Сказания о святых подвижниках архангельской земли / сказания подгот. монахиня Евфимия (Пащенко); Архангельская и Холмогорская епархия.— Архангельск, 2002.— 316 с.: 8 цв. л.— Из содерж.: Преподобномученики Вениамин и Никифор.— С. 267–271.
Преподобномученик Вениамин был последним настоятелем Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, до закрытия его Советской властью в 1920 году. Он родился в 1869 г. в Шенкурском уезде, в семье крестьянина. В 1893 году Василий Васильевич Кононов (так звали будущего преподобномученика в миру), покинув родительский дом, отправился в Соловецкий монастырь, где три года был трудником. В 1897 году он стал послушником этого монастыря. В течение шести лет проходил череду послушаний: старостой в хлебопекарне, заведующим расходческой лавкой.
О его духовном возрастании в этот период могут свидетельствовать строки из послужного списка. Вот какая характеристика давалась в нем послушнику Николаю: «Очень благонравен, послушен и верен, с большими задатками к внутреннему самоуглублению и духовной деятельности» .[1]
В 1903 г. послушник Николай был пострижен в монахи, получив при этом имя Вениамин. В 1905 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в 1908 г. — в сан иеромонаха. Одновременно со служением в храме он проходил и другие послушания: состоял законоучителем братского училища, приставником при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия. В 1909 г., после кончины монастырского духовника, иеромонаха Дамаскина, новым духовником Соловецкой обители был избран иеромонах Вениамин.
«В 1912 г., после девятнадцатилетнего пребывания в Соловецком монастыре, отец Вениамин назначается на должность настоятеля Антониево-Сийского монастыря с возведением в сан архимандрита» .[2] А в августе 1918 года архимандрит Вениамин становится настоятелем монастыря, где начиналась его иноческая жизнь, — Соловецкой обители.
Жизнь в северных монастырях перед революцией и после нее была отнюдь не спокойной и безмятежной. Революционные идеи легко увлекали часть насельников и насельниц обителей, не всегда отличавшихся духовной стойкостью. Так, в 1912 г. в женском Сурском монастыре «монахини, забыв иноческий обет, водили знакомство с ссыльными, пели революционные песни».[3] Ряд послушниц отказывались повиноваться настоятельнице, игумений Порфирии, за что были изгнаны из монастыря.[4] Сейчас в это трудно поверить. Но все было. Впоследствии, в декабре 1920 г., сурские монахини на горьком опыте убедились в лживости революционных лозунгов и идей. Ибо в декабре того самого года их монастырь был закрыт, а сами они в зимнюю стужу изгнаны оттуда.. .
Нечто подобное пришлось пережить и Соловецкому монастырю, где летом 1918 г. объявилась группа «красных монахов», бывших матросов с броненосца «Потемкин». Однако архимандриту Вениамину удалось восстановить внутренний порядок. Монахи-бунтовщики покинули архипелаг.
В 1920 г., спустя месяц после взятия г. Архангельска частями Красной армии, на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, начались обыски и ограбление монастыря, вывоз ценностей, которые удалось обнаружить, запасов продовольствия.[5] В том же году архимандрит Вениамин и его ближайший помощник иеромонах Никифор (Кучин) были арестованы и отправлены на принудительные работы в село Холмогоры, в только что организованный там концентрационный лагерь. Они пробыли там два года, пребывая, по выражению одного из страстотерпцев того времени, «во узах и горьких работах».
Холмогорский концлагерь был, пожалуй, страшнее печально знаменитого Соловецкого концлагеря (СЛОНа). В нем производились массовые расстрелы. Так, на острове Ельничном за два дня было казнено около 700 человек. В основном это были священнослужители. Среди них мог оказаться и архимандрит Вениамин. Однако Господь по недоведомым судьбам Своим не благоволил ему принять мученический венец в Холмогорском лагере. Это произошло позднее.
После двух лет лагерных мытарств архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были освобождены. К этому времени Соловецкий монастырь уже упразднили, а через год, в 1923 г., превратили в концлагерь. Поэтому бывшие насельники разоренной обители приехали в Архангельск. Одно время жили они на Соловецком подворье, а затем по 17 июня 1926 г. им давал приют архангельский фармацевт Александр Алексеевич Левичев. Православный хозяин денег с монахов не брал, жили они на пожертвования, присылаемые духовными детьми архимандрита.
Однако архимандрит Вениамин, пытаясь «устроить монастырскую жизнь заново», покинул Архангельск. «По совету бывшего послушника Соловецкого монастыря Степана Антонова, летом 1920 г. монахи переехали в село Часовенское Архангельской области к сестре Степана Анне Антоновой и этим же летом соорудили в глухом лесу небольшую избу на расстоянии сорока верст от ближайшего населенного пункта — деревни Коровкинской». В тех краях, помимо них, скрывались другие насельники Соловецкого монастыря, изгнанные безбожниками из родной обители.
Жизнь архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора проходила подобно жизни пустынников прошлого, «в молитвах и постоянных трудах».[6] Они ловили рыбу, выращивали овощи, которыми и питались. Обстановка их лесной кельи была бедной и убогой. Единственные «ценности» — самовар, кофейник да еще настольные часы. В лесной глуши, вдали от людей, изгнанники-монахи прожили три года. Поздним вечером 16 апреля 1928 года, накануне праздника Пасхи, два пришлых в эти края крестьянина, Степан Ярыгин и Владимир Иванов, решили ограбить монахов. Ради этого злодеи готовы были на убийство беззащитных людей. Вооружившись винтовкой и ножом-штыком, они направились в лес.
В это время архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор совершали праздничное вечернее богослужение. Шел вторник Светлой седмицы. Возможно, что до ожидавших наступления ночи убийц доносились звуки Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»...
«Когда совсем стемнело и в доме погас свет, Иванов и его сообщник подошли к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Стрелял Иванов. Однако ограбить избушку не смогли: обуял страх. Они так и не посмели войти в келию». Забрались только на чердак, где прихватили кое-какие немудрящие вещи убитых монахов, а также керосин. Керосином они облили избушку снаружи, а затем подожгли. В это время «мученики-иноки были еще живы: на следствии Иванов говорил, что слышал их крики».[7]
Так, мученическим венцом завершилась земная жизнь последнего архимандрита Соловецкого монастыря, преподобномученика Вениамина, который удостоился «ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29).
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. священномученик Вениамин был причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в день его мученической кончины 4 апреля (17 — апреля по новому стилю).
[1] Соловецкий православный церковный календарь 1998 г... — С. 53.
[2] Соловецкий православный церковный календарь 1998 г.. . — С. 54.
[3] Лощилов М. Бунт монахинь. // «Правда Севера», 30 марта 2000. — С. 10.
[4] Пащенко Е.В. -Женские монастыри Архангельской губернии... — С. 114.
[5] Соловецкий православный церковный календарь 1998 г. .. — С. 54.
[6] Соловецкий православный церковный календарь 1998 г. .. — С. 55.
[7] Соловецкий православный церковный календарь 1998 г... — С. 55.
|