Кукушкина, М.В. Антониево-Сийский монастырь // Кукушкина, М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера : очерки по истории книжной культуры Русского Севера XVII-XXVII веков.— Л., 1977.— С. 25–32.
По своему экономическому и политическому значению, а также числу монашествующих Антониево-Сийский монастырь занимал в Архангельской епархии промежуточное положение между Соловецким и такими небольшими монастырями, как Николо-Корельский и Красногорский. Он был расположен на живописном полуострове Михайловского озера примерно в 160 верстах от Архангельска и в 90 верстах от Холмогор. Через полуостров протекает р. Сия (определившая его название), которая недалеко от монастыря впадает в Северную Двину. Водное окружение монастыря обеспечивало его обитателей рыбой, а также способствовало развитию торговых связей с окрестными поселениями и крупными центрами. Основание монастыря связано с именем монаха Антония, который пришел на этот полуостров со своими четырьмя последователями в 1520 г. в возрасте 42 лет. Он был родом из двинской деревни Кехты, из состоятельной семьи потомственных земледельцев. В житии отмечаются незаурядные способности Антония (в мире Андрея) к учению, в особенности к иконописной живописи, которые проявились с ранних лет. Судя по составу собранной его трудами библиотеки, а также по сохранившимся сведениям о написанных им иконах, этому факту можно верить. В мемориальной записи на камне в трапезной монастыря говорилось: «От детства добродетели и целомудрия бысть рачитель, книжному чтению и изуграфству от 7 лет навыче».[1]
К мысли о монашестве Антоний пришел не сразу, а после личных неудач «в миру». В возрасте 25 лет он ушел из родной деревни в Новгород, где в течение пяти лет жил в услужении у своего родственника боярина, на дочери которого затем женился. Через год, однако, потеряв жену т тестя, он постригся в монахи в Преображенском монастыре близ оз. Кены. Но, вероятно, обязанности священника в небольшом монастыре; не могли удовлетворить предприимчивого, волевого и сильного человека. «Был Антоний телом мощен и крепок зело и в трудех вельми мужествен»,— говорится в житии.[2] Вместе с двумя иноками Александром и Иоакимом он ушел из монастыря и поселился близ р. Шелексы, притока Емцы, у «Черного порога». Здесь они выстроили деревянную церковь в кельи, где и прожили семь лет.[3] Однако крестьяне окрестных мест, предвидя монастырскую колонизацию и опасаясь потери земель, которыми они свободно пользовались, прогнали непрошенных поселенцев. Антонин с четырьмя иноками Исаей, Елисеем, Александром и Ионой перебрался на полуостров в Михайловском озере, где в 1520 г. и начал строить монастырь.
До 1524 г. экономическое положение монахов на новом месте было весьма тяжелым, иноков было мало (всего шесть человек) и, видимо, на первых порах им приходилось обходиться собственными силами и средствами, а иногда довольствоваться случайными приношениями соседних жителей. И на новом месте монахи встретили сопротивление «от неправедных человек»,[4] т. е. крестьян. Опасаясь, что монахи, не вынеся суровой жизни, разбредутся, не создав «общежительного братства», Антоний поспешил обратиться к великому князю Василию III за помощью. Двое монахов Александр и Исайя были отправлены в Москву с челобитной, в которой Антоний обращался к великому князю с просьбой о признании монастыря и пожаловании ему земель. Известно, что великий князь дал Антонию жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю»,[5] земельные угодья и церковную утварь, т. е. все необходимое для расширения и укрепления монастырского хозяйства и политического положения нового вотчинника. В архиве монастыря хранилась также грамота великого князя Василия III двинянину Наумке Кобелю «с товарищи», в которой речь идет о безоброчном пользовании в течение 10 лет соляными ключами на р. Юре и у Смердьего озера, о несудимости их ни в чем, «опричь душегубства и разбоя». Грамота подписана в 1524 г., значительно позднее, в 1556 г., названные соляные копи перешли в собственность монастыря.[6]
Уже в первое десятилетие поселения монахов на полуострове Михайловского озера началась активная деятельность монастыря по приобретению земель путем покупки в Емецком стане, где из всех северных районов наиболее благоприятные условия для земледелия и скотоводства. Хотя в Житии Антония говорится, что в первые годы монахи жили весьма скромно, добывая себе пропитание своими трудами или пользуясь приношениями местных жителей, имеются сведения об уплате монастырем уже в 1527 г. 100 руб. за приобретение части деревень Шараповской и Покинаринской с обширными угодьями. В 1535—1545 гг. земельные владения Антониево-Сийского монастыря продолжают расти таким же образом.[7] Однако в 1541 г. Антоний вновь обращается к московскому князю, теперь уже Ивану IV, с челобитной, заключающей просьбу о пожаловании соляных ключей на монастырское строение. В это время в монастыре уже было 50 иноков.[8] В 1544 г. великий князь жалует монастырь вотчиной, а через два года соляным ключом на Лисестрова на Исаковой горе с освобождением от платежа пошлин за разработку промысла на пять лет. В вотчине были лес, пашни, озера, находящиеся в пределах 3 верст от монастыря в направлении к рекам Емце, Сии и к Ваймуге, «а на четвертую сторону к Каргополю всяких угодий... на пять верст».[9] К 1579 г. монастырь в несколько раз расширил свои земельные владения: в сторону Сии и Хоробрицы монастырю были отведены угодья на расстоянии 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50.[10] К моменту смерти Антония на землях, захваченных монастырем, были обработаны пашни, на которых сеяли 58'/2 мер ржи и 239'/2 мер жита, а также овес и коноплю. А в монастырской казне, судя по отписному списку при завещании f.Антония, хранились 35 кабальных записей на 26 крестьян. Монастырь занимался солеварением, и только за 1556 г. в Вологду для продажи было отправлено 4242 пуда соли. В монастыре была 51 лошадь, 71 корова, 59 овец и т. д.[11]
Как уже говорилось, колонизаторская политика монастыря встречала сопротивление крестьян, терявших право на свободное пользование землей и попадавших в зависимость от монастыря. Эта борьба началась « 40-х годов XVI столетия и продолжалась до середины XVII в.[12] В челобитной 1541 г. Антоний жаловался царю на то, что местное население чинит «великую обиду» монастырю «и пожары деи от них бывают не по один год, а сожгли деи у них в монастыре четыре церкви, и старцов и детенышей их монастырских бьют и крадут и прожита деи им от них немочно».[13] По мере расширения земельных владений монастыря усиливалась борьба крестьян за землю. Эти явления отразились в Житии Антония, в чудесах, которые были написаны Ионой в 1577—1578 г. В. И. Корецкому, на наш взгляд, удалось доказать, что первому составителю Жития Антония (монаху Филофею?) помешали завершить составление жития волнения крестьян, «крамолующе на святаго хулу дерзнуша глаголити».[14]
К концу XVI в. Антониево-Сийский монастырь стал крупным вотчинником, размеры владений которого определялись в 63 обжи, при этом в одном Емецком стане монастырю принадлежало 50 деревень и починок, часть из которых он получил в обмен на другие монастырские земли, разбросанные в разных волостях. Обмен производился в 1578 г. при игумене Питириме[15] и вызвал особо ожесточенное сопротивление крестьян.
Еще при Антонии, который пользовался особым расположением правительства, монастырь приобрел несомненное влияние в Москве. Политическое значение монастыря возросло после 1619 г., когда бывший узник {1599—1606 гг.) Антониево-Сийского монастыря Федор Романов (отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича), постриженный в монахи по приказу Бориса Годунова, стал патриархом. Игумен Сийского монастыря Иона (1597—1634 гг.), на время настоятельства которого приходится пребывание Филарета в монастыре, сумел воспользоваться в интересах монастыря дружескими связями с ним. Однако в тяжелые для страны годы польско-шведской интервенции монастырь не всегда одерживал победу в борьбе с крестьянами за землю. Так, например, в 1610 г. по челобитной крестьян на Двину был послан царский посланник Ф. Зиновьев, который на основании «расспросных речей» попов и крестьян донес царю, что игумен Иона «з братьею... поотнимали лутчие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям. А у иных крестьян деревни поотнимали с хлебом и з сеном, и многие дворы, разломав и развозили, и ис тех деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми, меж двор волочаце ль».[16] Это было время правления Василия Шуйского, который не жаловал Филарета, и успех в борьбе за земли Емецкого стана одержали крестьяне. Их земли, захваченные монастырем, вновь были отписаны в черные. Однако в 1613 г., когда воцарилась династия Романовых, монастырь добился возвращения в свою вотчину деревень Емецкого стана, а с 1620 г., в это время Филарет уже был патриархом «всея Руси», игумен Иона становится его доверенным лицом по управлению патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной новгородского митрополита. В одной из грамот новгородский митрополит Макарий прямо пишет, что «игумена патриарх жалует, и к нам писал, чтоб нам его, игумена, жаловать».[17] В период настоятельства Ионы земельные владения монастыря возросли до 99 обеж,[18] монастырю была дана жалованная грамота, подтверждавшая несудимость монастырской братии и крестьян и освобождавшая монастырь от пошлин на провоз соли и хлеба. Монастырю разрешалось провозить беспошлинно в Вологду 20000 пудов соли. В дальнейшем эта грамота была подтверждена в 1646, 1677 и 1685 гг.[19]
Возрастание личного авторитета и власти игумена Ионы непосредственно отразилось на положении монастыря, который наряду с Соловецким в 1630-е годы занял особое положение в Поморье.[20] При игумене Ионе к Сийскому монастырю был приписан ряд более мелких монастырей: Емецкий (Покровский) мужской, в 1616 г., несколько раньше Емец-кий (Ивановский) женский, в 1619 г. Кривецкий мужской и Чирцева пустынь, находившаяся на р. Мезени, а также Клоновский на р. Ваенге,[21]в 1632 г. небольшой Лявленский женский монастырь.[22] Книжные собрания этих монастырей позднее влились в библиотеку Сийского монастыря.
После игумена Ионы наиболее примечательными настоятелями в монастыре были двое: Феодосии (1643—1652 и 1663—1688 гг.) и Никодим (1692—1721 гг.). Никодим был первым архимандритом Сийского монастыря. Тот и другой увлеченные книголюбы; в годы их настоятельства библиотека пополнилась значительным числом рукописных списков, преимущественно памятников келейного круга чтения. В монастырское собрание поступили и их личные келейные библиотеки.
При Феодосии монастырь продолжал также «округлять» свои владения, скупая или получая в дар черные земли с крестьянами и совершая выгодные сделки по обмену. И тем не менее в феврале 1644 г. Феодосии бил челом царю, что у них «вотчина невеликая и своею пашнею прокормиться нечем, да и хлеб ежегодно морозом побивает». Далее говорилось, что братии в монастыре умножилось — «сто пятьдесят три брата, потому что постригают без вкладу».[23] Он просил и получил разрешение на продажу беспошлинно еще 10 000 пудов соли, которая являлась одним из основных источников монастырского дохода.
В 1652 г. в Сийском монастыре проездом в Соловецкий за мощами Филиппа побывал митрополит Никон. Воспользовавшись отсутствием Феодосия, братия оклеветала его, и по приказу Никона игумен был сослан в Кожозерский монастырь «в подначальство». Там Феодосии вскоре был определен игуменом, а затем через 6 лет возвращен в Сийский монастырь, где с 1663 г. вновь стал игуменом.
Феодосии был весьма рачительным хозяином и в интересах монастыря совсем не «по-христиански» притеснял монахов других более мелких монастырей, приписанных к Сийскому. В 1680-х годах архиепископу Афанасию пришлось разбираться в жалобе монахинь Емецкого монастыря на то, что Сийский монастырь присоединил себе земельные угодья, которые «изстари пожалованы в девичь монастырь во владение для прокормления». Взамен взятых земель 23 инокиням был выделен такой «малой оклад» крупой, хлебом и рыбой, что им на полгода его не хватало, и «все меж двор в мире скитались и многие голодом помирали». Как можно видеть из челобитной, сийские монахи своих «христовых сестер» не только впроголодь содержали, по при этом хлеб давали «самой плохой с мякиной», а рыбу «палтосину и троску» гнилую. После расследования по приказу архиепископа Афанасия Емецкому монастырю были возвращены его владения.[24]
Внутренняя жизнь монастыря во многом зависела от настоятеля. В период, когда Феодосии находился в Кожозерском монастыре, а затем в числе братии Сийского, одним из игуменов был Корнилий, годы его правления в монастыре ничем не примечательны. В приходо-расходных книгах за это время нет ни одной записи о переписке рукописей по заказу. Судя по жалобе келаря Варфоломея и казначея Гурия (которая, разумеется, могла быть небеспристрастной), нравы в монастыре значительно упали, ибо игумен не только решал все дела самостоятельно, «без братцкого ведома», «у себя в кельи своим упрямством», но и позволял себе «братью и служек» бить «своими руками безвинно и увечить многих», так что братия из монастыря хотела «разбрестись».[25] Корнилий был смещен, и на его место назначен старец Каллиник. Это произошло в один из самых тяжелых для монастыря годов — 1658-й, когда пожар почти дотла опустошил монастырь.
Следует отметить, что пожар 1658 г. был третьим пожаром в истории монастыря. Первый произошел еще при жизни Антония, тогда сгорела деревянная церковь, но вместо нее были вскоре отстроены три новые: Троицы, Благовещения и Сергия Радонежского.[26] Второй пожар 1593 г. был не менее опустошителен. От огня пострадали помимо строений иконы, драгоценности, книги и другое монастырское имущество. После пожара в монастырь поступили богатые вклады от царского дома и других известных лиц, в том числе и книги, кроме того, монастырю были предоставлены льготы, освобождавшие от уплаты оброка по 60 руб. на 10 лет и от пошлин за провоз и торговлю солью и рыбой.[27]
Губительные действия пожаров сделали необходимым возведение каменных строений. Уже в 1588 г. в Сийском монастыре началось строительство каменного собора живоначальной Троицы. В это время в монастыре было «двадцать две кельи, а в них игумен Гермоген, да четыре попа, да два диякона, да братии 73 старца».[28]
После третьего пожара 1658 г., который оставил без крова 184 монаха и 183 человека «мирян всяких чинов», вновь встал вопрос о возобновлении строений, а также испорченных и погоревших икон и церковной утвари.[29] По царской грамоте от 1 марта 1660 г, монастырю разрешалось нанять Федора Усольца — известного иконописца с Устюга, ибо в те годы в монастыре не было «иконных мастеров» и даже на Двине было «нанять некого».[30]
Помимо упомянутых лиц в истории Сийского монастыря в конце XVII в. и в расширении его книжного собрания существенную роль сыграл старец Паисий, монастырский келарь, с 1676 г. казначей патриарха Адриана. С детского возраста связанный с Сийским монастырем, Паисий, получив повышение, постоянно (с 1683 г.) делал богатые вклады в монастырь, в частности книгами, которые составляют лучшую часть монастырской библиотеки и о которых речь пойдет особо ниже.[31]
Начало библиотеке в Антониево-Сийском монастыре было положено его основателем. К моменту смерти Антония в 1556 г. в библиотеке по отписному списку, составленному им самим для нового игумена Кирилла, числилось 66 книг.[32] О дальнейшем росте библиотеки в XVI— XVII вв. можно судить по описям (см. гл. IV, табл. 11).
К концу XVI в. (опись 1597 г.), несмотря на пожар 1593 г., в библиотеке значилось 168 рукописей и 13 печатных книг, из которых 32 рукописи и четыре печатные книги «ново прибыло перед старыми», вероятно, после пожара.[33] Известна также опись шести книг (они сгорели во время пожара), которые поступили в качестве вклада от игумена Питирима.[34]
За весь XVII в. библиотека монастыря увеличилась в четыре раза и, несмотря на пожар 1658 г., она в 1692 г. состояла из 359 рукописных и 333 печатных книг. По описи 1701 г. собрание рукописей увеличилось до 387 единиц, а печатных книг стало 364. Из дальнейшей судьбы Сийской библиотеки известны следующие факты.
В конце XVIII в. (опись 1790 г.) в ее фонде насчитывалось 940 книг (561 рукописная и 379 печатных).[35] Известно, что в 1791 г. из Сийского монастыря четыре редкие рукописи были отправлены в Синод.[36]
В конце 20-х годов XIX в. с Сийской библиотекой связана деятельность известного археографа П. М. Строева. Летом 1829 г. его археографическая экспедиция «прикочевала к Антониево-Сийскому монастырю».
О результатах ее работы там Строев сообщал в Академию наук: «Многочисленное книгохранилище сей некогда знаменитой обители дало мне обильную жатву».[37] В проекте, который Строев представил перед отправлением в экспедицию, говорилось, что в монастырском книгохранилище каждый «археограф обязан составить обстоятельный каталог всех (без исключения) находящихся там рукописных книг, грамот и других актов», кроме того, оставить в библиотеках «краткое, но достаточное извлечение из сделанного им каталога, а на книгах и актах наклеить печатные ярлыки с номерами».[38] Если вторая задача частично была выполнена Строевым при просмотре рукописного фонда, то каталога монастырских рукописей, как известно, он не составил. Правда, в «Библиологическом словаре»[39]большинство памятников из сийских рукописей, заслуживающих особого внимания, им выделены. Как установлено теперь, знаменитый археограф, работая в монастыре, не только описывал рукописи и снимал с них копии, но не стеснялся изымать отдельные тетради и создавать из них новые сборники.[40] Особого внимания в этом плане заслуживает собрание рукописей Погодина (ГПБ), купленное у Строева. Еще А. Е. Викторов, который описывал Сийское собрание через 50 лет после П. М. Строева, заметил, что из рукописи № 231 (БАН, Арханг. Д 242) последним вырезана тетрадь с «Паломником о Царьграде и о сущих в нем святых» Антония Новгородского.[41] Рукопись в настоящее время находится в ГПБ в собрании Савваитова.[42] Сам А. Е. Викторов, работая в 1876 г. в библиотеке Сийского монастыря, описал 271 рукопись, включая хозяйственные книги.[43]
В 1903 г. весь архив монастыря — около 17 тыс. бумаг и рукописное книги — был передан в Архангельское древлехранилище. Над описанием архива Сийского монастыря работал И. М. Сибирцев.[44] Рукописи библиотеки описывал целый коллектив: А. В. Кириллов, В. П. Челмогорский, П. А. Павловский и А. В. Теремицкий. Всего рукописных книг было 359. Последний автор описал 228 книг. По времени создания все рукописи разбиваются следующим образом: две — XIV в., 16 — XV в., 18 — XV— XVI в., 98-XVI в., 49-XVI-XVII в., 144-XVII в., шесть-XVII-XVIII в. и 26 - первой четверти XVIII в.[45]
При поступлении Сийской библиотеки в БАН СССР в составе Архангельского собрания было выделено всего семь рукописей, принадлежавших этому монастырю. На основании приписок на рукописях и других внешних признаков М. П. Мурзановой удалось выявить 280 рукописей, принадлежавших Сийскому монастырю.[46] Некоторое количество рукописей находится в Государственном архиве Архангельской области. В 1916 г. в Синодальную библиотеку была выслана Псалтырь 1395 г. Онежского Крестного монастыря, находившаяся в составе Сийской библиотеки в XVII в., назад она не вернулась.[47] В настоящее время в связи с той Л. Б. Беловой и М. В. Кукушкиной по реконструкции аз библиотеки выявлено более 330 рукописей.
[1] Цит. по: Макарий. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре. М., 1878, с. 1 (отд. отт. из кн. 3 ЧОИДР).
[2] БАН, Арханг. С 118, л. 69 об. — 70.
[3] В БАН (Арханг. 1200) хранится Евангелие «Строения» Антония, которое было в личном его пользовании у Черного порога еще до основания Сийского монастыря. Подробнее об этой книге см. гл. III.
[4] БАН, Арханг. С 118, л. 90, 94.
[5] Там же, л. 406 об. См. также: Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI веках. М., 1966, с. 273.
[6] Макарий. Исторические сведения об Антониевом Списком монастыре, с. 27— 28; Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969, с. 254.
[7] Чаев Н. С. Из истории крестьянской борьбы за землю в вотчинах Антониево-Сийского монастыря в XVII в,—В кн.: Исторический архив. М.—Л., 1936, с, 26.
[8] Сборник грамот Коллегии экономии, т. 1. СПб., 1922, № 97, стб. 98.
[9] Перовский В. Антониево-Сийский монастырь. — В кн.: Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902, с. 86—87.
[10] Макарий. Исторические сведения об Антониевом Списком монастыре, с. 5.
[11] Там же, с. 12
[12] Чаев Н. С. Из истории крестьянской борьбы за землю..., с. 26; В. И. Корецкий ошибочно опровергает мнение Н. С. Чаева, который якобы относит начало борьбы крестьян с Антониево-Сийским монастырем за землю к концу XVI в. (Корецкий В. И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России. М., 1970, с. 258).
[13] Сборник грамот Коллегии экономии, № 97, стр. 98.
[14] Корецкий В. И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России, с. 261.
[15] Чаев Н. С. Из истории крестьянской борьбы за землю..., с. 26—27; Амосов А. А. Сотные грамоты Антониево-Сийскому монастырю 1578 и 1593 гг. — В кн.: Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972, с. 207—236.
[16] Цит. по: Чаев Н. С. Из истории крестьянской борьбы за землю..., с. 41.
[17] Там же, с. 30.
[18] Сборник грамот Коллегии экономии, № 533, стр. 609—635.
[19] Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией, т. 3. СПб., 1841, № 95. В грамоте,, между прочим, говорится: «... и тое де монастыръскую вотчину велел дед наш государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии обелити, за милостынной хлеб, для сына своего царевича Ивана Ивановича всеа Русии, что царевич Иван Иванович к чюдотворцу Антонию веру держа, и стихиры и канон творение царевича Ивана Ивановича всеа Русии» (с. 124).
[20] Иона как представитель края подписался, например, под актами избрания на царство Бориса Годунова и Михаила Федоровича (Кононов А. Преподобный Антоний, сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895, с. 46).
[21] Перовский В. Антониево-Сийский монастырь, с. НО, 121.
[22] Козмин Н. Д. К истории Антониево-Сийского монастыря и причисленного к нему в 1632 году (ныне упраздненного) Лявленского Богородичного монастыря. — Арханг. епарх. вед., 1906, № 5, с. 167—169.
[23] Цит. по: Перовский В. Антониево-Сийский монастырь, с. 121.
[24] Там же, с. 151—152.
[25] Там же, с. 127.
[26] Кононов А. Преподобный Антоний, сийский чудотворец..., с. 16.
[27] Амосов А. А. Копийная книга Антониева-Сийского монастыря. — В кн.: Археографический ежегодник за 1971 год. М., 1972.
[28] Перовский В. Антониево-Сийский монастырь, с. 98.
[29] Там же, с. 98—101, 129.
[30] Там же, с. 130.
[31] Б. Н. Инок Паисий, ктитор Сийского монастыря и его труды. — Церковные ведомости, 1895, № 47, с. 1663—1672.
[32] В настоящее время подлинная духовная Антония хранятся в Архангельском краеведческом музее (инв. 3590), но его подпись на ней «по ветхости заклеена холстом по ошибке казначея Логгина». Об этом сказано на приложенном к грамоте листе бумаги, последняя запись сделана почерком начала XIX в. См. также: Макарий. Исторические сведения об Антониевом Списком монастыре, с. 7.
[33] Кукушкина М. В. Описи книг XVI—XVII вв. библиотеки Антониево-Сийского монастыря. — В кн.: Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. М.—Л., 1966, с. 130.
[34] БАН, Арханг. Д 375, л. 61 об.—62.
[35] БАН, Арханг. Д 593, л. ,139—174 об.
[36] Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890, с. 115—116.
[37] Археографическая экспедиция Академии наук. 1828—1834. Сборник материалов, вып. 1. Л., 1930, с. 70.
[38] Там же, с. 5.
[39] Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882, с. 485.
[40] Каштанов С. М. Очерки русской дипломатики. М., 1970, с. 338—340; У о Д. К. К истории изучения рукописного собрания П. М. Строева. — ТОДРЛ, т. 30, Л., 1976, с. 188—201.
[41] Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России, с. 67.
[42] Бычков И. А. Каталог собрания рукописей П. И. Савваитова, вып. 1. СПб., 1908, № 128; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы, с. 20.
[43] Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России, с. 66—124.
[44] Изюмов А. Ф. Исторические статьи в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера». — Научный исторический журнал, 1914, т. 2, вып. 1, № 3, с. 60.
[45] Теремицкий А. В. К истории рукописной библиотеки Сийского монастыря. Архангельск, 1913, с. i!4—15 (отд. отт. из «Арханг. епарх. вед.»).
[46] Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук, с. 169.
[47] Гос. Архив Архангельской области., ф510, 1916 г., оп. 1, л. 41.
|