Белова, Л.Б. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки / Л. Б. Белова, М. В. Кукушкина // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР.— Л., 1978.— С.154–187.
Библиотека Антониево-Сийского монастыря принадлежит к числу тех монастырских библиотек, которые уже давно находятся в поле зрения ученых, а отдельные рукописи широко привлекаются исследователями при издании и изучении текстов или в кодикологическом[1] плане. В основном изучена и судьба библиотеки в целом, большая часть которой в настоящее время хранится в составе Архангельского собрания БАН СССР[2]. Целью данной статьи является попытка реконструкции библиотеки Антониево-Сийского монастыря на основе сохранившихся книг и с учетом фактов из многовековой истории (XVI-XIX вв.) собрания в целом.
Начало библиотеке было положено основателем монастыря (он был основан в 1520 г. на р. Емце Архангельской губ.) игуменом Антонием. К моменту смерти последнего в 1556 г. в библиотеке числилось 66 книг. В течение XVI-XVII вв. можно отметить следующие этапы роста библиотеки.
К концу XVI в., несмотря на пожар 1593 года, в ней по описи 1597 г. значилось 168 рукописей и 13 печатных книг. Дошли до нас названия 6 книг, поступивших в качестве вклада от игумена Питирима и сгоревших в пожаре. [3]
За весь XVII в. библиотека монастыря увеличилась в четыре раза и, несмотря на пожар 1658 г., в 1692 г. она состояла из 333 печатных и 359 рукописных книг. По описи 1701 г. собрание рукописей увеличилось до 387 единиц, а печатных книг стало 374.
В конце XVIII в. (по описи 1790 г.) ее фонд насчитывал 940 книг: 561 рукописную и 379 печатных. Из них 4 редкие рукописи были отправлены в Синод. [4]
В конце 20-х гг. XIX в. в Сийской библиотеке работал известный археограф П. М. Строев. О результатах своей археографической экспедиции в Антониево-Сийский монастырь в 1829 г. Строев сообщал в Академию наук: «Многочисленное книгохранилище сей некогда знаменитой обители дало мне обильную жатву». [5] Перед отправлением в экспедицию П. М. Строев представил проект, в котором говорилось, что в монастырском книгохранилище каждый «археограф обязан составить обстоятельный каталог всех (без исключения) находящихся там рукописных книг, грамот и других актов»; кроме того, оставить в библиотеках «краткое, но достаточное извлечение из сделанного им каталога, а на книгах и актах наклеить печатные ярлыки с номерами». [6] Если вторая задача частично была выполнена Строевым при просмотре рукописного фонда, то каталога монастырских рукописей он не оставил. Правда, в «Библиологическом словаре» [7] большинство памятников из Сийских рукописей, заслуживающих особого внимания, им выделено. Однако знаменитый археограф, работая в монастыре, не только описывал рукописи и снимал с них копии, но «не стеснялся» изымать отдельные тетради и создавать из них новые сборники. Некоторые из них попали в собрание рукописей Погодина (ГПБ), которое было куплено у Строева. Еще А.Е. Викторов, который описывал Сийское собрание через 50 лет после П. М. Строева, заметил, что из рукописи № 231 (Арханг. Д.242) последним вырезана тетрадь «Паломником о Царьграде и о сущих в нем святых» Антония Новгородского. [8] Рукопись в настоящее время находится в ГПБ, в собрании Савваитова. [9] Сам А. Е. Викторов, работая в 1876 г. в библиотеке Сийского монастыря, описал 271 рукопись, включая хозяйственные книги. [10]
В 1893 г. Ю. М. Сибирцев по распоряжению Архангельской духовной консистории обследовал памятники письменности и другие вещественные древности в Николо - Корельском и Антониево-Сийском монастырях. В отчете о последнем он написал: «Библиотека монастыря, несмотря на то, что многие книги из нее были высланы в Архангельскую семинарию, миссионерскую библиотеку, и др. места, еще и в настоящее время довольно богата старинными книгами». [11] Некоторые из наиболее ценных рукописей, которые в настоящее время находятся в БАН и других хранилищах, Сибирцев назвал.
В 1903 г. весь архив Антониево-Сийского монастыря и рукописные книги были переданы в Архангельское древлехранилище. Там в 1903-1913 гг. над описанием рукописей монастыря трудился целый коллектив: А. В. Кириллов, В. П. Челмогорский, П. А. Павловский и А. Теремицкий. Последний из 359 рукописных книг описал 228. [12]
Следовательно, по сравнению с концом XVIII в. (опись 1790 г.) к началу XX в. количество рукописей в монастыре сократилось на 202 единицы: была 561 рукописная книга, осталось 359. Причина такого сокращения числа рукописей в Сийской библиотеке легко объяснима. Всего вероятнее, что рукописи, которые в описи конца XVIII в. были отмечены как ветхие и записаны суммарно, не сохранились до наших дней. В описи 1790 г. под № 589 и 590 в общей сложности записано 139 рукописей, из которых 99 «все писмянные, самые ветхие, старинные, до церковного круга не принадлежащие, положены в коробке, в книгохранительнице, в углу близ дверей». То же сказано и по поводу других 40 рукописей «на крюковом знамении, старых, ветхих». Суммарно записаны в этой описи еще 15 книг под № 689 и 40 – под № 690. [13]
При поступлении Сийской библиотеки в БАН СССР в составе Архангельского собрания было выделено всего 7 рукописей, принадлежавших этому монастырю. На основании приписок на рукописях и других внешних признаков бывшему сотруднику Рукописного отдела БАН СССР М. Н. Мурзановой удалось выявить из Архангельского собрания 280 рукописей, принадлежавших Сийскому монастырю.
Выявление этих рукописей производилось М. Н. Мурзановой, как можно предполагать, по составленному ею списку шифров, на основании рукописного Описания, составленного Ю. М. Сибирцевым, и приписок на самих рукописях из Архангельского собрания. Авторы настоящей статьи при реконструкции библиотеки для составления краткой палеографической характеристики и уточнения содержания рукописей исследовали их заново.
Для выявления рукописных книг из Антониево-Сийской библиотеки нами привлекались названные выше научные и библиографические описания, и главным образом работы А. Е. Викторова [14] и П. М. Строева. [15] Однако описания книг у Викторова весьма кратки, неточны и не связаны последовательно с рукописями, единой нумерацией, поэтому оказалось сложным соединить конкретную рукопись с ее описанием. Из 271 рукописи, описанной у Викторова как принадлежавшей Антониево-Сийскому монастырю, нам удалось установить только 210. Какая - то часть из 61 не выявленной рукописи могла исчезнуть совсем, некоторые попали в другие собрания, и если на них нет записей о принадлежности монастырю или соответствующих описанию Викторова номеров, то найти их теперь будет невозможно.
В настоящей статье, приводя в соответствие номера описания рукописей у Викторова с новыми их номерами в Архангельском собрании, мы полагаем, что выполнили практически важную для исследователей задачу, введя в научный оборот действующие шифры для всех рукописей из бывшей библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Некоторая часть рукописей была выявлена в результате изучения описей инвентарного монастырского имущества (за 1556, 1597, 1641, 1692, 1701, 1790 гг.), к которому тогда относили и книги, и сопоставления кратких записей о книгах с конкретными рукописями из Архангельского собрания. Такое сопоставление было наиболее результативным в тех случаях, когда на рукописях имелись записи, фиксирующие имя бывшего владельца книги, время ее создания или поступления в монастырь.
Принадлежность монастырю ряда рукописей была определена в результате палеографического и кодикологического анализа монастырских рукописей и при наличии в них документальных реалий - гравированных оттисков, изготовленных в монастыре в годы игуменства Феодосия (1662-1687 гг.), или особого тиснения на переплете. [16]
Таким образом, дополнительно к тем шифрам, которые были известны М. Н. Мурзановой, нам удалось установить еще 62 рукописи, принадлежавшие некогда этому монастырю и находящиеся в разных хранилищах Советского Союза.
В результате работы по реконструкции библиотеки Антониево-Сийского монастыря нами составлен Список, в который вошли 342 рукописи разных веков. По хранилищам Советского Союза они распределяются следующим образом: основная часть находится в БАН, 13 книг хранится в разных собраниях ГБЛ, 8 - в разных собраниях ГПБ, 3 книги - в Древлехранилище ИРЛИ, по 2 - в Отделе рукописей ГИМ и Архангельском областном архиве, 1 книга - в ЦГАДА.
В Списке все рукописи расположены по алфавиту - названий книги в целом (сборники) или отдельным памятникам. В краткой характеристике указывается формат рукописи, число листов в ней, время создания в пределах столетия, тип письма, содержание приписок или записей, имеющих важное значение для истории книги. Наличие переплета отмечается только в том случае, если тиснение на нем позволяет безошибочно атрибутировать рукопись монастырю. Указан библиографический источник, где рукопись описана. Звездочкой отмечены рукописи (их всего 66), имеющие записи или приписки с указанием на принадлежность книги монастырю. Многие из рукописей имеют вкладные записи. Среди вкладчиков были сийские игумены, рядовые монахи, прихожане. В Списке указаны 5 книг, которые принадлежали игумену Питириму, 23 игумену Феодосию, 8 книг вложены бывшим сийским старцем Паксием, казначеем патриарха Адриана, 15 - архимандритом Никодимом, 13 - иеродиаконом Иосифом, 10 - иеродиаконом Афанасием, 8 - монахом Герасимом.
В список включены также рукописи, принадлежавшие Лявленскому, Черевковскому, Кривецкому и Шеромскому монастырям, которые позднее в разное время были приписаны к Антониево-Сийскому. Таких рукописей немного - всего лишь 11.
Для многих рукописей нам удалось уточнить датировку, и теперь по хронологии они распределяются следующим образом: XIV в. - 1, XV в. –6, XV-XVI вв. - 5, XVI в. - 94, XVI-XVII вв. - 15, ХVII в. - 185, XVII-XVIII вв. - 13, XVIII в. - 19, XVIII-XIX вв. - 1, XIX в. - 3. 28 рукописей имеют точную дату написания.
Для того чтобы читателю дать более полное представление о составе библиотеки, при создании Списка названий мы придерживались следующих принципов. При описании сборников и сборных рукописей, содержащих более трех памятников, в скобках указаны наиболее крупные произведения, входящие в данную рукопись. Рукописи, которые ранее входили в разные сборник, а затем по вине П. М. Строева попали в разные собрания, описаны как самостоятельные единицы (см. № 112, 283).
Произведенная нами работа подтверждает предварительно высказанный М. В. Кукушкиной вывод. [17] Реконструкция данной библиотеки не может быть осуществлена более или менее полно для определенного исторического периода, хотя бы в пределах XVI-XVII веков, ибо более чем в 50% случаев нет возможности соотнести конкретную рукопись с её краткой характеристикой в описях XVI – XVII –начала XVIII вв.
Приведем некоторые примеры, используя для сравнения сведения из двух описей - 1692 и 1701 гг. В обеих указанных описях и более ранней описи 1641 г. в монастырской библиотеке числилась рукопись №Александрия№. В настоящее время нами учтен один список №Александрии№, который находится в общем, переплете со списком №Большого Московского чертежа№ (см.№ 5) . Является ли он именно тем, который упомянут в старой описи, определенно сказать невозможно, так как на книге нет приписок, а в описях - дополнительных сведений. Другой пример: в настоящее время в Архангельском собрании БАН хранятся 2 Катехизиса из Сийской библиотеки, по описи 1692 г. в ней было тоже 2, но в описи 1701 г. упомянуты 4. Какие рукописи ушли из библиотеки в XVIII в., и остались ли те, которые находились там, в XVII в., можно утвердительно сказать лишь в отношении одной книги с вкладной записью 1656 г. (№ 108) .
В этом плане особенно показательно сравнение сведений старых описей и нашего списка на примере богослужебных, книг одного названия. По описи 1701 г. в монастырской библиотеке было 19 евангелий, 8 апостолов, 29 псалтырей. Нами выявлено - 12 евангелий, 2 апостола, 11 псалтырей. Судьба остальных рукописей неизвестна, так же как невозможно установить время поступления каждой рукописи в монастырь.
Восстановление состава рукописной книжности, существовавшей в Древней Руси, а также реконструкция крупнейших древнерусских библиотек признаны в настоящее время «важнейшей задачей советского книговедения» [18]. Наша статья вслед за статьями Б. Л. Фонкича [19] и Б. Н. Флоря [20] является одной из попыток такой реконструкции.
[1] Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. - ПДП, 1895, т.106, вып.1; Е.Н. Старые синодики Антониево-Сийского монастыря Архангельской губернии Холмогорского уезда. - Арханг. епарх. вед., 1896, № 1, с.9-17, № 2, с.29-37,» 3, с.66-74; Богуславский Г.К. 1) Рукописное пергаменное евангелие апракос Антониево-Сийского монастыря 1339 года. - Арханг. епарх. вед., 1902, » 23-24; 2) Рукописное евангелие 1570 г. из библиотеки Сийского монастыря. - Арханг. епарх. вед., 1903, № 22, с.849-857; 3) Рукописные евангелия Древлехранилища Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. - Арханг. епарх. вед.,1903, I 15, с.549-552, » 17, с.633-644; 4) Заключение к описанию рукописных евангелий XVI-XVII вв. Архангельской епархии. -Арханг. епарх. вед., 1904, № 14, с.539-549; 5) Один из рукописных "сборников" XVI в., хранящихся в Древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. - Арханг. епарх. Вед, 1904, № 21; 6) Рукописные исторические сборники Архангельского епархиального Древлехранилища. П. Хронограф Антониево-Сийского монастыря. - Арханг. епарх. вед., 1905, № 15, с. 577-583; 7) Сказание о св. Меркурии Смоленском по рукописному сборнику XVI в. Антониево-Сийского монастыря, хранящегося в настоящее время в Древлехранилище Арханг. епарх. церковно-археологического комитета.-Смоленские епарх. ведомости, 1907, № 12-17, неоф. часть, с. 555-567; 8) Рукописные исторические сборники Архангельского епархиального Древлехранилища. - Арханг. епарх. вед.,1907, № 4; С.А.Т. К описанию Архангельского епархиального Древлехранилища. (Некоторые рукописные сборники из Сийского монастыря) . - Арханг. епарх. вед., 1911, » 4, с.128-132; Изюмов А.Ф. Вкладные книги Антониево-Сийского монастыря. 1575-1694 (7084-7202). М., 1917; Описание Рукописного отделения Библиотеки Академии наук СССР. Т.IV, вып.1. М.-Л., 1951; Описание Рукописного отдела Библиотеки АН СССР. Т.Ш, вып.1. (Хронографы, летописи, родословные, разрядные книги). М.-Л., 1959; Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т.Ш, вып.2. Исторические сборники XV-XVII вв.М.-Л., 1965; Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т.Ш, вып.З. Исторические сборники XVIII-XIX вв. Л.,1971; Вздорнов Г.И. Из истории искусства русской рукописной книги XIV века. - В кн.: Древнерусское искусство. Рукописная книга, М., 1972; Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI-XVI веков. Л., 1976; Амосов А.А. Из истории кодекса сборника Д.193 Архангельского собрания РО БАН СССР. - В кн.: Рукописные и редкие печатные книги в фондах Библиотеки АН СССР. Л., 1976.
[2] Макарий, епископ. Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре. - ЧОИДР, М., 1878, кн. З; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах северной России. СПб., 1890; Иванов П. Опись Сийского монастыря 1598 г. и летописные заметки. - В кн.: Древности. Труды Археол. комиссии имп. Московск. археол. общества. М.,1902, т.II-вып.2; Теремицкий А.В. К истории рукописной библиотеки Сийского монастыря. - Арханг. епарх. вед., 1913 (отд. оттиск); Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып.2. XIX-XX вв. М.-Л., 1958; Кукушкина М.В. 1) Библиотека Антониево-Сийского монастыря в собрании Библиотеки Академии наук. - В кн.: 250 лет Библиотеке Академии наук СССР. М.-Л., 1965; 2) Описи книг XVI-XVII вв. Библиотеки Антониево-Сийского монастыря. - В кн.: Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. М.-Л., 1966; 3) Монастырские библиотеки Русского Севера. (Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков). Л., 1977; Слухов с кий М.И. Русская библиотека XVI-XVTI вв. М., 1973.
[3] Евангелие тетр, Апостол, книги "Иоанн Лествичник", "Симеон Дивногорец", Минея июльская и Богородичник. - БАН, Арханг. Д.375, л.61 об.-62.
[4] "Житие Никона патриарха", книга "Збитень", "Книга Максима Грека", "Перевод с немецкого письма датского королевича Вольдемара патриарху Московскому Иосифу". - См.: Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890, с.115-116.
[5] См.: Археографическая экспедиция Академии наук 1828-1834. Сб. материалов, вып.1, Л., 1930, с.70.
[7] Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882, с.485.
[8] Викторов А.Е. Описи..., с.67.
[9] Бычков И.А. Каталог собр. рукописей П. И. Савваитова. Вып.1, СПб., № 128; Строев П.М. Библиологический словарь..., с.20.
[10] Викторов А.Е. Описи..., с.66-124.
[11] Гос. архив Арханг. обл., ф.29, оп.31, № 2333, л.35.
[12] "Теремицкий А.В. К истории рукописной библиотеки Сийского монастыря, с, 14-15. См. также: Гос. архив Арханг. обл., ф.510, оп.1, » 65.
[13] БАН, Арханг. Д.593, л.170,173.
[14] Викторов А.Е. Описи..., СПб., 1890.
[15] Строев П.М. Библиологический словарь..., СПб.,1882.
[16] Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977, рис.37.
[18] Из Решения Всесоюзной книговедческой конференции 1973 г. "Научные конференции по истории рукописной и печатной книги". - В кн.: Рукописная и печатная книга. М., 1975, с.250.
[19] Фонкич Б.Л. Библиотека Лавры св. Афанасия на Афоне в Х-ХШ вв. - Палестинский сборник, Л., 1967, вып.17 (80), с.167-175.
[20] Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек. - В кн.: Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972.
|