Булкин, В., Овсянников, О. Антониев-Сийский монастырь // Памятники архангельского Севера.—– Архангельск, 1991.— С. 85–93.
К концу первой четверти XVI столетия у истоков Сии, притока Северной Двины, был основан небольшой монастырь — Троицкий. Впоследствии святая обитель получила название Антониев-Сийский монастырь в честь ее основателя Антония (1478—1556). Выходец из крестьянской семьи, Антоний («в миру» — Андрей) с детства проявил способности к чтению и живописи. В 1520 г. он и шесть его сподвижников поселились на месте будущего монастыря, но основание его и жалованная грамота великого князя Василия III относится к 1525 г.
Антониев-Сийский монастырь находится в девяти километрах от деревни Сии (Холмогорский район). На узком мысу небольшого острова в Михайловском озере красиво и компактно расположены его монументальные постройки — комплекс архитектурных памятников XVI—XVIII вв.
Главный фасад монастыря — со стороны въезда, то есть с севера. Все основные здания не только воспринимаются как единое целое, но и удивительно чувствуется место каждой постройки в ансамбле, пространственно-композиционные и ритмические взаимосвязи между ними. Надвратная церковь Сергия Радонежского с примыкающими к ней с запада двухэтажными кельями, настоятельский корпус, храм-колокольня, Троицкая церковь словно расступаются друг перед другом, образуя ступенчатую линию разновеликих сооружений, отличающихся по типу и назначению, но образующих в целом живописный, по - древнерусски свободно скомпонованный ансамбль. Северный фасад монастыря — не результат счастливой случайности в расположении зданий, а сознательно сформированный архитектурный комплекс, рассчитанный на обзор со стороны дороги, ведущей к монастырю, который с трех остальных сторон доступен для осмотра лишь с противоположного берега. Глаз отдыхает на широкой глади Михайловского озера, белых постройках монастыря, уводящих мысль в далекие времена русского средневековья.
В «Житии» Антония сказано, что монахи поселились на «пустых», никому не принадлежащих землях. Нет сомнения, что основание монастыря затронуло интересы крестьян окрестных деревень. Недаром автор «Жития» не смог замолчать этого: по его словам, Антоний стал терпеть «обиды от человек неправедных». В начале 40-х годов XVI в. крестьяне сожгли стоявшие в монастыре четыре деревянные церкви, неоднократно «избиваше монасей». Вотчина духовного феодала расширялась за счет крестьянских наделов. В 1579 г. монахи владели территорией, простирающейся к Каргополю на 50 верст!
Еще при жизни Антония монастырь начал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья. К Сийскому монастырю были приписаны Ивановский и Покровский (в Емце), Кривецкий (с. Кривое), Лявлинский (у устья реки Лявли) монастыри, Чудова пустынь на реке Мезени. Немалым авторитетом и поддержкой он пользовался в Москве. Не случайно в 1579 г. сын Ивана Грозного — царевич Иван написал одну из редакций «Жития» Антония.
С конца XVI в. монастырь — место ссылки опасных бояр. В 1601 г. один из блестящих московских вельмож Федор Никитич Романов был сослан Борисом Годуновым в далекую Сию и пострижен под именем старца Филарета. Царские указы предписывали соблюдать за ним строгий надзор, но монастырские власти делали «старцу» послабление. В начале 1605 г. Филарет — отец будущего царя Михаила Романова был возвращен из ссылки. Позднее «патриарх всея Руси» (с 1619 г.) Филарет щедро одаривал монастырь. Из рук первых Романовых монастырь получал богатые подарки и деньги в виде вкладов. Уже в конце XVI в. обширные владения монастыря находились на Двине, соляные варницы в Уне и Неноксе, деревни в Важском уезде и на Мезени, рыбные ловли в Варзуге. В первой половине XVII в. его вотчина значительно расширяется — царские указы закрепляют за ним новые деревни и крестьян, издаются распоряжения о наказании тех крестьян, «которые от монастыря оттягивались».
Строительная история Антониева-Сийского монастыря насчитывает несколько веков. Точные даты возникновения здесь новых деревянных храмов неизвестны. При Антонии были построены, а после пожара заново возведены три церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и Сергия Радонежского. По писцовым книгам 1587 г. они описаны так: Троицкая церковь «деревянная вверх шатром»; Благовещенская — теплая церковь, колокольня на столбах; Сергия Радонежского — надвратная. Вокруг культовых зданий располагались жилые и хозяйственные постройки. Монастырь никогда не имел каменных стен и с первых лет существования был обнесен лишь высокой деревянной оградой.
Антониев-Сийский монастырь — это сложный комплекс построек. Он не прост для восприятия, поэтому важно подробно рассмотреть каждое из сохранившихся каменных сооружений.
Достоверно, что они находятся примерно на тех же местах, что и первоначальные деревянные постройки первой половины XVI в. Это значит, что сохранилась, пусть в самых общих чертах, планировка весьма интересного архитектурного ансамбля, окончательно сложившегося к концу XVII в. Большой интерес для истории архитектуры представляют не только Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной и келарской, храм-колокольня Трех святителей, но и жилые здания. Каждое из сооружений воскрешает в сознании определенный типологический и архитектурно-образный ряд древнерусского зодчества XVI—XVII вв.
Каменное строительство в Списком монастыре началось в конце XVI в. возведением соборного храма во имя Троицы. Из грамоты царя Федора Иоанновича, данной монастырю в 1592 г., известно, что храм был начат в 1588 г. церковным мастером Захаром, присланным из Москвы. В течение четырех лет монастырские власти «запас на церковь пасли — сваи и камень дичен, и опоку, и известь, и песок, и железо». Камень и известь готовили на Орлеце и по реке Ваймуге, «известь жгли... свои мастера» и вывозили все «на монастырских лошадях и монастырскими людьми». Монастырские же «свои мастера» жгли уголь, ставили кирпичные сараи и делали кирпич (было изготовлено более 400 тысяч штук). Однако к 1592 г. были заложены лишь фундаменты: «мастер Захар подошву завел и сваи набил и камнем до половины выбудил». Строительство собора начинал московский мастер, и письменные документы прямо указывают, что церковь строилась «в Вознесенскую меру, что в Девиче монастыре» в Москве.
Троицкий собор — обширная, четырехстолпная постройка с трех-апсидным алтарем и папертью в западной части. Основной объем храма в плане близок к квадрату (23,5x20,8 м). Толщина стен собора два метра. Западная пара столбов имеет слабо выраженную крещатую форму, предалтарные столбы в нижней части утратили свою первоначальную форму вследствие разного рода подтесок. Столбы соединены друг с другом и со стенами арками, которые вместе с парусами несут пять величественных барабанов, в древности увенчанных шлемовидными главами. Храм крыли и 4 маковицы «чешуёю подбивали» сийские плотники Федор и Семен. В конце XVII в. боковые главы были покрыты «белым железом», а центральную главу даже позолотили. В первой половине XIX в. на храме была сделана железная крыша.
Интерьер собора хорошо освещен окнами верхнего яруса. Внутри и снаружи окна на фасадах и барабанах имеют строгое обрамление и профилировку. Прекрасные акустические качества внутреннего пространства обеспечиваются многочисленными голосниками — пустотелыми горшками, вмурованными в верхние части стен.
Возведение каменных шатровых церквей в Списком монастыре относится к первой половине XVII в.
В 1638 г. присланная из Москвы артель начала строительство каменной теплой Благовещенской церкви с трапезной и келарской. К 1641 г. она была «состроена по верхние окна, что в церкве и трапезе и в келарской до оконных нижних порогов», а в 1644 г. закончена. Церковь (размеры здания 12,5X9,4 м), трапезная и келарская (размеры этих частей здания 21,6x16,6 м) поставлены на высокий подклет. Нижняя часть храма — четверик с двухчастным алтарем, занимающий и в нижнем и в верхнем этаже почти такую же площадь, как и собственно церковь. Над сводом четверика — невысокий восьмерик, грани которого обработаны лопатками. Продолжением восьмерика является кирпичный шатер с главкой в завершении. Одна из самых интересных особенностей здания — главки над юго-восточным и северо-восточным углами четверика, соответствующие двухчастной композиции алтаря. В этой одной из первых на Русском Севере каменных шатровых построек первой половины XVII в. отчетливо наметилась тенденция к компромиссному соединению шатрового и традиционного завершения храма, причем шатер из строго функциональной формы превратился в декоративную.
Нижний этаж трапезной и келарской состоит из нескольких помещений хозяйственного назначения. Помещение верхнего этажа трапезной — огромный зал, лишенный декора, в центре его четырехгранный столб, несущий своды. Крыльцо трапезной примыкает к северной части западного фасада и состоит из двух лестничных маршей, перекрытых цилиндрическими сводами с ползучими арками на шестигранных столбах.
Вероятно, после завершения работ на Благовещенской церкви было начато строительство каменной колокольни. Любопытно, что именно патриарх Никон, посетивший Сийский монастырь в 1652 г., оказался причастным к возведению одного из последних каменных храмов (впоследствии Никон запретил строительство шатровых церквей на Руси). По его указанию и было завершено строительство колокольни, она получила наименование в честь трех московских святителей. Храм-колокольня (размеры здания 14X14 м), как и все сооружения монастыря, пострадал во время пожара в 1658 г., и «каменное дело после пожару строил, колокольню достроил и часовую палатку... и подмастерьем был келар старец Паисий».
Церковь Трех святителей, освященная в 1661 г., довольно сложное сооружение — это ярусная постройка со ступенчато нарастающим ритмом объемов. Основу первых двух ярусов составляет мощный четверик, опоясанный двухэтажной галереей. Верхний этаж четверика, собственно храм, ныне полностью утрачен. Галерея была хорошо освещена (по 5 'окон на каждом фасаде). В западной, частично в южной и северной ее частях располагались библиотека и архив. Ярус звона раскрывается тремя проемами на каждом из четырех фасадов, завершавшихся двухскатной кровлей, что в целом создавало довольно необычное для зданий подобного типа восьмискатное покрытие. Поставленный на четверик невысокий восьмигранник создавал второй ярус звона. Постройку завершал шатер с главкой на глухом барабане. С галереи первого этажа в церковь (и выше — к колоколам) вела внутристенная лестница у северо-западного угла основного четверика, а с улицы в храм — каменное крыльцо, не сохранившееся ныне. Суровую сдержанность фасадов подчеркивают немногочисленные детали декора: несложные по профилировке горизонтальные тяги, упрощенные капители столбов.
В описных книгах XVII в. об этом памятнике сообщается: «Колокольня каменная шатровая, на кладовых палатах... Поверх кладовых палат под колоколами церковь... У тое колокольни во особой палатке часы боевые укладны заморского дела самого изрядного художества». Объемная композиция здания построена на строгом структурном принципе. Необычное соотношение четверика и восьмигранника (четверик за счет галерей как бы доминирует в функциональном и архитектурно-образном отношении) ставит Сийскую колокольню несколько особняком среди зданий XVII в. Она не повторяет ни одной из известных построек такого типа: отличие ее в восьмискатном покрытии четверика. Этот прием близок новгородским и псковским храмам XVI в. Однако использование его в Списком монастыре навеяно скорее приемами и формами деревянной архитектуры конца XVI—XVII в.
Оба шатровых храма Антониева-Сийского монастыря, отличаясь присущим только им особенностям, не выпадают из общерусского архитектурного стиля XVI—XVII вв. Они представляют своеобразную северную вариацию зданий, хорошо известных по памятникам Москвы и прилегающих к ней земель. Одновременно они свидетельствуют о медленном, но неуклонном процессе оформления местных строительных артелей, которые скажут свое слово несколько позднее, в конце XVII — начале XVIII в., в период широкого каменного строительства, предпринятого архиепископом Афанасием Холмогорским.
В 70-х годах XVII столетия в монастыре возводится еще одна каменная церковь — надвратная, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного. Строительство ее растянулось на много лет: постройку закончили в 1679 г. В церкви над святыми воротами находились три престола — в честь Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра.
На рубеже XVII—XVIII вв. к западу от Троицкого собора на самой кромке берега был возведен двухэтажный корпус — братские кельи. Однако в 1779 г. здание сильно пострадало во время пожара, и верхний этаж пришлось разобрать. Руины сохранились до наших дней.
Сийский монастырь не имел своих ювелиров — «кузнецов по злату и серебру», но хранившиеся в его ризнице потиры, панагии игуменов являются достойными памятниками прикладного искусства русских мастеров XVI—XVII вв.: водосвятная чаша (1583), панагия (1608), принадлежащая сийскому игумену Феодосию, подарок патриарха Филарета — паникадило (1628). Ценные вклады в монастырь делали многие московские бояре. Например, в 1692 г. дворянин Семен Риморев сделал вклад по боярину Ивану Михайловичу Милославскому — серебряный потир, находящийся ныне в экспозиции Архангельского областного краведческого музея.
Памятники древней живописи Сийского монастыря не дошли до нас, но письменные документы сохранили сведения о многих мастерах, работавших для монастыря или в самом монастыре. Иконописцем был его основатель Антоний. Образ Троицы для вновь построенного каменкого храма писали «на Москве» московские мастера Осиф Полперев и Семен. Для монастыря работал государев иконописец Максим, а также иконники Федор Чудовский, Симеон Устюжский, Постник Деребин, Оксентий Псковитин, Федор Зубов, Василии Осипов, Василий Мамонтов Онежанин и др.
Некоторые здания Антониева-Сийского монастыря дошли до нас в сильно искаженном виде. Только по старым рисункам можно судить о таких исчезнувших каменных зданиях, как двухэтажный настоятельский корпус (J685), находившийся между храмом-колокольней и надвратной церковью, больничные кельи с деревянной церковью Николая Чудотворца (1730), хлебные амбары. Лишь нижний ярус сохранился от храма-колокольни. Когда реставрационные работы вернут постройкам их первоначальный облик, Антониев-Сийский монастырь предстанет в первозданном виде и займет подобающее место среди архитектурных ансамблей XVI—XVIII вв.
|