Духовное образование в Архангельске, или Зачем в наше время нужны миссионеры
Сто лет назад великий христианский проповедник святитель Николай Японский горестно восклицал: «Знать, так и умру я, не дождавшись помощника и преемника. Так бедно Православие миссионерами! А инославных, Боже, какое необозримое множество их!... Должно быть, еще чрез тысячу лет и в Православной Церкви появится сколько-нибудь подобной живости. А теперь она - птица об одном крыле».
В XXI веке профессор богословия, известный православный миссионер дьякон отец Андрей Кураев с той же печалью добавил: «Тысяча лет еще не прошла. А вот спустя сто лет пришлось посылать миссионеров не в Индию и Японию, а в Россию. Впрочем, и для этого случая их нашлось явно недостаточно - немногим более четырех...»
Да, действительно, по словам Господа: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2). А сколько русских людей увлеклись ложными сектантскими учениями потому, что, придя вначале в Православную Церковь, не смогли получить ответы на свои вопросы. И, что уж там говорить, сектанты в этом отношении гораздо активнее нас.
Массовая религиозная безграмотность людей, крещенных в Православии и называющих себя православными, приводит к тяжелым последствиям: внутрицерковным расколам, отпадению от Церкви, смешиванию в сознании верующих языческих доктрин с христианскими догматами. Переломить ситуацию можно только путем широкого распространения духовного образования, когда основы православного богословия, литургики, истории Церкви могут изучать не только будущие священнослужители, но и простые верующие.
Уникальным в этом отношении является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ, до 2004 г. - богословский институт) - первое в России учебное заведение, дающее светское богословское образование. С 1995 г. в Архангельске действует заочное отделение ПСТГУ. О его деятельности и перспективах развития нам рассказали руководитель епархиального отдела образования и катехизации настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), методист архангельского филиала ПСТГУ Людмила Коломиец и выпускник университета, епархиальный миссионер, настоятель домового храма имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском государственном университете протоиерей Евгений Соколов.
ИСТОРИЯ
- Как создавался филиал богословского института в Архангельске?
Архимандрит Трифон: - Это началось тогда, когда я уже несколько лет был настоятелем Сийского монастыря. Мы только начинали возрождать монастырь, храмы. Тогда в епархии остро чувствовалась необходимость развития образовательной деятельности.
Съездив на Рождественские чтения в Москву, мы увидели, что в стране идет активная деятельность Церкви по взаимодействию с государственной системой образования. И хотя годы были для России очень тяжелые, отрадно было видеть, что есть много людей, которые заботятся о молодежи, о будущем, ведут активную просветительскую деятельность. Так мы обрели помощников и в Москве, и здесь.
После поездки я начал вести занятия в воскресной школе для взрослых, как мы ее назвали - монастырской школе. В школе занимались 28 человек, собирались раз в две недели с целью снять все назревшие и злободневные вопросы по изучению Евангелия, различным церковным проблемам. Тогда уже стало понятно, что необходимо создать либо православное курсы, либо какое-то учебное заведение в Архангельске. Но собственных сил, чтобы это организовать, у нас не было, поэтому мы решили найти учебное заведение, которое бы стало для нас базовым.
Так произошло наше знакомство с Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ПСТБИ, сейчас - гуманитарный университет). Они только-только из курсов переросли в институт и начали образовывать филиалы в городах. Понравилось, что в ПСТБИ преподают на хорошем уровне, образование могут получать не только священнослужители, но и миряне. Благословил наше начинание Владыка Пантелеймон. В 1995 г. мы побывали у ректора богословского института протоиерея Владимира Воробьева, он одобрил организацию архангельского филиала, подсказал, что нужно сделать.
Так возник Центр дистанционного обучения в Архангельске. Филиалом мы называем его для краткости. Чтобы стать настоящим филиалом, нужно иметь соответствующую базу и пройти множество оформлений. Форма ЦДО позволяет нам не иметь некоторых организационных проблем. Поддержку нам вначале оказывал Поморский государственный университет - предоставлял помещения. Сейчас занятия проводятся в Северном государственном медицинском университете, хочу выразить большую благодарность ректору СГМУ Павлу Сидорову за помощь.
Людмила Коломиец: - В первый год существования филиала пришли поступать 45 человек. Как показали экзамены, среди них было много людей случайных. В последующие годы такого количества абитуриентов у нас не было. Одно время поступали только 5-7 человек, это было связано с тем, что мало кто знал о существовании нашего филиала. С тех пор, как в Архангельске открылись православные богословские курсы, абитуриентов гораздо больше. Теперь стабильно приходят поступать около 20 человек, группа в конечном итоге формируется где-то из 15 студентов.
УЧЕБА
- В чем особенность образовательного процесса на заочном отделении?
Людмила Коломиец: - Главная особенность в том, что этот вуз необыкновенный, единственный в стране. Столько предметов - и все о Боге, о православной вере, и при этом сюда может поступить каждый. Главное, чтобы человек был верующий и воцерковленный, т.е мы принимаем людей только православного вероисповедания. Для поступления требуется рекомендация духовника. Переучивать инославных мы не собираемся, хотя есть желающие поступать.
Сессия в филиале проходит каждый месяц, приезжает преподаватель из Москвы, принимает один предмет. Такая форма обучения - изобретение ПСТГУ. Они придумали такую форму для филиалов, чтобы облегчить задачу студентам-заочникам. Они в течение месяца могут глубоко изучить предмет и хорошо к нему подготовиться. К сожалению, мы не имеем возможности приглашать преподавателей дважды в месяц: вначале на установочные лекции, а лотом на консультацию. Здесь все упирается в финансовый вопрос, а преподаватели приезжать согласны.
Протоиерей Евгений Соколов: - Конечно, главная особенность - в форме обучения. Здесь сессия проводится ежемесячно, в любом другом заочном институте - два раза в год. И чрезвычайно сложно подготовить четыре-пять предметов и сдать их в течение двух-трех недель. Это поверхностные знания. В ПСТГУ совсем по-другому: вам дают контрольную или иную работу - сочинение, реферат. Вы пишете и раз в месяц или в полтора защищаете и сдаете ее. Перед началом экзамена проходят консультации - в основном преподаватель отвечает на возникшие вопросы. Что помогает при самостоятельной работе - это высокий уровень учебников, по которым готовишься. Да и сама система вопросов в контрольных очень грамотно составлена. Мне однажды в работе по Новому Завету попался вопрос: назовите 10 животных, которые упоминаются в Евангелии. Ни в одном учебнике ответ не найти. Я был вынужден сесть и перелистать все Евангелие. Так, чтобы ответить только на один короткий вопрос, я заново перечитал Новый Завет. Отсутствие семинаров и очных лекций компенсируется высоким уровнем учебников и качеством контрольных.
- Учиться сложно?
Людмила Коломиец: - Учиться, конечно, сложно даже людям, уже имеющим высшее образование. Такой график выматывает студентов. К концу года чувствует большая усталость, потому что приходится осваивать очень большие объемы информации. Здесь, конечно, крайне важен момент, который мало понятен людям, далеким от Церкви, - это молитва. Не всем студентам, в том числе и священнослужителям, учеба дается легко. Но благодаря молитвам эти трудности преодолеваются. У нас принято при сдаче различных экзаменов молиться определенным святым. Так, сдавая церковно-славянский язык - молимся свт. Кириллу и Мефодию, Новый Завет - Савве Освященному и евангелистам, литургику - Иоанну Златоусту.
В целом наша программа повторяет программу Духовной академии, за исключением некоторых предметов. Студенты глубоко изучают историю Русской и Вселенской Церкви, догматическое и нравственное богословие, Священное Писание, литургику, патрологию, церковно-славянский язык, преподаются и светские дисциплины. По окончании учебы выпускникам присваивается звание бакалавра теологии, можно продолжить учебу и получить звания специалиста, а потом и магистра теологии. Все государственные экзамены сдаются в Москве. Всего за пять выпусков дипломы смогли получить только 16 человек, что в очередной раз подтверждает, что учиться у нас сложно.
- А как обстоят дела с материально-технической базой, как я понял, у филиала существуют сложности.
Архимандрит Трифон: - Все расходы по содержанию нашего заочного отделения лежат на плечах Сийского монастыря. Конечно, существуют сложности. Нужно привлекать доброхотов, благотворителей, пока пожертвования разовые, а образование мы фактически даем бесплатно. Что касается помещений, дай Бог, построим Успенский храм - он станет своего рода базовым храмом, где студенты будут проходить практику, как это происходит в Москве. Там существует зачет по храмовой практике. Храм должен быть объединяющим началом. За счет средств монастыря стараемся пополнять библиотеку нашего филиала. В 2005 г. приобрели около 500 экземпляров. В общей сложности в библиотеке сейчас 10 тысяч книг и пособий. Существует договоренность с Поморским университетом, их студенты могут ходить к нам в библиотеку, наши - к ним.
Как студенты заочного отделения проходят практику?
Архимандрит Трифон: - Этот вопрос, к сожалению, пущен на самотек. Все это нужно серьезно продумать, а времени постоянно не хватает. Нужна и преподавательская практика в тех же школах, в летних православных лагерях. Монастырь и епархиальный отдел образования сейчас пытаются организовывать такие лагеря. Конечно, необходимо собрать совещание людей, заинтересованных в том, чтобы такая практика была. Студенты должны понимать, что образование, которое они получают у нас, - не их личное дело, а церковное послушание, и они должны полученные знания приумножить и сторицей отдать Богу и Церкви.
ТРУДОУСТРОЙСТВО
- Куда можно пойти работать, получив образование в православном университете?
Людмила Коломиец: - В нашей епархии я бы не посоветовала выпускнику школы поступать в наш институт. Потому что фактически никуда с нашим образованием не устроиться, разве что в воскресные школы. Но если человек не остановится на полученном дипломе, продолжит учебу дальше, перед ним раскроются новые возможности. Потом вполне можно устроиться в Поморский университет преподавателем.
Сейчас востребованы специалисты по религиозным вопросам во властных структурах. Отделение религиоведения ПГУ выпускает малограмотных специалистов. В большинстве своем там учатся неверующие люди, а со стороны понять религию невозможно. Поэтому их знания о религиях поверхностны, в отличие от наших выпускников, которые являются людьми верующими. В целом все, конечно, зависит от таланта человека. Священники тоже по талантам различаются: один - исповедник, другой - проповедник. Так и здесь, кто к чему имеет склонность, там и должен применять полученные знания.
Протоиерей Евгений Соколов: - В Москве очень востребованы православные экскурсоводы. В паломнических службах работают много выпускников Свято-Тихоновского университета. Это наиболее грамотные и наиболее квалифицированные экскурсоводы. Выпускники нашего отделения также могли бы работать православными экскурсоводами, но они, к сожалению, у нас не востребованы. А без соответствующего образования бьпъ хорошим православным экскурсоводом просто невозможно.
А как нам сейчас нужны православные миссионеры! Были периоды, когда Церкви надо было просто физически себя сохранить, был момент, когда Церковь должна была преодолеть очередную ересь, и вот сейчас после 70 лет безверия главная цель - это миссионерство, просвещение людей, катехизация верующих. У нас в епархии вся проблема упирается в средства. В нашей необъятной области для миссионерской поездки деньги нужны и на дорогу, и на проживание, и на учебники, и на иконки, на учебные пособия и наглядную агитацию. Ничего этого нет. Западные миссионеры приезжают - у них и гуманитарная помощь, и литература, и рекламные буклеты. Мы же приезжаем только с добрым словом, но даже просто на дорогу нет денег. Если бы были средства, можно было направлять выпускников ПСТГУ в эти поездки и таким образом трудоустраивать. Миссионерский отдел существует только за счет храма, все деньги, которые мы зарабатываем, направляем на миссионерское служение. Мне нужны работники в отделе, но я не знаю, как оплачивать их работу.
- Если бы в архангельских школах ввели предмет «Основы православной культуры», то выпускники заочного отделения могли бы его
преподавать...
Людмила Коломиец: - Областной департамент образования, к сожалению, занимает отстраненную позицию в этом вопросе: не препятствует, но и не помогает. Все передано на усмотрение директоров школ, а они, как правило, не решаются сами принимать решения. Если департамент молчит, то и они молчат и не вводят предмет в программу. Хотя такие уроки есть, и учителя, которые оканчивали наш университет, вводят в своих занятиях православный компонент, рассказывая школьникам об основах веры. Необходимо, чтобы был активный диалог епархии с департаментом образования, потому что сами школы ничего менять не начнут.
Протоиерей Евгений Соколов: - Сегодня основы православной культуры - самый невостребованный предмет на территории нашей области, а выпускники ПСТГУ могли бы очень хорошо его преподавать. К сожалению, у департамента образования нет желания как-то решить этот вопрос. Также мне кажется, что выпускники университета могут работать воспитателями или учителями в центрах реабилитации несовершеннолетних подростков, в детских домах, потому что вопросы веры, бытия, вопросы смысла жизни интересуют сегодня школьников на разных уровнях: и в первом классе, и в десятом. И выпускник Свято-Тихоновского университета, преподавая любой гуманитарный предмет, смог бы ответить на эти вопросы. Но, повторяю, ни Министерство образования, ни областной департамент образования не хотят заниматься подобными вопросами.
ПЛАНЫ
- Каковы планы по развитию филиала?
Архимандрит Трифон: - Первые наборы у нас были наиболее дружные, потому что сформировались еще до поступления, они до сих пор нам помогают. В последние годы чувствуется разрозненность, каждый студент сам по себе, нет сплоченности. А хотелось бы, чтоб у филиал была активная, дружная студенческая жизнь. Конечно, сложно потому, что нет общего храма да еще все заняты: у кого семья, у кого работа. Надо, чтобы студенты старших курсов проводили консультации для начинающих обучение в университете. В перспективе можно организовать попечительский совет, который будет решать все проблемы филиала, чтобы мы не бились в одиночку. Все, конечно, зависит от помощников. Слава Богу, что благодаря филиалу появились люди, на которых можно опереться в просветительской, журналистской деятельности. Ну и, конечно, в нашем деле важна молитва, потому все в руках Божьих.
Насонов М.
Опубликовано: Архангельский епархиальный вестник.- 2006.- № 4 (июнь).- С. 14-15.
|