“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

  

Феодосий (в миру Федор Лебедев) (1614—1687) — игумен Антониево-Сийского монастыря, автор одной из редакций Жития Антония Сийского, книжник. История жизни и деятельности Феодосия восстанавливается на основе монастырских документов, записей в рукописных книгах, переписанных им самим или созданных по его заказу, наконец, на основании его Жития, составленного первым архимандритом Сийского монастыря Никодимом. В этом последнем источнике сообщается, что Феодосий был уроженцем Холмогор, сыном ремесленника-«среброковача». Родители хотели, говорит Житие, чтобы сын занимался ремеслом отца, но тот «чтению усердно прилежаше; сего ради от родителей и купновозрастных не бяше любим, но и презираем непомалу». В итоге Феодосий, против воли родителей, в восемнадцать лет постригся в монастыре, в 1635 г. был поставлен иеродиаконом, а в 1644 г. — Сийским игуменом. Перерыв в многолетней службе старца на посту настоятеля (между 1644—1652 гг. и 1662—1687 гг.) связан с тем, что монастырская братия оклеветала своего игумена перед митрополитом (будущим патриархом) Никоном, проезжавшим в 1652 г. через Сийский монастырь за мощами митрополита Филиппа II. Феодосий был отправлен «в подначальство» в Кожеозерский монастырь, но впоследствии определен там игуменом, а затем возвращен на прежнее место — «на свое обещание». Феодосий водил дружбу с весьма значительными особами своего времени: например, в 1682 г. он «благословил» лицевым списком Жития Антония Сийского А. С. Матвеева и его сына (ЦГАДА, ф. 181, собр. МГАМИД, оп. XX, № 283). Он состоял в переписке как с новгородскими митрополитами, так и с Афанасием, занявшим в 1682 г. новоучрежденную кафедру в Холмогорах.

Феодосий немало постарался для пополнения монастырской книгохранительницы, причем, как установила М. В. Кукушкина, печатные книги и рукописи поступили туда от игумена в два приема: в первый раз—в 1661 г., когда Феодосий находился в Кожеозерском монастыре, во второй раз—после смерти настоятеля. С именем Феодосия связано распространение среди книгописцев Сийского монастыря практики украшать рукописные книги гравированными оттисками. Наиболее известны среди этих книг Сийские Святцы (ГБЛ, ф. 310, собр. Ундольского, № 438; ГИМ, собр. Уварова, № 689 (665) (529)). Анализируя один из списков Святцев с гравюрами, вышедший из стен Сийского монастыря (ГБЛ, Отдел редких книг, Н-345), А. А. Сидоров высказал ошибочное мнение, будто это печатные книги, изданные «во второй (после Иверской), и последней, русской провинциальной типографии XVII века». Манеру украшать рукописные книги гравюрами воспринял от книжников Феодосия ревностный почитатель его памяти архимандрит Никодим. Феодосий и сам не пренебрегал трудами книгописца, хотя книги его руки не отличаются особыми каллиграфическими достоинствами. Как писал автор Жития Феодосия, «книги писаше, аще и не весма удобрено, но опасно, многи бо книги бе написал, яже и ныне во книгохранителницы видятся». М. В. Кукушкина, выделив несколько разновидностей почерка Феодосия, насчитала семь рукописей, полностью или частично им переписанных. Однако Е. А. Рыжова, последняя исследовательница книжной деятельности Феодосия, считает возможным признать автографами игумена (и то только частично) лишь две из них—БАН, Арханг. собр., Д. 278 и Д. 336. С другой стороны, Е. А. Рыжова обнаружила автограф Феодосия в сборнике-конволюте 2-й пол. XVII—нач. XVIII в. ГБЛ, собр. Пискарева, № 109, в котором рукой игумена переписано Житие Антония Сииского (л. 57—143).

Феодосий всячески способствовал распространению культа святого основателя Сииского монастыря. Его попечением созданы богато оформленные списки Жития Антония Сииского в редакции Ионы—ГИМ, собр. Щукина, № 107/750 и ЦГАДА, ф. 181, собр. МГАМИД, оп. XX, № 283 (миниатюры из рукописи Щукина вопроизводились неоднократно, см.: Древнерусская миниатюра: Комплект открыток / Сост. Т. Протасьева. М., 1973. Вып. 2. № 12—16; Древнерусская миниатюра в Государственном историческом музее: Комплект открыток. Вып. 7: Житийная повесть об Антонии Списком / Сост. Т. Дианова. М., 1983). Обе рукописи украшены миниатюрами, причем в отношении первой из них предполагают, что иллюстрации в ней выполнены самим Феодосием. Дело в том, что Сийский игумен был не только книжником, но и иконописцем; это соответствовало монастырской традиции (иконописью занимался, по преданию, сам Антоний Сийский). Назывались две иконы, принадлежащие кисти Феодосия,—Софии Премудрости Божией и Антония Сийского.

Феодосий подготовил и свою собственную редакцию Жития Антония Сийского, о работе над ней сообщает запись на л. 144 об. в рук. ГБЛ, собр. Пискарева, № 109: «а писал он сие житие своею рукою, будучи в Кожеозерском монастыре во 7166, а исправил он же с своим послушником, со старцом Иларионом, в Сийском в 7173 в Филиппов пост». Редакция Феодосия включает и чудеса святого, в том числе относящееся к 1658 г. чудо о иконе Богоматери Смоленской.

Е. А. Рыжовой найдено десять списков Жития Антония в редакции Ф. Произведение остается неопубликованным.

Дважды привлекался Феодосий к расследованию о чудесах от мощей Евфимия Архангелогородского (см. Сказание о явлении и чудесах Евфимия Архангелогородского), причем в первом случае труды игумена завершились кононизацией святого (1650 г.), а во втором случае—отменой его культа (1683 г.). Высказывалось предположение, что Сийский игумен принял участие в составлении службы новоявленному чудотворцу (А. Кононов). Феодосий же, с санкции Новгородского митрополита Корнилия, в 1678 г. перенес в Сийский монастырь мощи пустынножителей Исайи и Никанора, почитавшихся в деревне Ручьи Мезенского края (впрочем, Исайя и Никанор так и не были канонизированы). О Исайе и Никаноре см.: Кириллов. Подвижники...//Архангельские епархиальные ведомости. 1899. № 17. Часть неофиц. С. 465—469. В собрании икон Архангельского областного краеведческого музея хранится образ XVII в. «Иоанн Предтеча—ангел пустыни» (№ 569), на обороте которого, на холстяной рубашке, сохранилась надпись: «Сему святому образу молится Сийского монастыря игумен Феодосий».

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 336—337; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 820—821, 1001; Макарий, епископ Архангельский и Холмогорский.Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 21—22, 67—70, 99, 109—111; Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник. Казань, 1881. С. 116—117; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец, и церковно-историческое значениеоснованной им обители. СПб., 1895. С. 49—61; Кириллов А. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского монастыря // Архангельские епархиальные ведомости. 1899. Часть неофиц. № 15. С. 399—403; № 16. С. 436—444; Перовский В. Антониево-Сийский монастырь//Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 120—154; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951. С. 230—232; Клепиков С. А. Русские гравированные книги XVII—XVIII веков//Книга: Исследования и материалы. М., 1964. Сб. 9. С. 148—151; Подобедова О. И. Некоторые проблемы изучения рукописной книги //Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 12; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVIXVIIвеков. Л., 1977. С. 28—29, 102—119; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. Л., 1978. С. 154—187; ЕЬbinghaus A. Die altrussische Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990. S. 99. (Veroffentlichungen der Abteiking Tiir slavische Sprachen und Literaturen des Osteuropa-Inslituts (Slavisches Seminar) an der Freien Universitat Berlin, Bd 70); Рыжова E. A. 1) К истории текста Жития Антония Сийского в XVII в.//Источники по истории народной культуры Севера: Межвузовский сб. научных трудов. Сыктывкар, 1991. С. 11—17; 2) «Повесть о житии Антония Сийского» и севернорусская агиография второй половины XVI века, Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 1993. С. II; 3) Рукописные сборники XVII в. Феодосия, игумена Антониево-Сийского монастыря// История церкви; Изучение и преподавание (Материалы научной конференции, посвященной 2000-летию христианства. 22—25 ноября 1999 года) / Отв. ред. И. В. Починская, Екатеринбург, 1999. С. 143—148; 4) Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Русского Севера). Сыктывкар, 2000; 5) «История» о житии Феодосия Сийского — монастырское сочинение XVII века: (К вопросу о форме севернорусской агиографии) // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»; Материалы юбилейных чтений по истории и культуре Древней и Новой России. 27—29 августа 2000 года, Ярославль—Рыбинск. Ярославль, 2001. С. 194—204; 6) Литературное творчество книжников Антониево-Сийского монастыря XVI—XVIII вв. // Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 218—264; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998. С. 119—120; Дмитриева Р. П. О чудесах святых, помогающих терпящим бедствие на Белом море: (XV — XVII вв.) // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 655—656; Сиренов А. В. Владельцы Степенной книги в XVII в. // Лихудовские чтения: Материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11 —14 мая 1998 года. Великий Новгород, 2001. С, 154; Пащенко Е. В. Новый Архангельский патерик: Очерки о церковных подвижниках Архангельской области 14—20 вв. Переизд., перераб. и доп. Архангельск, 2001. С. 102—104.

Д. М. Буланин.

 

 

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова