“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


Е вангелие апракос полный ("Сийское Евангелие"), 1339/1340 г.,
1°, 216 л., устав.

БАН. Археогр. ком. 189

 


 

Евангелие апракос полный Евангелие апракос полный Евангелие апракос полный

 

 

ОПИСАНИЕ

 

Тип письма: устав двух почерков: I - л. 1-111 об.; II - л. 112-216; в два столбца. Сохранилась первоначальная нумерация тетрадей (28 тетрадей). На л. 111 и 111 об. текст соскоблен. При переплетении рукопись была обрезана. На л. 49, 50, 52 прорезы по линиям разлиновки. На некоторых листах следы воска.
Лист с миниатюрой был вырезан из рукописи до ее поступления в рукописный отдел Библиотеки Академии наук.
Украшения: на л. 172 об. миниатюра - Христос, отсылающий апостолов проповедовать Евангелие. Заставка на л. 1 и инициалы тератологического стиля, в красках. Заголовки и малые инициалы киноварью.
Записи: на л. 1 владельческие записи XIX и XX вв. о принадлежности книги Антониево-Сийскому монастырю Холмогорского уезда Архангельской губернии и о принадлежности рукописи Архангельскому епархиальному древлехранилищу. Экслибрис-штемпель Антониево-Сийского монастыря с датой 7.II.1902 г.
Переплет: поновлен в XIX (?) в. - кожаный, оклеенный пергаменом с внешней стороны (пергамен взят с иностранной книги XVII (?) в.) и бумагой - с внутренней. Снаружи на переплете нарисована акварельная рамка.
Содержание:
  • л. 1-191 - евангельские чтения на весь год.
  • л. 191 об.-212 - месяцеслов. Русская память: 24 июля - Бориса и Глеба (л. 210).
  • л. 212-215 об. - утренние воскресные евангелия (евангелия 1, 2, 9 - в отсылках).
Происхождение: рукопись была найдена П. М. Строевым в июне 1829 г. в Антониево-Сийском монастыре. В 1903 г. в составе собрания передана из Антониево-Сийского монастыря в Древлехранилище Архангельского церковно-археологического комитета. В 1922 г. передана в Архангельскую публичную библиотеку (Дом книги им. М. В. Ломоносова, ныне АОНБ), а в 1927 г. - в Историко-археографическую комиссию в Ленинграде, откуда в 1932 г. в составе собрания Археографической комиссии (с № 338) поступила в БАН.
Примечания: по типологии Л. П. Жуковской рукопись относится к Мстиславову типу и классу. Однако нарушена нумерация 10-13 недель по Пятидесятнице и нумерация дней в 4-20 неделях Нового лета.
Другие части рукописи (1 л.) - ГРМ. Др. гр. 8.
Рукопись описана в кн.:
  • Бугославский Г. К. Рукописное пергаменное Евангелие апракос Антониево-Сийского монастыря 1339 г. Архангельск, 1903;
  • Сморгунова Е. М. Древнейший московский рукописный памятник: (палеогр. описание и вопрос об оригинале рукописи 1339 г. БАН, № 338) // Источниковедение и история русского языка. М., 1964. С. 119-141;
  • Мещерский Н. А. К изучению ранней московской письменности // Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969. С. 93-103;
  • Пергаменные рукописи библиотеки Академии Наук СССР: описание рус. и славян. рукоп. XI-XVI веков / сост.: Н. Ю. Бубнов, О. П. Лихачева, В. Ф. Покровская. Л., 1976. С. 78-81;
  • Амосов А. А. Заметки о Сийском пергаменном Евангелии: (рукоп. кн. в системе политических отношений XIV в.) // Книги и библиотеки в России в XIV-первой половине XIX века: сб. науч. тр. Л., 1982. С. 129-138.
  • "Книжные памятники Архангельского Севера : виртуал. музей".




вверх

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова