“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

  

Духовно-нравственное становление учителя в университете

 

Анализ исследований в области  культурологии образования позволяет сделать следующие выводы: культура определяет новое содержание образования; образование может предопределять генерацию новых форм культуры. Это соотношение необходимо рассматривать с позиций понимания культуры как многоаспектного явления. С другой стороны, само образование, связанное со становлением человека, также является многозначным феноменом, что отражается в многообразии сложных связей культуры и образования.

Осмысление сложных связей образования и культуры, изменений и противоречий в педагогическом образовании позволили нам выделить возможные пути духовно-нравственной подготовили учителя, которые воплощаются в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого на  специальности «Педагогика и методика начального образования», (факультет педагогического образования, искусств и технологий).

НовГУ им. Ярослава Мудрого – классический университет, где более 20 тысяч студентов обучаются по 63 специальностям и специализациям, образован в Великом Новгороде в 1993 г.  на базе педагогического, политехнического и сельскохозяйственных институтов, в 2003г. вошел в число 100 лучших вузов страны.

На специальности 031200  - «Педагогика и методика начального образования» в государственном стандарте введена специализация «Художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание». Обучение осуществляется в течение 5 лет. Образовательная направленность и универсальный характер государственного стандарта и основной образовательной программы специальности, где в тесном взаимодействии и целостном единстве представлены в достаточном объеме основные области и направления научного знания (философские, естественно-научные, математические, филологические, педагогические, психологические, искусствоведческие) позволили ввести  специальные дисциплины духовно-нравственного содержания, а также осуществлять  поиск воспитывающего образования в гармоничной системе всех преподаваемых предметов.

Содержательно-процессуальные аспекты духовно-нравственной подготовки учителя начальной школы  на факультете педагогического образования, искусств и технологий Новгородского  Государственного Университета отрабатываются: а) в контексте специальности “Педагогика и методика начального образования”; б) в рамках специализации “художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников”. У истоков этой идеи авторский коллектив университета и Новгородской Епархии – ректор НовГУ А.Л. Гавриков, преподаватели факультета Н.М. Копытцева, А.В. Моторин, Г.А. Орлова, кандидат богословских наук отец Александр Ранне и отец Николай Ершов.

            Специализация  (1500 часов) введена с 1 курса, содержание  её составляют дисциплины, закрепленные за кафедрой  нравственно-эстетического воспитания (НЭВ): духовно-нравственное воспитание в начальной школе, основы христианской культуры, духовные основы педагогики и методики в начальной школе, основы русской народной культуры, старославянский язык, основы изобразительного и музыкального искусства в начальной школе, образовательные возможности иллюстрации в детской книге, методика эстетического воспитания и художественного образования школьников, региональный компонент образования (культурологический аспект), народные  художественные  промыслы и монастырские ремесла, художественный труд на основе декоративно-прикладного творчества, нравственные основы и психология искусства, эстетика древнерусской живописи, народная музыка и устное творчество в начальной школе, основы храмового искусства, житийная литература, школьное повременное издание духовного направления, древнерусская словесность в начальной школе, святоотеческое наследие.

            Концептуальной идеей развития   специализации выступает понимание взаимосвязи духовности, художественности и воспитания как наиболее емких понятий нашего сознания, служащих посильному осмыслению всей неохватной полноты бытия.

Вместе с тем изначально была определена задача включить в образовательный процесс студентов всех других специализаций факультета  (филологическое образование; физическое развитие и гражданско-патриотическое воспитание; психолого-педагогическая поддержка и сопровождение; преподавание информатики в начальной школе)

В рамках специальности  используются два пути: первый — введение специальных предметов, имеющих духовно-нравственную направленность и содержание: основы христианской культуры, народная педагогика, региональный компонент содержания образования; другой — направленность каждого учебного предмета на поиск возможностей духовного воспитания в его собственном содержании.

Это положение можно пояснить на следующих примерах:

 Русский язык представляет богатые возможности для духовно-нравственного становления; но более пристальное рассмотрение, критериальный анализ вариативных программ и учебников по русскому языку для начальной школы показал, что далеко не все программы и учебники (а практически единицы) концептуально обозначают духовную направленность в изучении русского языка в начальной школе. Очевидной в подготовке будущего учителя становится задача: научить студента осмысливать это явление и использовать как критерий и при выборе учебника, и в преподавании.

Н.А. Асташов   еще в 1993 г. в статье “К проблеме личностно-развивающего потенциала русского (родного) языка как учебного предмета в начальных классах” писал об односторонности видения личностно-развивающего потенциала родного языка, представляемого только усилением речевой направленности и формирования теоретического (постигающего) мышления. Следует отметить, что в последние годы наблюдается усиление социальной направленности в обучении языку как средству общения. Наиболее ярко предоставлена социальная направленность начального языкового образования в научной школе Т.Г. Рамзаевой.   Т.Г. Рамзаева пишет: “Социальная направленность школьных учебников «Русский  язык», в частности, и  состоит в том, чтобы сделать для учащихся реальной возможность не только осознать роль основных единиц языка и речи (слова, предложения, текста),  роль каждой части  речи, определенных членов предложения, морфем  слова и т. д. в  речевом  общении, но и сформировать у детей  умения пользоваться средствами языка и речи для стилистически и лексически точного, грамматически правильного выражения своих мыслей и чувств, а также верного и осознанного понимания речи других в устной и письменной форме”

 

Вместе с тем, исключительная значимость языка в духовном становлении личности, как методическая проблема была заявлена Ф. И. Буслаевым еще в 1844 г. в “Преподавание отечественного языка”. К.Д.Ушинский в 1864 г. “О значении отечественного языка в первоначальном обучении” писал: “Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка”.

Представляется, что учитель, родители могут при выборе учебника, работе с детьми по родному языку учесть некоторые важнейшие аспекты, позволяющие отразить в деятельности учителя, ученика, родителей имеющиеся в языке духовные возможности.

Во-первых, учитывать направленность концепции учебника на взаимодействие речевого развития и языкового образования т.к.  в речи и языке наиболее ярко отражена духовная сущность народа.

Очень важно, исходя из установки, что язык — это проявление духовной культуры народа, понимать на каком языковом материале детям предлагается изучать свой родной язык. Здесь необходим такой тщательный, скрупулезный отбор лексики и текстов, которые действительно будут способствовать воспитанию чувства восхищения своим языком, чувство гордости за себя как за носителя этого языка, а также побуждать стремление глубже познать свой язык. Именно такой подход характерен для учебников Т. Г. Рамзаевой. В учебнике 1 класса есть текст: “Всю зиму белки жили в сосновом лесу. Они грызли смолистые шишки”. Слово “смолистые” дает  почувствовать аромат соснового леса. Т. Г. Рамзаева, подчеркивает функционально-семантический аспект в качестве основополагающего фактора при определении содержания школьного образования, выделяет совокупность функций языка — коммуникативную, когнитивную и эмоциональную. Отметим, что программа Т. Г. Рамзаевой представляется наиболее целенаправленной, системной, учитывающей возрастные особенности младших школьников, методически проработанной и оправданной, теоретически обоснованной и практически проверенной, имеющей учебный комплекс для 4-летней начальной школы (учебники 1 — 4 класса, методические  комментарии и поурочные разработки, справочник и “Paбочие тетради” к учебникам).

Во-вторых, при выборе содержания и включении дополнительного материала с точки зрения национальной традиции понимания духовности, проявляющееся в отношении к Богу, Вере, следует отметить, что анализ представленных в учебнике текстов и включение специальных текстов и лексико-тематических групп слов (Родина, культура, православие, Вера), отражающих православную культуру, может стать важным средством становления духовности младшего школьника. В истории начального образования есть такой пример “Букваря” Д.И. Тихомирова, где представлены “Рассказы  из священной истории”.

В-третьих, значительным потенциалом духовности в обучении русскому языку может стать обращение к национальным, гражданско-патриотическим, культурным ценностям, закрепленным в языковых единицах.

Так, Д.С. Лихачев, обращая внимание на корень “род” и объясняя особое значение родства для русской культуры, подчеркивает, что с этим корнем в русском языке самые важные слова - родство, Родина, народ, природа, родник, родители.

Очевидно, что рассмотрение проблемы духовных возможностей языка, которой занимаются ученые и практики, носит многоплановый характер. В начальной школе, когда язык выступает  объектом изучения, главной задачей становится сохранение и приумножение любви к русскому языку. А здесь, как известно, два взаимосвязанных процесса — отбор, построение содержания и личность учителя.

Другой пример связан с литературным чтением. Изменение содержания литературного чтения в начальной школе -  деидеологизация, неоднозначность оснований для выбора текстов изучаемых в начальной школе — привели к кризису; неоднократно отмечалось, что в современной начальной школе тексты сложные, понимание их иногда упрощается, многозначность сводится к практическим выводам, морализаторству. Все актуальнее становится вопрос  необходимости учить студента и учителя начальной школы иному общению с художественным текстом. Признается, что филологическая подготовка выпускника  специальности "Педагогика и методика начального образования" не соответствует изменившимся условиям и требованиям.

На факультете используются спецкурсы, что позволяет усиливать возможность духовно-нравственного влияния литературы. Так,  в спецкурсе “Комплексный анализ художественного текста” мы обратились к творчеству Виктора Петровича Астафьева, его рассказу “Конь с розовой гривой” и нашли  множество линий “благоухающей России”, созданной благодарной памятью и увиденной внутренним, духовным оком: патриархальная семья, искушение – грех – покаяние, историческая память, сиротство и одиночество, Родина, человек и природа и др.

 Само  видение многих смыслов художественного текста является для студентов непростой задачей, но еще сложнее научить студента передать многозначность художественного текста младшим школьникам. Решению этой задачи - формированию методических умений работы с художественными, учебными, историческими, житийными и др. текстами  отводится особое место в работе кафедр факультета.

Процесс организации духовно-нравственного содержания вузовского материала имеет свои отличительные черты.  Это и классические формы - лекции, семинары; и своеобразные - активное приглашение в качестве преподавателей интересных личностей: отец Александр Ранне, отец Николай Ершов, профессор из Санкт-Петербурга А.И. Субетто и др.; активные деятельностные формы участия самих студентов в занятиях (комплексное создание конспектов уроков, проведение их в школе); использование возможностей Великого Новгорода с его историей, культурой, памятниками; взаимодействие с базовой школой №20 имени Кирилла и Мефодия Великого Новгорода; специальная программа педагогической практики; видеозаписи.

Концептуальной основной согласованного взаимодействия педагогов факультета является идея сотворчества, содействия, взаимного обогащения.

Определились организационно-педагогические условия: создание на факультете кафедры нравственно-эстетического воспитания и отработка ею концепции развития; взаимодействие университета и Новгородской епархии на высоких уровнях - поддержка Владыки архиепископа Новгородского и Старорусского Льва  и ректора НовГУ Гаврикова А.Л; кадровое обеспечение - отцы Александр Ранне, Николай Ершов, Н.М. Копытцева, имеющая многолетний опыт работы в Воскресной школе, который нам особо дорог; определилась роль традиционной всероссийской конференции и выпускаемого по ее итогам сборника “Духовные начала русского искусства и образования”; усиление исследовательской работы (участие в конференциях, публикации, дипломные работы); разработаны нормативные документы по специализации (положения об итоговой государственной аттестации, о курсовой и дипломной работе, о педагогической практике).

Литература:

1. Асташов  Н.А.  К проблеме личностно-развивающего потенциала русского (родного) языка как учебного предмета в начальных классах //Обучение родному языку и речи как фактор развития личности. - Брянск, 1993

2.  Конев  В.А.   Курс  «Философия образования (культуроантропологический аспект)».  Самара,1996

3. Орлова Г.А. Подготовка учителя начальных классов в университете.//Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, 1997, № 6

4. Орлова Г.А. Методика как фактор развития интеграционных процессов в университетском педагогическом образовании// Ученые записки института непрерывного педагогического образования/Сост. О.С. Орлов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава

Мудрого, 1999.

5.  Орлова Е.О. Культурологические аспекты подготовки учителя начальной школы. Монография. – Великий Новгород, 2004

6. Начальная школа на рубеже веков: взгляд в будущее. Выпуск 1,2: Сборник статей/  Сост. Г.А. Орлова, В.А. Сильченко. – Великий Новгород, НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2001

7. Рамзаева Т.Г. Функционально-семантический аспект обучения русскому (родному) языку в современной начальной школе и его реализация в авторских учебниках “Русский язык” (1-4 классы)// Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

8. Субетто А. И.  Онтология и феноменология педагогического мастерства.-  Тольятти, 1999

9. Духовные начала русского искусства и образования: Материалы 3 Всероссийской конференции “Духовные начала русского искусства и образования” (Никитские чтения)/ Великий Новгород, НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2003

10.  Пути российского образования и православие: опыт взаимодействия. Материалы 1 Знаменских образовательных чтений 7-9- декабря 2002 г. в Великом Новгороде. - Приложение к журналу  “София” №1, Великий Новгород, 2003

Орлова Галина Александровна,

канд. пед. наук, декан факультета педагогического образования,

искусств и технологий НГУ им. Ярослава Мудрого,

Орлова Елена  Олеговна, аспирант

НГУ им. Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород).

 

 

 

 

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова