“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


Успенская Боровская церковь: из книги «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». 1894 г.


 
На месте нынешней Успенской церкви и в окрестностях ее находился так называемый «Жабинский наволок» (или «Борки»), покрытый густым лесом, отчего и церковь называется Боровскою. Когда по мере увеличения Архангельска эти Борки начали заселяться, то неизвестно откуда пришедший поп Ксенофонт Кузмин по испрошенной им грамоте от Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея России от 31 марта 1626 года, начал с поселившимися тут людьми рубить лес, построил и освятил первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы.
Спустя шесть лет церковь сгорела. Тогда Ксенофонт Кузмин по благословенной грамоте того же Патриарха от 30 апреля 1632 года соорудил и освятил новую, деревянную же, Успенскую церковь подле старого престола. По храмозданной грамоте Патриарха Иоасафа от 18 апреля 1640 г. тем же Ксенофонтом Кузминым устроен был с северной стороны и освящен придел во имя преп. Симеона Столпника.
Преемник Кузмина († 1671), священник Иоанн Исаков по благословению Патриарха Иоасафа от 20 января 1672 года возле Успенской церкви поставил другую — Крестовоздвиженскую, стоявшую раньше у Сальнаго берега, близ нынешней кирхи. Эту церковь первоначально устроил свояк Исакова поп Герасим Андреев на свои средства, а 15 февраля 1671 года продал ее Исакову за 60 руб. со всею утварью, колоколами, подцерковною землею, избою и двором, так как не мог получать достаточных средств к содержанию ее, живши среди немецких поселений.
Кроме того, в 1707 году рядом с Воздвиженскою церковью была построена деревянная же во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы и освящена архимандритом Михаило-Архангельского монастыря Товием. Дальнейшая судьба этой церкви неизвестна.
Успенская же церковь с Симеоновским приделом к концу XVII в. настолько обветшала, что была разобрана, и вместо нее, по храмозданной грамоте Преосвященного и Первопрестольного архиепископа Афанасия от 22 февраля 1684 года на имя Успенскаго священника Иоанна Исакова, построена была новая (уже третья) деревянная же и с теми же престолами церковь и освящена самим архиепископом Афанасием 6 сентября 1685 года.
Несмотря на частые поправки и ремонтировки, эта церковь, равно как и Воздвиженская, к 40-м годам XVIII столетия также обветшала. Нужно было позаботиться о замене этих храмов каменными.
Согласно просьбе полковника Ивана Яковлевича Барша и других знатных прихожан к архиепископу Варсонофию от 13 октября 1742 года и по благословенной грамоте последнего от 14 октября на имя архимандрита Михаило-Архангельского монастыря Иосифа, 18 октября 1742 года положено было начало к устроению каменной одноэтажной и одноглавой церкви о трех престолах: во имя Успения в главном холодном храме, Воздвижения в южном приделе и Симеона Столпника в северном. По грамоте того же архиепископа Варсонофия от 21 января 1744 г. на имя успенских священников Иоанна Михайлова и Григория Леонтиева предписано было ключарю Холмогорского Преображенского собора свящ. Иоанну Логинову с протодиаконом Димитрием Свешниковым соборно освятить новоустроенные придельные храмы. Главный же Успенский храм был освящен архиепископом Варсонофием 31 августа 1753 г.
Первоначально устроенный иконостас этого храма в начале нынешнего (XIX в. — От ред.) столетия заменен был новым, устроенным на средства купца Андрея Феодоровича Долгошеина. Этот второй иконостас сгорел во время пожара, бывшего в немецкой слободе 29 мая 1851 г. Вместо него устроен величественный, сплошь золоченый резной иконостас усердием Владимира Ильича Грибанова и освящен 5 августа того же 1851 года. Что же касается придельных храмов (1744 г.) — Воздвиженского и Симеоновского, то они были переименованы в ныне существующие: первый — в Вознесенский, устроенный бывшим советником Казенной Палаты Александром Зубковым и освященный 7 мая 1791 года, и второй — в Тихвинский, устроенный усердием купца Николая Митрополова и освященный 27 сентября 1802 года.
По свидетельству Памятной книги, Успенская церковь в 20-х годах нынешнего столетия «не только не имела ни в чем недостатка, но и отличалась от прочих церквей изящным иконостасом (главного — Успенского храма) с шестью местными иконами под коваными серебряными ризами (жертвованы Долгошеиным), напрестольными крестами, сосудами и прочей утварью под золотом», и в ней было серебра 4 пуда 3 фунта 45 золотников, золота 20 3/4 золотника, жемчуга 66 3/4 золотника.
Таким богатством и благолепием своим за прежние годы Успенская церковь обязана усердию некоторых прихожан, из которых вслед за храмоздателями: священниками Ксенофонтом Кузминым и Иоанном Исаковым и полковником Иоанном Варшем, достойны вечной памяти: чиновник Александр Зубков, купцы Николай Митрополов и Андрей Долгошеий, употребившие на благоустройство Успенской церкви до 20663 руб. 70 коп. ассигнациями.
Позднее много содействовал благолепию Успенской церкви Владимир Ильич Грибанов, а затем эти заботы взяло на себя церковно-приходское попечительство и особенно нынешний церковный староста купец A.M. Починков, за три года своего служения успевший заново окрасить церковь внутри и снаружи, перелить два разбитых колокола и пожертвовать три новых в 15 пудов 3 фунта, устроить прекрасный клирос, отремонтировать причтовые дома, устроивать для церкви и причта три новые службы, употребить из своих средств на все это свыше 3000 руб. серебром (к 1 января 1894 года).
Благодаря этим жертвователям, Успенская церковь в настоящем своем виде может считаться вполне благоустроенною и, надо думать, долго не будет нуждаться в ремонте.
Важнейшею святынею Успенской церкви является храмовая икона Успения Пресвятыя Богородицы, украшенная богатою сребропозлащенною ризою и почитаемая за чудотворную по следующему дивному случаю, бывшему в 1631 году. Один ярославский крестьянин, пробравшись ночью чрез окно в Успенскую церковь, выбросил за окно Евангелие, крест и другие вещи и хотел тем же путем выйти из церкви никем не замеченный, но удержан был какою-то невидимою силою на обоконье церковном. Тогдашний священник Ксенофонт Кузмин, пришедши к утрени и увидев святотатца, поспешил донести об этом воеводе князю Черкасскому. Последний прислал воинов взять хищника, но при всех усилиях они не могли оторвать его от обоконья. В присутствии князя, при многочисленном стечении народа совершено было молебствие, и преступник сам собою отстал от обоконья. Это событие современники приписали заступлению и помощи Божией Матери, имени которой посвящен храм, и потому храмовую икону Ее Успения стали считать чудотворною, каковою она почитается и доселе, привлекая к себе многочисленных богомольцев, особенно в день храмового праздника 15 августа.
При церкви, в одной связи с нею, находится каменная трехъярусная колокольня, снабженная, благодаря усердию церковного старосты A.M. Починкова, вполне достаточным звоном. Постройка ее начата была 30 июня 1752 года.
При паперти с северной стороны приделана каменная сторожка. Крыша на церкви и колокольни железная и окрашена зеленою масляною краскою. На вершинах их водружено по одному железному прорезному кресту. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою, первоначально устроенною на средства купца Митрополова, причем решетка была деревянная, но в 1878 году деревянные решетки заменены железными на средства купца А. Корельскаго.
При церкви с 1878 года существует церковно-приходское попечительство, которое заботится о благолепии храма, приобрело полный прибор прекрасных сребропозлащенных сосудов, поддерживает причтовые квартиры и содержит церковно-приходскую школу, открытую в 1888 году и помещающуюся во флигеле причтового дома.
Для причта имеются одноэтажный деревянный о пяти окнах на лицевую сторону, дом и при нем флигель со службами. Первый устроен в 1859 году и прекрасно внутри отремонтирован в 1893 году на средства церковного старосты A.M. Починкова и о. Иоанна Кронштадтского, пожертвовавшего на этот предмет 100 рублей. В нем находится вполне поместительная квартира для настоятеля. Второй устроен в 1860 году и предназначался для диакона и псаломщика; за неимением же диакона в предназначенных для него комнатах помещается церковно-приходская школа с квартирою для учительницы, существующая с 30 января 1888 г. на средства попечительства, из сумм которого выдается жалованье учительнице 180 руб. в год и на наем прислуги 18 руб. в год. Учительницею состоит кончившая курс в епархиальном женском училище девица Александра Вячеславовна Титова. Учащихся к 1 января 1894 г. 15 мальчиков и 13 девочек. 
Содержание причта, состоящего по штату из священника и псаломщика, слагается из процентов причтового капитала в 3500 рублей (к 1 января 1894 года) и доходов за требоисправление в количестве 600 рублей в год и должно быть названо скудным. Между тем в прежние времена Успенский приход считался одним из богатых в г. Архангельске, так что в нем, как увидим ниже, с 1722 г. по 1773 г. было два священника, с 1773 г. по 1806 г. то по одному, то по два, с 1807 г. по одному — с диаконом и причетником.
Причтовый капитал образовался из пожертвований от разных лиц. Наиболее крупными жертвователями нужно назвать архангельского купца Андрея Долгошеина, устюжского купца Василия Кострова, потомственную почетную гражданку Павлу Михайловну Шингареву и др. Церковного капитала, образовавшегося из пожертвований и заключающегося в разных процентных бумагах, к январю 1894 года насчитывалось 3000 рублей. Прихожан к 1 января 1894 г. состояло около 300.
Составлено на основании Памятной кн. Успенской церкви и при пособии статей И. Сибирцева священником ВЛ. Смирновым.


На фото: Успенская церковь; иконостас Успенского храма.
Снимки нач. XX в.


  

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова