В 2003 году увидело свет научное издание: Житие Антония Сийского / И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, Д. Г. Демидов и др.; под ред. А. С. Герда. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 312 с. - (Памятники русской агиографической литературы).
Публикуемый текст Жития Антония Сийского продолжает серию научных публикаций уникальных произведений средневековой древнерусской агиографической литературы и является составной частью автоматизированной полнотекстовой базы данных, создаваемых на кафедре математической лингвистики Санкт-Петербургского государственного университета. Основные задачи формируемой БД: достаточно полное представление лексикона и текстов житийного жанра по спискам 16-17 вв., предоставление возможностей автоматизированнного поиска слов, словоформ и контекстов по разным параметрам, накопление в электронном виде языкового материала, который может использоваться как для изучения истории древнерусского языка, так и для разработки в будущем словаря русской агиографии.
Текст Жития Антония Сийского имеет несомненный интерес по той причине, что данный памятник севернорусской агиографии 16 века не относится к числу хорошо изученных. До недавнего времени не было и специального исследования его текстологической истории. В. О. Ключевский выделил две основные редакции жития: редакцию 1578 года священноинока Антониево-Сийского монастыря Ионы и редакцию 1579 года царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного. Н. П. Барсуков выявил 35 списков жития 17-18 вв., распределив их также по двум редакциям 16 в. И. А. Яхонтов, рассматривая данное житие в ряду других житийных памятников Поморского края, отмечал каноничность его текста, т. е. строгое соблюдение всех требований житийного жанра.
На сегодняшний день самое детальное исследование текстологической истории Жития Антония Сийского проведено Е. А. Рыжовой (Рыжова, Е. А. "Повесть о Житии Антония Сийского" и севернорусская агиография второй половины 16 в.: Автореф. канд. дис. - СПб., 1993). Согласно этому исследованию, житие существует сейчас в виде восьмидесяти пяти рукописных списков, датированных с 16 по 19 век. Текстологический анализ списков позволил автору выделить следующие редакции жития.
Редакция священноинока Ионы - первая и основополагающая. Житие написано в 1578 году иноком Сийского монастыря Ионой. Текст жития в этой редакции имеет четкую трехчастную композицию: предисловие, пространную и повествовательную часть, разделенную на 23 главы, заключение, а также описание предсмертных чудес 16 в. Е. А. Рыжова относит к этой редакции 31 список, из которых всего лишь два датируются 16 в. Текст жития во всех списках стабилен, различаются они количеством чудес. По этому признаку списки можно разделить на три группы: первая содержит 14 чудес (14 списков), вторая - 16 чудес (12 списков), третья - 19 чудес (5 списков).
Редакция царевича Иоанна создана была в 1579 году. Появление ее, по всей видимости, было связано с канонизацией преподобного Антония Сийского на церковном Соборе 1579 года. Составителем этой редакции считается старший сын Ивана Грозного Иоанн. В основе ее лежит сочинение Ионы. Царевич написал новое предисловие, новое Похвальное слово российским чудотворцам и внес в текст жития многочисленные распространения. Без изменения оставлены 14 чудес из сочинения Ионы, а также дословно переписано Похвальное слово святому, завершающее в редакции Ионы текст жития, оставлено и имя Ионы.
Выделенные Е. А. Рыжовой другие редакции - Сийская (конец 16 в. ), две краткие редакции, Сокращенная и Проложная (также конец 16 в.), редакция Сийского игумена Феодосия (17 в.), Виршевая редакция (38 строк, написанных 11-сложным силлабичесим стихом, в традиции виршевых предисловий 17 в.) и Историчекая редакция (18 в.) - являются переработанными в духе времени и либо сокращенными, либо дополненными версиями основной, т.е. первой, Ионовской, редакции.
Характеризуя Житие Антония Сийского в целом, Е. А. Рыжова отмечает, что агиографу из севернорусского монастыря удалось создать произведение высокого уровня книжной культуры. Текст жития является идеальным в смысле следования канону: "Это значительный по своему объему памятник, в котором сохраняются все топосы, являющиеся неотъемлемой частью древнейших византийских житий". (Рыжова, Е. А. "Повесть о Житии Антония Сийского"... С. 15.).
|