“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


Белова, Л.Б.  К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки / Л. Б. Белова, М. В. Кукушкина // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР.— Л., 1978.— С.154–187.

Библиотека Антониево-Сийского монастыря принадлежит к чи­слу тех монастырских библиотек, которые уже давно находятся в поле зрения ученых, а отдельные рукописи  широко привлека­ются исследователями  при издании и изучении текстов или  в кодикологическом[1] плане.  В основном изучена и судьба библиотеки в целом,  большая часть которой в настоящее время хранится в составе  Архангельского собрания  БАН СССР[2].   Целью данной статьи является попытка реконструкции библиотеки  Антониево-Сийского монастыря на основе сохранившихся книг и с учетом фактов из многовековой  истории (XVI-XIX вв.)  собра­ния в целом.

Начало библиотеке  было положено  основателем монастыря (он был основан в 1520 г.  на р. Емце Архангельской губ.) игуменом Антонием.  К моменту смерти последнего в 1556 г. в библиотеке числилось 66 книг.  В течение XVI-XVII вв.  можно отметить следующие этапы роста библиотеки.
К концу XVI в., несмотря на пожар 1593 года, в ней по опи­си 1597 г. значилось 168 рукописей и 13 печатных книг. Дошли до нас названия  6 книг,  поступивших в качестве вклада  от игумена Питирима и сгоревших в пожаре.[3]
За весь XVII в. библиотека монастыря увеличилась в четыре раза и, несмотря на пожар 1658 г., в 1692 г. она состояла из 333 печатных и 359 рукописных книг.  По описи 1701 г. собра­ние рукописей  увеличилось до 387 единиц,  а печатных книг стало 374.
В конце XVIII в. (по описи 1790 г.) ее фонд насчитывал 940 книг: 561 рукописную и 379 печатных. Из них 4 редкие рукописи были отправлены в Синод.[4]
В конце 20-х гг. XIX в. в Сийской библиотеке работал  известный археограф П. М. Строев.  О результатах своей археографической экспедиции в Антониево-Сийский монастырь в 1829 г. Строев сообщал в Академию наук:  «Многочисленное книгохранилище сей некогда знаменитой обители  дало мне обильную жат­ву».[5]  Перед отправлением в экспедицию П. М. Строев представил проект, в котором говорилось, что в монастырском книгохрани­лище каждый «археограф обязан составить обстоятельный ката­лог всех (без исключения) находящихся там рукописных книг, грамот и других актов»;  кроме того, оставить в библиотеках «краткое, но достаточное извлечение из сделанного им катало­га, а на книгах и актах наклеить  печатные ярлыки с номера­ми».[6]  Если вторая задача частично была выполнена Строевым при просмотре рукописного фонда, то каталога монастырских рукописей он не оставил.  Правда, в «Библиологическом слова­ре»[7]  большинство памятников из Сийских рукописей, заслужива­ющих особого внимания, им выделено. Однако знаменитый архе­ограф, работая в монастыре,  не только описывал рукописи и снимал с них копии, но «не стеснялся»  изымать отдельные тет­ради и создавать  из них  новые сборники.  Некоторые из них попали в собрание рукописей Погодина (ГПБ), которое было куплено у Строева. Еще А.Е. Викторов, который описывал Сийское собрание через 50 лет после П. М. Строева, заметил, что из ру­кописи № 231 (Арханг. Д.242) последним вырезана тетрадь «Па­ломником о Царьграде и о сущих в нем святых» Антония Новгородского.[8] Рукопись в настоящее время находится в ГПБ, в собрании Савваитова.[9] Сам А. Е. Викторов, работая в 1876 г.  в библиотеке Сийского монастыря, описал 271 рукопись, включая хозяйственные книги.[10]
В 1893 г. Ю. М. Сибирцев по распоряжению Архангельской ду­ховной консистории обследовал памятники письменности и другие вещественные древности в Николо - Корельском и Антониево-Сийском монастырях.  В отчете о последнем он написал:  «Библиотека монастыря, несмотря на то, что многие книги из нее были высланы в Архангельскую семинарию,  миссионерскую  библиотеку, и др. места, еще и в настоящее время довольно бога­та старинными книгами».[11]   Некоторые из наиболее ценных рукописей,  которые в настоящее время  находятся в БАН и других хранилищах, Сибирцев назвал.
В 1903 г.  весь архив Антониево-Сийского монастыря  и рукописные книги были переданы в Архангельское древлехранилище. Там в 1903-1913 гг.  над описанием рукописей монастыря трудился  целый коллектив:  А. В. Кириллов, В. П. Челмогорский, П. А. Павловский и А. Теремицкий.  Последний из 359 рукописных книг описал 228.[12]
Следовательно,  по сравнению с концом XVIII в. (опись 1790 г.) к началу XX в. количество рукописей в монастыре сократи­лось на 202 единицы: была 561 рукописная книга, осталось 359. Причина такого сокращения числа рукописей в Сийской библиотеке легко объяснима. Всего вероятнее, что рукописи, которые в описи конца XVIII в.  были отмечены как ветхие и записаны суммарно, не сохранились до наших дней. В описи 1790 г. под № 589 и 590  в общей сложности  записано 139 рукописей,  из которых 99 «все писмянные, самые ветхие, старинные,  до церковного круга не принадлежащие, положены в коробке, в книгохранительнице, в углу близ дверей». То же сказано и по поводу других 40 рукописей «на крюковом знамении,  старых, вет­хих». Суммарно записаны в этой описи еще 15 книг под № 689 и 40 – под № 690.[13]
При поступлении Сийской библиотеки в БАН СССР в составе Архангельского собрания было выделено всего 7 рукописей, принадлежавших этому монастырю. На основании приписок на ру­кописях и других внешних признаков бывшему сотруднику Рукописного отдела БАН СССР М. Н. Мурзановой удалось выявить  из Архангельского собрания  280 рукописей,  принадлежавших Сийскому монастырю.
Выявление этих рукописей производилось М. Н. Мурзановой, как можно предполагать, по составленному ею списку шифров, на ос­новании рукописного Описания, составленного Ю. М. Сибирцевым, и приписок на самих рукописях из Архангельского собрания. Авторы настоящей статьи при реконструкции библиотеки для со­ставления краткой палеографической характеристики и уточне­ния содержания рукописей исследовали их заново.
Для выявления рукописных книг из Антониево-Сийской библиотеки нами привлекались названные выше научные и библиографические описания, и главным образом работы А. Е. Викторова[14] и П. М. Строева.[15]   Однако описания книг у Викторова весьма кратки,  неточны и не связаны последовательно с рукописями, единой нумерацией,  поэтому оказалось сложным соединить кон­кретную рукопись с ее описанием. Из 271 рукописи, описанной у Викторова как принадлежавшей Антониево-Сийскому монастырю, нам удалось установить только 210.  Какая - то часть из 61 не ­выявленной рукописи могла исчезнуть совсем, некоторые попа­ли в другие собрания, и если на них нет записей о принадлежности монастырю или соответствующих описанию Викторова номе­ров, то найти их теперь будет невозможно.
В настоящей статье, приводя в соответствие номера описа­ния рукописей у Викторова с новыми их номерами в Архангель­ском собрании, мы полагаем, что выполнили практически важную для исследователей задачу, введя в научный оборот действую­щие шифры для всех рукописей из бывшей библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Некоторая часть рукописей была выявлена в результате изучения описей инвентарного монастырского имущества (за 1556, 1597, 1641, 1692, 1701, 1790 гг.), к которому тогда относи­ли и книги, и сопоставления кратких записей о книгах с кон­кретными рукописями из Архангельского собрания. Такое сопо­ставление было наиболее результативным в тех случаях, когда на рукописях имелись записи, фиксирующие имя бывшего владе­льца книги, время ее создания или поступления в монастырь.
Принадлежность монастырю ряда рукописей была определена в результате палеографического и кодикологического анализа монастырских рукописей и при наличии в них документальных реалий - гравированных оттисков, изготовленных в монастыре в годы игуменства Феодосия (1662-1687 гг.), или особого тиснения на переплете.[16]
Таким образом, дополнительно к тем шифрам, которые были известны М. Н. Мурзановой, нам удалось установить еще 62 руко­писи, принадлежавшие некогда этому монастырю и находящиеся в разных хранилищах Советского Союза.
В результате работы по реконструкции библиотеки Антониево-Сийского монастыря нами составлен Список, в который вошли 342 рукописи разных веков. По хранилищам Советского Союза они распределяются следующим образом:  основная часть  нахо­дится в БАН, 13 книг хранится в разных собраниях ГБЛ, 8 -  в разных собраниях ГПБ, 3 книги - в Древлехранилище ИРЛИ,  по 2 - в Отделе рукописей ГИМ и Архангельском областном ар­хиве, 1 книга - в ЦГАДА.
В Списке все рукописи расположены по алфавиту - названий книги в целом (сборники) или отдельным памятникам. В краткой характеристике указывается формат рукописи, число листов в ней, время создания в пределах столетия, тип письма,  содержание приписок или записей,  имеющих важное значение для ис­тории книги. Наличие переплета отмечается только в том слу­чае, если тиснение на нем позволяет безошибочно атрибутиро­вать рукопись монастырю.  Указан библиографический источник, где рукопись описана.  Звездочкой отмечены рукописи (их все­го 66),  имеющие записи или приписки с указанием  на принад­лежность книги монастырю.  Многие из  рукописей имеют вклад­ные записи. Среди вкладчиков были сийские игумены,  рядовые монахи, прихожане. В Списке указаны 5 книг, которые принад­лежали игумену Питириму, 23 игумену Феодосию, 8 книг  вложе­ны бывшим сийским старцем Паксием, казначеем патриарха Адри­ана, 15 - архимандритом Никодимом, 13 - иеродиаконом Иосифом, 10 - иеродиаконом Афанасием, 8 - монахом Герасимом.
В список включены также рукописи, принадлежавшие Лявленскому,  Черевковскому,  Кривецкому и Шеромскому  монастырям, которые позднее в разное время  были приписаны к Антониево-Сийскому. Таких рукописей немного - всего лишь 11.
Для многих рукописей нам удалось уточнить датировку, и теперь по хронологии они распределяются следующим образом: XIV в. - 1, XV в. –6, XV-XVI вв. - 5, XVI в. - 94, XVI-XVII вв. - 15, ХVII в. - 185, XVII-XVIII вв. - 13, XVIII в. - 19, XVIII-XIX вв. - 1, XIX в. - 3. 28 рукописей имеют точную дату  напи­сания.
Для того чтобы читателю дать более полное  представление о составе библиотеки,  при создании Списка названий мы  придерживались следующих принципов.  При описании сборников  и сборных рукописей, содержащих более трех памятников, в скобках указаны наиболее крупные произведения, входящие в данную рукопись. Рукописи, которые ранее входили в разные сборник, а затем по вине П. М. Строева попали в разные собрания, описа­ны как самостоятельные  единицы  (см. № 112, 283).
Произведенная нами работа подтверждает предварительно вы­сказанный М. В. Кукушкиной вывод.[17] Реконструкция данной библиотеки не может быть осуществлена более или менее полно для определенного исторического периода, хотя бы в пределах XVI-XVII веков, ибо более чем в 50% случаев нет возможности соотнести конкретную рукопись с её краткой характеристикой в описях XVI – XVII –начала XVIII вв.
Приведем некоторые примеры,  используя для сравнения сведения из двух  описей - 1692 и 1701 гг.  В обеих  указанных описях и более ранней описи 1641 г. в монастырской библиоте­ке числилась рукопись №Александрия№. В настоящее время нами учтен один список №Александрии№,  который находится в общем, переплете со списком №Большого Московского чертежа№ (см.№ 5) . Является ли он именно тем, который упомянут в старой описи, определенно сказать невозможно,  так как на книге нет припи­сок, а в описях - дополнительных сведений. Другой пример: в настоящее время в Архангельском собрании БАН  хранятся 2 Ка­техизиса из Сийской библиотеки, по описи 1692 г. в ней было тоже 2, но в описи 1701 г. упомянуты 4. Какие рукописи ушли из библиотеки в XVIII в., и остались ли те, которые находились там, в XVII в., можно утвердительно сказать  лишь в отношении одной книги с вкладной записью 1656 г. (№ 108) .
В этом плане особенно показательно сравнение сведений старых описей и нашего списка на примере богослужебных, книг одного названия. По описи 1701 г. в монастырской библиотеке было 19 евангелий, 8 апостолов, 29 псалтырей. Нами выявлено - 12 евангелий, 2 апостола, 11 псалтырей. Судьба остальных рукописей неизвестна, так же как невозможно установить  вре­мя поступления каждой рукописи в монастырь.
Восстановление состава рукописной книжности, существовавшей в Древней Руси, а также реконструкция крупнейших древнерусских библиотек признаны в настоящее время  «важнейшей задачей советского книговедения»[18].   Наша статья вслед за статьями Б. Л. Фонкича[19]  и Б. Н. Флоря[20]  является одной из попыток такой реконструкции.
 

[1] Покровский  Н.В.  Сийский иконописный  подлин­ник. - ПДП, 1895, т.106, вып.1; Е.Н. Старые синодики Антониево-Сийского монастыря Архангельской губернии Холмогорского уезда. - Арханг. епарх. вед., 1896, № 1, с.9-17, № 2, с.29-37,» 3, с.66-74; Богуславский  Г.К.  1) Рукопис­ное пергаменное евангелие апракос  Антониево-Сийского монас­тыря 1339 года. - Арханг. епарх. вед., 1902, » 23-24; 2) Ру­кописное евангелие 1570 г. из библиотеки Сийского монастыря. - Арханг. епарх. вед., 1903, № 22, с.849-857; 3) Рукописные евангелия Древлехранилища Архангельского епархиального цер­ковно-археологического комитета. - Арханг. епарх. вед.,1903, I 15, с.549-552, » 17, с.633-644;  4) Заключение к описанию рукописных евангелий XVI-XVII вв.  Архангельской епархии. -Арханг. епарх. вед., 1904, № 14, с.539-549; 5) Один из руко­писных "сборников" XVI в., хранящихся в Древлехранилище Ар­хангельского епархиального церковно-археологического комите­та. - Арханг. епарх. Вед, 1904, № 21; 6) Рукописные истори­ческие сборники Архангельского епархиального Древлехранили­ща. П. Хронограф Антониево-Сийского монастыря. - Арханг. епарх. вед., 1905, № 15, с. 577-583; 7) Сказание о св. Мерку­рии Смоленском по рукописному сборнику XVI в. Антониево-Сий­ского монастыря,  хранящегося в настоящее время в Древлехра­нилище Арханг. епарх. церковно-археологического комитета.-Смоленские епарх. ведомости, 1907, № 12-17, неоф. часть, с. 555-567;  8) Рукописные исторические сборники  Архангельско­го епархиального Древлехранилища. - Арханг. епарх. вед.,1907, № 4; С.А.Т. К описанию Архангельского епархиального Древле­хранилища. (Некоторые рукописные сборники из Сийского монас­тыря) . - Арханг. епарх. вед., 1911, » 4, с.128-132;  Изюмов А.Ф.  Вкладные книги Антониево-Сийского монастыря. 1575-1694 (7084-7202). М., 1917; Описание  Рукописного отде­ления  Библиотеки  Академии наук СССР. Т.IV, вып.1. М.-Л., 1951; Описание Рукописного отдела Библиотеки АН СССР. Т.Ш, вып.1. (Хронографы, летописи, родословные, разрядные книги). М.-Л., 1959; Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т.Ш, вып.2. Исторические сборники XV-XVII вв.М.-Л., 1965; Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т.Ш, вып.З. Исторические сборники XVIII-XIX вв. Л.,1971; Вздорнов  Г.И. Из истории искусства русской рукопис­ной книги XIV века. - В кн.:  Древнерусское искусство. Руко­писная книга, М., 1972; Пергаменные рукописи Библиотеки Ака­демии наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI-XVI веков. Л., 1976; Амосов  А.А. Из истории кодекса сборника Д.193 Архангельского собрания РО БАН СССР. - В кн.: Рукописные и редкие печатные книги в фондах Библиотеки АН СССР. Л., 1976.
[2] Макарий, епископ. Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре. - ЧОИДР, М., 1878, кн. З; Викто­ров А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах се­верной России. СПб., 1890; Иванов П. Опись Сийского мо­настыря 1598 г. и летописные заметки. - В кн.: Древности. Тру­ды Археол. комиссии имп. Московск. археол. общества. М.,1902, т.II-вып.2; Теремицкий  А.В. К истории рукописной библиотеки Сийского монастыря. - Арханг. епарх. вед., 1913 (отд. оттиск); Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып.2. XIX-XX вв. М.-Л., 1958; Кукушкина М.В. 1) Библиотека Антониево-Сий­ского монастыря в собрании Библиотеки Академии наук. - В кн.: 250 лет Библиотеке Академии наук СССР. М.-Л., 1965; 2) Опи­си книг XVI-XVII вв. Библиотеки Антониево-Сийского монастыря. - В кн.: Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги  Библиотеки  АН СССР. М.-Л., 1966; 3) Монас­тырские библиотеки Русского Севера. (Очерки по истории книж­ной культуры XVI-XVII веков). Л., 1977; Слухов с кий М.И. Русская библиотека XVI-XVTI вв. М., 1973.
[3] Евангелие тетр, Апостол, книги "Иоанн Лествичник", "Си­меон Дивногорец", Минея июльская и Богородичник. - БАН, Ар­ханг. Д.375, л.61 об.-62.
[4] "Житие Никона патриарха", книга "Збитень", "Книга Мак­сима Грека", "Перевод с немецкого письма датского королевича Вольдемара патриарху Московскому Иосифу". - См.: Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Се­верной России. СПб., 1890, с.115-116.
[5] См.: Археографическая экспедиция Академии наук 1828-1834. Сб. материалов, вып.1, Л., 1930, с.70.
[6] Там же, с.5.
[7] Строев  П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882, с.485.
[8] Викторов     А.Е.   Описи...,   с.67.
[9] Бычков     И.А.   Каталог  собр.   рукописей    П. И. Савваи­това.   Вып.1,   СПб.,   №  128;   Строев     П.М.   Библиологический словарь...,   с.20.
[10] Викторов  А.Е. Описи..., с.66-124.
[11] Гос. архив Арханг. обл., ф.29, оп.31, № 2333, л.35.
[12] "Теремицкий А.В. К истории рукописной библио­теки Сийского монастыря, с, 14-15. См. также: Гос. архив Ар­ханг. обл., ф.510, оп.1, » 65.
[13] БАН, Арханг. Д.593, л.170,173.
[14] Викторов     А.Е.   Описи...,   СПб.,   1890.
[15] Строев     П.М.   Библиологический словарь...,   СПб.,1882.
[16] Кукушкина    М.В.  Монастырские  библиотеки    Рус­ского Севера.  Л.,   1977,   рис.37.
[17] Там же, с.127.
[18] Из Решения Всесоюзной книговедческой конференции 1973 г. "Научные конференции по истории рукописной и печатной книги". - В кн.: Рукописная и печатная книга.  М., 1975, с.250.
[19] Фонкич Б.Л. Библиотека Лавры св. Афанасия на Афо­не в Х-ХШ вв. - Палестинский сборник, Л., 1967, вып.17 (80), с.167-175.
[20] Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек. - В кн.: Древнерусское искусство. Рукописная кни­га. М., 1972. 
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова