“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

Сийский иконописный подлинник

 

 

 

ФОТОГРАФИИ
ПОДРОБНЕЕ

 

 

Составление Сийского иконописного подлинника - собрания переводов икон, которым пользовались иконописцы Сийского монастыря во 2-й половине XVII века, принадлежит настоятелю Антониево-Сийского монастыря Никодиму (1692 – 1721). Толковый иконописный подлинник, сопровождавший его альбом прорисей икон и западноевропейских гравюр, орнаментированные листы из святцев, трактат, содержащий свод технических наставлений по иконописному делу, позволяют представить высокий эстетический уровень интересов Никодима. Нет оснований сомневаться в том, что Никодим сам был иконописцем. В расходной книге Патриаршего казенного приказа значится, что в 1684 году "Сийского монастыря иеромонаху Никодиму" за то, что он "вычистил и починил, и изолифил вновь церковных старых икон, которые у церкви 12 апостол, что на патриаршем дворе", заплачено 3 рубля.1

Иконописный подлинник – образец целенаправленного собирательства. Снимки с изображений Спасителя, Богоматери, апостолов, ангелов и некоторых святых составляют главное содержание сборника. Местный оттенок ему сообщают снимки с изображений северных святых, редко встречающихся в обычной иконописной практике. Никодим стремился собрать воедино разрозненные листы изображений, написанных на одни и те же темы художниками и иконописцами разных лет: здесь находятся снимки с икон Прокопия Чирина, Симона Ушакова, Федора Евтихиева, знаменщика Москалева; кроме этого, отмечены имена иконописцев Василия Мамонтова, Василия Кондакова, Терентия Силина, Федора Усольца, Семена Спиридонова, Ермолая Вологжанина и др.2 Таким образом, уже по своему основному содержанию Сийский иконописный подлинник отличается от других, известных ранее (например, Строгановского или Прохорова), в которых иконографический материал расположен только в календарном порядке. В Сийском подлиннике статьи расположены в порядке месяцеслова с алфавитным указателем святых.3

В общем составе сборника преобладает древнее иконописное направление. Византийские и древнерусский образцы, особенно старинные иконы, чтимые церковью и так или иначе отмеченные в древних преданиях, занимают здесь особое место. Переводы, снятые с московских произведений, не оставляют сомнения в том, что прогресс русского искусства в то время не ограничивался узким районом Москвы, но проникал и далеко на Север.4

Иконографическое разнообразие и полнота составляют одно из достоинств Сийского подлинника. Время его происхождения совпадает с эпохой расцвета русского искусства и иконографии, и если бы он в своем содержании предавал только старинные и однообразные иконографические и художественные формы, то он не смог бы иметь такого широкого исторического значения. Древнее и новое сошлись в одном сборнике.

Сийский иконописный подлинник заключает в себе совокупность переводов, предназначенных как руководство иконописцам. Однако такие переводы могли помочь лишь опытным иконописцам, которые хорошо знакомы со всеми приемами иконописного дела и которые нуждаются лишь в напоминаниях относительно композиции и характерных черт рисунков лучших мастеров.5

Единый по стилю текст технических наставлений Никодима Сийского написан двумя почерками – имеющим индивидуальный характер полууставом, переходящим в скоропись (первые три и последние четыре страницы), позволяющим видеть в нем автограф Никодима, и "обезличенным" полууставом переписчика, выполнившего среднюю его часть (восемнадцать страниц со вставками). Всего в Сийском иконописном подлиннике более 500 страниц.6

Сийский иконописный подлинник, несмотря на местное происхождение, отразил общий характер русской иконографии в XVII веке. Сочинение Никодима Сийского, отличающееся последовательностью, подробностью изложения, примечаниями, авторскими комментариями, критическим отношением к излагаемому предмету и ссылками на других иконописцев, позволяет говорить о нем как о целостном техническом трактате, а о его авторе - как о мастере иконописце, пишущем на основе обобщения известного и личного опыта.

 

1Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. [В 2 кн.]. Т. 1, кн. 1 / сост., вступ. ст., примеч. Ю. И. Гренберга. – Санкт-Петербург : Пушкинский фонд, 1995. – С. 208.

2Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1 / Н. Покровский. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1895. – С. 5-6. – (Памятники древней письменности и искусства; т. 106).

3Маркелов, Глеб Валентинович. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии. (Прориси, переводы, иконописные подлинники). Т. 2. Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII-XIX веков : свод описаний / Г. В. Маркелов ; [РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). – Санкт-Петербург : Димтрий Буланин, 1998. – С. 258.

4Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера : очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков / М. В. Кукушкина. – Ленинград : [б. и.], 1997. – С. 166.

5Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1 / Н. Покровский. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 8. – (Памятники древней письменности и искусства; т. 106).

6Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. [В 2 кн.]. Т. 1, кн. 1 / сост., вступ. ст., примеч. Ю. И. Гренберга. – Санкт-Петербург : Пушкинский фонд, 1995. – С. 208.

 

 

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова