Толкачева, Л.Б. Труд и молитва – два крыла // Двина.— 2004.— № 3.— С. 11-15.— (В земле Поморской просиявшие)
Проснулась я от колокольного звона... Прислушалась — хор монахов.
Испугавшись, что проспала службу, быстро поднялась и стала одеваться. Но заметила, что все другие паломницы крепко спят. Посмотрела на часы — четыре утра. Снова легла, и вновь слышу: звонят колокола и поют монахи. Но уже понимаю, что таких-то и колоколов в монастыре нет, и голоса монахов не знакомы. Прошло какое-то время, и я опять заснула...
После полудня зашла в храм Живоначальной Троицы поклониться преподобному Антонию. Хотя храм разрушен, но мощи под спудом — в неприкосновенности. Вдруг чувствую: необычайный, очень приятный аромат. Какие-то цветы? Но в храме их нет. Может быть, недалеко от храма на клумбе?
Вышла на улицу, обошла вокруг. Нигде подобного запаха не ощутила. Вернулась в храм — снова благоухание. Тогда поняла — это от мощей преподобного. Воистину «Господь побеждает естества чин». Вот так состоялась моя встреча со святым преподобным Антонием Сийским.
Когда едешь по трассе Архангельск—Москва, на шестидесятом километре встречается табличка «Кехта». Монахи Сийского монастыря здесь обязательно осеняют себя крестом. Ведь это место рождения преподобного Антония Сийского. Его отец Никифор — сын знаменитого новгородца, который бежал от гонения Ивана III на Двину в Кехту и там женился на местной девушке Агафье. Супруги жили здесь зажиточно и благочестиво.
В 1478 году родился у них сын Андрей. Мальчик рос кротким, незлобивым. С семи лет начал обучаться грамоте и иконописи. Сельские работы мало привлекали юношу, и после смерти родителей, когда Андрею было 25 лет, он переехал к родственникам в Новгород. Женился. Но жена через год умерла, Андрей увидел в этом волю Божию. Вернувшись на родину, продал свою часть имения родителей, раздал всё бедным и ушел из Кехты, теперь уже навсегда. Он направился в Спасо-Преображенскую обитель у реки Кены к игумену Пахомию. Пахомий Кенский был учеником Александра Ошевенского. Кстати, на Каргопольской земле 3 мая 2004 года торжественно праздновалось 525-летие со дня блаженной кончины преподобного Александра Ошевенского, основоположника монашества на Севере.
По дороге в Кенский монастырь Андрея застала ночь. Во сне ему явился старец в светлых ризах с крестом в руках и сказал:
— Возьми крест свой и не бойся вступить на подвиг. Ты будешь муж духовных желаний и явишься наставником множества иноков. Сим побеждай лукавых духов.
Это было явное предзнаменование дальнейшего пути.
Пахомий принял его в свою обитель и в 1508 году постриг в иноки с именем Антоний в честь преподобного Антония Великого[1].
Позже новгородский архиепископ Моисей возвёл его в сан священства — Антоний стал иеромонахом. Но он стремился к уединению. С благословения Пахомия, взяв с собой двух иноков, Александра и Иоакима, отправился в пустынное место. По реке Онеге они доплыли до Шелексы. Поднимаясь по течению этой реки лесами и непроходимыми дебрями, иноки пришли на реку Емцу, к порогу Темная Стремнина. Это место понравилось отшельникам, они поставили здесь хижину, а через некоторое время построили небольшой деревянный храм во имя чудотворца Николая.
Семь лет провел Антоний со своими подвижниками в этих суровых местах. Только Господу Богу известно, сколько лишений они претерпели в это время. Жители деревни Скороботовой восстали против отшельников и изгнали их, как когда-то авнежане изгнали Дмитрия Прилуцкого... Так бывало часто, к сожалению, бывает и сейчас.
Местные жители, узнав о том, что вблизи будет основана обитель, боясь, что у них отнимут землю, угодья или... детскую площадку, всячески препятствуют этому. Лукавый не дремлет...
Преподобный Антоний с иноками направился еще дальше на север. Однажды им встретился рыбак Самуил и рассказал, что есть такое место, где люди не раз слышали звон колоколов, пение иноков, иногда казалось, будто лес рубят. Единственными обитателями этих мест были звери. Места дремучие, только охотники порой заходили сюда. Одним словом, Самим Господом это место предназначено для обители.
Шесть иноков: Александр, Иоаким, Исайя, Елисей, Александр и Иона поселились вместе с преподобным Антонием на полуострове Михайловского озера, в которое впадает река Сия. На много верст вокруг стоял дремучий лес, простирались непроходимые болота и глубокие озера. Помощи ждать было практически неоткуда. Не медля, иноки принялись за расчистку земли под постройки и огороды.
Красота природы, окружавшей обитель, облегчала подвижникам их трудный подвиг, служила им отрадой и утешением. Под горкой, где, словно снег, белели 12 берез, построили келью Антонию. Господь дал преподобному огромную физическую силу, и он трудился за двоих или даже за троих.
Воздвигли часовню, срубили кельи для братии. Так была основана Сийская обитель. Считается, что это произошло в 1520 году.
Вначале инокам приходилось переносить много лишений. Преподобный Антоний вместе со всеми рубил лес, копал землю. Сами себе добывали скудное пропитание. Собирали ягоды, грибы. Но часто не хватало хлеба, масла и соли. Однажды был такой голод, что казалось, иноки не выдержат. Братия возроптала и хотела разойтись. Антоний умолял их остаться, уговаривал потерпеть. А наутро, когда преподобный совершал своё молитвенное правило, неожиданно явился какой-то человек, привёз братии хлеб, масло, муку, даже дал средства на строительство обители. Игумен повелел отнести хлеб в трапезную и перед едой сказал инокам: «Видите, братия, что посетил Господь это святое место и не оставил рабов своих, уповающих на милость Его и терпящих всякую скорбь с благодарением». Братия стояла молча, опустив от стыда головы. После этого случая ученики уже не смели роптать на своего настоятеля ни при каких трудностях.
Монастырь был беззащитен перед произволом. Лишь милость Божия становилась их единственным покровом.
Однажды сборщик дани от новгородского владыки — а обитель находилась во владениях Великого Новгорода — Василий Бебрь, думая, что у преподобного Антония много денег, подговорил разбойников ограбить иноков. Когда они хотели напасть на обитель, им показалось, что её охраняет множество вооружённых людей. И они, гонимые ужасом, убежали и рассказали Бебрю, что произошло. Бебрь послал в монастырь священника расспросить, что за люди охраняли обитель. Оказалось, что в монастыре, кроме монахов, никого не было, а игумен, по своему обыкновению, всю ночь молился. Бебрь все понял. Пришёл к преподобному, упал перед ним на колени и раскаялся в своем прегрешении. Антоний кротко простил его.
Постепенно братия увеличилась. Если монастырь стоял на государевой земле, то по закону его основатель должен был подать челобитную царю. Антоний послал своих учеников Александра и Исайю в Москву просить у великого князя Василия Иоанновича разрешения на постройку новой обители. Великий князь принял их благожелательно, дал им грамоту на землю, которую занимал монастырь, да еще пожертвовал церковную утварь и ризы. Просил молиться за него в новой обители.
Антоний принялся за строительство большого деревянного храма во имя Святой Троицы и сам написал для него икону. Но храм простоял недолго. Вскоре случился пожар. Всё сгорело, но икона Пресвятой Троицы осталась совершенно неповреждённой. И, наверное, только это не дало братии в отчаянии разойтись.
Когда построили новый храм, сохранившаяся икона была торжественно внесена в него. Многие от неё получали исцеления по молитвам преподобного.
По просьбе братии преподобный Антоний взял на себя управление монастырем. Игумен служил примером для всей братии: ежедневно выстаивал службы от начала до конца, не опираясь даже на жезл и не прислоняясь к стене. И за братией следил, чтобы соблюдали благочиние в церкви: не переходили с места на место, не выходили из храма без крайней нужды; чтобы исполняли келейное правило. Выполняя вместе с братией все работы, преподобный показывал пример трудолюбия. Обходил монастырские службы — пекарню, поварню, советуя тем, кто несёт эти тяжёлые послушания, избегать праздных бесед.
При монастыре была больница, иконописная мастерская, обширная библиотека, составленная в основном из писаний святых Отцов и учителей Церкви, в ней хранилось принесённое преподобным знаменитое Евангелие XIV века, которое сейчас известно как Сийское.
В обители было установлено строгое общежитие — общая и равная для всех пища и одежда. Суровым было отношение и к питию хмельному — запрещалось пить в монастыре, не допускались паломники, приносящие это зелье.
Строгий устав монастыря привлекал многих. В обители собралось около 70 иноков. Но преподобного стала тяготить людская слава и шумная жизнь.
Избегая молвы и почестей, стремясь к уединению, Антоний оставляет игуменство и уходит из обители: сначала на остров Дудницкого озера, потом на озеро Падун. Здесь поставил он себе хижину, соорудил небольшой плот, с которого удил рыбу и при этом обнажал, для смирения, голову и плечи, отдавая их на съедение комарам. В уединении Антоний прожил два года.
Уходя из монастыря, преподобный оставил руководителем отца Феогноста. Но тот отказался от игуменства, и братия стала просить, чтобы Антоний вернулся. И он снова начал управлять обителью. Господь наградил его прозорливостью, у него проявился дар чудотворения.
Чудеса и обычные повседневные труды тесно переплетались в жизни подвижников. Эти люди были такими же людьми, как и мы, но другое имели стремление. Не было у них двух мыслей — о земном и Небесном, как у нас, несмысленных и слабых, но только одна — как спасти свою душу. И потому вместо телесного покоя предпочли они труды и болезни, вместо сна — всенощное бдение, вместо пустых разговоров — молитвенную беседу с Богом. В тишине и чистоте жили они в стороне безмолвной.
Однажды перед самым праздником Преображения иноки всю ночь ловили рыбу, но ничего не поймали. Тогда преподобный послал их снова на озеро к Красному мысу, сказав, что Живоначальная Троица не оставит их в великий праздник. Иноки отправились в указанное место и выловили столько рыбы, что питались ею еще долго после праздника. Эту тоню с тех пор стали называть Антониевой.
При жизни преподобного в обители за деревянной стеной стояли две церкви: шатровая — во имя Живоначальной Троицы — с часами, которые отбивали время, рядом — теплый храм с трапезной — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Над Святыми воротами возвышался храм Сергия Радонежского. Вокруг располагались кельи, в которых жил игумен, священники и 73 монаха. Отдельный комплекс составляли трапезные постройки: поварни, хлебни, ледники, амбары... (Почти все эти постройки существуют и сегодня. А в пекарне выпекают вкуснейший сийский хлеб.) Около монастыря были конюшенный и гостиный дворы, а дальше, за озером, — коровий двор. Между озерами Михайловским и Долгим была мельница.
...Время земной жизни Антония приближалось к концу.
Преподобный давал наставления братии: не ослабевать в молитвах, иметь взаимную любовь и единомыслие, удаляться гнева и лукавых слов, повиноваться старшим, хранить чистоту телесную и душевную, иметь пищу по уставу монастыря и совершенно избегать пьянства, без всякого нарушения соблюдать общежительный устав обители.
Он оставил завещание, написанное своею рукой, — правила иноческого жития:
«А которые братья ропотники и раскольники (т. е. нарушители братского единения) не восхотят по монастырскому чину жить, строителю и братии не почнут повиноваться, тех изгоните из монастыря, чтобы и прочие имели страх. Впрочем, после искреннего раскаяния их следует снова принимать и держать, как братию. Да прежде всего имейте страх Божий в сердце своем. А между собою имейте любовь и покорение о Христе друг другу, чем покроете многие грехи свои. В общежитии живите равно и духовно и телесно, в пище и одежде, по заповедям святых отец. Строителю не прибавляйте на трапезе ничего из пищи и пития сверх братского довольствия. То же равенство и в одежде и в обуви. Питья хмельного не держите в монастыре, не принимайте его и от христолюбцев. Женский пол в монастыре отнюдь не должен ночевать, также и миряне (мужчины) не ночевали бы с братиями и не жили бы по келиям. Нищих пойте и кормите вдоволь и милостыню им давайте, да не оскудеет место сие святое...»
Преставился преподобный Антоний в 1556 году и был похоронен в Троицком соборе близ алтаря. Его память отмечается 7 (20) декабря.
Через двадцать лет инок Иона по повелению игумена Питирима и по просьбе учеников блаженного составил житие преподобного Антония Сийского. В это время еще живы были некоторые ученики его, достоверные свидетели святого. В заключительной части Жития описаны 14 чудес, бывших по смерти преподобного. Эти чудеса происходили в Сийском монастыре у раки Антония.
Всего через 23 года после кончины, на Соборе в 1579 году, состоялась канонизация Антония Сийского. Когда совершается канонизация — причисление к лику святых — пишется Житие этого святого, икона, молитва, ему составляется специальная служба.
Новую редакцию Жития и Службу Антонию написал сын царя Иоанна IV царевич Иоанн Иоаннович. И царь, и царевич почитали и при жизни святого Антония.
Славна история Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Еще при жизни Антония монастырь начал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья. Иоанн IV Грозный в 1543 году пожаловал монастырю окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, судебные и финансовые льготы. Монастырь не раз принимал участие в государственной жизни своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к войне со шведами, обращался за материальной поддержкой к Сийскому монастырю.
Значительное место в истории Антониево-Сийского монастыря занимает период ссылки боярина Федора Никитича Романова, отца будущего царя Михаила Федоровича.
Он был сослан в Сию Борисом Годуновым и пострижен под именем Филарета. Царский указ предписывал соблюдать строгий надзор за ним. Однако игумен Иона позволял в отношении его значительные послабления. Яркую картину пребывания в монастыре старца Филарета описал в своей книге «Год на Севере» журналист, писатель, исследователь С. В. Максимов.
Шесть лет провел Филарет в монастырском заключении. В 1606 году он был возвращен в Москву. Став патриархом, Филарет не забыл оказанных ему в сийской обители благодеяний и щедро одаривал монастырь. Память патриарха Филарета чтится в монастыре, имя его занесено в синодики для вечного поминовения.
Ничто на земле не проходит бесследно. Прошли годы, десятилетия, века.
В XVII веке монастырь расцвел, в нем более 200 монахов, расширились его владения, шло интенсивное каменное строительство, развивалось иконописание, работала типография, граверная мастерская. Слава о нем доходила до Москвы.
XVIII век — время упадка всех монастырей. Сийская обитель превратилась во второклассный монастырь... XIX век — век просветительства: настоятели монастыря выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии; архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Канино-Тиманских тундр.
Многострадальный XX век неоднозначен в истории Антониево-Сийского монастыря.
В 1920 году еще сохраняется небольшая монашеская община, но уже открыта на территории монастыря детская колония. А в 1923 монастырь закрыт окончательно, властям казалось — навсегда. Здесь располагались база колхоза, дом отдыха, дом детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых, летний пионерский лагерь и даже облисполкомовская дача...
Но власти ошиблись.
После десятилетий разрушения, запустения, осквернения вновь Антониево-Сийский во имя Живоначальной Троицы мужской монастырь превратился в центр духовной жизни.
И не только в Архангельской епархии известен он.
В августе 1992 года монастырь был передан Русской Православной церкви. Почти четыреста лет назад ушел из Сийской обители старец Филарет, чтобы стать патриархом, а 23 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил монастырь сразу после пожара, уничтожившего кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей.
Монастырь возрождается. Сегодня у него опять есть свои сенокосы, пашни, животноводческая ферма (сийские творог и сметана славятся даже за пределами Архангельской области), конюшня, теплица, пекарни, механическая и столярная мастерские. С осени 1995 года работает иконописная мастерская. Она получает заказы из храмов не только Архангельской, но и других епархий.
Вновь славится монастырская библиотека. Их теперь несколько. В них уникальная духовная литература, которой иногда и в нашей Добролюбовке не найдешь.
Растут монастырские подворья. Они располагаются в Емецке, Брин - Наволоке, Хоробрице, в Архангельске и Санкт-Петербурге. Идут переговоры об открытии подворья в Москве. Набережную Архангельска украшает строящаяся Успенская церковь, где также будет сийское подворье...
В самом монастыре постоянно идут строительные и реставрационные работы. Значительным событием стало возрождение храма-колокольни Трех Святителей Московских, Петра, Алексия и Ионы. Освящение храма состоялось на Троицу, 23 июня 2002 года.
В 2000 году в соборе Василия Блаженного на Красной площади была открыта выставка «Святыни Антониево-Сийского монастыря». Залы целый месяц были заполнены восторженными москвичами.
Труд и молитва — вот два крыла монашеского делания во все времена. Ежедневно в монастыре служится Литургия, читается Акафист преподобному, совершаются крёстные ходы. Растёт братия монастыря. Кроме священнослужителей в монастыре трудятся послушники, кафтанники, трудники. Они съехались сюда из разных мест.
С первых дней настоятель возрожденного монастыря — игумен, а теперь архимандрит Трифон. Трудно перечислить все заботы и дела отца настоятеля: это и образовательная деятельность — он руководит епархиальным отделом образования; и ежегодное участие в Международных Рождественских чтениях в Москве, где он является руководителем секций, а с 2004 года — сопредседателем Совета руководителей епархиальных отделов образования; и организация традиционных Иоанновских образовательных чтений в Архангельске. Он возглавляет филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
Многотрудна издательская деятельность отца Трифона, главного редактора газет «Духовный сеятель», «Педагогический семинар», альманаха «Сийский хронограф». Всего не перечесть...
За свою деятельность он награжден Крестом с украшениями и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».
Но из всех дел главное, из всех забот первейшая, из всех должностей высшая — настоятель монастыря. Монастырь — главное дело и первая забота архимандрита Трифона, отца настоятеля Свято-Троицкого монастыря, основанного в 1520 году преподобным Антонием Сийским.
И звучит каждую ночь перед сном под сводами сийских храмов: «Ублажаем тя, преподобный отче наш Антоние и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».
[1] Антоний Великий (251—356 гг.) считается основателем православного монашества. В своем лице он зримо воплотил евангельский идеал святой жизни. «Цель жизни — восхождение человека к богоподобию».
|