“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

  

В.Н. Несанелене,

секретарь церковно-археологического кабинета

Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря,

г. Архангельск

 

Археологические раскопки в Антониево-Сийском монастыре
(исследования на месте настоятельских келий XVII в.)

 

Летом 2005 г. начались археологические исследования на территории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Целью полевых работ было проведение охранных раскопок на месте каменных настоятельских келий, разрушенных в середине ХХ века.  Раскопки осуществлялись силами монастыря и при посильной помощи воспитанников детского дома села Рембуево, 
В первой четверти  XVI в. в безбрежных лесах   Двинской земли среди озер, вдали от населенных мест  появился небольшая пустынь во имя  Святой Троицы, основанная пострижеником Спасо-Преображенской Кенской обители иноком Антонием (Сийским, в миру – Андрей Никифорович, уроженец д. Кехта)(1)  с шестью  братьями "единонравными ему". Очень скоро монастырь стал  духовным и административным центром Поморья. Значение обители преумножалось, появились подворья в Архангельске, Великом Устюге, Вологде, Москве.  В 1692 г. монастырю была дарована архимандрия. В годы расцвета к обители было  приписано более двухсот человек братии, многие из которой исполняли послушания вне монастырских стен – на подворьях, рыбных и соляных промыслах.
 В ходе церковных реформ 1763-1768 гг. монастырь был зачислен во второй штат, число братии сокращено. В 1920 г. монастырь, согласно декрету об отделении церкви от государства был ликвидирован. В 1921 г. на территории монастыря предполагалось организовать школу-интернат для обучения подростков различным ремеслам. Мастерские школы планировалось  расположить в настоятельском корпусе. Для его переустройства были собраны необходимые документы, в том числе  сделаны планы здания. Однако, решение о создании школы было отложено.  В 1923 г. на территории монастыря  организовали Дом отдыха работников лесной промышленности им. Левачева, закрытый летом 1941 г. В годы войны и до начала 60-х гг. на его базе работал детский дом для детей сирот и детей-инвалидов. В 70-х годах на территории Сийского монастыря был организован летний пионерский лагерь. Одновременно  часть монастырской территории занимала  дача Архангельского облисполкома.  В 1992 г. обитель была передана в ведение Православной церкви. К моменту передачи архитектурный ансамбль монастыря XVII века сохранился не полностью. Кроме настоятельского корпуса, требовавшего капитального ремонта еще в начале ХХ века, были частично разрушены храм-колокольня (в 1939-40 гг.)(2) и здание братских келий. Только на сохранившихся фотографиях конца 19 - начала 20 века можно увидеть, как выглядел ансамбль монастыря.
До конца XVI в.  монастырь был полностью деревянный. Каменное строительство в обители началось в 1589 г. закладкой Троицкого собора на месте прежнего деревянного. Формирование ансамбля каменных построек монастыря закончилось к концу XVII в. строительством в 1685 г. настоятельских келий. Настоятельские кельи, располагавшиеся к юго-востоку от надвратного храма Сергия Радонежского, построены при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче, попечением постриженика Антониево-Сийского монастыря патриаршего казначея старца Паисия. Детальных описаний  настоятельского корпуса в литературе не сохранилось. К настоящему времени известно, что они были «двоэтажные, со сводами»(3) с «саженными(4) по толщине стенами»(5). К началу двадцатого столетия время не пощадило настоятельские палаты и они требовали капитального ремонта. В Архиве Архангельской области сохранились прошения настоятеля Сийского монастыря Вениамина  в Синод о выделении средств на реставрацию здания. Документы датированы первой половиной 1914 года. Начавшаяся первая мировая война не позволила осуществить намеченные работы.
Здание настоятельского корпуса простояло до конца тридцатых годов 20 века, о чем можно судить по фотографиям этого времени. Дальнейшая история его пока неизвестна. В 70-х гг. на месте настоятельских келий была уже поляна. Здесь  проходили  утренние линейки пионерского лагеря.
К началу раскопок на современной дневной поверхности остатки строения не просматривались. В ходе благоустроительных работ в монастыре на месте настоятельского корпуса были обнаружены белые известняковые плиты.
Начало археологических исследований положено закладкой раскопа площадью 96 м².  В верхнем дерновом слое сохранились предметы недалекого прошлого – пионерские значки, гвозди, осколки современных стекол, ржавые детали машин – свидетели советских времен. Толстый спрессованный слой извести вперемешку с битым кирпичом, образовавшийся  в результате разрушения здания покрывал всю площадь раскопа. В процессе снятия его начали проступать толстые – до двух метров - стены настоятельских келий, сложенных из плит известняка и облицованных кирпичом.
Ниже заполнение состояло из супеси с битым кирпичом, в котором сделана основная масса находок. Мощность вскрытого культурного слоя не превышает 0,63 м.  Зафиксирована следующая общая последовательность расположения слоев:
1. дерн 
2. желтый песок
3. супесь с мелкими фрагментами кирпича, известняка, щепой – супесь с «мусором»
4. слой битого кирпича, спрессованный с известняком и известью
5. слой  супеси  с битым кирпичом,  иногда с обломками известняковых плит
6. гумусированный слой
7. песок 
При исследовании памятника установлено, что находки монастырского периода приурочены к слоям супеси с «мусором»,  слою супеси с битым кирпичом и известняковыми плитами и  гумуссированному слою в квадратах.

Наблюдения над слоями выявили  их определенные особенности. В слое дерна, песка и супеси с «мусором» были зафиксированы обломки, иногда достаточно крупные, кирпичей современного вида – обыкновенного строительного и огнеупорного. Однако, в заполнении  нижнего слоя супеси, залегавшего под белым спрессованным слоем кирпичей и известняка, встречались фрагменты только красных слоящихся «рыхлых» кирпичей. Они отличаются от современных по размерам и составу формовочного теста. Из такого  кирпича в монастыре был построен келейный братский корпус, развалины которого находятся к юго-западу от раскопа. В ходе работ были замерены размеры кирпичей, использовавшихся для укрепления фундамента: 25х12х6 см, 18х15х7 см, 31х14х7,5 см. Каких-либо клейм на кирпичах  не обнаружено. Известно, однако,  что с начала каменного строительства (1589 г.) монастырь сам делал кирпич для своих нужд(6). 
               При раскопках памятника сделано более двухсот  находок, привязанных к слою супеси с «мусором» и слою супеси  с красным кирпичом. Категории инвентаря в составе коллекции представлены в таблице.

Наименование     

1 пласт

2 пласт

всего

1. гвозди железные кованные                             

-

26

26

2. обломки железных предметов

-

9

9

3. фрагменты железных пластин                        

-

40

40

4. железный сосуд

-

1

1

5. обломки медных предметов   

2

-

2

6. медная лампадка (в обломках) 

-

1

1

7. скоба медная     

 

1

1

8. осколки стеклянных предметов                    

5

62

67

9. стаканы стеклянные                                        

-

12

12

10. фаянс (фарфор)  

1

14

15

11. керамика                                                         

-

8 сосудов (во фрагментах)

8

12. обломки изразцов                                        

38

-

38

13. монеты                                                           

-

3

3

14. слюда                                                             

-

+

+

15. осколки гипса                                                

34

-

34

Всего

80

177

257


   При снятии верхнего слоя супеси   сделаны немногочисленные находки. В основном это мелкие обломки изразцов зеленого цвета. Кроме того,   найдены бесформенные осколки гипса, единичные фрагменты стеклянных предметов.
Дальнейшая расчистка культурного слоя позволила обозначить линии стен. Фундамент здания из плотно уложенных в несколько ярусов плит нетесаного известняка укреплен по краю кирпичами. При разрушении здания часть плит была сдвинута и оказалась внутри помещений. Кирпичная кладка не регулярная. Часть кирпичей сложена параллельно  линии стены, другая – перпендикулярно ей. Расстояние между кирпичами 1-2 см. Скреплявший их раствор сохранился плохо, превратившись в мелкую крошку бурого цвета. Мощность фундамента внутренней стены колеблется в пределах 1,95 м – 2,10м. Это согласуется с данными  литературных источников(7).  Расстояние между стенами составляет 5 м.
В ходе разборки культурного слоя между стенами проступили очертания трех  помещений. В северной части раскопа в слое супеси с красным кирпичом в квадратах Е-Ж – 6, Е-Ж -7 и Е-Ж -9 на глубине (-53, -60) от дневной поверхности были расчищены остатки деревянных перекрытий в виде толстых бревен,  лежащих параллельно друг другу (Рис.2).
Пространство между стенами было заполнено плотно спрессованным слоем битого известняка и кирпича. Под ним  внутри  помещений были сделаны довольно многочисленные находки. В основном это фрагменты стеклянной и фаянсовой посуды, керамических сосудов,  обломки железных предметов, слюда. Кроме того, в нижних отметках культурного слоя  (квадраты З, К, Л-8, З, Л-9) зафиксированы плохо сохранившиеся остатки древесных  волокон, по которым удалось восстановить расположение   фрагментов отдельных досок (Рис. 3).
В составе собранной в ходе раскопок коллекции выделяется большая группа железных предметов, большая часть которой представлена фрагментами железных пластин и кованых железных четырехгранных гвоздей различной длины (Рис. 4-1). Необходимо отметить, что находки гвоздей приурочены к местам  фиксации деревянных перекрытий. Среди железных предметов следует выделить фрагмент железного сосуда баночной формы.
Стеклянная посуда представлена набором гладкостенных (4 экз.) и граненых (8 экз.) стаканов.  Все сосуды изготовлены из прозрачного бесцветного стекла сероватого оттенка. В стеклянной массе просматриваются  пузырьки. Дно стаканов массивное (20-25 мм),  толстые у дна стенки к венчику становятся тоньше, до 2- 1,5 мм. Следует отметить, что почти все днища стаканов залегали скоплением в кв. Ж-9.  Судя по сохранившимся фрагментам, граненые экземпляры были высотой   12-13 см.  В нижней части   (примерно до середины сосуда)  стаканы декорированы четырнадцатью узкими гранями  листовидной формы. Аналогии сийским граненым стаканам  имеются в материалах Подракурского посада из Холмогор, датируемых  XVI – XVIII вв., представленных в коллекциях Архангельского областного краеведческого музея(8).
Кроме стаканов здесь же найдены осколки предметов из цветного стекла. Это - фрагменты колбы керосиновой лампы  синего кобальтого цвета, обломки флаконов из толстого стекла темно-зеленого (болотного) цвета,  небольшой осколок предмета из тонкого голубого стекла (Рис. 4 – 6). Единичными экземплярами представлены осколки предметов из коричневатого, розового  и зеленого стекла. В кв. З-9 найдено горлышко графина из бесцветного прозрачного стекла, декорированное рельефными диагональными лентами.
В кв. З-9 найдены фрагменты медной лампадки.
В южной части раскопа при расчистке культурного слоя в квадратах К-9, Л-9 (юго-восточное помещение) на глубине (-52) зафиксирована большая линза извести, мощностью до 10 см. В кв.кв. К -8, Л-8 в слое супеси битыми  красными  кирпичами прослежена промазка в виде мелких угольков, разделяя слой на две части. В нижних отметках этого слоя сделаны находки фрагментов керамики, рыбьих костей,  кованых гвоздей, осколков стекла и фаянса. Подобные находки были отмечены и в гумусированном слое. В толще гумуса было собрано также большое количество  расслоившейся слюды. Наиболее сохранившиеся экземпляры представляют собой фрагменты слюдяных окончин ромбовидной формы. На отдельных пластинах сохранились следы  от креплений к рамке в виде мелких отверстий (Рис. 4 - 5).
Найденная при раскопках керамика представлена  образцами кухонной посуды.  Выделено восемь различных сосудов. Фрагменты шести сосудов плотные, оранжевого цвета, без видимых примесей, равномерного обжига, покрыты изнутри или снаружи прозрачной поливой. По форме выделяются чашевидные плоскодонные сосуды  - миски,  латки (овальные высокие сковороды для приготовления рыбы), тарелки и горшковидные с округлым туловом. В общей массе керамики выделяются два фрагмента с примесью мелко толченой дресвы. На изломе черепки  трехслойные; средняя часть  красноватого оттенка, к внешним поверхностям переходящая в темно-серый. Судя по сохранившимся фрагментам, для этой  группы сосудов характерна относительная миниатюрность. Вся посуда изготовлена на гончарном круге.
В слое гумуса в кв. Л-8 найдены три медных монеты разного достоинства – пять копеек 1729 года (Рис.4 -2), «денга» 1737 г. (Рис. 4 – 3), 2 копейки 1812 г. (Рис. 4 – 4).
В юго–западной части раскопа частично вскрыты остатки довольно узкого «помещения», образованного узкими стенами. Ширина внутреннего пространства достигает 1,7 м, длина  - более 4 м. В северной части заполнения  зафиксированы массивные каменные блоки, перекрывающие все пространство между стенами. Между «стенками» сохранился обвалившийся свод. В южной части заполнение состояло из золистой супеси с крупными обломками сильно обгоревших и ошлакованных кирпичей. Находок в этой части раскопа не сделано. Все эти особенности позволяют сделать предположение, что в данной части здания находилась печь, а вскрытая на уровне фундамента конструкция представляет,   вероятно,  ее основание.
     Таким образом, в ходе археологических работ в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре начато исследование фундамента настоятельского корпуса, построенного в 1685 г. В процессе раскопок частично выявлены фундаменты двух стен, обозначено расположение внутренних помещений. Собранная при раскопках коллекция включает фрагменты столовой и кухонной посуды, келейной   и хозяйственной утвари. На основе первичной обработки коллекции найденные материалы датируются XVIII – XIX вв.

 

Примечания

 

(1) Д. Кехта Двинской волости ныне находится в Холмогорском районе Архангельской области.
(2)  Материалы о разборке колокольни сохранились в Муниципальном архиве с. Холмогоры.
(3) Макарий, еп. Архангельский и  Холмогорский.  Исторические сведения об    Антониевом    Сийском   монастыре//  ЧОИДР. М.,1878. Кн.3.С. 18.
(4) Церковная сажень – 186,4 см.
(5) Перовский В.  Антониево-Сийский монастырь // АЕВ, 1897. Nо. 9 (часть. неоф.).
(6) В грамоте царя Федора Иоанновича (1592 г.) о льготах монастыря в период строительства Троицкого соборного храма говорится: «…четыре года запас на церковь пасли, сваи и камень дичень, и опоку и известь и песок и железо и кирпичу де сделали в нашу меру больши четырех сот тысяч…»// Макарий, еп. Архангельский и  Холмогорский.  Исторические сведения …С. 31.
(7) См. сноски 4, 5.
(8) АОКМ, кол. 43002, № 1177.

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова