“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

  Филарет

(годы патриаршества 1619-1633)

Популярный на Москве удалой царский воевода   с   державной   осанкой Федор Никитич Романов не искал духовной карьеры.   Но   Романовы — родня   последних наследных царей — Ивана  IV и Федора Иоанновича. И Борис Годунов — тот самый что, всходя   на   царство,  обещал Федору Никитичу держать его «яко братию и царствию помогателя» — сослал Романовых в глухие углы русского Севера. Федор, насильно постриженный в монахи и ставший Филаретом, оказался в Антониево-Сийском монастыре. В почете, но под строгим надзором, а главное, в рясе, закрывавшей ему дорогу к светской власти.
Смутное     время     все     перемешало. В 1610 году он посол от Москвы в занятом польскими войсками Смоленске.  Но посольство кончается пленом. И восемь лет «великий государь митрополит Филарет Никитич», как величают его в московских грамотах, пребывает в Мариенбурге. Его сын Михаил уже давно избран русским царем. Только летом 1619 года проходит размен пленными — через  речку  Поляновку перекидывают  два   параллельных моста с односторонним движением — так в Московию возвращается человек, в котором уже видят будущего фактического правителя.
Вскоре Филарет становится патриархом.
Его продолжают   называть   и   «великим государем». Объективный — до ядовитости — современник   вспоминал   о   нём: «Был роста  и  полноты  средних,  божественное писание разумел отчасти, нравом был опальчив и мнителен, а такой владетельный, что и сам царь его боялся. Бояр и всякого чина людей из царского синклита томил заточениями необратными и другими наказаниями;  к духовному сану был милостив и не сребролюбив, всеми царскими делами и ратными владел».
Наверное, если бы Филарет не прошел «монастырскую школу», то и не стал бы беспокоиться об отмене об отмене указа Ивана Грозного, воспретившего отписывать «на помин души» вотчины монастырям и тем усиливать  церковь. Как патриарх, он не только стремился внести порядок в богослужение и церковные нравы, но и   преследовал мирян за недостойное, по православным понятиям, поведение в частной жизни. Проявил себя как попечитель просвещения — при кремлевском Чудовом монастыре учреждено было греко-славянское училище, начала собираться Типографская библиотека  

 

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова