О нравственных критериях и нравственном воспитании
в современной школе
Я хочу начать свое сообщение с напоминания присутствующим Евангельской притчи о неправедном судье. В этой притче говорится о вдове, которая обращается к неправедному судье с просьбой решить ее дело. И очень долго судья по своему нерадению и лености не хочет ничего решать. Но, в конце концов, судья говорит сам себе, что надо выполнить просьбу вдовы. Не потому что ему хочется заниматься этим делом, а просто по неотступности ее прошений.
Я начал свое выступление с этой притчи не случайно. Тема моего доклада для многих присутствующих, наверное, назойливое повторение одной и той же мысли, которая озвучивается мною в разных аудиториях не в первый раз. Но поскольку, никаких подвижек в решении этой проблемы нет, я вновь и вновь пытаюсь поднять вопрос духовного и нравственного воспитания в начальной, средней и высшей школах. И попытаюсь в своем докладе показать недопустимое, на мой взгляд, равнодушие многих наших руководителей всех уровней к этой проблеме.
Совсем недавно в одной из вузовских газет были опубликованы современные признаки престижности университета. Говорилось там буквально следующее. Я цитирую: “Сегодня престижность университета определяется количеством Нобелевских лауреатов и количеством олимпийских чемпионов вышедших из стен университета”. Я тогда сказал знакомому профессору ПГУ, что среди Нобелевских лауреатов есть изобретатели ядерного оружия, которые, на мой взгляд, несут огромную ответственность за разработку ядерной программы и последующее применение атомной бомбы. А среди олимпийских чемпионов достаточно много людей попавших, после завершения карьеры, в преступный мир. И что, по-моему, правильней было бы оценивать университет по количеству порядочных специалистов, которые выходят из его стен.
Я хочу напомнить интересную деталь из нашей самой новейшей истории. Когда назначали нынешнего премьер министра, то многие политологи отмечали, что он, прежде всего, порядочный человек. Тогда это слово все-таки начало прорываться в оценке человека. И мне странно, что в темах дипломов, кандидатских и докторских диссертаций, которые сегодня проходят через наши ученые советы никто (для меня это, кстати, не понятно), совершенно никто даже не пытается разработать критерии порядочности или разобраться с ними. Общество почему-то не хочет принимать Евангельский духовный закон. Но тогда пусть попробует изобрести что-то другое. Т.к. вакуум оставлять нельзя. Исторический пример у нас есть, большевики, захватив власть, в первую очередь занялись именно этим – созданием новых, пусть идеологизированных, ложных, фальшивых, но все-таки духовных законов. Нынешний, странный лозунг: церковь отделена от государства, почему-то позволяет подавляющему большинству образовательных учреждений совершенно отринуть весь многовековой опыт, который накопила церковь в вопросах воспитания духовности.
Не понимаю, разве не интересно сегодня, например, на историческом факультете рассматривать не только историю развития производственны сил и производственных отношений, но и историю нравственных отношений в различных слоях общества. Разве на юридическом факультете не интересно посмотреть, как общество пыталась удержаться на нравственном уровне с помощь законов в различные исторические периоды. Можно вспомнить, что именно через Синайское законодательство Господь удерживает еврейский народ в границах нравственности. Не говорю уже о кафедрах психологии и философии. И потом все это обобщив и проанализировав, вписать в устав школы или университета современные действенные положения помогающие нам формировать духовность нашей молодежи. Ибо нынешние уставы, зачастую, совершенно невостребованная, ни для кого не обязательная инструкция. Создать современный, хорошо работающий, устав школы или университета – это огромный коллективный труд.
Здесь необъятное поле для исследования и последующих защит диссертаций самого разного уровня. Это достаточно насущная и востребованная проблема современности.
Но нет, темы, которые мы предлагаем студентам, совсем иные. Два года назад меня пригласили на семинар-диспут юридического факультета в АЛТИ. Разбирались две темы: об узаконивании гомосексуализма и узаконивании проституции. Когда я спросил преподавателя, почему выбраны такие темы для дискуссии, он ответил, что так выбрали сами студенты. Да, но выбрали из списка тем предложенных преподавателем. Что я должен думать об этом педагоге, о зав. кафедрой, о декане данного факультета? И ладно было бы обсуждение. Все было похоже на хорошо срежесированное шоу. Хохот, ирония, ерничанье, непристойные шутки. И это студенты высшего учебного заведения. Через год я встретил этого преподавателя в пед. колледже, где он преподавал основы философии. Мне показали лекции студентов первого курса.И что же я увидел? Пентаграммы, богохульная трактовка догмата о святой Троице, оккультные формулировки. Когда я попытался разобраться с администрацией колледжа почему подобное возможно на уроках философии и причем здесь вообще философия, то последовала поначалу жесткая отрицательная реакция - не ваше дело. И только угроза опубликовать фрагменты из этих лекций в областной печати хоть как-то тогда остановили этот без преувеличения, можно сказать, шабаш. Замечу, кстати, вот такие уроки проводить оказывается можно, а если уроки православной культуры, то здесь нужно согласие многих инстанций,
В мае этого года при медицинской академии был организован семинар по теме нравственное воспитание студенчества. Я еще тогда вздохнул с радостью – ну наконец-то!!!
Но, к моему удивлению, на семинаре говорили о чем угодно, только не о проблемах воспитания. Докладчица технического университета рассказала, что под воспитанием у них в университете понимают помощь студенту при адаптации в новой среде и раскрытию своих талантов. Мне тогда пришлось напомнить присутствующим классическое словарное понимание слова - воспитание. Отношу желающих к толковым словарям Ожегова, Даля, Ушакова. Все они в толковании этого слова единодушны.
Воспитание – это привитие человеку семьей, школой, обществом черт характера востребованных в общественной жизни этого общества.
Хочу обратить ваше внимание в этом толковании на первое слово – привитие. Мы прививаем школьникам, студентам знания по математике, физике, литературе. Если они это делают нерадиво, то ставим им двойки, исключаем из школы, университета. То есть пытаемся именно привить эти знания, в том числе и принудительными методами. Обращаюсь к присутствующим в зале преподавателям, представителям РОНО, департамента образования с вопросом - какие черты характера мы должны привить нашим детям после окончания школы или университета? Кто-нибудь скажет? Пусть назовет хоть одну черту характера и укажет, какими методами она прививается. Например, уважение к старости. Ну а если таковых нет, то тогда давайте перестанем лицемерить. В Евангелии именно за эту черту – лицемерие, ложную праведность Господь очень жестко обличает фарисеев, руководителей еврейского народа.
Знания – вот главный критерий современной школы. Как учиться студент или школьник – это самое главное. Как ведет себя, никого не интересует. Странно почему? Хочу обратиться к авторитету такого известного святого, каким был Иоанн Златоуст. Я цитирую одно из его самых известных изречений: “Перед проблемой воспитания все иные проблемы должны отступить, сделать шаг назад”.
Сколько новых предметов введено за последние годы в наши учебные программы, сколько новых учебников, сколько новых методик, насколько выросла почасовая учебная нагрузка, но все это направлено в основном на изучение законов материального мира, духовный мир, его законы остались за чертой наших школ. Мир потому так стремиться к апокалипсису, к концу света, что все больше и больше проникая в глубины материи, познавая законы ее развития, совсем при этом не желает заниматься нравственностью личности, в руки которой он эти знания вкладывает. Поэтому древняя формулировка: “Умножая знания, умножаем скорби” близка, увы, и нашему времени.
Мы знаем сегодня, как сделать человека сильным и своеобразный конкурс здоровья – олимпийские игры привлекают внимание всего мира. Конкурсы красоты – это культ красоты тела. Различные, интеллектуальные конкурсы, математические олимпиады, чемпионаты мира по программированию стали обычной нормой. Наш президент недавно принимал победителей последнего чемпионата мира по программированию. Кто-нибудь из присутствующих слышал хоть когда-нибудь о конкурсе, где бы оценивалась, если не нравственность, то хотя бы воспитанность человека. Тогда задумайтесь почему? Может просто потому, что нравственные люди не интересны современным деятелям культуры и организаторам шоу.
Конечно, совсем не заниматься воспитанием нельзя, хотя бы в силу традиций. И все мы знаем, что есть в школах завучи по воспитательной работе, есть в институтах замы деканов по воспитательной работе, есть в воинских частях замы командиров по воспитательной работе. Что же вменяется им в обязанность. Давайте ответим честно – организация досуга. Но развлечение и воспитание это совершенно разные понятия.
Теперь чуть конкретней, поскольку я обещал показать, что проблему воспитания подавляющая часть общества лишь лицемерно декларирует. Церковь была инициатором введения в школах уроков православной культуры. Полемика, вспыхнувшая во всех СМИ, лишь подтвердила нежелание общества заниматься проблемой воспитания. Хотя в предложенной программе и учебниках рассматривался лишь культорогический аспект проблемы, а не религиозный или вероучительный. Как же реагировали на него в нашем департаменте образования. Я сам был в составе делегации от церковного отдела образования, которую принимали в депортаменте образования. Я сейчас буду излагать свою, личную точку зрения от этой встречи. Сказать, что не хотели заниматься этой проблемой – это, значит, на мой взгляд, ничего не сказать. Набор возражений был телевизионно-стандартным.
Мы не возражаем, мы даже за, но……
1. Нет преподавателей, нет учебников, нет наглядных пособий, нет методического материала.
2. Данный урок может быть только факультативным, факультатив - дело добровольное, так что если хотите занимайтесь, мы не возражаем.
3. Без должной подготовки этот урок может быть неинтересным, а дети и так перегружены. Поэтому подобный урок может просто оттолкнуть детей от православия.
Я тогда напомнил, что в начале 80-х годов во всех школах директивно были введены уроки информатики. Поскольку тогда я работал ведущим программистом на АЦБК, то хорошо помню, как нас несколько сотрудников отдела АСУ принудительно направили в школы. В начале подавляющее число школ не имело не только компьютеров, но даже элементарных калькуляторов. Вступительные экзамены в ин-тах принимались раздельно для школьников владеющих компьютером и не владеющих. И так продолжалось около 10-ти лет. Но что значит работала система!!! Сейчас практически все школы имеют компьютеры, российские программисты постоянно становятся лучшими на чемпионатах мира. Но для этого понадобилось 15 лет настойчивой, системной работы, в том числе и со стороны администраций различных уровней и особенно департамента образования. Когда я все это напомнил руководству депортамента и сказал, что тоже тогда не было ни учебников, ни методики, ни преподавателей - именно здесь мне сказали фразу, которую считаю нужно сделать крылатой. Она звучала так: “Отец Евгений, не путайте, пожалуйста, информатику с воспитанием!” Вот так и сказал, именно с воспитанием. Уважаемые руководители, я не путаю! Я просто всегда считал и сейчас считаю воспитание гораздо более важным, чем любая иная форма знаний. Ибо нравственно воспитанный человек не может плохо учиться, не может быть плохим специалистом – его просто совесть замучает. Это ответ на первое возражение.
Второе. То, что урок факультативный это понятно, но хочу напомнить с какой страстью и настойчивостью департаменты образования продвигали в 90-х годах в школах и ВУЗах совершенно оккультные с нашей точки зрения уроки валеологии. И кафедры во всех ин-тах открыли и диссертации защитили, и представители департаментов образования ох как настойчиво добивались внедрения этих уроков. Ну, понятно – валеология это не изучение веры святой Руси. Для валеологии и силы, и время, и деньги - все нашлось. Цель уроков валеологии – улучшение здоровья ребенка. Прошло около десяти лет, хотелось бы узнать плоды, которые мы получили от этих уроков. Их итогом, мне кажется, может служить современная крылатая фраза - самое главное – здоровье! Кто из присутствующих не слышал этот штамп, это клише? Как настойчиво идеал телесного здоровья навязывается нам во всевозможных СМИ. Но ведь это же неправда. [Случай в лагере.] Здоровье категория временная, все равно мы его к старости теряем, а временное не может быть самым главным. Такие великие гении, как Достоевский, Гоголь, Бетховен, Моцарт не блистали здоровьем. Может, именно болезни и помогли им стать тем, кем они стали. И, слава Богу, кажется, им не преподавали уроки валеологии, которые здоровье ставят на первое место. Да полноте, уважаемые любители этой науки. Порой, мы видим очень здоровых людей, которых именно здоровье и приводит к страшным жизненным катастрофам.
Третье. Теперь по поводу того, что урок будет скучным и неинтересным. Я очень часто встречаюсь со школьниками. Так вот, на вопрос, какой урок у вас самый нелюбимый, как правило, отвечают -русский язык или физика. Так что же теперь, если следовать логике руководства департамента нужно эти уроки отменять.
Напомню уважаемым руководителям, что в школах Австрии, Германии, Ирландии урок Закона Божьего поставлен, как обязательный, и в школьную, и в университетскую программы. Мы освобождаем по состоянию здоровья некоторых детей от уроков физкультуры. Так же можно освобождать, скажем, представителей иных конфессий и от урока ОПК. Но странно жить в России и не знать азов православия, хотя бы в культурологическом аспекте. Как так же важно знать основы ислама, когда едешь в какую-либо арабскую страну. Более того, все кто ездил, скажем, в Арабские Эмираты, говорят о том, как тщательно инструктируют их перед отъездом именно в религиозных вопросах, иначе можно нарваться на большие неприятности. Откуда же у нас это преступное равнодушие к вере своих предков?
Не думаю, что сгущаю краски в своем выступлении, скорее наоборот. Наверное, надо было раньше и резче ставить эту проблему. В департаментах образования, как правило, не знают о существовании воскресных школ – это понятно. Но вот хочу спросить, знают ли они, сколько школ вынуждены сегодня (полагаю, что это именно вынужденная мера) пригласить дежурить милицию. Нет, это не охрана от террористов, просто иначе дисциплину, наверное, поддерживать некому. Я был, конечно, не во всех архангельских школах, но дежурному милиционеру перестал удивляться. Но насколько я помню, в колонии Макаренко милиция не дежурила.
Преподавание знаний, развитие ума – вот главный приоритет нашего образования. Но знания ложатся на нравственность личности. Напомню присутствующим, что 1.000.000.000 умноженный на –1 дает – 1.000.000.000. Знания без нравственного стержня, как правило, переходят в злодейство. Я обещал показать, что общество равнодушно к проблемам воспитания. Последний пример.
О чем разговаривал наш президент министром образования в последние годы. Я напомню: на первой встрече речь шла об обеспечении учебных заведений спортивным инвентарем, а на следующей встрече разговор шел об обеспечении школ и университетов компьютерами и выходом в интернет. Недавно была встреча президента с министром связи, где еще раз была поставлена проблема обеспечения школ выходом в интернет. Будучи когда-то профессиональным программистом, я недавно поинтересовался у администраторов сетей, в каких сайтах в основном проводят время школьники и студенты. Вот статистика: около 50% в порно сайтах, 20% игры и анекдоты, 17% информационные сайты, остальное прочие. Какой же вывод я должен делать вот из такой обеспокоенности высшим должностным лицом страны доступом детей к интернету. Конечно, я понимаю, что намерения с интернетом самые благие. Но благие намерения, порой, и приводят нас в одно не очень приятное место.
Проблема с критериями порядочности, с проблемой воспитания просто перезрела. Напомню, что во время Великой Отечественной войны преподаватели самого высокого ранга оставили свои кафедры и рядовыми пошли в ополчение. Сейчас идет духовная война, неужели надо ждать опять какой-то команды сверху, чтобы понять, что война ведется в сфере духовной, в сфере воспитания. Давайте просто поверим святителю Иоанну Златоусту, что воспитание самая главная проблема, стоящая всегда перед любым обществом. Сегодня мы ищем причины несчастий и скорбей, которые обрушились на Россию за последние полтора десятилетия. На мой взгляд, главная из них - это бездуховность общества.Вспомните прекрасные слова профессора Преображенского в романе “Собачье сердце”. Все начинается с разрухи в головах. И потому мне, кажется, совершенно неправомерно звучат фразы о том, что у террористов, якобы, нет национальности, нет родины. Тогда и каяться некому и не перед кем. Да нет же, есть, в том и дело, что есть и родина и национальность. Есть родители, которые их растили, есть школы, где они учились, и учителя, которые их образовывали, есть соседи и друзья, с которыми они общались и играли. Но все эти люди, видимо, не занимались их воспитанием, или занимались так, что выросли негодяи. В самых бедных и несчастных семьях вырастают порядочные люди, если в этих семьях воспитанием занимаются.
Подведем итог. Для этого еще раз раскроем Евангелие. Характеризуя наступление последнего пред апокалиптического времени, Христос говорит: “Соблазны должны придти в мир, но горе тем, через кого они придут”. То, что сегодня нет ни одной области в общественной жизни куда бы, действительно, не пришли соблазны только подтверждает, что эти времена уже настали. Даже в такие, казалось бы, запретные для соблазнов области, как наука, искусство, спорт, медицина, образование соблазны прямо-таки ворвались. А мы никак не желаем привить нашим детям иммунитет от этих соблазнов. Почему? Ответ опять же находим в Евангелии, когда Спаситель говорит, что соблазны побеждают человека именно потому, что “в последние времена по причине беззакония во многих охладеет любовь”. И, правда, как же надо не любить наше юное поколение, чтобы, заботясь об его интеллектуальном развитии и физическом здоровье, при этом совершенно не желать образовывать это поколение духовно, не помогать ему в нравственном становлении. Наверное, надо, действительно, обладать тепло-хладною душою, если всего этого не осознавать.
Много лет назад человечество решило бросить вызов Богу и попыталось, вопреки Его воли, построить Вавилонскую башню. Мы знаем, чем это кончилось. Около 80 лет назад люди, взявшие власть в нашей стране, решили построить рай без Бога. И все кончилось классической Вавилонской башней. Казалось бы, после столь глобального эксперимента можно было научиться хоть чему-то. Нет, снова пытаемся построить систему образования без Бога, но вот кивать на центр теперь не надо. Эту башню в нашей области строим мы сами. И я с грустью хочу заметить, что подавляющая часть руководителей образования люди прошедшие таинство Крещения, т.е. давшие клятву, что они признают бытие Бога. Но Бог может быть либо на первом месте, либо ни на каком другом. Это не мешало бы помнить крещеным людям. Когда не здоровье и знания с их атрибутами будут у нас в системе образования на первом месте, а, прежде всего, Бог, тогда что-то, наверное, начнет меняться в нашем юном поколении и в нас заодно.
В заключение хочу привести слова пророка Исаии, сказанные 2500 лет назад, и обращал их пророк к своему народу и его руководителям: “Горе тем, которые называют зло добром, а добро злом, которые выдают тьму за свет, а свет за тьму. Горе мудрым в глазах своих и разумных пред собою». Меня вдохновляет Евангельская притча, с которой я начал свое выступление – о неправедном судье. Пусть пройдут еще годы, и, может быть, все-таки вспомнят слова величайшего святителя Иоанна Златоуста, что перед проблемой воспитания все остальные проблемы должны отступить, сделать шаг назад и, возможно, вспомнив это, начнут все же пытаться решать эту вечную проблему соотношения добра и зла в обществе.
Спаси Господи всех за внимание.
|