Сказания о святых подвижниках архангельской земли / сказания подгот. монахиня Евфимия (Пащенко); Архангельская и Холмогорская епархия.— Архангельск, 2002.— 316 с.: 8 цв. л.— Из содерж.: Преподобный Антоний Сийский.— С. 84–90.
Преподобный Антоний, основатель Свято-Троицкого Сийского монастыря, родился недалеко от г. Архангельска, в селе Кехта, в крестьянской семье. В 1999 г. в Кехте в память о том, что это село было родиной великого святого Архангельской земли, установили крест.
Отца преподобного Антония звали Никифором. Он был выходцем из Новгорода. Никифор и его жена Агафья долго не имели детей. После долгих молитв ко Господу, Бог даровал им сына, которого они во Святом Крещении назвали Андреем. Впоследствии у Никифора и Агафьи были и другие дети — сыновья и дочери. Но «первенец превосходил их всех благообразием, отчего и любим был родителями своими больше других детей».[1] Уже в раннем детстве будущий подвижник отличался от сверстников «тихим, кротким и незлобивым» нравом, а также тем почтением, которое он оказывал своим родителям.
В семилетнем возрасте Андрей выучился грамоте и иконописи. Помогал родителям по хозяйству. Когда ему исполнилось 25 лет, отец и мать его скончались, поручив детей попечению Господа и Пресвятой Богородицы.
Осиротевший Андрей ушел в Новгород, где в течение пяти лет служил у одного боярина. «Угодно было Господу, чтобы прежде пожил избранник Его в миру, как по ступеням восходя к иноческой жизни».[2] Живя в миру, Андрей проводил благочестивую жизнь: часто посещал храм Божий, обильно подавал милостыню неимущим. Был скромным, приветливым и вежливым в обращении, за что пользовался уважением и любовью от своего хозяина и его домочадцев.
Боярин, у которого служил Андрей, так полюбил его, что выдал за него замуж свою дочь. Однако, спустя год, та умерла. Вслед за ней скончался и сам старый боярин. Эта цепь утрат окончательно обратила мысли Андрея к Богу. «Стал размышлять он о суетности, мятежности и непостоянстве мирской жизни и увидел, что как тень и сон проходит она, возненавидел мнимое веселье ее и возгорелся духом, желая бежать от мира к Богу».
В Каргопольском краю, на реке Кене, в пустыни преподобного Пахомия, Андрей принял монашеский постриг с именем Антония. В это время ему было 30 лет.
Преподобный Пахомий сделал молодого монаха Антония своим учеником. Это совершилось по промыслу Божию, чтобы преподобный Антоний «увидел добродетельную жизнь святого старца и поревновал ей» . Преподобный Антоний оказался достойным учеником святого Пахомия. Будучи на земле, он проводил равноангельное житие. Постоянно пребывал в посте и молитве. Трижды в неделю прочитывал всю Псалтирь. На сон уделял всего несколько часов. Ел раз в два дня, да и то понемногу. Неся послушание в поварне, сам носил воду и рубил дрова. А приготовляя пищу и глядя на полыхающий в печи огонь, вспоминал об уготованном грешникам неугасимом адском огне, проливая потоки слез. Отличался преподобный Антоний и любовью ко храму Божию. Он первым приходил в церковь на богослужение и внимательно выслушивал все, что читалось и пелось там. Храм покидал последним. Отличался необыкновенным смирением, так что если встречался с кем-либо из братии, первым кланялся ему до земли и брал благословение.
Спустя год, по желанию игумена и братии, преподобный Антоний был рукоположен в сан священника. Однако своего подвижнического образа жизни не изменил. Он усердно трудился на тяжелых монастырских послушаниях: валил деревья, корчевал пни, работал в огороде. Особенно же любил ухаживать за больными в монастырской богадельне, на деле исполняя Христову заповедь о любви к ближнему. Ночи проводил в молитве. Благодаря своей значительной физической силе преподобный Антоний «трудился за двоих или даже за троих, прилежа более всего к земным трудам». За это игумен и братия хвалили и почитали преподобного Антония. Но его тяготила слава от людей. Кроме того, он стремился к более суровому подвигу — пустынножительству.
С благословения игумена Пахомия преподобный Антоний с двумя иноками, Иоакимом и Александром, отправился в лесные дебри на поиски места, где бы можно было поселиться. Сперва монахи обосновались на реке Емце близ деревни Скроботово. Построили там кельи и даже деревянный храм в честь святителя Николая.[3] Однако после семи лет жизни они были изгнаны оттуда местными жителями, которые заподозрили, что монахи хотят захватить их земли. Но эта людская несправедливость не смутила преподобного Антония. Помня слова Спасителя: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10), он возложил все упование на помощь Господню. А об изгнавших его кротко молился: «Не вмени им, Господи, это во грех, оставь им согрешения их».[4]
Преподобный Антоний обратился ко Господу с молитвенной просьбой помочь им найти новое место для жительства. И Господь услышал молитвы рабов Своих и послал им просимое. Встретившийся изгнанникам рыбак Самуил показал им чудесное место на берегу Михайловского озера, окруженное непроходимыми лесами. Причем еще до прихода туда монахов местные жители видели там то чернецов, рубящих лес, то слышали колокольный звон и пение незримого хора. Как видно, Божия воля была на то, чтобы в этом месте стоял монастырь. И вот в этом месте, определенном Господом для иноческого житья, и поселился преподобный Антоний с семью учениками. Первый деревянный храм, поставленный ими, был посвящен Пресвятой Троице. Так более четырех столетий назад, в 1520 году, в правление великого князя Василия Третьего, был основан Свято-Троицкий Сийский монастырь.[5]
Нелегким было становление Сийской обители. Место, где поселился преподобный Антоний, было пустынным и удаленным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, где водились хищные звери. Не раз братия, терпя недостаток в самом насущном, уже готова была разойтись. Но, по молитвам преподобного Антония, Бог неожиданно посылал необходимое для монастыря.
Однажды на монастырь, в надежде поживиться, решили напасть разбойники. Однако Бог помешал лиходеям: вокруг монастыря они увидели множество вооруженных людей. Поэтому выполнить свой злой замысел не решились. А их атаман, узнав от священника из села Сии, что в монастыре нет никакой вооруженной охраны, понял, что Сам Господь пришел на помощь инокам. Раскаявшись в своем согрешении, он пришел в монастырь и со слезами умолял преподобного Антония простить его. «Наставил его преподобный и отпустил с миром, а сам возблагодарил Бога, в тайне совершающего чудеса для избавления рабов Своих».[6]
Главной святыней Сийского монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием.[7] Другие, правда, утверждают, что преподобный Антоний только помогал иконописцу, потому что всех тонкостей иконописного искусства он не знал. Однако, несомненно, то, что помощь преподобного Антония в написании этого образа Пресвятой Троицы была значительной. Ведь во время работы над этой иконой он «предался посту и молитве, этим более всего способствуя написанию образа».[8] Эта икона прославилась чудотворениями. От нее прозревали слепые, изгонялись из одержимых людей бесы. Однажды по недосмотру деревянный Троицкий храм сгорел. Но находившаяся в нем чудотворная икона была найдена неповрежденной.[9]
Преподобный Антоний почил о Господе в глубокой старости. Произошло это в царствование Ивана Грозного, 7 декабря (по новому стилю — 20 декабря) 1556 года. Из 79 лет своей жизни почти 37 он провел в созданной им обители, периодически покидая ее для уединенного жительства. Перед своей праведной кончиной преподобный Антоний поручил Свято-Троицкий монастырь покровительству Господа, Матери Божией, а также преподобного Сергия Радонежского, которого особенно почитал. Предсмертной просьбой его было завещание братии не оставлять дел милосердия — «нищих кормите и поите досыта и милостыню давайте, дабы не оскудело место сие».[10]
О том, каких духовных высот достиг преподобный Антоний, яснее всего говорят сохранившиеся до нашего времени его поучения некоему иноку Филофею.
Инок этот был еще совсем юным. Враг рода человеческого внушил ему помысел уныния. Побежденный им, юноша решил уйти «из монастыря в край чужой, жениться и в миру жить» .[11] О своем решении он не говорил никому. Но, к изумлению Филофея, преподобный Антоний, обладавший даром прозорливости, сам открыл иноку его тайное желание. Но не стал укорять и стыдить юношу. А дал ему несколько полезных советов на будущее, с помощью которых Филофей смог бы впредь побеждать внушаемые демонами помыслы.
Вот чему учил преподобный Антоний Филофея: «Чадо, имей страх Божий в сердце своем и Богу часто молись по силе своей. Учись рукоделию, постоянно делая что-нибудь руками своими, чтобы в уныние не впасть. Имей, чадо, смирение, ко всей братии послушание и покорность. Бойся сребролюбия, чтобы не впасть в напасть. Раз оставил ты мир, то не возвращайся туда, не твори мирского ничего. Сказал Господь: «Никто, возложив руку свою на плуг и назад глядя, не попадет в Царствие Небесное». Если умер ты для мира, то снова в миру не живи, но для Христа живи. К Нему же ты пришел сюда и обет свой пред Ним положил. Твори правду во всем, неправду же возненавидь. Без покаяния никогда не пребывай. Всякую скорбь терпи с благодарностью, ибо без скорби нельзя спастись».[12] Необходимы нам терпение и молитва, да привлечем милость Божию упорством нашим .[13] Постарайся, чадо, сохранить все это отныне, да вечные блага получишь и вечных мук избавишься.
Сохранив в своем сердце эти поучения преподобного Антония, юный Филофей ощутил в своей душе мир и больше не подвергался «печали и унынию».
Первое житие преподобного Антония Сийского было написано спустя 21 год после его преставления по благословению игумена Гермогена иеромонахом Ионой. Другое житие принадлежало перу царевича Ивана — сына Ивана Грозного. А в 1579 году состоялось причисление преподобного Антония Сийского к лику святых.
Память его совершается 7 декабря (по новому стилю — 20 декабря). В этот день в Свято-Троицкий монастырь (он был возвращен Церкви в 1991 году, спустя 70 лет после закрытия) стекаются многочисленные паломники. Там, в Свято-Троицком соборе, под спудом почивают мощи преподобного Антония, Сийского чудотворца, святого основателя этой древней обители.
[1] Житие преподобного Антония, Сийского Чудотворца. — Издание Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, 1999. — С. 4.
[3] Там же. — С. 8.
[5] Пащенко Е.В. (монахиня Евфимия) Очерки о монастырях и храмах Архангельской области XVII-XX вв.. . — С. 11.
[6] Житие преподобного Антония, Сийского Чудотворца.. . — С. 13.
[7] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник.. . — С. 479.
[8] Житие преподобного Антония, Сийского Чудотворца. .. — С. 15.
[9] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник.. . — С. 479.
[11] Житие преподобного Антония, Сийского Чудотворца. .. — С. 23.
[13] Пащенко Е.В. (монахиня Евфимия) Очерки о монастырях и храмах Архангельской области XVII-XX вв. — С. И.
|