“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


Ч асослов с дополнениями, XVI в. (2-я четв.),
4°, 494 л. (II+490+II), полуустав.

БАН. Арханг. Д. 126


Часослов с дополнениями, XVI в.

Часослов с дополнениями, XVI в.

Часослов с дополнениями, XVI в.

Часослов с дополнениями, XVI в.



 
ОПИСАНИЕ

Водяные знаки:
  • рука в рукавчике, близкие № 1570 и 1571 (1530) у Лихачева - л. 1-7, 464/471, 480-490;
  • единорог идущий, рог "винтовой", хвост короткий, утолщенный, направлен вверх, типологически сходные по Брике, характерны для второй четверти XVI в. - л. 8-463, 465-469, 472-479.
Тип письма: полуустав московский, четкий, с выраженным наклоном, 19 строк.
Украшения: киноварь в заголовках и инициалах. Заголовки выполнены вязью. Тонкие киноварные инициалы. Блок из 62 тетрадей, пронумерованных киноварными кириллическими цифрами на первых листах; 62-я тетрадь четырехлистная, остальные восьмилистные.
Л. I-II и III-IV без текста.
Записи:
  • "Лета 7114 положил [сию книгу] часослов в дом [живоначальные Троицы...] честнаго ея Благовещения и чудотворцу [Антонию] Сийскому бывшей Питирим по своей душе" (частично срезана при переплете; киноварь; л. 1-19);
  • "Положил сию книжицу в дом живоначальной Троицы бывшей игумен Питерим по своей душе в Сийской монастырь" (XVII в.; л. 490 об.);
  • "№ 95" (карандаш);
  • "Часослов с возследованием" (карандаш; л. II);
  • "206" (карандаш; л. II);
  • "№ 203" (синий карандаш; л. II).
Переплет: доски в коже с ролевым и басменным тиснением, в центральном клейме средника - Пеликан, две застежки. Реставрирован в БАН в 1951 г. (закрепление переплета).
Наклейки: "Книга часослов" (XVII в.; верхн. крышка).
Содержание:
  • л. 1 - Последование полунощницы вседневной;
  • л. 20 об. - Последование полунощницы субботней;
  • л. 30 об. - Канон и молитвы Троице, "творение кир Митрофана патриарха Константинопольского";
  • л. 40 - Правило келейное;
  • л. 47 - Молитвы вседневные келейные;
  • л. 52 - Последование утрени;
  • л. 71 - Последование часов;
  • л. 106 - Последование вечерни;
  • л. 114 об. - Последование великого повечерия с каноном Богородице;
  • л. 141 - Тропари воскресны, богородичны и ипакои на 8 гласов;
  • л. 145 об. - Тропари и кондаки дневные;
  • л. 148 об. - Богородичны и крестобогородичны по тропарях на 8 гласов;
  • л. 152 - Троичны в Великий пост и в прочие посты на 8 гласов;
  • л. 156 - Светильны чрез всю седмицу;
  • л. 158 об. - Уставные указания к чину трапезы;
  • л. 167 - Месяцеслов с тропарями и кондаками;
  • л. 285 - Последование Четыредесятницы;
  • л. 292 об. - Последование Пасхи;
  • л. 298 об. - Последование Пятидесятницы;
  • л. 306 - Служба Исусу Христу, "творение Феоктиста инока Студийского";
  • л. 314 - Канон радостен Богородице, "творение иеромонаха Игнатия";
  • л. 322 - Канон с Акафистом Богородице в пятницу 5-й недели Великого поста, "творение Иосифово";
  • л. 341 - Канон Благовещению, "творение кир Феофана";
  • л. 348 об. - Канон ангелу-хранителю;
  • л. 352 - Канон Иоанну Предтече;
  • л. 356 об. - Канон Николаю, архиеп. Мир Ликийских чудотворцу, "творение Феофаново";
  • л. 362 - Канон трем святителям - Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову;
  • л. 367 об. - Канон о распятии Христове;
  • л. 373 - Блаженны, апостолы и евангелия воскресные;
  • л. 377 - Блаженны, апостолы и евангелия вседневные;
  • л. 382 об. - Последование причащения;
  • л. 433 об. - Последование причащения святой водой богоявленского священия;
  • л. 436 - Последование исповедания - сгруппированы выборки из нескольких чинов, относящихся к различным категориям исповедующихся;
  • л. 482 об. - Чин, бываемый после искушения во сне.
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 8, вып. 1. С. 144-146; Белова, Кукушкина, № 337.




вверх
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова