“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


С борник житий, слов и служб, XVI в. (сер.),
4°, 177 л., полуустав.

БАН. Арханг. Д. 140


Сборник житий, слов и служб, XVI в. Сборник житий, слов и служб, XVI в. Сборник житий, слов и служб, XVI в.


 
ОПИСАНИЕ

Сборник состоит из двух частей: I - л. 3-30; II - л. 31-173.

Водяные знаки:

в I части: жезл под короной, обвитый змеей;


во II части:

  • сфера в руке - знак сходен с № 1667 (ок. 1553 г.) у Лихачева;
  • герб "Habdank" (л. 174, 175) - знак тождествен № 171 (1585 г.) у Каманина и Витвицкой;
  • кувшин с одной ручкой и литерами "ВВ/О", с полумесяцем над крышкой (л. 176) - знак тождествен № 581 (1626 г.) у Гераклитова.
Тип письма: I часть сборника написана полууставом одного почерка, л. 2 дописан другим почерком. Киноварь в заглавиях и инициалах. II часть также написана полууставом одного почерка, текст на л. 174, 175 дописан позднее. Некоторые заглавия и инициалы выделены киноварью.
Сборник состоит из двух частей. В I части 4 восьмилистные тетради (№ 26-29), нумерация тетрадей на нижнем поле первого и на обороте последнего листа (частично срезана). Во II части 19 тетрадей (№ 1-19), нумерация в правом углу нижнего поля первого листа тетради.
Листы загрязнены, л. 86-91 выпадают.
Л. 1, 175 об.-177 без текста.
Записи:
  • "Книга житее и подвизи преподобнаго отца нашаго Зосимы соловецъ", ниже - "Сийского монастыря книга житие соловецких начальников Зосимы и Саватия" (л. 1);
  • "Сиского монастыря книга соловецких начальников Зосимы и Савватия, а дана та книга Ивашку Меркурьеву Поспелову, а давал дякон Варфоломей" (л. 177 об.);
  • "перейди вперед три татради, да чти", "зри, чти" (л. 36 об.-37);
  • "зри, перейди назад", "зри, что зди" (л. 44 об.-45) (записи 3 и 4 свидетельствуют о том, что порядок листов в первоначальном переплете был перепутан, позднее он был восстановлен);
  • № "95" (синий карандаш; л. 1).
Переплет: "в затылок", разбит, кожа на корешке порвана. Застежки оборваны, остались следы деревянных шпеньков.
Наклейки: "Д № 140. Сборник служб, слов и житий" (корешок).
Содержание:
  • л. 2 - Служба Иакову Боровицкому, 23 окт.;
  • л. 14. Гл. 30 - Служба Василию Нагому, юродивому московскому, 2 авг.;
  • л. 25 об. Гл. 31 - "Месяца августа в 6 день. Слово на преображение господне". Нач.: "Бог перваго человека сотвори, в рай всели его...". (См.: ВМЧ. Оглавление. 6 августа. Стб. 403, л. 92 об., 102; Гранстрем. С. 349, № 10);
  • л. 31 - "В лето 6944 (на верхн. поле). Житие и подвиги преподобных отецъ наших Зосимы и Саватиа соловецких новоявленных чюдотворцов. Понеже бо зачятся жительство в острове морском зовомый Соловки житием и начальством раба божия Саватия прежепомянутого и Германа некоего боголюбива мниха и по сем приде на остров отецъ Зосима и състави оби телъъ". На нижн. поле: "Списано Спиридоном митрополитом всея Русии". Нач.: "В дни благочестиваго великого князя Василия Васильевича...". После статьи о преставлении Зосимы (л. 63 об.) статьи идут в следующем порядке: л. 65 - о явлении старцу Даниилу (объединена со статьей о поставлении гробницы и рассказом старца Тарасия); л. 66-70 об. - видения Митрофана, Иосифа, Герасима, Филимона, Досифея; л. 70 об. - статья Спиридона о сотворении жития, без заглавия; л. 71 - статья Досифея о том же. (Изд.: ВМЧ, 17 апреля. Стб. 502-551, 586-592. В отличие от издания в нашем списке другой порядок статей, некоторые статьи в другой редакции или отсутствуют. Наш список учтен у Строева, с. 387);
  • л. 73 - "Букви чрънъризца и Аникито Льва, пъръкло Филолъга мънаху Бъгъдану Русину". Нач.: "Лубъвьнъе ти устрьмлению зре брато Бьгьдание чествование...". Послание Льва Филолога дьяку Богдану Русину. (Изд.: Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе. М., 1859. Ч. XVIII. С. 527-528. Наш список учтен у Строева, с. 275);
  • л. 74 - "Месяца септеврия 27 день. Филолога Черноризца слово о преподобнем Саватии новом чюдотворци иже в отоце Соловецком сущим в окианъстем понте... Слово 1". Нач.: "Въздвизаеть нас мужь или в мужех изрядный...". Слово похвальное Савватию Соловецкому Льва Филолога. (Изд.: Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 3. С. 96-118, 197-216. Наш список учтен у Строева, с. 274);
  • л. 102 об. - "Месяца априля 17. Филолога Черноризца слово о пасце и о преподобием Зосиме новом и чюдотворце иже на Соловецком острове на полунощней стране сущем понта окиана. Слово 2". Нач.: "Подадите и нам, о мужие, мало слуха...". (Изд.: Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 2. С. 229-240, 347-368, 471-511. В нашем списке отсутствует часть текста, находящаяся в издании на с. 368, 471-473, со слов: "притвореным благоговеиньством, чюжиа труды поядати..." до слов: "Не таков есть нами повествуемый Зосима...". Наш список учтен у Строева, с. 274-275);
  • л. 151 - Служба Савватию Соловецкому, 27 сент.;
  • л. 161 об. - Служба Зосиме Соловецкому, 17 апр. Без конца;
  • л. 174 - "Указ священником како подобает двема служити...".
Происхождение: из библиотеки Антониево-Сийского монастыря.
Примечания: рукопись описана в кн.: Белова, Кукушкина, № 256; Описание. Т. 8, вып. 1. С. 161-162.




вверх
© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова