“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

   Карушева-Елепова М.Ю.

доктор филологических наук,

 заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы

ПГУ им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

 

Богодухновенное слово всероссийского пастыря о вере и молитве

 

Необъятна деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского, бесчисленны его духовные дары. Одним из таких драгоценных даров Божьих был дар высокого учительного слова. Как вспоминают все, кто слышал батюшку Иоанна, особенностью его пастырского поучения была простота и естественность, полное отсутствие внешней эффектности, позы, театральной патетики и при этом необыкновенная сила внушения и убеждения. Почему же слово батюшки было всегда живым и действенным? Да потому, что было запечатлено оно живым опытом веры. Часто в сочинениях отца Иоанна встречаем пометы: «из опыта», «опыт», «известно опытно». Он опытно прошел и совершил все то, о чем говорил и писал, к чему призывал и от чего предостерегал.
Дух живой веры горел на каждом его слове. Основанием же веры и жизни великого подвижника стало его непрерывное и непосредственное общение с Богом. Такому непрестанному и сердечному общению веры он учил и всех своих духовных чад: «Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самих слов от самого дела, выражаемого ими, нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует дело, т.к. у Господа слово и дело нераздельны: ибо "той рече и быша, той повеле и создашеся". И ты также веруй: что ты сказал на молитве, о чем просил, то и будет. Ты славословил, и Бог принял славословие, поблагодарил Господа Бога - и Он принял благодарение твое.
Ты просишь здоровья себе или кому-либо - слово здоровье имей за самое дело: веруй, что ты его уже имеешь... ибо самое слово, название во мгновение у Господа может быть делом - и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру»(1).
В богодухновенных поучениях своих батюшка особенно заботится о том, чтобы наша вера была неколебимой - в этом залог исполнения молитвы и плодоносного общения с Богом: «В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, - это живая, ясновидящая вера в Господа: представь Его живо пред собою и в себе самом, - и тогда, еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, - и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому, как крестное знамение совершает великие силы. Проси не для себя одного, но и для всех верных, для всего тела Церкви благ духовных и вещественных, не отделяя себя от прочих верующих, но находясь в духовном единении с ними, как член единого великого тела Церкви Христовой, - и любящий всех, как чад Своих во Христе, Отец Небесный исполнит тебя великим миром и дерзновением»(2).
Особенно предостерегает отец Иоанн против сомнений в вере (и в разуме, и особенно в чувстве сердца, что так часто угрожает современному человеку). «Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней, тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! .. .Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение... Не прогневляй же вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество много множество раз. Сомнение - хула на Бога, дерзкая ложь сердца... Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! И тогда будет по вере твоей... Молитва надеется все получить»(3).
Кронштадтский пастырь учит: «На молитве всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть делом. Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк 1, 37). А прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор 6, 17). Значит, и твое слово не изнеможет. Вся возможна верующему (Мк 9, 23). Береги слово: драгоценно слово. За всякое слово праздное люди дадут ответ в день судный (Мф 12, 36)»(4).
Отец Иоанн указывает и на условия доходчивой до Бога молитвы: «Если хочешь, чтобы Господь давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми искренно и отнюдь не будь с ними двоедушен ... Того, кто непрямо-сердечен с людьми, Господь не принимает на молитве, давая ему почувствовать, что он не искренен в отношении к Богу...»(5).
Необходимо для действенной молитвы крайнее смирение, искреннее покаяние в грехах, в частности, и того дня, когда встал на молитву. Бесчувственность, нечувствие сердцем истины слов на молитве происходят от тайной гордости. Батюшка учит избегать двуличия и почаще вопрошать себя: «Желаешь ли ты, например, искренно исправления и святого жития себе и людям?» Сердце не должно быть холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Молитва должна быть настойчивой. Требуется избегать саможаления, и после трудов дня принуждать себя молиться. «Не пропускай случаев молиться за какого-либо человека по его прошению или по прошению об нем [других]». «Молись о других с такою же теплотою и усердием, как молишься о себе»(6). Надо горячо молиться об упокоении усопших, внушал батюшка.
Именно огненной верой отец Иоанн Кронштадтский стяжал великие добродетели и дары и стал постоянным чудом для самого себя. Вот свидетельство батюшки о себе как о другом лице: «Один гражданин, в некотором городе живущий верою и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мною, что он ежедневно, ежечасно молитвою покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при его бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений. Словом, что он, по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо для себя»(7).
А вот слова, где он делает подобное признание от своего имени: «При непрестанных внутренних искушениях я должен был постоянно обращать духовное око мое внутрь себя, чтобы усматривать нападения невидимых врагов и таким образом приучил себя почти к непрестанному духовному созерцанию и тайной молитве и благодарению Господа за ниспосылаемую мне помощь в духовной войне, ибо с помощью Божиею я всегда в конце концов выходил победителем из нее, хотя при начале моего служения бывал часто побеждаем коварством и хитростью бесплотных врагов»(8).
Вера требует непрестанного упорного труда, а в высших проявлениях - и подвига. Вся жизнь кронштадтского пастыря - непрерывный подвиг, часто на грани возможного для человека.
На закате дней, незадолго до кончины, в своем дневнике, обозревая долгую прожитую им иерейскую жизнь, отец Иоанн Кронштадтский делает еще раз признание, в котором с особой силой он говорит о беспощадности той духовной внутренней войны, которую ему пришлось вести: «В продолжение 70-ти лет я согрешал каждый день и каялся, и Господь миловал меня. Священником я жил не без греха, но больше и больше углублялся в смысл своего призвания и Господь ежедневно миловал меня, даруя мне слезы покаяния, сподобляя меня частого причащения Святых Тайн... невидимые враги смущали меня, особенно при совершении Таинств, борьба была на жизнь и смерть, смерть духовную. Я каялся, плакал побеждаемый и получал прощение»(9).
Какое напряженнейшее трезвение, какое строжайшее самонаблюдение, какое постоянное уловление самого себя даже не на совершении или уже после совершения каких-либо грехов, а только еще на отдаленных подступах к ним! Вот дивный человек, пресечением прилогов и всевозможных чувственных и страстных движений и поползновений вознесшийся горе и улучивший благодать, - и это не в отшельнической келье, даже и не за монастырской оградой, а среди бесчисленных забот, теснимый вечно тысячными толпами, не имея, казалось бы, минуты, чтобы принадлежать самому себе!
Приведем в завершение слова игумена Константина о значении для всех нас, для России, для мира жизни и трудов праведного кронштадтского пастыря.
«В образе отца Иоанна прошел Христос по русской земле. Никогда Святая Русь не получала такого всерусского воплощения в этой встрече ее с Христом - перед тем страшным погружением в тьму, которое предрекал о. Иоанн.
Не покинул о. Иоанн и сейчас Святой Руси, переселившись в горний мир. Но где сейчас Святая Русь? ...В сердцах живет она! И в каждом таком сердце живет о. Иоанн. Рядом с преподобным Серафимом занял он место как привычный наш предстатель пред Богом. Много ли таких сердец? Крепка ли связь их с Христом? От этого - только этого! - зависит будущее и России и мира! Если не вырастет в сердцах наших снова Святая Русь в мироустрояющую силу - Сам Господь близ как Грозный Судия, - как о том и говорил нам отец Иоанн!»(10).


Примечания

(1) Иоанн Кронштадтский - Путеводная звезда пастырей // Душеполезное
чтение. 1905.№12.С. 168.
(2) Святой праведный Иоанн Кронштадтский // Мысли христианина. Минск,
2002. С. 41-42.
(3) Там же. С. 42.
(4) Там же. С. 53.
(5) Иоанн Кронштадтский - Путеводная звезда пастырей. С. 175.
(6) Святой праведный Иоанн Кронштадтский. С. 64.
(7) Добрый пастырь. М., 1995. С. 31.
(8) Там же. С. 33-34.
(9) Живой Колос с духовной нивы протоирея Иоанна Ильича Сергиева-
Кронштадтского. СПб., 1909. С. 87.
(10) Константин. Духовный облик отца Иоанна Кронштадтского // Иоанн Кронштадтский. М, 1992. С. 271-272.

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова