“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


С борник, XVI в. (1560-е г.),
4°, 667+I л., полуустав и скоропись.

БАН. Арханг. Д. 193


Сборник, XVI в.

Сборник, XVI в.

Сборник, XVI в.

Сборник, XVI в.



 
ОПИСАНИЕ

Сборная рукопись, состоит из 5 рукописей.

 

Водяные знаки: в первой рукописи:
  • вепрь - схож с № 1775 (1556) у Лихачева, Палеогр. знач.;
  • кувшинчик с одной ручкой и цветами - близок № 2720 (1566) там же;

 

в второй рукописи:

  • рука с розеткой - близок № 1605 (1535) там же;

 

втретьей рукописи:

  • гербовый щит с тремя лилиями, под щитом буква "Р" - схож с № 1590 (1534) там же;
  • круг, к диаметру которого перпендикулярно восстановлена черта, заканчивающаяся звездочкой из пересечения трех линий - близок № 3397 (1491), там же;
  • тиара папская - близок № 1383 (1511), там же;
  • бычья голова, между рогами большой стержень, заканчивающийся гербовым щитом, вокруг стержня обвилась змея с маленькой короной на голове - близок № 4169 (1530), там же;
  • перчатка с розеткой - близок № 11165 (1505) у Брике;
  • тиара папская - близок № 5010 (1527) у Брике;

в четвертой рукописи: 

  • маленькая сфера, над которой украшение вроде звезды, под сферой маленький кружочек, - близок № 13998 (1559) у Брике;
  • кувшинчик с одной ручкой и цветами - близок № 12812 (1559), там же (имеются ли буквы на кувшинчике, различить невозможно);

 

в пятой рукописи: 

  • маленькая сфера, над которой украшение наподобие геральдической лилии, под сферой фигура сердцевидной формы - схож с № 2997 (1562) у Лихачева, Палеогр. знач.;
  • сфера, над которой украшение вроде звезды, под сферой маленький кружочек - близок № 14013 (1559) у Брике;
  • кувшинчик с цветком и двумя ручками - близок № 2854 (1554-1556) у Лихачева, Палеогр. знач.
Тип письма: полуустав и скоропись разных почерков.
Л. 445-446 об., 471-473 об. без текста.
Украшения: заголовки в тексте и на полях рукописи и инициалы киноварные.
Записи:
  • "№ 1833" (л. 1);
  • "Сие книги 4 ре и признано, что действительно описаны в Иер. России № 152" (карандаш; л. 1);
  • "По опис. Викторова № 222" (л. 1);
  • "Книга Антониева-Сийского монастыря казенная" (л. 2-6);
  • "Книга монастыря Сийскова в дана бысть в дом" (л. 517 об.).
Переплет: доски, кожа с тиснением и двумя медными петлями. Застежки утрачены.
Содержание: Первая рукопись, XVI в. (третья четв.), полуустав - л. 1-382. В правом верхнем углу листов киноварью написаны краткие заголовки к содержанию текста. По-видимому, при переплете заголовки эти частично обрезаны и не всегда могут быть прочитаны.
  • л.1 - "Главы настоящие вы книзе сей". Нач.: "Слово о ересникех наугородцких на 26 листех". Оглавление, охватывающее содержание первой рукописи, оканчивается 31 главой;
  • л. 2 - "Слово на ересь новогородцкых ересников, глаголящих, яко не подобает осужати еретика, ниже отступника. Зде же имат сказание от божественных писаний, яко подобает еретика и отступника не токмо осужати, но и проклинати; царем же и князем и судиям подобает сих и в заточение посылати и казнем лютым предати". Нач.: "Понеж убо ныне новоявльшися новогородстии еретици Алексеи протопоп и Денисии поп…". 13-е слово об осуждении еретиков из "Просветителя" Иосифа Волоцкого. "Слово об осуждении еретиков" напечатано по особой редакции Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье (Н. А. Казакова и Я. С. Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955. Прилож. № 29, с. 486);
  • л. 27 об. - Десять заповедей;
  • л. 28 об. - "Послание написано от Авгаря царя к господу нашему Иисусу Христу". Апокриф;
  • л. 33 - Тропарь по случаю принесения мощей архиепископа мирликийского;
  • л. 33 об. - "От летописца вкратце, от начала и до сего дни". Нач.: "Адам 1 человек на земли…". Летописец от Адама и до рождения Ивана IV в 1530 г. Хронология при изложении событий в летописце местами нарушена.
  • л. 84 - "Слово святых отец, иже кто по своим мыслем глаголеть, а не почитающее святого писания"; л. 89 - "И на повесть Никифора Калиста о вечерех христовех; л. 90 - "Слово о немецком прельщении, како их учити их Гугнивый Петр ереси"; л. 91 об. - "Приклади о въстании"; л. 94 - "О растящих власы и красящися ими"; л. 94 об. - "Анастасия блаженного, патриарха великия Антиохиа, и Кирила александрьскаго изложение вкратце о вере по вопрошению"; л. 96 - "Аще хощеши познати, что есть бог и како есть поклонятися ему, и слыши, и внимаи, и увеси истиньное"; л. 97 - "Святого Максима изложение о вере вкратце вопрашать и отвещвать всякому христианину православному"; л. 99 - "Святаго Максима о благовещении"; л. 100 - "Епифанья, архиепископа кипрьскаго, о создании человечьстем"; л. 100 об. - "Епифания-мниха и презвитера о знамяниих нрава и возраста присятыя владычицы наши богородицы"; л. 101 об. - "Знамение господа нашего Иисуса Христа"; л. 102 об. - "Андриа критскаго о честни поклонении святых икон"; л. 104 - "О пресвятеи истолкование, како бы и что ради"; л. 106 - вопросы и ответы о дьяволе и о грехе; л. 109 об. - "молитва на случай "нанасти"; л. 111 - слово св. Андрея Юродивого к Епифанию; л. 113 - "Толк о неразумных словесех";
  • л. 113 - слово св. Афанасия о Мелхиседеке; л. 119 - "Память" о Мелхиседеке;
  • л. 121 - "Царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии всего освященного [собора?] выпис изо уложенных книг". Главы из Стоглава: 44, 45, 46, 47, далее следуют отрывки из разных глав: 67, 68, 49, 52, 75-76. Текст Стоглава, близкий к обоим его изданиям (Стоглав - собор, бывший в Москве при великом государе царе и великом князе Иване Васильевиче. Лондон, 1860; Стоглав, изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863);
  • л. 169 об. - "Сарацинское отрицание"; л. 181 - перечень 18 епископских кафедр, "иже подлежат митрополиту киевскому и всея Росии"; л. 181 - правила 133 и 134 Карфагенского поместного собора; л. 181 об. - слово Григория Богословао верности; л. 182, 204 - выписки апостольских правил 1-2, 5-6, 17-18, 21-25, 58, 69 из Кормчей; л. 184 об., 188, 189, 192-196 об., 197-203 - правила святых отцов Василия Великого, Саввы, Ильи, Афанасия иерусалимского; л. 189, 193 - вопросы Кирилла, Саввы и Ильи с ответами Нифонта; л. 196 об. - устав о степенях родства; л. 235 об. - заметка о службе патриарха иерусалимского в церкви Воскресения; л. 236 - о церковном причастии; л. 245, 248 - поучение Иоанна Златоуста попам и слово о терпении; л. 246 об. - правила о разводе мужа с женой; л. 247 - наставления священнослужителям; л. 247 об. - о яйце струфокамилове;
  • л. 250 - "Духовная грамота преподобнаго Александра свирьскаго". Нач.: "Во имя отца и сына и святаго духа се яз раб божий игумен Александр…" (АИ, т. I, № 135);
  • л. 251 - Поучения Петра Дамаскина; л. 258 - "от уставника мнишского"; л. 265 об., 267 - выписка из Евангелья; л. 266 - "О жизни временней"; л. 266 об. - отрывок из жития Пахомия;
  • л. 267 об. - "Лета 97 маиа. Сказывал старец Исаиа из святыа горы". Нач.: "Се святыа горы дают турскому царю на год 100 коп., да 40 ино, то 14 тысящ отманьскых денег…"Описание монастырей на Афоне. Описание оканчивается следующими словами: "Да тот же старец Исайа сказывал, была Дей во святои горе грамота великого князя Василиа Васильевича перерезана с угла на угол за золотою печатию и тое Дей грамоты половина у великого князя в казне, а друга половина во святой горе згорела, да за темъ Дей святогорские старцы к великому князю ехати не смеют бити челом. А всех монастырей в святой горе 20, а в тех монастырех старцов 2000 и 300 без 20";
  • л. 272-355 - краткие выписки из библейской истории и писаний отцов церкви;
  • л. 356 об. - "Прииде государю радость и государю здоровье". Нач.: "А государь благовестивый царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси самодеръжец, дай бог ты государь здрав был…". Похвала Ивану IV и всему его воинству за победу над татарами под Казанью. Эта похвала - произведение, совершенно отличное от похвалы, встречающейся в списках истории Казанской. По времени наш список близок ко времени самих событий;
  • л. 358 - "Поставление великых князей русскым, откуду бе и како начашя ставити на великое княжение святыми бармами и царьскым венцемъ". Нач.: "В лето 6496-е, а от великого князя Владимира четвертое колено…". Текст вступления к чину венчания на царство Ивана IV и к летописным записям о его венчании. Текст близок к опубликованному Р. П. Дмитриевой в "Сказаниях о князьях владимирских" и относимому автором к "Поставлению" второй и третьей подгрупп;
  • л. 361 об. - "О великом московском пожаре". Нач.: "В лето 7055-го апреля после велика дни на святой неделе…". Выписка из летописи о пожарах в апреле - июле 1547 г.;
  • л. 368 - "Радонежьское боярьство". Нач.: "Память великого князя Ивана Даниловича Калиты сынове: князь великий Семен Гордой и у того дети переставились млады". Исторический текст, в котором устанавливается родственная связь между потомками Ивана Калиты и радонежскими князьями;
  • л. 369 - Отрывок из апокрифического сказания; л. 373 об. - заповедь Иоанна Дамаскина; л. 374 - выписка из Зерцала;
  • л. 375 об. - "Сказание о граде Вавилоне". Нач.: "Послание от Ливуя царя а в крещении Василиа…". Издание этого сказания по более раннему списку см. М. О. Скрипиль. Сказание о Вавилоне граде. ТОДРЛ, IX, 1958, с. 120-142;
  • л. 379 - проповеди Кирилла, епископа туровского, в новую неделю, в неделю Фомина; л. 380 об. - о зачатии младенцев.

 

Вторая рукопись, XVI в. (втор. четв.), полуустав - л. 383-388 об.

  • л. 383 - перечень 22 епископий, далее списки митрополитов, архиепископов и епископов по епархиям. Выписки из статьи Никоновской летописи (ПСРЛ, т. IX, с. XIII);
  • л. 387 - "Князи русстии". Нач.: "Пръвый прииде из варяг Рюрик з двема браты с Синеосом и с Трувором…". Статья из Никоновской летописи (ПСРЛ, т. IX, с. XV-XVI). Далее следуют расчеты лет от потопа до разных событий библейской и гражданской истории.

 

Третья рукопись, XVI в. (30-е гг.), мелкий полуустав - л. 389-477 об.

  • л. 389 - "От историкиа Ханаонова предела рекомо от Арфаксадова, перваго сына Ноева, рождьшагося по потопе". Нач.: "По отца своего Ноя благословению разделися вселена на три части трием его сыном: Симу, Хаму и Афету…". Родословие великих князей русских, близкое к первой части "Послания Спиридонова-Саввы", опубликованного в книге Р. П. Дмитриевой (Р. П. Дмитриева. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955, с. 159-166);
  • л. 399 - "Уделные князи московские". Нач.: "Князь великий Иван Данилович сына своего меншаго Андрея пожаловал, дал ему отчину Боровеск…";
  • л. 401 об. - перечень игуменов Сергиева монастыря после смерти Сергия. Кончается Иосафом Скрипициным под 7037 (1529) г.;
  • л. 402 - нач.: "В лето 6771 бысть мятеж в Литве. Всташя сами на ся князи литовскии и убишя государя своего и сродника великого князя литовскаго Мендовга…". Литовская летопись. Кончается 6941 (1433) г.;
  • л. 410 - "Родословие литовскаго княжества". Нач.: "В лето 6835, в лета великого князя Ивана Даниловича, Велодимерьскаго и Московскаго и в лета великого княз[я] Александра Михайловича Тверскаго по пленении Батыеве избеже некий князь от плена его именем Витенець смоленьскых князеи Ростислава Мьстиславича и вселися в жемоти у некоего борътника…". Родословие литовских князей близко к тексту, изданному в указанной выше книге Р. П. Дмитриевой, но имеются разночтения;
  • л. 413 - заметка о русских великих князьях, в которой устанавливается их происхождение от Августа Кесаря. Нач.: "В лето 6900 месяца февруариа в 11 в неделю о блуднем, венчан бысть царь Мануил Иванович на царство и с царицею святым Антонием патриархом…". Рассказ очевидца о венчании на царство греческого царя Мануила. Без заглавия;
  • л. 415 - "О цари Козарине и о жене его". Нач.: "Бысть царь в Константине граде Козарин родом и жена его тех же козар и въста на нь другый царь и ем его заточи далече и жену его в ину страну…";
  • л. 416 - нач.: "В лето 5818 царствующу в Риму богосодетелному великому Константину Флавию, с тщанием великым от всюду събрав о земствованных христиан, начат укрепляти и разширяти веру христианскую…". Повесть о Царьграде Нестора-Искандера. Текст повести близок к хронографическому (ПСРЛ, т. XXII, ч. 1, с. 443-460). Вторая часть этой повести, взятие Царьграда турками, по классификации М. О. Скрипиля (М. О. Скрипиль. История о взятии Царьграда турками Нестора-Искандера. ТОДРЛ, т. X, 1954, с. 166-184), может быть отнесена к младшей редакции. Однако в отличие от опубликованного списка в XXII томе ПСРЛ в нашем списке имеется "Видение Даниила-мниха", правда с иной концовкой, чем в списке, изданном Леонидом (Памятники древней письменности, 1886, № 62);
  • л. 437 - нач.: "В лето 7018 месяца септевриа 23 в неделю князь великий Василей Иванович государь всея Русии подвижеся от царствующаго града Москвы в свою вотчину в великий Новъград…". Повесть о взятии Пскова. По другому списку опубликована Н. Н. Масленниковой в книге "Присоединение Пскова к русскому централизованному государству". (Л., 1955, с. 185-193). Однако текст нашего списка повести более ранний (см. М. В. Кукушкина. Новый список повести о псковском взятии. ТОДРЛ, т. XVI, 1960, с. 473-476);
  • л. 447 - "Роосийский летописець вкратце". Нач.: "В царство благочестиваго царя Михаила и матере его благочестивыя царици Феодоры от Адама в лето 6370 начало государем великым князем русскым: первый прииде из варяг Рюрик с двема браты, с Синеусом и с Трувором…". Краткий летописец оканчивается нашествием татар в 1528 г. под Москву;
  • л. 470 - летописные выписки под 7042, 7044, 7046-7047 и 7055 гг. Без заглавия. Первая выписка о смерти вел. кн. Василия Ивановича, о смерти кн. Юрия Ивановича в поиманье" на Москве, о смерти князя Андрея Ивановича, то же "в поиманье", о смерти вел. кн. Елены, о смерти Михаила Львовича Глинского, о явлении креста и образа, о женитьбе царя и московских пожарах;
  • л. 474 - "О храме святыя богородица, в нем же родися от Иоакима и Анны". Нач.: "В странах иерусалимских в граде Галилейском, ему же имя Назарет, в том храме родилася святаа богородица…";
  • л. 476 - нач.: "В лето 7036 приидоша на Москву июниа посланници великаго государя Василиа Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремии Трусов с товарищи…". Летописная запись;
  • л. 476 об. - "Иосипа Евреанина". О переводе книг с еврейского на греческий язык.

 

Четвертая рукопись, XVI в. (60-е гг.), скоропись двух почерков - л. 478-517.

  • л. 478 - нач.: "В лето 6496. Первый государь князь велики Владимир взял Корсун и взял за собя царевну Анну…". Краткие выписки из летописи, оканчивающейся 1372 г. Хронология не всегда выдержана;
  • л. 482 - "Последование древним. Новейшее възыскание государя православного царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси московского". Нач.: "В лето 7060 г. помыслив царь государь князь великий с своею братею со князем Юрьем Васильевичем и князем Володимером Андреевичем… поити в свою отчину в новград Свияжской…". Отрывок из русской летописи (ПСРЛ, т. VI, с. 305-315).

 

Пятая рукопись, XVI в. (60-е гг.), скоропись и полуустав нескольких почерков - л. 519-667.

  • л. 519 - "Судебник русской, главы о розных судех". Оглавление царского Судебника, содержащего 98 статей. Отличается от других списков по числу глав, т. к. 72-я статья объединена с 73-й;
  • л. 526 - нач.: "Лето 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил: как судити боаром и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником и по волостем, и тиуном, и всяким судьям". Текст Судебника 1550 г. очень близок к опубликованному (Судебники XV-XVI вв. Под ред. Б. Д. Грекова. Изд. АН СССР, М.; Л., 1952, с. 111), но в описываемом списке перепутана нумерация глав, в результате чего последняя глава обозначена 98-м номером, хотя текст содержит все 100 глав. Текст двух последующих глав объединен в одну главу: 4 и 5, 6 и 7, 29 и 30, 51 и 52, 54 и 55, 72 и 73. Номер главы 39 исправлен на 40. Номер 46 повторен дважды, а глава 100 "О суде с удельными князьями" дана отдельно без номера. В конце 100-й главы имеется запись, отсутствующая в других списках, изданных или привлеченных к изданиям: "И о тишине всего православного крестианства, чтоб господ бог отпустил нам согрешениа наша и избавил бы господ бог нас и все православное крестианьство от врагов и от латынства и от бесерменьства и все бы православное крестьянство в нашем государстве пребыло в тишине и в покое строино и безмятежно во веки веков. Яз вам челом Бию. Исправил боголюбивому и благочестивому царю и государю";
  • л. 556 - тропари и кондаки;
  • л. 601 - правила соборов, апостольские и отцов церкви, выписанные из Кормчей и других канонических книг. На л. 636 об. "Устав святаго князя Володимера, крестившаго Рускую землю, о церковных судех и о десятинах". Нач.: "Во имя отца и сына и святаго духа се яз князь Володимер, нареченный по святом крещении Василий сынь Святославль…". Кончается словами: "…потом развръгше греческыи Номоканон обретох в нем ож не подобает сих судов и тяж князю судити ни бояром его, ни тиуном и яз согадав со своими детьми и со всеми князи и бояры дал есми се суды церкви божии и отцу своему митрополиту и всем епископьям по Русской земли". Данный текст, по классификации А. А. Зимина, может быть отнесен к третьей редакции Устава Владимира (см. Памятники русского права, вып. 1. М., 1952, с. 245).
Происхождение: поступила в составе Архангельского собрания в 1931 г. Ранее принадлежала Антониево-Сийскому монастырю.
Примечания: рукопись описана в кн.: Описание. Т. 3, вып. 2. С. 126-133; Викторов. С. 106; Г. Богуславский. Один из рукописных "Сборников" XVI в., хранящихся в Древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. Архангельские епархиальные ведомости, 1904, № 21-24, с. 880-886, 912-919, 956-963, 991-999; М. В. Кукушкина. Новый список повести о псковском взятии. ТОДРЛ, т. XVI, 1960, с. 473-474; Р. П. Дмитриева. К истории создания "Сказания о князьях владимирских", ТОДРЛ, т. XVII, 1961, с. 342-343.




вверх
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова