. 1502 Л. 13 (13) Там же. Ф. 29 Оп. 4 Т. 3 Д. 884 Л. 18 (14) Там же. Ф. 29 Оп. 4 Т. 3 Д. 884 Л. 35 (15) Там же. Л. 126 (16) Там же. Л. 126 об. (17) Там же. Ф. 440 Оп. 1 ДД. 31-43 (18) Там же. Д. 47 Л. 9 (19) Поморская энциклопедия. Т. 1 История Архангельского Севера. Архангельск. 2001. С. 36 (20) ГААО. Ф. 510 Оп. 1 Д. 59 Л. 60 (21) Там же. Ф. 510 Оп. 1 Л. 60 Л. 18
|