Известный русский художник-пейзажист В.В. Переплетчиков (1863-1918 гг.) не однажды бывал в нашем крае, результатом этих поездок стали не только многочисленные рисунки, полотна, но и книга «Север» (издание 1917 г.), отрывки из которой мы здесь публикуем.
У меня под окном, в березовой аллее, живет какая-то птица, и когда мерно и печально звонит колокол старинных монастырских башенных часов, эта птица каждый раз отвечает на звук колокола коротким пением. И разговор между колоколом и птицей идет целый день. Из окна мне видны кусок белой монастырской стены, мостик на озере; на мостике молодой человек в голубой рубашке ловит рыбу. Длинный, худой и сам похож на удочку. Он долго стоит неподвижно, затем собирает свои рыболовные снасти и идет домой. Это — мой сосед по комнате. Слышно, как он входит в свою комнату, ставит удочки в угол и отправляется к дьякону. В комнате отца дьякона в ожидании самовара начинается урок пения. До, ре, ми, фа, соль, ля, си — звучит, как соборный колокол, густой бас дьякона, и в этом басе тонет жидкий тенорок молодого человека. До, ре, ми! Ай! — теноровый возглас молодого человека, — это дьякон тычет его пальцем в бок. Пение прерывается, слышен густой, басовый смех дьякона. Урок начинается снова. Когда пение прерывается, слышны шаги, — это в своей комнате ходит священник отец Андрей, который ведает порядком в доме, где мы живем. Пение кончилось. Послушник Сергий приносит самовар, звякает им о поднос. Зовут батюшку: начинается чаепитие. Теперь — полная тишина. Кругом бесконечные цепи озер и необъятные пространства северных дебрей. Благодаря обилию воды и лесов тишина и звуки тут какие-то особенные. Ударяет колокол к вечерне. Степенно проходит под моим окном молодой человек; размашистой походкой идет дьякон, проходит священник; появляются богомольцы из противоположного странноприимного дома — все спешат в церковь. Народ — у вечерни. Кругом — полная тишина. Мерно и печально бьет колокол монастырских часов, и, как всегда, ему отвечает птица.
День сегодня чудесный, тихий. Над озерами и бесконечными лесами встают высокие белые облака. Я добрался до монастырской мельницы и сижу на бревнах около воды. Рядом старый, седой монах-мельник, весь белый, засыпанный мукой, вяжет березовые веники для монастырской бани. Мельница тоже засыпана мукой и кажется серебряной на серебристом фоне озера. Она живая — в ней глухо гудят жернова, и она вся дрожит. — Отец, — прошу я монаха, — перевези меня на лодке к монастырю. Старик не обращает на мои слова ни малейшего внимания. — Да ты ему в ухо шибче кричи, —говорит мне мужик, — он глухой, ничего не слышит. — Перевези, отец, к монастырю! — кричу я ему на ухо. — А! К монастырю? Погоди, вот веники довяжу, тогда и поедем! Веники в баню повезу и тебя кстати захвачу. Мы плывем по тихому озеру. Маленькая лодка сильно нагружена вениками, от борта до воды — один вершок. Светит теплое солнце, все небо задернуто светлой серебряной мутью. Большие белые облака высоко поднялись над берегами и удлиненно отражаются в воде. Все теперь белое: белеет монастырь, к которому мы плывем, белеют облака, вода тоже белая, и только синяя кайма лесов по берегам да зеленые веники в лодке нарушают эту белую гармонию. С нами едут пассажиры: это — слепни и оводы. Они надоедали на берегу, надоедают и тут, на воде. На берегу сидят две фигуры: священник и молодой человек в голубой рубашке.
— Погода хороша, — говорит мне батюшка. — Мы вот обедню отстояли, потрапезовали, а теперь наслаждаемся. — Да, знаете, благодать большая, — подтверждает молодой человек. — Сегодня служба была длинная, торжественная. Монашество принять желаю; вот об этом с батюшкой беседуем. — Что ж, — говорю я, — это неплохо, тут хорошо быть монахом: тихо, спокойно. Дадут вам келью окном на озеро. Заведите себе летом рясу белую; есть такая материя, теперь она дешева, — fin de siecle называется; будете ходить весь белый, светлый, радостный. Молодой человек улыбается. Идем пить чай. За чаем он опять возвращается к разговору о монашестве. — Вот вы, — говорит мне, — там, на берегу, о монашестве толковали, потом о мамзелях... — Что? Когда? Батюшка, будьте свидетелем: когда я о мамзелях говорил? — А-а а... финь, финь?.. — fin de siecle! Да ведь это — материя, а не мамзель. — А я думал, мамзель. Батюшка быстро ставит блюдце с чаем на стол, выскакивает из-за стола и бросается на диван. — Ох, не могу! Ох, не перед добром я так смеюсь! — Что у вас тут такое? — спрашивает дьякон, открывая дверь. — Да я как-то, знаете, спутался: материю за мамзель принял, — сконфуженно отвечает молодой человек в голубой рубашке. — Ничего, это бывает, — говорит дьякон. — Что на уме, то и на языке. Молодой человек недоволен своей оплошностью и серьезно допивает чай.
Сегодня большой праздник. Из окрестных деревень, дальних и близких, приехало в монастырь много народа. Все у обедни. Около моего дома и дальше по березовой аллее стоят запряженные в телеги крестьянские лошади с бубенцами и колокольчиками. Лошади машут головами — идет неумолкаемый светлый перезвон колокольчиков и бубенцов. Ударили к «Достойно», и все перезвоны потонули в густом, тягучем гудении большого монастырского колокола. И когда последние звуки его волнами таяли в воздухе, опять выплывали серебряные перезвоны бубенчиков. Среди тепла, света, гудения колоколов и пения колокольцев вставало в душе радостное, праздничное настроение, такое, какое бывало лишь в далеком детстве. Веселый дружный звон больших колоколов: обедня кончилась. Народ степенно идет из церкви. И после весь день в душе было музыкальное праздничное настроение. Когда настала предвечерняя тишина, беззвучно пели цветы, пели деревья, тонко звеня, пели комары и мошка, пел душистым запахом дикий шиповник. Лениво позвякивали колокольцы обратного ямщика. Шли шагом лошади по пустынной лесной дороге. Где-то далеко-далеко за озером куковали две кукушки разом.
|