“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

  Царские визиты
Трудно сказать, какой еще город Российской империи так тесно связан со старинным боярским родом Романовых. В Архангельске трижды был император Петр I. Приезжали сюда императоры Александр I и Александр I I . Архангельскую землю посетили пять великих князей, один из них — дважды. Городские святыни осеняли крестным знамением четыре великие княгини. Но только узкий круг историков знает, что в Антониево-Сийском монастыре отбывал ссылку Федор Никитич Романов, впоследствии всероссийский патриарх Филарет, сын которого, 16-летний Михаил Федорович, в 1613 году был возведен на русский престол. С них началась 300-летняя эпоха правления династии Романовых.
  Законодатель московской моды
Родоначальником многочисленного семейства Романовых считается Андрей Иванович Кобыла, боярин великого князя московского Ивана Калиты. Точно год рождения Федора Романова (Филарета) не известен. Историки называют 1554 -1650 годы. Из пяти братьев Федор Никитич один сделал завидную политическую карьеру, к 40 годам он успел побывать нижегородским наместником, повоевать в походе против Швеции и вновь стать наместником псковским. В течение нескольких лет постоянно приглашался на царский обед к царю Федору Ивановичу. По тем временам – милость исключительно для высшего сановника государства, ибо круг лиц к царскому столу был строго ограничен.
Но особо запомнился Федор Романов в те годы как законодатель московской моды и неотразимый ухажер.
Как бы там ни было, умирая, царь Федор Иванович приказалл Федору Никитичу «взять царство», но Романов отказался. Есть косвенное подтверждение тому, что он мог быть властителем России. В Коломенском дворце в 1863 году нашли портрет, где Федор Никитич изображен в царском кафтане с дорогим поясом, отделанным горностаями. В правой руке скипетр, на портрете надпись: «Царь Федор Никитич».
  Опала
У каждой исторической личности свои взлеты и падения. Всех ближе к царю Федору Ивановичу был его шурин — боярин Борис Годунов. После смерти Федора Ивановича в 1598 году Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Историки доказали, что произошло избрание не совсем законным путем, но как бы там ни было, под избирательной грамотой стояла подпись Федора Романова. Борис Годунов публично обещал разделить с Федором Никитичем власть и «что все Романовы будут ему братья, а сам Федор царствию помогатель». Но  вскоре над Романовыми разразилась опала.
В архиве Сийского монастыря есть сведения, что донес на братьев Романовых «дворовый человек». Подбросив своим господам «мешок с корешками», он сообщил Годунову, что у  Романовых припасено «отравное зелье» для царя Бориса. На патриаршем дворе собрали народ и публично обвинили Романовых в заговоре. Затем пытали и в июне 1601 года вынесли «боярский приговор»: Федора Романова - в ссылку в Сийский монастырь, жену его Ксению Шестову в Заонежье, детей — Татьяну и Михаила — в Белоозеро, остальных братьев — в различные отдаленные места севера России. Имение и имущество конфисковали.
  Наречь Филаретом
Спустя несколько столетий невозможно конкретно заподозрить ту или иную сторону в преступных замыслах. Одно ясно: быстрое возвышение блестящего вельможи не могло не вызвать болезненную подозрительность Бориса... В начале лета 1601 года лошади притащили тюремные кибитки со ссыльными в затерянный среди вековых лесов Сийский монастырь. Край многочисленных озер, болот и бездорожья был надежным убежищем для сподвижника Федора Ивановича.
В архиве летописи Сийского монастыря сохранилась сопроводительная грамота: «В царствование государя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова прислан был боярин Федор Никитич Романов с повелением застричь его в монашество. При пострижении наречено имя Филарет».
На старца Филарета надели монашескую рясу, днем и ночью его охранял спецсторож. Проявляя рвение, он, Богдан Воейков, доставил Филарету много горьких минут. Причиняя «государеву изменнику» всевозможные притеснения, он часто посылал донесения в Москву, Борису Годунову. Обратно приходили написанные царской рукой предписания: «К изменнику Филарету в келью никого не подпускать и письма ни от кого никто чтоб не приносил».
На месте, как всегда, перестарались. Для прихожих богомольцев закрыли ворота монастыря, свободный доступ на монастырскую территорию запретили. Желающие помолиться чудотворцу Антонию пропускались в храм исключительно под конвоем сторожей. Жизнь бывшего «первого московского щеголя» была очень тяжелая. Как вспоминал впоследствии патриарх Филарет, «власяные рубы были худые, а хлеб приходилось своими слезами растворять». Особенно тяжело переносилась разлука с женой и детьми. При каждом воспоминании о маленьких детях «как кто рогатиной в сердце мне толкнет». Иногда скорбь о родных становилась невыносимой, и узник вслух молил Бога, чтоб он дал им смерть.
Подошел 1605 год. Русь переживает смутное время. Войны, инфляция, полное разорение народа, усиление налогового гнета, неурожай и, как следствие, голод. В апреле 1605 года умирает царь Борис Годунов, который испытывал «ко властолюбию ненасытное желание». 20 июня в Москву вступает самозванец Лжедмитрий I. Всех Романовых возвращают из ссылки. Старец Филарет назначается митрополитом на Ростовскую и Ярославскую кафедру.
  Государев отец
В те годы многие хотели занять престол Российского государства. Особенно усердствовали поляки. Кровавые бойни претендентов не обошли стороной и митрополита Филарета. 11 октября 1608 года переяславцы напали на Ростов. При разграблении города из соборного храма вывезли раки
из чистого золота, первая весом 10 пудов, вторая — 7 пудов. Филарет был унижен и силою привезен в Тушино, к Лжедмитрию II, который нарек его патриархом.
Осенью 1610 года патриарх Филарет во главе русского посольства едет к польскому королю Сигизмунду «бить челом о даровании русской земле в цари его сына, 15-летнего Владислава». Поляки взяли в плен послов; в марте 1613 года Филарет Романов попал в дипломатический тупик. Дело в том, что в начале 1613 года в Москве собрались «выборщики земли русской», чтобы с участием посадских и волостных обывателей избрать на престол русского царя.
В первое воскресенье великого поста, в неделю православия 21 февраля 1613 года, на Красной площади народ прокричал: «В цари Михаила Федоровича!» Царю было 16 лет и он был сыном патриарха Филарета. Только 14 июня 1619 года «государев отец» прибыл в Москву из польского плена. Царь Михаил встретил отца, патриарха Филарета на окраине Москвы «при бесчисленном множестве народа». Оба поклонились друг другу в ноги и, обнявшись, долго плакали. В то время в Москве находился патриарх Иерусалимский Феофан. По царскому прошению он посвятил Филарета 24 июня 1619 года в сан всероссийского патриарха, а царь-сын присвоил Филарету титул великого государя. С этого дня великому государю патриарху Филарету в российском государстве стала принадлежать вся власть.
Первое, что сделал великий государь, — собрал земскую думу, «которая должна была представить полное изображение состояния разоренного государства». Были запрещены народные забавы — кулачные бои, вольнодумство в высказываниях и посещение непристойных дворов (по-нынешнему, это «досуг с очаровашками»). Умер великий государь патриарх всероссийский Филарет в октябре 1633 года. Погребен в Успенском соборе.
  Дары для Сийской обители
В Архангельском краеведческом музее есть потрясающий экспонат — кресло Филарета. Стоя рядом, трудно удержаться от искушения потрогать 400-летний раритет. Просто не верится, что на нем сидел Романов...
Заняв российский трон, Филарет никогда не забывал Сийской обители. Каждый год он оказывал милости монастырю. В реестре подарков есть 100 рублей на покупку соляной варницы, большое медное паникадило весом 9 пудов 21 фунт и большой серебряный потирь. В сопроводительных грамотах патриарх писал: «А как возьмете, то о том отпишите к нам в Москву, что взяли». Брать довелось много: складень на кипарисных досках с «серебропозлащенным окладом», Евангелие напрестольное золоченое, несколько позолоченных крестов и панагий.
Царь Михаил не отставал от го сударя-отца. В Сийский монастырь привезли его дары: крест напрестольный золотой с алмазами, образ вседержателя позолоченный с алмазами, покрова шитые золотом и серебром, ризу и стихирь с жемчугом и «каменьями высокой цены».
Монастырь разрастался и богател за счет приписных обителей и беспошлинных провозов соли в Вологду.
Иногда люди писали «наверх» о трудностях. Летом 1627 года в Москву уходит челобитная на имя царя Михаила и патриарха Филарета: «Из Архангельского города бьют челом холопы ваши с жалобой на торговых немцев». Далее следует, что последние везде поставили свои дворы и по «хлебной дороговизне людишки помирают голодом». Ответа из Москвы, к сожалению, история не сохранила.
  Последний визит Романовых
Прошло почти четыре века. Начало июня 1994 года. В Архангельск приезжают глава российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна, великая княгиня Леонида Георгиевна и цесаревич великий князь Георгий Михайлович. Пресса достаточно подробно освещала визит августейшего семейства. К сожалению, организаторы визита не сочли нужным прочитать об истории дома Романовых на севере. Праправнучке императора Александра II, великой княгине Марии Владимировне было бы интересно посмотреть на кресло ее далекого родственника патриарха Филарета.
Мне удалось встретиться с участником церемонии спуска на воду судна на судоверфи «Красная кузница», где присутствовала великокняжеская семья. Виктор Красильников, работник судоверфи, вспоминает, как он стоял среди большого количества пришедших на встречу рабочих и специалистов: «Разбивает бутылку шампанского о борт судна великая княгиня Мария Владимировна. Я, исключительно из чувства ностальгической преданности великому прошлому, вручаю букет цветов великой княгине. Поцеловав царственную ручку, слышу в ответ: «Ах, как, мило, благодарю вас!».


                                                                                 Сергей ЯКОВЛЕВ.

 

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова