ФОТОГРАФИИ
Сийское Евангелие 17 века, подаренное Сийскому монастырю патриаршим казначеем Паисием, рукопись, которая занимает особое место в истории русской книжной культуры. Известный русский исследователь Н.В. Покровский оценил его как самое великолепное произведение русской живописи 17 столетия. Каждый, кому хоть раз доводилось видеть Сийское Евангелие, поражался прежде всего его величиной, ведь весит книга почти 23 кг. А если удавалось перелистать, то все, и специалисты, и неискушенные в тонкостях рукописного искусства, неизменно высказывали восхищение богатством и роскошью ее оформления. Рукопись состоит из 945 л. Размером 44,5х33 см., переплетена по обрезу в золоте, переплетом служат обтянутые вишневого цвета кожей доски. Книга написана на большой, так называемой александрийской бумаге в «десть» (в лист) густыми черными чернилами крупным поздним уставом. Бумага, на которой выполнена рукопись – голландского производства, имеет два вида водяных знаков. По композиции и составу Сийское Евангелие - апракос. Рукописи типа апракос предназначались для богослужения. Композиция апракоса построена согласно тому, как текст четырех евангелистов, читался в православной церкви во время служб на определенные дни года. Сийский апракос – евангелие напрестольное, и уже поэтому должно быть декорировано особенно нарядно. В рукописи встречаются практически все основные виды иллюминаций: миниатюры с изображением персонажей и сюжетов в живописной технике, заставки-рамки орнаментальные и с сюжетными композициями, концовки, цветки на полях, инициалы и строки, писанные вязью. Разнообразие представленных в кодексе орнаментов позволила исследователю Свирину назвать страницы Евангелия «энциклопедией орнаментальных мотивов». На одном листе иногда размещается сразу несколько миниатюр. По количеству миниатюр Сийское Евангелие превосходит все известные памятники православной традиции. На 945 листах – 2 138 иллюстраций. История Сийского Евангелия насчитывает более 300 лет, но краски, которыми выполнены рисунки по-прежнему ярки. Евангелие достаточно изучено, во всяком случае, более или менее полный анализ его и приводится почти во всех трудах, посвященных рукописной книге. Библиография посвященных ему научных работ и статей, в которых оно неизменно упоминается, достаточно также достаточно велика. В рукописи имеется полистная вкладная запись, по сути, единственный письменный источник, связанный с историей создания кодекса. Из текста известно, что 20 сентября 1692 г. казначей патриарха Адриана Епископа Московского и Всея Руси и всех северных стран Патриарха, старец Паисий «…преложил в дом преподобного отца Антония Сийского святое Евангелие-апракос». За этой записью стоит трогательная история жизни человека, выросшего в Сийской обители, которую ему, волею обстоятельств, пришлось покинуть, со временем занять в Москве высокий пост патриаршего казначея. Но который, на протяжении всей своей жизни, всегда помнил о родной обители, благоустраивал ее, как мог, стремился поднять ее авторитет среди других монастырей Севера. В его лице Сийский монастырь получил сильного заступника и ходатая перед власть имущими в самом Кремле, а с другой стороны – щедрого строителя, до самой кончины, заботившегося о ее процветании. Не без его участия было решено утвердить в Антониево-Сийском монастыре архимандрию. С грамотой патриарха старец Паисий приехал в Сию летом 1692 г., следуя которой архиепископ Холмогорский и Важский преосвященный Афанасий поставил в архимандриты Сийского монастыря иеромонаха Никодима. Того самого Никодима, знаменитого иконописца, который составил знаменитый «Сийский лицевой иконописный подлинник». В честь это события Паисий привез в монастырь богатые дары: архимадричью шапку, ризы, ковры, деньги и 4 сундука, наказав распечатать их после его смерти. Когда Паисий скончался в 1695 г., сам патриарх Адриан отпевал его в московском Богоявленском монастыре. По завещанию тело увезли и похоронили в Сийском монатыре. Тогда и вскрыли сундуки, оставленные Паисием в свой последний приезд, в которых среди других книжных ценностей нашли Евангелие-апракос, названное впоследствии Сийским. Для учета в 1695 г. ценных книг, завещанных Паисием в монастырскую библиотеку Афанасием Холмогорским было приказано составить их описание в 3-х экземплярах. Из них один был послан в Москву патриарху, другой – оставлен для монастырского казны, 3-й взят в дом холмогорского епископа «для ведома». На сегодняшний день нет документальных сведений о времени и месте его создания и о мастерах, написавших Сийское Евангелие. В тексте рукописей 17 в. принято было сообщать, для кого они изготовлялись и кто их заказчик. Подобные сведения имеются почти во всех произведениях круга Сийского Евангелия. Возможно, они были и в этой книге. Но последние страницы, на которых, обычно, составлялась такая запись, утрачены, хотя сам документ находится в хорошем состоянии (похоже, что он всегда хранился бережно). В одной из последних научных статей, посвященных Евангелию, исследователь Е.К. Братчикова («Сийское Евангелие 17 века и живопись позднего средневековья», опубл. в ежегоднике «Памятники культуры»), проанализировав весь круг исследований этого документа и сам документ, высказывает интересную версию о том, что рукопись не только принадлежит мастерам московской школы, но в работе над ней принимали участие и монастырские иконописцы во главе с самим Никодимом. И очевидно, что оба памятника – Сийское Евангелие и Сийский лицевой иконописный подлинник создавались, в одно и то же время на рубеже 1680- 1690 гг. Работу выполняли патриаршие иконописцы, среди которых были первоклассные московские изографы, и монастырские мастера. Возглавлял артель иеромонах Никодим, он занимался составлением иконописного подлинника и «знаменил» отдельные изображения Евангелия. Большое напрестольное Евангелие создавалось по инициативе патриаршего казначея, в прошлом инока Сийской обители, старца Паисия. Кем-то из монастырских, возможно самим заказчиком, переписывался текст. Евангелие создавалось по случаю учреждения в монастыре архимандрии, в подарок первому Сийскому архимандриту и давнему другу Паисия – иконописцу Никодиму, для старца Паисия события лета 1692 г. Были делом всей его жизни, а Сийское Евангелие своего рода духовным завещанием.
Информация подготовлена по источникам: 1. Братчикова Е.К. Сийское Евангелие 17 века и живопись позднего средневековья //Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, искусство, археология: Ежегодник, 2001. М.: Наука, 2002. – С.201-217. 2. Она же. Основные черты книжной миниатюры конца 17 века по материалам Антониево-Сийского монастыря // Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф., 9-11 сент. 1987 г. – Архангельск, 1986. С.215-217.
|