Антониево-Сийский монастырь
Другая деревянная монастырская церковь Крестовоздвиженская находится от монастыря в 8-ми верстах по дороге к Емецку. Расположена она у озера Угловатого на том месте, где святой Антоний встретился с крестьянином Самуилом, указавшим ему место для обители. Место высокое, узкое, поросшее хвойным лесом. В прежнее время — до 1764 года — здесь был род скита и ежедневно отправлялось богослужение.
Нынешняя церковь перестроена из прежней и на месте ее в 1895-6 годах и освящена настоятелем монастыря 14 сентября 1896 г. Иконостас в церкви столярной работы, окрашенный зеленой краской с золочеными украшениями; иконы нового письма и расположены в три яруса. На стенах храма старые подновленные иконы. В трапезе обращают на себя внимание прежние царские врата на красках со столбцами, имеющие изображение святых. Над вратами изображение жертвоприношения Исаака, св. Троицы и причащения Иисусом Христом апостолов Тела и крови. Здесь же находятся две старые хоругви с изображениями св. Троицы и Нерукотворенного Спаса. Также более или менее замечательны подновленные иконы: св. равноапостольных Владимира и Ольги — под ними жертвоприношение Ноя, св. князей Бориса и Глеба — под ними жертвоприношение Исаака, Обретения Креста Господни, видения Самуила. На время службы из храма выносится и становится над крыльцом большая подновленная икона, изображающая Спасителя; у ног поклоняются ему св. Антоний и Сергий; подле них в поклонении Пахомий Великий, Николай Чудотворец, Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские чудотворцы. Святые Флор и Лавр, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, преподобный Михаил Малеин, св. великомученник Феодор стратилат и Архангел Михаил. В церкви же хранится небольшой колокол, вывешиваемый только на время богослужений. Все окна церкви изнутри запираются на ставни.
Подле этой церкви идет дорога от монастыря в Емецк, до которого отсюда считается 9 верст; дорога эта содержится за счет монастыря; окрестности ее весьма живописны.
* * *
В некоторые дни, совершаются крестные ходы за стены монастыря. Первый из таких крестных ходов бывает в первое воскресение Петрова поста в воспоминание прекращения по молитвам преподобного Антония ненастной и холодной погоды, угрожавшей неурожаем хлеба в 1672 году. С вечера в монастырь приходят крестные ходы из Сийского, Челмохотского, Хоробрицкого и Брин-Наволоцкого приходов. Совершается соборне всенощное бдение преподобному Антонию. Утром, после ранней литургии, соединенный крестный ход отправляется на карбасах по Михайловскому озеру, проезжают около 6-ти верст, пристают к берегу около «Беловского» креста и идут к Крестовоздвиженской церкви. К этому времени в церковь приходят уже крестные ходы из Ратонаволоцкого и Ваймужского, а иногда и Емецкого приходов. Здесь совершается торжественная литургия, после нее водосвятный молебен на Угловатом озере и затем крестный ход кругом церкви с пением молебна Кресту и преподобному Антонию. После окончания молебствия крестные ходы возвращаются обратно в том-же порядке. По прибытии в монастырь, бывает трапеза, после которой уходят восвояси и крестные ходы, прибывшие накануне. К той же Крестовоздвиженской церкви совершается из монастыря крестный ход 1-го августа и 14 сентября. Но в эти дни из посторонних участвует только один крестный ход из Ваймуги. В церкви обычным порядком совершается литургия, а после нее — водосвятный молебен на озере и крестный ход вокруг церкви.
Перовский В.
|