“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


  НИКОДИМ (ВАСИЛИЙ МАМОНТОВ ШУРЕНГА; ВАСИЛИЙ МАМОНТОВ УВАРОВЫХ; ВАСИЛИЙ КАРГОПОЛЕЦ; ОНЕЖАНИН) (уп. 1664, ум. 18 июля 1721) — архимандрит Антониево-Сийского монастыря (1692-1721), иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника.

Издатель Сийского подлинника Н. В. Покровский обратил внимание на запись на л. 289 с изображением Троицы: «Сей образец иконника Васки Мамонтова Уваровых с Шуренги» и рядом продолжение надписи, сделанное рукой архимандита Сийского монастыря Никодима, составителя подлинника: «потом чернец Сийскаго монастыря иеромонах многогрешный и архимандрит недостойный; прямое (мирское?) имя Никон». Отсюда следует, что многочисленные записи на листах подлинника, содержащие имена «Васьки Мамонтова иконника Уваровых, онежанина, по реклому (по прозванию) Шуренги», «Васьки иконника каргопольца Уваровых», чернеца Никодима принадлежат одному лицу — это иконописец Василий Мамонтов, по прозванию Шуренга, который имел второе мирское имя — Никон, потом стал сначала монахом, а затем архимандритом Сийского монастыря Никодимом (Покровский 1895-1898: 162-163). Прозвище «Шуренга» происходит от названия деревни в среднем течении реки Онеги, родины иконописца (Кольцова 1998).

Наиболее раннее упоминание об иконописце содержится в документах Антониево-Сийского монастыря за 1664 г.: «По приказу отца игумена Феодосия иконнику Василию Мамонтову за иконное письмо прежнее и нынешнее, что он писал в монастырь, в церкви и на Святые врата... дано ему семь рублев денег».

В 1667 г. вместе со своим учеником Матвеем Михайловым (Елчаниным) работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского монастыря, «отчищали и починивали иконы». «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц».

В 1669-1671 гг. написал много новых икон для Антониево-Сийского монастыря, поновлял старые. Писал местные иконы в приделе чудотворца Антония Троицкого собора. В 1671-1672 гг. написал для монастыря «про монастырский обиход»: 18 икон Антония Сийского, «Богоматерь Владимирскую», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай чудотворец», «Святая Анастасия» — все «штилистовые». Над трапезным крыльцом была помещена икона Василия Мамонтова «Благовещение, с приписными святыми». В 1671 г. для иконостаса Успенской церкви Кривецкого монастыря написал шесть больших икон деисусного чина. За всю работу иконописец получил 8 руб. 15 алт. В этом же году написал образы Алексея человека Божьего, мученицы Наталии, образ Богоматери Знамение, в соборе и церквах монастыря «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

В 1672 г. полученные из монастырской казны 5 руб. пожертвовал в монастырь, написал два имени в синодик.

В 1673 г. пострижен в монахи в Антониево-Сийском монастыре под именем Никодима. С 1674 г. — казначей.

В 1677-1678 гг. иеромонах Никодим ездил в Ручьевскую обитель, где принимал участие в перенесении мощей преподобных Исайи и Никанора, подвизавшихся в Ручьевской пустыни (Мальцева 1996; Мальцевы 1998). Будучи иеромонахом, продолжал заниматься иконописанием. В описи Антониево-Сийского монастыря 1697 г. есть следующая запись: «7186(1678) года над святыми воротами написан деисус и с прочими святыми, а иконник был иеромонах Никодим да иеродиакон Иосиф» (ОР БАН. Архан. Д. 375. Л. 92об). 

О Никодиме сообщает вкладная книга под 1680 г.: «Дана вкладная того же Сийского монастыря постриженнику черному попу Никодиму иконописцу, а родом онежанину, в 80 рублех, а за те деньги в дому чудотворца Антония тружался он, Никодим, вново иконы писал и старые поновливал многие годы безденежно» (Изюмов 1917).

В 1681г. вместе с игуменом Феодосией ездил в Москву. В 1681-1682 гг. служит монастырским книгохранителем, руководит перепиской и иллюстрированием книг монастырской библиотеки. Пишет иконы по заказу архимандрита Соловецкого монастыря Иллариона, за что получил 15 руб.

В 1683—1684 гг. строит подворье Антониево-Сийского монастыря в Москве (Мальцевы 1998).

В расходной книге Патриаршего казенного приказа за 1684г. читаем: «По росписи за пометою казначея старца Паисия Сийскаго, Двинскаго уезда Сийскаго монастыря иеромонаху Никодиму, что он в нынешнем во 192-м году в июне месяце вычистил, починил и изолифил вновь церковных старых икон, которыя у церкви 12 апостолов, что на патриарше дворе, на паперти и перед церковью в задних сенях. — образ Страшнаго Суда Господня, образ Распятие Господне, на котором писано Суд премудраго царя Иустиниана о убогой вдовице, образ Пречистый Богородицы Владимирский, образ Николая Чудотворца и иныя старыя-ж церковныя и казенныя иконы починивал и олифил и чистил вновь; а от тех икон ему, иеромонаху Никодиму, за починку и от чищенья и за олифу по договору казначея старца Паисия Сийского Зр.» (МАМЮ. Кн. № 111. Л. 119об—120) (Успенский 1917).

В 1686 г. иеромонах Никодим ездил на «острова» (Новую землю) разыскивать пропавших моряков. С 1691г. казначей, а с 1692г. — архимандрит Антониево-Сийского монастыря. Подарил холмогорскому воеводе Федору Матвеевичу Апраксину икону собственного письма («икона оклад чеканный письма иеромонаха Никодима»).

В 1694 г. ездил в Москву к патриарху Адриану, причем монастырь купил «у отца архимандрита Никодима несколько икон впредь для подносу... патриарху Адриану» (Мальцева 1996; Мальцевы 1998).

Имена Василия Мамонтова и иеромонаха Никодима неоднократно встречаются в Сийском иконописном подлиннике. Некоторые надписи в нем отражают процесс собирания образцов: «Кондаков Василий дал мне Васке М[амонтову] Уваровых образ сей», «Дал мне Васке Терентий Силин». Другие надписи свидетельствуют, что сам составитель исполнял рисунки для подлинника: «Снимок Василия Мамонтова» (Покровский 1895-1898). Ряд переводов Сийского иконописного подлинника подписан именем Василия Мамонтова: Л.96,105,106, 107, 128, 136 имеют на оборотах надписи: «Сей образец Васки Мамонтова Карголольца Уваровых, по реклому Шуренги, «Сей образец Васки Мамонтова иконника Уваровых онежанина по реклому Шуренги». Другие переводы подписаны именем иеромонаха Никодима. Так, на л.212(289) имеется надпись: «...чернец Сийскаго монастыря иеромонах многогрешный и архимандрит недостойный, прямое [т.е. в мире] имя Никон» (Успенский 1910; Успенский 1917).

Никодим занимался гравированием, о чем свидетельствуют не только собранные им образцы, но и печатные святцы, изданные в Сийском монастыре в 1672г. (Сидоров 1953). Никодим впервые в истории русского искусства разработал рекомендации по сохранению икон в неотапливаемых помещениях путем их постепенного проветривания. Он описал методы реставрации икон (Брюсова 1984).

Сохранившиеся произведения:
1. Сийский иконописный подлинник (большой). XVII в. ОР ГНБ. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F 88. Содержит более 500 листов с рисунками, из них около 40 рисунков принадлежит Василию Мамонтову (Никодиму). Куплен в 1881 г. в Москве для Общества любителей древней письменности (Покровский 1895-1899).
2. Сийский иконописный подлинник (малый). Посл. четв. XVII в. ОР БАН, собр. Архангельской семинарии. № 205.4. 349 л. В рукопись вклеены отдельные листы и целые тетради с иконными переводами и гравюрами. На л. 41, 42 и 43об надписи: «чернеца Никодима», на л. 9об — «ч. Никодима», на л. 40 на обороте иконного перевода надпись: «Васки Мамонтова Уваровых». На оборотах иконных переводов л. 44-48 собственноручные (?) подписи: «Никодим», «Чернеца Н.» Рукопись описана А. Е. Викторовым в собр. Архангельской духовной семинарии № 52 как «Святцы с краткими житиями» (Викторов 1890, Симони 1906). Источники: Архив СПб ФИРМ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 18. Л.48; Д. 22. Л. 68; Д. 24. Л. 109; Д. 26. Л. 80-об; Д. 28. Л. 77об, 78; Д. 30. Л. 65об; Д. 33. Л. 55об, 56, 58об; Д. 36. Л. 76, 104: Д. 39. Л. 40, 53об, 73; Д. 42. Л. 15, 45об; Д. 49. Л. 15, 23, 41, 45; Д. 51. Л. 3, Зоб; Д. 52. Л. 7, 37об; Д. 56. Л. 28, 47об, 49; Д. 59. Л. 15, 25; Д. 62. Л.2об, 57об, 62об, 90; Д. 63. Л. 15; Д.64. Л. 2об; Д. 66. Л. 7, 9; Д. 67. Л. 49, 52, 102; Д. 69. Л. 38, 96; Д. 70. Л. 9, 9об, 22об; Д. 73. Л. 32об, 70; Д. 74. Л. 38; Д. 75. Л. 33, 39, 59; Д. 77. Л. 30, 109; Д.79. Я.2, 48, 77об; Д. 81. Л. 56, 102; Д. 82. Л. 61об; Д.83. Л.9. II, 12об, 22, 23; Д. 85. Л. 36, 37, 83об; Д.89. Л. 15об; Д.92. Л. 10об, !4об, 15; Д. 93. Л. 2, 19, 25об. Ф. II. Оп. 1. Д. 32/1. Л, 47; ОР БАН. Архангельское собрание. Д. 375. Л. 92об; Д. 386. Л. 77; Архангельский областной краеведческий музей. Грамота патриарха Адриана «Об учреждении в Антониево-Сийском монастыре архимандрии и назначении архимандритом иеромонаха Никодима». Инн.КП 3601.

Библиография:
Строев 1877:821; Титов 1889:62, 129; Покровский 1895-1898:13-14, 23, 63-65, 70-73, 78, 84, 94, 100, 104, 107-108, 111-113, 115, 122-123, 129-131, 139, 140, 147, 156, 159-160, 162— 163, 165, 168, 170, 174-175, 180, 182, 184, 187-188, 190, 197-198, 203-204, 209-211, 220-221; Вып. 3: 111-160; Вып. 4:65, 71, 73, 104, 113, 115, 123, 129, 140, 156, 160, 165, 175, 184, 187, 197, 203, 204, 210, 226; Симони 1906:199-200; Успенский 1910:167-169 (Мамонтов Василий); Успенский 1917:55-60 (Никодим); Изюмов 1917:74 (Никодим); Сидоров А.А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1953: 201; Кукушкина 1977:12, 28, 43, 70, 102, 111, 112, 114-120, 124, 151, 160, 166, 188, 198; Брюсова 1985:29-30; Брюсова 1984:150-152; Мальцева 1991:31; Словарь книжников. Вып. 3. 4.2. СПб., 1993:391-392; Мальцева 1996:66-70; Мальцевы 1998:71-72.

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова