Засецкая М. Сергей Егоров: "Пришло время возрождать почти забытое искусство" // Архангельский епархиальный вестник.- 2006.- № 3 (апр.).- С.11.
Для «простого смертного» иконописное искусство - тайна за семью печатями. Икона - произведение рук человеческих, способное воспринимать высшую Божественную благодать, доносить ее до людей, окно в невидимый мир... Как создается она? Как сотворяются образы, через которые нисходят исцеления, помощь, утешения? Об этом шла беседа во время недавно состоявшейся экскурсии учащихся епархиальной воскресной школы в иконописную мастерскую Антониево-Сийского монастыря.
В мире за века христианства явлены тысячи прославленных чудотворениями икон, множество мироточащих и обновляющихся образов. На Руси икона наравне с воинским стягом вдохновляла войска на ратные подвиги. Но были в христианской истории периоды, когда иконы находились в уничижении. Времена иконоборчества в «VIII-IX веках Р. X. в Восточной Римской империи, когда на священные изображения, на иконописцев и всех почитающих иконы были возведены гонения. В нашей российской истории вместе с атеистической пропагандой и уничтожением того, что связано с Православием, иконописная традиция прервалась на долгие десятилетия...
Но вот пришло время возрождать почти забытое искусство, отыскивая по крупицам знания, открывать заново секреты древних мастеров. Пятнадцать лет назад это восхождение началось в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре, когда там открылась иконописная мастерская, возглавил которую Сергей Егоров. Пришел он к иконописи, как и почти все нынешние мастера, оставив за спиной светское искусство, долгий путь живописца и членство в Союзе художников:
- Иконопись мне поначалу казалась несложным делом. Я думал, что иконы просто писать, но чем дальше работаю, тем все больше понимаю, что это такое удивительное искусство и нам до него надо еще несколько поколений расти. Это соборное творчество. За все века его существования сотни художников работали над тем или иным образом, и каждый выбирает что-то лучшее, плохое отпадает, а хорошее остается, и этим иконопись прирастает. То есть опыт мастеров всех поколений необходим. Это хорошо понимаешь, знакомясь с творчеством предшественников. Создавая иконы, мы равняемся на образцы раннего византийского искусства. Постепенно нам открывались такие высокие образцы древней росписи Сербии ХIII—XIVвеков, Византия, Константинополь - такой уровень мастерства! Московская школа - это последовательница византийской традиции.
Когда я решил, что буду заниматься иконописью, то поехал на стажировку в Москву, в центр имени Грабаря. Учился у апологета древней живописи Альберта Михайловича Овчинникова, который объехал весь мир, все древние храмы своими руками пощупал, у него собрано огромное количество иконографии.
Первые три года мы не касались письма. Сидели в музеях, кальки снимали... Потом я ездил по всему Северу и собирал разноцветные камушки - минералы, которые пригодны для изготовления краски. Краски в иконе изготавливаются особым способом из драгоценных камней, минералов. Это имеет глубокий смысл.
Сергей Георгиевич показал ребятам, как изготавливаются из минералов краски, рассказал, как замешивается эмульсия, готовится доска для иконы, наносится левкас, золото. С большим воодушевлением поведал о невидимых тайнах иконы...
В иконописной мастерской работают три изографа. Кроме Егорова - Игорь Лапин и Тамара Трофимова. За годы творческих трудов написано около 400 икон. Первый иконостас мастера написали для Свято-Никольского храма Архангельска. Ими созданы иконы для сийских храмов - Трех святителей Московских и преподобного Сергия Радонежского, для храмов Холмогорского района, Тойнокурья, Ново-Голутвина женского монастыря. Сейчас мастера пишут иконы для строящегося в Архангельске на набережной Северной Двины Успенского храма. Сергей Егоров работает над образом святителя Николая Угодника для храма Двенадцати апостолов в Холмогорах.
Побывавшие в гостях у иконописцев дети из воскресной школы ушли вдохновленными открытием неведомого до этого мира иконописи. Возможно, что среди них были и те, кто станет продолжателем соборного православного творчества.
|