Жизнеописание священномученика Вениамина, архимандрита Соловецкого, последнего настоятеля обители // Православный церковный календарь, 2003: с повествованиями из истории Соловецкого монастыря.— М., 2002.— С. 176–183: портр.
На долю Соловецкой обители в XX веке выпали нелегкие испытания: святая иноческая земля превратилась в концлагерь для тысяч православных христиан, многие из которых приняли здесь невольную кончину. Десятки подвижников вошли в Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Среди них особое место занимает имя архимандрита Вениамина, последнего настоятеля обители, Промыслом Божиим возглавившего монастырь в год богоборческой революции и отдавшего свою жизнь за Христа.
Василий Васильевич Кононов родился в 1869 году в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Родители его были из простых поселян. Василий получил домашнее образование и, по обычаю архангелогородских крестьян, еще в детстве вместе с семьей побывал на богомолье в Соловецкой обители. С тех пор появилось у отрока стремление к иноческой жизни.
Достигнув зрелого возраста, покинул Василий родительский дом и отправился на Соловки. В 1893 году, в настоятельство архимандрита Варлаама, он был принят в Спасо-Преображенский монастырь трудником и сразу выделился особым благочестием и усердием. Спустя четыре года он был определен в число послушников обители. В течение шести лет Василий проходил череду послушаний, совмещая труды на благо обители с учебой в братском Соловецком училище. Он оказался очень способным к наукам и духовным трудам, неукоснительно соблюдал правила монастырской жизни, был благонравен и послушен, пользовался уважением братии. Василию доверяли руководство хлебопекарней, заведование расходной монастырской лавкой.
В 1903 году соловецким архимандритом Иоанникием послушник Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин (в честь священномученика Вениамина Синайского, память 14 января). Новоначальный инок любил уединение, отличался склонностью к самоуглублению, изучению святоотеческого предания, любовью к церковной службе. Уже через два года инок Вениамин был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1908 году — в сан иеромонаха. Он был определен к службе при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия, чудотворцев Соловецких, исполнял череду богослужений. Кроме того, учитывая его большие знания и духовный опыт, монастырское начальство назначило иеромонаха Вениамина законоучителем братского училища.
В декабре 1909 года отошел ко Господу духовник обители старец иеромонах Дамаскин. Столь велики были любовь, уважение и доверие насельников обители к сорокалетнему иеромонаху Вениамину, что на общем собрании старшей братии он был избран (60 голосами из 80) новым духовником монастыря.
Осенью 1912 года, после 19-летнего пребывания в Соловецкой обители, иеромонах Вениамин был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря и возведен в сан архимандрита преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским. Успешная служба архимандрита Вениамина на благо новой обители была отмечена наградами — наперсным крестом от Святейшего Синода в 1913 году и орденом Святой Анны в 1916 году. Архимандрит Вениамин управлял Сийским Антониевым монастырем пять лет.
Российское государство в тот период сотрясали нестроения, завершившиеся революцией 1917 года. Нестроения эти проявлялись и в монастырской жизни. Уже в 1913 году в Соловецкой обители обнаружились дерзкие нарушители монастырского порядка. Смутьяны в течение нескольких лет писали доносы в Святейший Синод на отца настоятеля, архимандрита Иоанникия, обвиняя его в безрассудстве, растратах и даже убийстве. Враг рода человеческого ликовал: злоба, ссоры, раздоры росли и углублялись день ото дня. Хотя обвинения не подтвердились, 4 августа 1917 года Святейший Синод, учитывая преклонный возраст Иоанникия и обстановку в монастыре, принял решение уволить настоятеля на покой по старости с назначением ежегодной пенсии. Узнав об этом решении, архимандрит Иоанникий только перекрестился и сказал: "Слава Богу за все. Мне своих дел не стыдно".
Насельники обители, искренне чаявшие прекращения нестроений и думавшие о душевном спасении, вспомнили своего бывшего духовника, надеясь на его помощь и умное руководство. Собор старшей братии Соловецкой обители избрал новым настоятелем монастыря архимандрита Вениамина (70 голосами из 80).
В трудное время вернулся подвижник в родной монастырь. В России шла братоубийственная гражданская война. На довольно короткий период, пока территория Северной области удерживалась белогвардейцами, Соловецкий монастырь получил передышку и избежал общей участи.
Вскоре после возвращения на Соловки настоятеля Вениамина ожидало первое испытание. В ночь с 7 на 8 декабря 1917 года в бучильном корпусе южного дворика обители вспыхнул пожар, который быстро перекинулся на другие строения, угрожая всему монастырю. Чудом удалось спасти обитель от огня.
Отец Вениамин после постигшего монастырь пожара неоднократно говорил братии, что сие несчастье Бог попустил за тяжкие братские грехи и смуту против прежнего настоятеля, причем, как бы пророчествуя о себе, добавлял:
"Все ли мы хороши сами? Отца Иоанникия не считали ли первым человеком и его же загрязнили, и заплевали, и заушали. Ныне я кажусь многим из братии хорошим, но боюсь, что придет, и скоро, время, когда и я буду казаться тоже худым и ненужным и против меня также начнут вести козни и смуты". Говоря так, архимандрит Вениамин усердно призывал всех к миру, любви, примирению и забвению всего прошлого и скорбного. Из собравшейся во время этой беседы братии тотчас выступил иеродиакон Вячеслав и стал жестоко поносить бывшего настоятеля, обвиняя его в разных преступлениях. Но братия, даже не дослушав его конца, с бесчестием вытолкала смутьяна из помещения. "Отныне никаких обвинений против отца Иоанникия я принимать не буду", — твердо заявил архимандрит Вениамин. Всех охватило чувство покаяния из-за несправедливых гонений на своего старого настоятеля.
Архимандриту Вениамину удалось на время восстановить внутренний порядок, многие монахи-смутьяны добровольно покинули обитель, остальные временно смирились. Свидетельство тому — заметки одного из паломников, посетившего Соловки летом 1919 года: "Приветливы лица монашествующих, радушие и гостеприимство их говорят о мирной тихой работе во имя Творца и любви к ближнему и заставляют хоть на время забыть весь гнетущий ужас классовой борьбы, где люди, забыв совесть и правду, готовы перегрызть друг другу глотки. Ведь перед вами многовековая коммуна, но какая колоссальная разница между ее работой и работой коммуны той, зафронтовой. Здесь — терпеливая созидательная, культурная работа на голом камне, там — полное разрушение всего прежде созданного в кратчайший срок... Стоя много веков на страже государственных и народных интересов, монастырю придется... будить уснувшую совесть русского человека, так как оружием еще не завершится победа над психической заразой, посетившей страну..."
В 1918 году Совет народных комиссаров принял Декрет о свободе совести и отделении Церкви от государства, основной пункт которого гласил: "Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют..."
Оценка вышедшего государственного акта содержалась в Постановлении Церковного Собора 1918 года: "Под видом отобрания церковных имуществ... декрет стремится уничтожить саму возможность богопочитания и богослужения. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ являются, согласно декрету, "народным достоянием"... Пусть же постигнет православный народ, что его хотят лишить храмов Божиих с их святынями... Изданный СНК декрет... злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви... Всякое участие... в попытках привести его в жизнь не совместимо с принадлежностью к Православной Церкви".
Соборное постановление обязывало архимандрита Вениамина и братию монастыря к сохранению соловецких святынь, укрытию ценностей и имущества от большевиков. Прежде всего настоятель должен был уберечь от безбожной власти святые мощи основателей монастыря — преподобных Зосимы и Савватия. По его указанию в многометровых стенах Спасо-Преображенского собора братия соорудила хранилище, где и были упокоены священные реликвии. Ценности из ризницы обители, использовавшиеся при богослужениях, были сокрыты в стене Спасо-Преображенского собора и под его папертью, а также над алтарем Никольской церкви. Тайные хранилища продовольствия строились на Амбарном озере и озерных каналах. Ближайшим помощником настоятеля в этой работе был иеромонах Никифор (в миру Николай Иванович Кучин), постриженный в монахи архимандритом Иоанникием в 1913 году.
21 февраля 1920 года Красная армия взяла Архангельск. Месяц спустя, 29 апреля, на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома. С островов начали вывозить запасы продовольствия, накапливавшиеся монахами не один год.
Архимандрит Вениамин пытался отстоять хотя бы жизненно необходимую для обители часть имущества. 20 июня он обратился с жалобой в Кемский продовольственный комитет: "Монастырь изолирован на 7—8-месячный период зимнего времени, и никакого сообщения, кроме редкой и затруднительной почты, с материком не имеет... Прошу Кемский уездный продовольственный комитет обратить внимание на Соловецкую обитель и не дать братству погибнуть зимою с голоду, потому что, если не достанется хлеба хотя бы на пятнадцать дней, все мы должны будем помереть с голоду на диком, суровом морском острове..."
Под началом комиссии Губревкома начались обыски и ограбление обители. Без составления описей и протоколов чекисты присваивали ценности монастыря, которые удавалось обнаружить с помощью монахов, ранее бунтовавших против архимандрита Иоанникия. 12 августа с Соловков в Архангельский губисполком была отправлена следующая телеграмма: "Сотрудниками Архгубчека по указанию некоторых монахов найдены замурованными церковные серебряные изделия: около 15 пудов, причина замурования — приказ бывшего Святейшего Синода... о сокрытии всего ценного церковного монастырского имущества... В данном случае имелся факт сокрытия имущества. Срочно сообщите, как поступить". Председатель Архгубисполкома Попов наложил на телеграмму резолюцию: "Серебро заарестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии".
Тут и сбылись пророческие слова священномученика Вениамина, сказанные им братии тремя годами ранее. Против соловецкого настоятеля вновь начались "козни и смуты". Иеродиакон Вячеслав без одобрения старшей братии от имени немногочисленных монахов-смутьянов написал обращение к "новым хозяевам" Соловецких островов: "Мы, видя Ваше снисхождение, сознавая свои вины и опасаясь за будущее, осмеливаемся обратиться к Вам, а в лице Вашем и ко всей Советской власти, с нижайшей просьбой: ...оставить наше общество жить на тех началах, какие были начертаны нашими представителями и основателями: Василием Великим, Феодором Студитом, а русскими — Антонием, Феодосией Киевскими и последующими до наших основателей, Зосимы и Савватия, и Филиппа, борца за угнетенных. Эти лица и подобные им многие не имели в виду никаких политических целей, ни захвата власти и земли, но единственная их цель — возвышение бессмертного человеческого духа над тварностию, а потому они к власти относились безразлично, добросовестно, без лести и лицемерия и неукоризненно. Начала эти выражались одним словом — "общежитие"...
Благодаря перевороту в России нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал... Посему верится, что Ваша Советская власть действует по промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений... В сокрытии монастырских продуктов просим также не обвинять всю братию, тщательно узнать, кто виновные, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники — настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)..."
Донос на архимандрита Вениамина не принес пользы "радетелям за будущее обители". Советская власть установила на Соловках новый порядок, в котором не было места иноческому общежитию. В монастыре открылся "клуб Карла Маркса", о чем сообщалось в газете "Известия Архгубревкома": "500 лет Соловки были оторваны от науки, культуры и искусства. 500 лет здесь молились святым основателям Соловецкой обители Зосиме и Савватию, которые... положили далекий остров для отшельничества и паломников. Голос разума отсутствовал здесь — фантазия, слепая вера процветали. Вместе с тем ликовала монастырская челядь в надежде на спасение "в этой жизни"... Соловецкий остров-тюрьма умирает... Рождаются коммунистические Соловки".
Однако рождалась тогда именно "коммунистическая тюрьма" — Соловецкий лагерь особого назначения, первый концлагерь, не имевший аналогов в мировой истории.
К осени на Соловках еще оставался монастырь под начальством архимандрита Вениамина, хотя часть хозяйства обители уже отошла к совхозу, которым заведовал назначенный Кемским уездным советом Алексеев. Здесь же находились и уполномоченные многочисленных советских организаций, которые лихорадочно спорили между собой, пытаясь захватить контроль над территорией островов и вывозом соловецких ценностей.
В такой обстановке настоятель обители был лишним — мешал новым хозяевам воровать, слишком много знал и видел... В конце 1920 года архимандрит Вениамин и его ближайший помощник иеромонах Никифор были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия. Их отправили на принудительные работы — лесозаготовки в селе Холмогоры... Так начинался крестный путь священномучеников Соловецких.
После отбытия заключения летом 1922 года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор добрались из Холмогор в Архангельск и устроились на Соловецком подворье. После закрытия подворья их приютил благонравный христианин Александр Алексеевич Левичев, архангелогородский фармацевт, священномученики поселились во флигеле его усадьбы. Православный хозяин денег за жилье с монахов не брал, жили они на пожертвования, присылаемые духовными детьми архимандрита. Соловецкие монахи искали уединения, спокойствия и места для молитв. В Архангельске такого места сыскать было невозможно, а Соловки к тому времени уже стали всесоюзным концлагерем.
Нужно было устраивать монастырскую жизнь заново... По совету бывшего послушника Соловецкого монастыря Степана Антонова летом 1926 года священномученики переехали в село Часовенское Архангельской области, к сестре Степана Анне. Этим же летом они соорудили себе келлию в глухом лесу на расстоянии сорока верст от ближайшего населенного пункта — деревни Коровкинской. Небольшая изба площадью около двадцати квадратных метров стояла на высоком берегу Волкозера, рядом священномученики разбили огород. Особых ценностей у монахов не было — в память о прежнем времени оставались только никелированные самовар да кофейник, настольные часы с боем. В доме было лишь самое необходимое — иконы, две кровати и предметы кухонного обихода.
Архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор стали пустынножительствовать. Питались они от трудов своих — выращивали овощи, ловили рыбу. Была у них и лодка. Недостающие продукты дважды в год привозил по зимнику из Архангельска Степан Антонов. Людей отшельники почти не видели — в течение лета случайно забредали к ним два-три человека. Так, в отдалении от мирской суеты, в трудах и общих молитвах прошло почти три года.
Тем временем в 1925 году поселился в деревне Коровкинской Степан Ярыгин, из крестьян. В свои 23 года скитался он по чужим углам, не хотел работать, изредка промышлял кражами, дважды был судим. Осенью 1927 года в селе Часовенском появился 19-летний комсомолец Владимир Иванов, сирота, воспитанный при советской власти. Он устроился на работу в местном лесхозе бригадиром плотников, затем лесным обходчиком, "за время работы помогал разоблачать провокаторов из местного населения". От местных охотников Иванов разузнал дорогу к избушке пустынников и зимой 1927 года отыскал лесную келлию. Священномученики встретили незваного гостя настороженно. Иванов обманул монахов, сослался на общих знакомых, остался ночевать и внимательно осмотрел все их хозяйство. Он подозревал, что у архимандрита Вениамина могут храниться сокровища Соловецкого монастыря.
Весной 1928 года Владимир Иванов подговорил Степана Ярыгина идти в лес — грабить отшельников. Было это накануне Пасхи. Вечером 4/17 апреля Иванов и Ярыгин вышли к Волкозеру. Был вторник Светлой седмицы. Келлия иноков долго светилась изнутри — они отправляли праздничную службу. Грабители слышали молитвы, возносившиеся ко Господу.
Когда совсем стемнело, в доме погас свет. Иванов и его сообщник подошли к избушке и в темноте начали стрелять в окна, стараясь попасть в монахов. Иванов, хорошо изучивший расположение дома, стрелял туда, где располагались кровати отшельников. Раздались стоны священномучеников, затем все стихло...
Однако ограбить избушку бандитам не удалось: их обуял непонятный ужас, они так и не посмели переступить порог келлии. Иванов и Ярыгин зашли только в сени и влезли на чердак, где монахи хранили припасы, подвезенные по зимнику, запасы белья и обуви. Грабители взяли пару сапог, два дождевика, фуфайку, нижнее белье, носки, брюки, кусок черного брезента, голубой эмалированный чайничек, набор рыболовных крючков, плотницкий инструмент да бутылку церковного вина.
Чтобы замести следы, сообщники облили стены избушки керосином, найденным на чердаке, и подожгли. Мученики-иноки были в то время еще живы, из огня слышались их стоны...
Позже, 9 июня 1928 года, Степан Антонов, как обещал, приехал на Волкозеро навестить архимандрита Вениамина, но обнаружил там только остатки избы и два обгоревших скелета в ней...
Уместно будет вспомнить здесь слова святейшего патриарха Тихона на заупокойной службе, совершенной 31 марта 1918года: "Бодрствовали, очевидно, над собой те, коих из нашей среды удостоил Господь венца великомученического. Многие из них убиты на своем посту при исполнении своих обязанностей — с крестом в руках... Но что же мы можем сделать, что можем придумать, к кому нам обратиться с жалобой на эти злодейства?.. Все страшное, что творится сейчас среди нас, без сомнения, попускается Промыслом Божиим за грехи наши. Все совершается не без Его святой воли... Очевидно, и ныне Он Сам, Всемогущий, увеличивая наше дело благоустроения церковного, возрождает и обновляет Церковь кровию новых священномучеников и мучеников... Смиримся же пред Ним, покоримся Ему, рекшему на все века и всем Своим ученикам: "Без Мене не можете творити ничесоже".
Сбываются ныне пророческие слова святителя Тихона: на крови новых мучеников возрождается Православие России. В их ряду — присно поминаемые братией Соловецкой обители архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор, прославленные на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года в чине священномучеников всероссийских. Память их совершается 4 апреля и 10 августа.
|