“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

  Попова Л.Д.

кандидат исторических наук,

доцент ПГУ им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск 

 

К истории Пертоминского монастыря

 

Пертоминский монастырь не имел такого исторического значения, как, например, Соловецкий или Сийский монастыри. Возможно, по этой причине  история формирования обители исследована недостаточно.

Настоящее сообщение построено на анализе как письменных источников, так и данных натурного изучения памятников монастырского ансамбля, расположенного на восточном берегу Унской губы Белого моря, к юго-востоку от пос. Пертоминский, в 118 верстах от г. Архангельска. 

По преданию монастырь известен с XIV века, однако, какие-либо надежные свидетельства о его постройках до XVII века отсутствуют. Согласно сведениям Соловецкого патерика, поводом к строительству пустыни было приобретение нетленных мощей преподобных Вассиана и Ионы, погребенных  в 1561 году на берегу Унской губы(1). В 1599 г. на месте креста преподобным старцем Троице-Сергиева монастыря Мамонтом, оказавшимся здесь по пути на Соловки и попавшим в бурю, была поставлена часовня(2). Далее предание рассказывает, что в 1617 году в этих местах поселился пустынножитель, монах Александро-Свирского монастыря Иоасаф. Постепенно около отшельника стали собираться такие же как и он ищущие уединения от мирской суеты. В церковной литературе Иосифа считают основателем монастыря, а годом основания значится 1617 год(3).

В 1618 году (29 мая) по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, начали строить деревянный Спасо-Преображенский храм, который был освящен 24 сентября 1619 года (по другим данным 24 сентября 1623 года). В храме устроили раку над усыпальницами Вассиана и Ионы(4). 

Пертоминская обитель долгое время была малолюдной и бедной: в 1621 году в ней было всего 12 монахов. В том году по указу царя Михаила Федоровича монастырь получил пахотную и сенокосную земли. Этим было положено прочное существование и началось возведение новых храмов – в 1637 году была выстроена Преображенская церковь  с приделом Феодора Стратилата (очевидно, до этого она сгорела) и Успенского с приделом святого мученика Христофора, освященного 8 июня 1639 года(5).

Кстати отметим, Пертоминский монастырь был самостоятельным до Патриарха Никона. Никон, построив на Кий-острове Крестный монастырь, в 1655 году приписал к нему Пертоминскую обитель со всеми ее угодьями, а также изъял из ризницы некоторые жалованные грамоты и письменные крепости. Восстановить справедливость Пертоминскому монастырю удалось лишь в 1675 году при настоятеле Михаиле Харзееве (был игуменом в 1675-1690). С трудом удалось остаться независимыми и от Соловецкого монастыря, братия которого ходатайствовала с челобитной (1674 г.) к Патриарху Иоакиму, прося приписать Пертоминскую обитель к Соловецкому монастырю. Лишь вмешательство Двинского воеводы, напомнившего Патриарху о том, что по именному указу царя Федора Алексеевича и по грамоте из Новгородского приказа от 1675 года монастырю предоставлена самостоятельность, удалось  отобрать его у Соловецкого монастыря.

С конца XVII века в монастыре развертывается каменное строительство.

В 1683–1692 годы рядом с деревянной церковью, разобранной лишь в 1691 году, возводится первое каменное сооружение ансамбля – Успенский собор с трапезной. Известно имя строителя – подмастерье Артемий Постовалов. К великому сожалению, не сохранился собор, но стоит немного напрячь воображение – и перед глазами возникает могучий четверик, увенчанный пятью луковичными главами. Он был трехэтажным: в верхнем этаже находилась ризница, в среднем – собственно церковь, а внизу кладовая, хлебная и братские кельи.  Три апсиды были чуть понижены по отношению к собору. Большие размеры, кубическая форма основного объема, отсутствие декора на стенах придавали архитектуре собора монументальность и торжественность, необходимую главному культовому зданию монастыря. Декор же, как и при строительстве других северных сооружений, весьма скупой: венчающий карниз собора и апсиды – из полуваликов, зубчиков и поребриков. Главное внимание сосредоточено на украшении окон, порталов, барабанов и карнизов. Формы их типичны для русского зодчества той поры. Необычно украшены подножия барабанов – треугольниками.

Фасады трапезной отличались суровой, почти аскетической простотой. Гладкие стены членились плоскими лопатками. Прямоугольные окна со ступенчатыми впадинами не имели какого-либо обрамления. Мощный карниз также был прост и выразителен, как и все здание, которое он венчал.

Летом 1694 года в Пертоминском монастыре, проездом на Соловки, побывал Петр I с архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием. Они здесь провели три дня. В память избавления от бури царь срубил крест с голландской надписью: «DAT KRUYS. MAKEN. KAPTEIN. PITER VAN. A. CHT. 1694.» (Сей Крест поставил, капитан Петр, в лето Христово 1694)(6). Крест этот был четырехконечным 1 ½ сажени высоты; находился в монастыре до 1805 года, затем был перенесен в Архангельский кафедральный собор, а на его месте была установлена точная копия петровского креста.  Тогда Петр I внес в монастырь значительный денежный вклад: на строительство ограды 2000 гривен, содержание братии 600 гривен, другие дары впоследствии подтвердил грамотами. Монастырь в свое ведение получил территорию Красный горы со всеми озерами, рыбной ловлей, пахотной землей, покосами, лесами и варницами, а также все тони от Красной горы до речки Чухчи и другие земли. В то лето царь оставил своего офицера для строительства монастырских зданий, при котором были построены каменные для братии кельи, «и от келей саженей на дватцать ограду и на углу башню» выстроил(7).

Параллельно велось строительство жилищных и хозяйственных сооружений, из которых до наших дней в перестроенном виде дошел каменный корпус келий 1700 года. За пределами монастыря располагались конный и коровий дворы, гумно с овином, мельница ветряная, кузница, кирпичный завод. На самом берегу стояла рыболовная изба. На пристани «Лодейной» стоял амбар «гостиной», около пристани – две лодьи с парусами, карбасы.

В 1764 году по установлению новых штатов Пертоминский монастырь оказался в числе упраздненных. Монахи были переведены в Ламбасскую пустынь Пинежского уезда, а сама обитель обращена в приходскую церковь. Однако в 1778 году, по ходатайству братии, монахи из Ламбасской пустыни возвращены обратно, и Пертоминский монастырь вновь возродился(8).

Следующий строительный этап приходится на XIX век. Монастырское хозяйство к этому времени было внушительным. Монастырь продолжал заниматься кирпичным производством и смолокурением: имел кирпичный и смольный заводы.  Солидным подспорьем были конный и скотный дворы, кузница и другие хозяйственные постройки.

В 1861 году над каменным братским корпусом 1700 года надстроили деревянный этаж, который оштукатурили. В здании располагалось по четыре кельи (4 внизу и 4 вверху). В 1865 году срубили второй двухэтажный братский корпус с двенадцатью кельями вверху, внизу было 6 келий, а также находились мастерские: столярная, портная, сапожная мастерские, в 1892 году пристроили кухню. В 1869 году построили гостиницу с четырьмя мезонинами и подвалами. Затем выстроили еще деревянный флигель и амбар(9).

Еще раньше, в 1807–1814 годы возвели каменную одноглавую, одноапсидную Зосимосавватиевскую церковь (освящена 26 июня 1814)(10).  Небольшие размеры, наличие вертикальных членений на фасадах, более высокого объема колокольня в единой связи, а также деревянный чешуйчатый лемех шатра и граненой главки придавали этому зданию динамичность и исключительную живописность, обогатившую облик ансамбля.

Ограда монастыря оставалась деревянной: решетчатой. Ее оживляли пять ворот.

В 1894 году на месте петровского креста построили деревянную церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего креста на каменном фундаменте(11). Освятили ее 12 июня 1894 года. К ней ежегодно 5 июня, 14 сентября и 17 октября совершались крестные ходы. Строил храм мещанин Ненокского посада Иван Николаевич Логинов. Иконостас резан в Архангельске Дмитрием Капитоновичем Катиновым. Затем он доставил иконостас в монастырь, установил его и оформил иконами. Он же для храма выполнил балдахин с хоругвями, небольшую раку «хорошей столярной работы»(12). 

В начале XX века монастырь обносится невысокой каменной оградой с декоративной решеткой по верху. 6 марта 1904 года в Архангельском строительном отделении рассматривался проект на постройку каменных колокольни и ограды с башнями. К 1906 году колокольня и четыре башни были построены, несмотря на то, что к этому времени обитель была небольшой. Вместе с архимандритом Аполоссом в ней числилось 6 иеромонахов, 6 монахов и 7 послушников(13).

 Судя по сохранившимся каменным башням, можно заключить, что основу плана составляла система, подобная русским монастырям. Ограда представляла собой небольшое трапециевидное по форме укрепление  с башнями на всех четырех углах. К северо-востоку от Успенского собора находились проездные ворота, оформленные в виде полуциркульной арки, в центре которой возвышалась луковичная главка с крестом. Отсутствовали лишь земляные валы

и палисад, характерный для крепостей глубокий ров. В то время отпала надобность в фортификационных крепостях, старые торговые пути утратили былое значение.

В 1920 году монастырь был закрыт. В нем предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию(14). Тогда  снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие  сооружения.  Монастырскую гостиницу и двухэтажное здание братии, облицованное кирпичом, переоборудовали под жилые комнаты для детей, а здание с нижним каменным и верхним деревянным этажами – под квартиры служащих детского дома.

До нашего времени сохранился монастырский комплекс  XVIII – начала XX века. Он состоит  из двух  двухэтажных зданий и четырех угловых башен ограды. Архитектурные формы всех зданий лаконичны. В отдельно стоящих двухэтажных корпусах прослеживаются традиции классицизма. В архитектуре башен использованы формы русского стиля. Композиционным центром является старый братский корпус, построенный в 1700 году. В этом доме в 1929 году находились квартиры служащих детского дома. Остальные сооружения расположены  вокруг него по периметру территории бывшего монастыря. В линию с братским  корпусом стоит здание второй половины XIX века, располагавшееся, очевидно, за оградой монастыря. В 1929 году в нем располагались мастерские и классы детского дома.  Отдельно стоящие башни начала XX века фиксируют северный, западный и восточный углы территории бывшего монастыря. Башня, расположенная на южном углу, соединена с хозяйственным зданием. В 1929 году его использовали под изолятор, аптеку и квартиру фельдшера. Ныне все здание занимает почтовое отделение.

Западная башня, построенная в 1903 году, использовалась под помещения хлебных припасов. В советское время в ней были магазины: внизу продовольственный, а вверху – книжный. В северной башне (1903) в 1940-е внизу была пекарня, а верхнем этаже – жилье. В восточной башне в те же годы на втором этаже размещалась сберкасса, а внизу – райздравотдел. Последние три башни в настоящее время находятся в аварийном состоянии и требуют проведения срочных консервационно-реставрационных работ.

Несмотря на почти полное разрушение монастыря и переделки сохранившихся зданий и башен, Пертоминский монастырь представляет собой научный интерес для истории как русской, так и местной национальной архитектуры.

Примечания

 

 (1) Соловецкий патерик. М., 1991. С. 70; Никодим, иеромонах. Верное и краткое исчисление Преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших. И исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. 114-115, 119.
 (2) Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба: Архангельская губерния / Сост. Н. Козлов. СПб., 1865. С. 338.
 (3) Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 7;
 (4) ГААО. Ф. 60. Оп. 2. Д. 57. Л. 4.
 (5) Там же. Ф. 29. Оп. 36. Д. 187. Л. 1.
 (6) О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича… из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу… / Издание Н.Н. Новикова. М., 1783. С. 47.
 (7) Там же. С. 45-47.
 (8) Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 432-435.
 (9) ГААО. Ф. 29. Оп. 36. Д. 187. Л. 2.
 (10) Там же. Л. 1.
 (11) Там же. Ф. 60. Оп. 4. Д. 15. Л. 10.
 (12) Там же. Л. 31.
 (13) Там же. Ф. 60. Оп. 2. Д. 59. Л. 5.
 (14) О Пертоминской детской колонии // Известия Архангельского губернского Ревкома и Архгубкома Р.К.П. 10 июля 1920.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова