“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

  

Кольцова Т.М.

кандидат искусствоведения,

заведующая отделом древнерусского искусства

ГМО «Художественная культура Русского Севера»,

г. Архангельск

 

Судьбы архангельских икон

 

Кладбищенская церковь в Соломбале – одна из интереснейших в Архангельске. Остров Соломбалу начали активно заселять в конце ХVII в., после устройства корабельной верфи. Тем не менее, до середины ХVIII в. на острове не было кладбища и умерших хоронили в своих дворах. В 1749 г. отведено место для кладбища на Банном острове,  на котором построена первая деревянная кладбищенская церковь, освященная в честь святого Иакова, брата Божия (вскоре  сгорела). После этого кладбище в Соломбале неоднократно меняло свое место, пока в начале ХIХ в. не определилось на нынешней территории (1).
4 июня 1803 г. была заложена каменная кладбищенская церковь во имя Воскрешения Лазаря. При ее освящении, 4 ноября 1806 года (по старому стилю), храм был переосвящен в честь священномученика Мартина, папы Римского. 
Церковь одноэтажная, с примыкающей с запада колокольней. Имеет одну главу. Первоначально она имела один престол;  в 1886 г. к северной части храма пристроен новый каменный объем, в котором разместился придел апостола Иакова Алфеева. При этом были растесаны окна северной стены первоначального объема церкви;  на их месте организованы арочные проемы, ведущие в новый придел. Одновременно стены и потолок укрепили железными связями. С западной стороны пристроена комната для канцелярии, архива, а также – сторожка. Придел был устроен на средства архангельского купца М. В Телятьева и Санкт-Петербургского купца А.Я. Прозорова.
После революции, в советское время храм не закрывался. В 1930-1940-е гг. он назывался «Соломбальское кладбищенское общество верующих обновленческой ориентации». Одним из наиболее активных священников-обновленцев Соломбальского храма в 1940-е гг. был Г.В. Басалаев.
Первое церковное имущество было перенесено в храм в начале ХIХ в. из предшествующей деревянной кладбищенской церкви в Соломбале. А в 1839 - 1840 гг. на средства архангельского купца Дмитрия Починкова построен иконостас храма святого Мартина, который имеет необычайно красивую и замысловатую архитектурную композицию: трехъярусный, два верхних яруса оформлены в виде полукруглой арки. Иконы верхних чинов заключены в круглые и овальные клейма. В центре – резные царские врата. Над ними – икона «Тайная Вечеря», над которой в полукружии надпись: «Господи, возлюбих благолепие Дому Твоего». В составе местного (первого) яруса иконостаса следующие иконы: «Богоматерь», Иисус Христов», «Мартин исповедник» (храмовая), «Архангел Гавриил» (на северных дверях). Большинство икон – под окладами. Во втором и третьем ярусах – иконы двунадесятых праздников и Богородичного цикла: «Благовещение», «Рождество Христово», «Преображение», «Распятие», «Введение во храм» и другие.
Иконостас придела Иакова Алфеева освящен 9 октября 1886 г. (по старому стилю). Его «пожертвовал» архангельский крестьянин Петр Петрович Амосов. Каркас деревянный, двухъярусный, с карнизами и  колоннами. Царские врата в виде Креста, с Голгофой и сиянием, на них изображена композиция «Благовещение» и живописные фигуры четырех евангелистов. В местном ряду – иконы «Вседержитель» и «Апостол Иаков». Над Царскими вратами – «Тайная Вечеря». Наверху иконостаса иконы: «Сретение», «Вход в Иерусалим»,  «Моление о чаше», «Несение креста». 
Стены церкви расписаны, росписи были выполнены в начале ХХ в. в технике масляной живописи. Известно, что еще в 1890 г. храм был оштукатурен и побелен как снаружи, так и внутри. Следовательно, росписей к этому времени в храме еще не было. Только в своде алтаря, над престолом, было изображение Святого Духа в виде Голубя (2).
В старых церковных описях Соломбальской церкви упомянуто много вкладчиков. В память о себе и своих близких соломбальцы дарили в храм иконы и целые иконостасы, оклады, церковную утварь. Среди них были не только купцы, но и солдаты, матросы, крестьяне. Некоторые фамилии вкладчиков, как, например, Телятьевы, можно видеть и сейчас на кладбищенских памятниках и крестах.
В 1930-е гг. церковное имущество пополнилось: в храм поступили иконы из нескольких закрытых и разрушенных церквей г. Архангельска. В том числе несколько икон из Успенской Боровской и Благовещенской церквей. Среди них - икона «Успение» из одноименной церкви, которая особо почиталась архангелогородцами, как чудотворная. Она была написана в 1704 г. мастером из Холмогор, украшена серебряным окладом московской работы начала ХХ в.  В настоящее время икона стоит у левого клироса храма святого Мартина.
Обращают на себя внимание три древние иконы, которые размещаются на стенах храма: «Благовещение», «Дмитрий Солунский, в житии» и «Иоанн и Прокопий Устюжские». У них много общего. Они достаточно крупные по формату и явно когда-то были в составе иконостасов. Живопись стилистически относится к первой трети ХVIII в., но она плохо читается из-за сильно потемневшего слоя олифы. На иконах поздние серебряные оклады ХIХ в. Последний факт вызывает удивление. Серебро активно изымалось из церквей  в 1920 - е гг. и передавалось в фонд помощи голодающим Поволжья. В этот период были сняты серебряные оклады и басмы практически со всех икон, находящихся в иконостасах. Соответствующим циркуляром советской власти было предусмотрено разрешение оставлять в коллективе верующих серебряные оклады только на особо чтимых иконах. К таким на Севере традиционно относились храмовые иконы и чудотворные.
            Поиски привели к документам Благовещенской церкви в Архангельске, не сохранившейся до наших дней. Она стояла недалеко от Михаило-Архангельского монастыря. Первую деревянную Благовещенскую церковь заложили в 1715 г. Она имела три престола: Благовещенский (освящен в 1716 г.),  Дмитриевский (1717 г.) и Иоанна и Прокопия Устюжских (1724 г.). В 1775 г. на месте прежней деревянной построена каменная Благовещенская церковь (3). В 1890 г. в храме были устроены новые иконостасы с позолоченной резьбой. При этом иконы в них остались старые (4).
Главный престол был посвящен Благовещению Господню, его главная храмовая икона следующим образом зафиксирована в описи 1912 г.: «…образ Благовещения Пресвятой Богородицы, на нем риза серебряная под золотом 84-ой пробы с тремя венцами и ветвию, которую держит Архангел; на венце Божией Матери пробы нет; весу 11 ф(унтов). 73 зол(отников). Мастер А.П. 1860 г.» (5). Сведения о ней уточнены в описи 1929 г.: «…икона Благовещения длиною 1 метр 8 сант., ширин. 70 сант. в серебряной 84 пробы ризе позолоченной на ней три венца и ветвь по направлению к рукам Архангела. На венце Богоматери пробы нет. Надпись на ризе «А.П. 1860 г., весу 11 ф(унтов). 73 зол(отников).» (6). Эти описания полностью совпадают с характеристиками иконы «Благовещение», хранящейся сейчас в соломбальской кладбищенской церкви. Традиционная композиция представлена в интерьере на фоне палат, соединенных дугообразной стеной с окнами. Ангел приподнимает указательный палец правой руки, а в левой держит цветок. Богоматерь изображена стоящей около аналоя, на котором лежит книга. Вверху, на облаках, восседает Христос со сферой в левой руке, обращенный к Богоматери. Чуть ниже изображен Святой Дух в виде голубя, от которого к Богоматери нисходят лучи света. Икона закрыта цельным серебряным окладом 1860 г., с тремя накладными венцами. Серебряный, позолоченный  накладной цветок с листьями – у левой руки архангела Гавриила. Одежды Богоматери и архангела Гавриила, скатерть и позем украшены чеканными и гравированными орнаментами растительного и геометрического характера.  Внизу, в декоративном  картуше резной текст: «БЛАГОВЕСТВУЙ ЗЕМЛЕ РАДОСТЬ ВЕЛИЮ ХВАЛИТЕ Н(Е)Б(Е)СА Б(О)ЖИЮ СЛАВУ».
Храмовая икона Дмитриевского придела погибшей Благовещенской церкви также по сей день хранится в соломбальском храме. Доказательством тому служит ее описание 1912 г., полностью соответствующее существующему образу: «Образ Великомученика Дмитрия Солунского, с чудесами по краям, на нем риза и венец серебряные позолоченные, без пробы, на чудесах кругом его риза серебряная весом 6 фун(тов). 25 зол(отников), 84 пробы мас(тер). А.П…. устроена на сборные деньги 1859 г. (риза – Т.К.)» (7). Опись 1929 г. уточняет описание: «…икона Велик. Дмитрия Солунского, на святом риза длин. 71 сант. Шир. 39 сан. серебряная позолоченная без пробы с таким же венцом». (8) Икона написана на доске без ковчега, с двумя врезными шпонками. Живопись под сильно потемневшей олифой, в клеймах сильно утрачена. В среднике – Димитрий Солунский, восседающий на коне в воинских доспехах и плаще. Копьём он повергает царя Колуяна, сидящего на лошади. Вверху слева к святому подлетает ангел. В правом углу, в облачном сегменте, –  Христос с Евангелием в руках. Вокруг – шестнадцать клейм жития святого Димитрия: 1. Моление о рождении Димитрия. 2. Рождество Димитрия. 3. Крещение Димитрия.  4. Димитрий перед царем Максимианом. 5. Димитрий в темнице. 6. Ангел призывает Димитрия во время осады Солуни. 7. Димитрий побеждает скорпиона в темнице. 8. Нестора ведут на поединок с гладиатором Лием. 9. Казнь Нестора. 10. Димитрия закалывают в темнице. 11. Моление у гроба Димитрия. 12. Погребение Димитрия. 13. Ангелы воскрешают Димитрия. 14. Чудо у гроба. 15. Сюжет не прочитан. 16. Чудо о девицах (девицы, спасенные Димитрием из сарацинского плена, в благодарность приносят в храм вышитую икону с его изображением). Оклад в настоящее время закрывает только средник иконы. В его нижней части, в двух прямоугольных клеймах,  – тексты Тропаря и Кондака святому.
Третья икона, происхождение которой также связано с Благовещенской церковью, – «Образ святых Праведных Прокопия и Иоанн Устюжских Чудотворцев». В серебряной позолоченной ризе, «с таковыми же 3-мя позолоченными венцами; весу 8 фун(тов). 39 золот(ников). 1801 г. Мас(тер). А.В., на венцах пробы нет» (9).  В описи 1919 г. дополнено: «… икона Прокопия и Иоанна длиною 1 метр 10 сант., шир. 68 сан. В серебряной ризе 84 пробы позолоченной с такими же тремя венцами без пробы 1801 г. Маст(ер). А.В.» (10). Об этой достаточно редкой иконе сохранились и другие свидетельства. Она будто бы была пожертвована в Архангельск устюжанами и первоначально, с 1696 г., стояла в Спасо-Преображенском соборе. Святые Прокопий и Иоанн – древнейшие Устюжские чудотворцы. Прокопий юродивый, начало почитания которого следует относить к середине XV в., и Иоанн юродивый (середина XVI в.) были патрональными святыми не только города Устюга, но и  северорусского края в целом. Прокопий прибыл в Новгород во второй половине XIII в. из Западной Европы. Он перешел из католичества в православие и навсегда остался на Руси, пожертвовав часть своего имущества новгородской Хутынской обители, а остальное раздав нищим. В поисках уединения прибыл он в город Великий Устюг и избрал себе подвиг юродства. Зимой и летом в дневное время Прокопий юродствовал в городе, терпел издевательства и насмешки местных жителей, а ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора. Известно множество предсказаний и чудес, совершенных праведным Прокопием. Важнейшим чудесным предсказанием, прославившим Прокопия, было избавление им города Устюга от каменно-огненной тучи.
Житие другого устюжского праведника рассказывает, что он пришел из Орлова в Устюг и начал там юродствовать, подобно святому Прокопию Устюжскому. Поселился неподалеку от его гроба на соборной площади в хижине. Ночи Иоанн проводил в молитве, а днем бегал по улицам в разодранном и грязном рубище. Много времени преподобный Иоанн проводил у гроба Прокопия Праведного, там же он и умер. После смерти над могилой святого построили церковь и устроили гробницу с телом блаженного Иоанна, от которой происходило много чудесных исцелений.
На иконе святые изображены в рост, в повороте к центру, на фоне грозового неба. Последнее напоминает о чуде с грозовым облаком.  Вверху, на облаках, в сиянии, изображен Вседержитель, благословляющий двумя руками. Между святыми изображен храм, жители Великого Устюга, иерей Григорий, а слева от фигуры Прокопия – городские постройки. Под храмом – тексты в два столбца о чудесах Прокопия и Иоанна Устюжских: «БЫСТЬ УБО ВО ДНИ ПРАВЕДНОГО ПРОКОПИЕ ХОТЯШЕ Г(ОСПО)ДЬ Б(О)ГЪ ПОГУБИТИ ГРАДЪ УСТЮГЪ МОЛНИЕЮ И ГРАДОМЪ И КАМЕНИЕМЪ ГОРЯЩИМЪ И ОТ ТОГО ПРЕЗЕЛНАГО ГРОМУ ЗЕМЛЯ АКИ ЛИСТЪ КОЛЕБАШЕСЯ И УМОЛЕНИЕМЪ С(ВЯ)ТАГО ПРОКОПИЯ ОТИДОША ТУЧИ ОТ ГРАДА 20 ПОПРИЩЬ В КОТОВАЛЬСКУЮ ВЕСЬ ЧЕЛОВЕКОВЪ И СКОТОВЪ НЕ ВРЕДИ. ЧУДО С(ВЯ)ТАГО ИОАННА КАКО ЛЯЖЕ В ПЕЩИ НА УГЛИЕ ГОРЯЩЕЕ АКИ НА ОДРЕ И ИЗЫДИ ИЗ ПЕЩИ НЕВРЕЖДЕНЪ СИЕ ЧЮДО ВИДЕ ИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ».
На иконе цельный серебряный оклад с просечными отверстиями для ликов и других обнаженных частей тела, для фигур горожан и иерея Григория, а также для грозового неба. Одежды святых, позем и фон богато украшены растительным орнаментом. Над головами святых – дугообразные накладки с надписями, выполненными в технике чернения.
Три описанные выше иконы объединены общими стилистическим признаками. Они написаны темперными красками на сосновых досках. Прописи и поновления живописи лишь в небольшой степени коснулись икон. Правда, сейчас они закрыты поздними окладами и живопись практически не видна. Стоит отметить грамотное построение композиции, профессиональный рисунок, живописное мастерство. Лики округлые, написаны с использованием светотеневой моделировки, подрумянены – это свидетельствует о характерной манере петровской эпохи, что подтверждают также и барочные элементы архитектуры. Иконы можно отнести к произведениям холмогорской иконописной артели первой трети ХVIII в. В этот период Холмогоры были крупным епархиальным центром, где работали мастера-живописцы. Видимо, одному из них и были заказаны иконы для первой деревянной церкви Благовещения в Архангельске. Они представляют несомненный интерес, как редкие памятники северной церковной живописи.
В 1930 г.,  при ликвидации храма, коллектив верующих Благовещенской церкви просил «отделить для использования при исполнении религиозных обрядов верующих» следующие иконы: «Благовещения», «Дмитрий Солунский», Прокопий и Иоанн Устюжские», «Богоматерь Всем скорбящим радости» (11). Они были перенесены  в соломбальскую кладбищенскую церковь. Одновременно с тремя храмовыми иконами Благовещенской церкви, верующими был сохранен и особо чтимый образ «Богоматери Всех скорбящих радость», которую часто упоминают дореволюционные описи: «…икона Божией Матери Всех скорбящих радость» длин. 1м 21 сант., шир. 57 сан. в серебряной 84 пробы ризе позолоченной с такими же венчиками на ликах 18 святых. На ризе надпись 1861 г. А.П…». В центре композиции изображена Богоматерь с младенцем, окруженная сиянием. К ней обращены страждущие старцы, нагие, больные, скорбящие, алчущие и путешествующие, изображенные по сторонам. Вверху, на облаках, два ангела с рипидами в руках и Коронование Богоматери». Икона дополнена редкими для этого сюжета сценами чудесного спасения на водах. Это связано со спецификой быта северного населения, поморов, жизнь которых всецело зависела от моря.
Оклад цельный, с прорезями для ликов и рук повторяет композицию иконы. Фигуры выполнены в высоком рельефе. Одежды Богоматери украшены  гравированным и чеканным орнаментом растительного и геометрического характера. На полях – барочный орнамент, состоящий из крупных листьев и цветов, с волютами. Внизу, в центре, в картуше – резная надпись: «ОБРАЗЪ СКОРБЯЩИЯ ПРЕСТЫЯ БЦЫ. Весу 11 фун. 39 зо».
Обратим внимание, что на всех упомянутых иконах – высокохудожественные драгоценные ризы. Среди них стоит выделить прекрасные работы  1860-х гг. архангельского мастера-серебряника Александра Прохорова, который ставил на изделиях свои инициалы – АП. (12). Прохоров Александр Аксеньтьев – крестьянин вотчины графа Панина, родом из Костромской губернии. Позже – архангельский мещанин, мастер серебряных  дел. 
Церковь святого Мартина в Соломбале – один из трех кладбищенских храмов, сохранившихся в Архангельске. Несомненным его преимуществом является то, что он не прерывал богослужения, не закрывался в советское время и в значительной степени сохранил свое внутреннее убранство, сформировавшееся к началу ХХ в. В церкви также хранятся несколько уникальных и подчас забытых икон из погибших архангельских храмов. Архангельская епархия славилась своими чтимыми и чудотворными образами. Церковные описи разного времени помогают изучить историю редких икон и определить их принадлежность конкретному храму. Наиболее известными на Русском Севере были чудотворные образы Грузинской и Владимирской Богоматери, хранившиеся в Красногорском монастыре на реке Пинеге. К сожалению судьбы этих икон, также как и многих других святынь северных городов и монастырей, не всегда удается проследить.
  

1. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. I. Архангельск, 1894. С. 99-101; Нечаев А. История Соломбальской кладбищенской церкви. Архангельск, 1906; Русское художественное серебро из собрания Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог. Архангельск. 1999.
2. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 948; Д. 949; Д. 1246; Д. 1382; Д. 2153.
3. Краткое историческое описание, с. 67-74.
4. Архангельские епархиальные ведомости. 1890. № 17-18. С. 1.
5. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 2184. Л. 8.
6. ГААО. Ф 4097. Оп. 1. Д. 173. Л. 60 об.
7. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 2184. Л. 10.
8. ГААО. Ф 4097. Оп. 1. Д. 173. Л. 61 об.
9. ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 2184. Л. 11.
10. ГААО. Ф 4097. Оп. 1. Д. 173. Л. 62 об.
11. Там же.  Л. 118
12. Русское художественное серебро из собрания Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог. Архангельск, 1999. С. 59, 61.

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова