“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


Е вангелие-апракос, XVII в. (посл. четв.), F°, 945 л., устав.

БАН. Археогр. ком. № 339 (№ 190)

 


 

Евангелие-апракос, XVII в.

Евангелие-апракос, XVII в.

Евангелие-апракос, XVII в.

Евангелие-апракос, XVII в.

Евангелие-апракос, XVII в.

Евангелие-апракос, XVII в.

Евангелие-апракос, XVII в.

Евангелие-апракос, XVII в.

 

 

ОПИСАНИЕ

 

Водяные знаки:
  • геральдическая лилия и гербовый щит, пересеченный по диагонали тремя параллельными полосами (просматривается на большинстве листов рукописи), сходен со знаками № 960 (1670) и № 962 (1670) у Диановой и Костюхиной;
  • страсбургская лилия на гербовом щите под короной, сопровождается монограммой "WR"; контрмарка этого знака - латинский крест с литерами "IHS" и монограммой "LR". Сходна со знаками № 1785 (1670), № 1785a (1684), № 1790 (кон. XVII - нач. XVIII вв.) у Хивуда;
  • "Pro Patria" (л. 2, вставной), сходен с № 716 (1797) у Участкиной.
Тип письма: поздний крупный устав двух почерков.
Украшения: содержит свыше 3300 иллюминаций, выполненных темперными красками в стиле русского барокко. Перед началом каждого большого раздела от 4-x до 6-ти живописных листов (миниатюры с изображением евангелистов, их символов, двунадесятых праздников и др.), переложенных разноцветными "завесами" из тафты. Содержание евангельского текста отражено в многочисленных иллюстрациях на полях рукописи: заставки-рамки, заставки, концовки, "цветки" на полях, орнаментальные рамки, выполненных в цвете и декорированных золотом.
Записи:
  • "Археогр. ком. № 339" (старый шифр рукописи; л. форз. верхн. крышки);
  • "№ 190" (новый номер, который значится в описи, составленной М. Н. Мурзановой; л. форз. верхн. крышки);
  • "весит 22 кг 800 гр. 20.02.65 г." (запись сделана 20 февраля 1965 г.; л. форз. верхн. крышки);
  • "Инв. № 3783" (л. 1);
  • "1693" (карандаш; л. 2);
  • "В этой рукописи 945 листов. 21 февр. 1932 г. провер. Е. Шипова" (л. форз. верхн. крышки);
  • "Лета 7201 сентября в 20 день дому великаго Господина всесвятейшаго Кир Адриана Архиепископа Московскаго и всея Россия и всех северных стран Патриарха, Казначей старец Паисий Сийской, Сию Божественную книгу святое Евангелие опракос с прилежным молением преложих в дом Пресвятыя и Живоначалныя Троицы и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Честнаго и славнаго Ея Благовещения; и деже трудолюбие возградил преподобный и Богоносный Отец наш Антоний иже нарицаемый Сийским. Усердно прошу всежелателный работник сего святаго дому со слезами молю сея святыя обители отцем, и прочим прочитающим и послушающим сея Богодухновенныя Книги; да сотворят со мною многогрешным милость, помолят Господа Бога о оставлении согрешений моих и о прочих моих родителех да и сами от Бога милость обрящут. И да не дерзнет кто сей Книги без благословения настоятелей, из святыя обители взять и тайнокрадением восхитити; Аще же кто дерзнет сию Книгу из святыя обители взять, или кто каким неправедным умышлением и тайнокрадением восхитит. И за обесчестие сея святыя обители, да воздаст Ему Господь Бог, яко же Анании и жене его Сапфире иже от своего имения утаиша при святых Апостолех. Тако и сему еже от святыя обители не свое похитившему да судит ему Господь Бог на праведном своем Суде во оном венце" (1695 г.; полуустав; л. 7-161; позднее текст вкладной записи был переписан на отдельный лист меньшего, чем все другие листы, формата и вставлен 2-м листом при переплете кодекса (л. 2);
  • "Сего ради аз не престаю на московском толкованию, ибо не право Иоанна львом пишут, паче же приемлю Златоустаго, толкование Иеронимово, иже его нарекоша орлом высокопарным, от действа его высокой богословии" (иконографическая запись; л. 24-24 об.);
  • "Молитва трудолюбца о совершении книги сея Святаго Евангелиа" (л. 935-941; полностью не сохранилась, утрачено окончание).
Переплет: доски, обтянутые красным сафьяном. Книжный блок по обрезу позолочен и украшен тисненым орнаментом.
История создания: создано в Москве на Патриаршем дворе лучшими мастерами столичной школы при участии иконописцев Антониево-Сийского монастыря. Связано с именем Паисия Сийского, служившего патриаршим казначеем с 1676-го по 1695 год. Названо по месту вклада, сделанного Паисием в 1692 году в связи с учреждением Антониево-Сийской архимандрии.
Происхождение: в начале XX в. находилась в Архангельском Древлехранилище. В декабре 1927 г. передана с рукописным собранием Антониево-Сийского монастыря в Архив Историко-археографического института (ныне Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН), а в январе 1932 г. лицевое Евангелие-апракос XVII в. поступило в Библиотеку Академии наук. Ранее принадлежала библиотеке Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: Рукопись описана в кн.:
  • Викторов, № 4; Белова, Кукушкина, № 43;
  • Мурзанова М. Н. Описи рукописей Археографической комиссии Библиотеки Академии наук (рукопись, хранится в Библиотеке РАН);
  • Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 78;
  • Гумницкий И. И. Художественное оформление Сийского Евангелия XVII века // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978. С. 111-128 (воспр. 2 миниатюры), 233;
  • Братчикова Е. К. Основные черты книжной миниатюры конца XVII века по материалам Антониево-Сийского монастыря // М. В. Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения: тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. Архангельск, 1986. С. 215-217;
  • Братчикова Е. К. К истории создания Сийского Евангелия // Вестник Ленинградского университета. Л., 1988. Вып. 1. С. 94-96;
  • Братчикова Е. К. Сийское Евангелие конца XVII века и творческие принципы русских миниатюристов в освоении западноевропейской художественной традиции: дис… канд. искусствоведения. Л., 1988. 217 с. (альбом иллюстраций включает в себя 30 фотоснимков миниатюр Сийского Евангелия);
  • Братчикова Е. К. Сийское Евангелие конца XVII века и творческие принципы русских миниатюристов в освоении западноевропейской художественной традиции: автореф. дис… канд. искусствоведения. Л., 1988. 16 с.;
  • Братчикова Е. К. Сийское Евангелие XVII века и живопись Позднего Средневековья // Памятники культуры. Новые открытия. М., 2002. С. 201-223 (воспр. 15 миниатюр);
  • Братчикова Е. К. К истории создания Сийского Евангелия XVII века // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2003. Т. 53. С. 602-613.
  • "Книжные памятники Архангельского Севера : виртуал. музей".




вверх

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова