“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


  

С борник старообрядческий,

 нач. XX в., 217 л., 8° (19,2×11,7×3,5), полуустав

РК 85
 


 
ОПИСАНИЕ

                                   
Штемпели: 1) «Фабрика Сергеева № 6» схож с № 181 (1862, 1866-1876) у Клепикова, 1959 (л. 6, 19, 26, 28, 49, 63, 72, 79, 101, 105, 113, 115, 117);
2) «6 Н Князя Паскевича» схож с № 139 (1900, 1905, 1907, 1913) у Клепикова, 1959  (л. 46, 54). 
Тип письма: рукопись написана полууставом одной руки коричневыми, фиолетовыми и синими чернилами. 
Украшения: заголовки и инициалы выполнены фиолетовыми чернилами, украшены стилизованными растительными элементами. Заставки на л. 1, 11, 27,42, 56, 70, 74, 78 об., 82, 86, 86 об., 91, 104, 124, 140, 158, 165 об., 168, 170 об., 176, 190, 204; концовки на л. 9 об., 41, 69 об, 73 об., 78, 85, 89, 89 об., 120, 123, 138 об., 217. Украшения на полях (л. 1, 81, 124).   
Нумерация: писцовая нумерация листов отсутствует. Пронумерованы листы 57-68 кириллическими цифрами: 2-7, 7-12; листы 125-138 пронумерованы кириллическими цифрами: 1-14. Блок книги состоит из 106 тетрадей по 2 л. На листах общие загрязнения, водяные потеки, разрывы, пятна. Нарушено шитье блока.Л. 10 об., 26-26 об., 85 об, 90-90 об., 103-103 об., 121-121 об., 122, 139-139 об., 157 об., 167 об., 189 об., 203 об. без текста. 
Записи: 1) пробы пера (л. I форзаца; XXв.; карандаш, гражданское письмо;
2) м) аликсея помир 11 фев 1925 вовай (л. I форзаца; чернила, подражание полууставу);
3) пробы пера (карандаш; нахзац);
4) Подарена библиотеке Антониево-Сийского монастыря Георгием (Юрием) Комбалиным. С-Пб – Архангельск. 06.08.2012 г. (шариковая ручка; гражданское письмо; нахзац). 
Переплет: библиотека Сийскаго монастыря (форзац, л.16, 143об.). 
Переплет: доски, кожа с блинтовым тиснением на обеих крышках переплета и корешке. На коже потертости, царапины; на верхней крышке капли воска. Разрыв верхней части корешка, отверстия (4). Обрез простой. 
Содержание: л. 1-10 – Тропарь и канон апостолам;
л. 11-25 об. - Тропарь и канон священномученику Власию;
л. 27–41 об. – Тропарь и канон священномученнику Антипе;
л. 42–55 об. - Канон за творящих милостыню;
л. 56–69 об. - Тропарь и канон ангелу хранителю;
л. 70–73 об. – Начало общее всем канонам;
л. 74–78 – Страсти Христовы. Глава 11. О пришествии беззаконного Иуды и воинов жидовских;
л. 78 об. – 81 об.– Молитва святому архангелу Михаилу;
л. 82-85 – Поучение о матерной брани. Загл.: «О матерном слове. Из книги Измарагды, сиречь Златоструя; нач.: Не подобает братие православным христианом матерно ругатися и бранитися» (изд.: Родосский. С. 425-426; русское сочинение апокрифического характера, приписываемое в рукописной традиции Иоанну Златоусту; встречается также среди апокрифов в вопросно-ответной форме (см.: Мочульский. Следы народной Библии. С. 166). В конце 19 – начала 20 века текст был издан в виде настенного листа, см.: Памятники письменности в хранилищах Коми АСССР. С. 242. № 249, такой же лист имеется в ОРК НБ СПбГУ);
л. 86–89 – «Месяца марта в 5 день. Слово о видении ангела пишуща входящая в церковь на молитву» (нач.: Поп Аммонии литоргисая в церкви…»; Пролог, 5 марта, см.: Давыдова, № 140);
л. 89 об. – «Из книги оумиления души; нач.: Рече старец, претерпевай нужди телесныя в стоянии молитвы твоея»;
л. 91-102 – Тропарь и канон Николаю Чудотворцу;
л. 104-120 – Тропарь и канон всем святым;
л. 122 об. - 138 об. – Тропарь и канон за болящего;
л. 140 – 157 – Тропарь и канон общий Богородице;
л. 158 – 165 об.– Слово о муках, заповеданных пресвятой Богородице архангелом Михаилом; Загл.: «Сия повесть о Богородице со архистратигом Михаилом о муках»; нач.: Сего ради и мучаются. И рече пресвятая Богородице, пойдем ко иной муки, и поведи ея Михаил архангел к реке огненией; кон: Тогда прослезися пресвятая Богородице дево Мария, видя погибель рода человеческаго. Слава и ныне святой Троице во веки веком. Аминь»;
л. 165 об. – 167 – Слово о Макарии пустыннике (загл: «Слово», нач.: Святый Макарий некогда ходящу по пустыни, обреете главу человечю»);
л. 168–170 – Апокриф «Сказание о 12 пятницах» (загл.: «Поучение святого Климента, папы римскаго, о двунадесять пятниц, в году временныя православному християнину», нач.: «На первай недели великаго поста…», текст краткой редакции, близок к изданию: Бессонов. Вып. 6. С. 153);
л. 170 об. – 175 – «Книга Стоглав. Прение живота, смертию», нач.: «Егда виде живот пришедшу часу смертному, живот рече: Кто еси страшный зверю»;
л. 176–189 – Тропарь и канон святым мученикам Флору и Лавру;
л. 190–203 – Канон за умерших;
л. 204–217 – Канон за душу умершего; 
Происхождение: подарена в 2012 г. библиотеке Антониево-Сийского монастыря Георгием (Юрием) Комбалиным (г. Санкт-Петербург, Архангельск). 
Примечание: Книжные памятники Архангельской области: сводный электронный каталог.  




вверх

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова