“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь


       

Поиск по сайту:


 О проекте   Антониев-Сийский монастырь   Библиотека   Фотогалерея    контакты 
<--


 

Возрождение архитектурного наследия

Архангельской области

 

Тема «Образование и культура», которой посвящены Шестые Иоанновские чтения, несомненно, имеет жизненно важное значение, так как  без должного внимания к этим вопросам, без взаимодействия Церкви, государства и общества, все усилия, направленные на возрождение России не приведут к желаемым результатам. Об этом убедительно говорил на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 3 по 8 октября сего года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Сферы соработничества Церкви и государства — это, прежде всего,  миротворчество, укрепление духовно-нравственного здоровья личности и общества,, воспитание детей и юношества, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах, об узниках, поддержка национальной культуры... На наших глазах разрушается средостение, искусственно воздвигнутое между религией и культурой, между верующими и остальным обществом. В настоящее время все больше людей осознают, что насильственное вытеснение религии из культурного пространства и индивидуального сознания не только является неправомерным, но и угрожает обществу распадом. Православие является неотъемлемой частью русской культуры, которая в своей основе имеет христианский взгляд на мир и историю…Я считаю, — сказал Патриарх Алексий на первом пленарном заседании Собора, — установление доброго сотрудничества церковных, общественных и государственных структур отрадным знамением времени и верю, что соработничество Церкви и государства с каждым годом будет расширяться».

Здесь, на Архангельской земле, полагаю, уместно напомнить и о педагогических размышлениях святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот великий подвижник свыше четверти века преподавал Закон Божий в городском училище и классической гимназии г. Кронштадта. Он имел практический опыт  преподавательской деятельности и той, которую сегодня  можно было бы назвать социальной педагогикой. Протоиерей Иоанн  занимался не только вопросами образования, но мудрым словом и добрым делом проявлял человеческое участие и милосердие, восстанавливал в падших искаженный грехом образ первозданной красоты Божьего творения. Его дневниковые записи, напечатанные еще при жизни батюшки в виде двухтомника «Моя жизнь во Христе» — не отвлеченные идеи, но живая практика молитвенника, пастыря, гражданина и педагога.

«Если человек совершает различные дела, — пишет святой праведный Иоанн,-  Святой Дух укрепляет сердце его сознанием важности и необходимости труда его и терпением несокрушимым, которое все трудности преодолевает». И нет ничего случайного в том, какое место каждый человек занимает в этой жизни, поскольку «мы определены Творцом каждый на свое место служения, ибо Он один знает совершенно наши силы, и способности, и место нашего служения в обществе».

Минувший XX век наглядно подтвердил правоту святого в том, что образование ума без воспитания, прежде всего, воспитания духовного, малополезно, а нередко и обесценивает само себя, ибо «вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце... Общество растлено именно от недостатка воспитания христианского... Ложное просвещение удаляет от истинного Света, «просвещающего всякого человека, грядущего в мир» (Иоанн. 1, 9), а не приближает к Нему. А без Христа суетно все образование». Увы, эти слова относятся не только к образованию начала прошлого столетия, они актуальны и сегодня.

Думается, что к идее преподавания в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры» следует подходить очень осторожно и ответственно. Прежде чем «одухотворять» школу, нужно серьезно поработать над подготовкой соответствующих кадров, чтобы преподавание духовных знаний не превратилось в факультатив по суевериям, а идея духовного просвещения современников не была бы скомпрометирована собственной недостойной жизнью преподавателей Основ православной культуры. Неформальное отношение к своему труду, ответственность перед Богом и совестью за вверенные педагогическому попечению неокрепшие души детей, пример личной благочестивой жизни способны явить учащимся подлинную красоту и истину Православия.

А теперь мне хотелось бы перейти к основной теме моего доклада - вопросу состояния культурного наследия России, и, в частности, Архангельской области, имея в виду цели и задачи Шестых Иоанновских образовательных чтений, среди которых для меня особое значение имеет стремление к углублению взаимопонимания и сотрудничества между епархией и администрацией в сфере культуры.

Смею предположить, что для большинства сидящих в этом зале «культ» и «культура» — не просто однокоренные слова. Это взаимосвязанные понятия, причем, культ — первичен. Это только в советское время история начиналась с 17 года, а культура признавалась исключительно пролетарская. В истории человечества культ, как проявление религиозного чувства, облекался в соответствующие культурные формы. Таким образом, истоки культуры — сакральны. Да и сам творческий потенциал в человеке есть дар Творца, свидетельствующий о богоподобии «венца творения». Христианство сформировало всю европейскую культуру, одухотворило существовавшее еще до принятия христианства языческое творчество и придало мощный импульс дальнейшему культурному развитию, давшему в последующие века поразительные результаты высших духовных и материальных ценностей. Сегодня эту совокупность прекрасного мы называем достоянием человечества, мировым культурным наследием. Русская Православная Церковь внесла свою весомую и самобытную лепту в эту сокровищницу.

Многовековое духовное и культурное наследие Русской Православной Церкви, представленное, главным образом, храмами и монастырями, весьма обширно и разнообразно.

За годы государственной борьбы с Церковью, к сожалению, многие святыни нашего народа были разрушены. В настоящее время, несмотря на все усилия Московской Патриархии, епархий и приходов, еще многие храмы, монастыри и часовни находятся в полуразрушенном состоянии, являясь немым укором поколению разрушителей. Наш долг и святая обязанность — строить, созидать, реставрировать и воссоздавать порушенные в прошлом святыни. Кроме того, во многих российских регионах ощущается острая нехватка в новых храмах и часовнях.

С этой целью и был учрежден Фонд архитектурного наследия имени преподобного  Андрея Рублева.

Отрадно, что после долгих лет разрушения и надругательства над святынями, народ наш вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила страна наша на протяжении веков, вновь обретает веру отцов, вновь имеет возможность утолять духовную жажду из незамутненного источника воды живой — Святого Православия.

Господь судил нам быть свидетелями и участниками возрождения церковной жизни во всем многообразии. Мы видим как тысячи восстановленных и новых храмов, сотни монастырей наполняются народом Божьим, а это значит, что люди получают в них просимое, что вера сегодня востребована, и у России есть будущее.

Мне, как уроженцу Архангельской области, особенно приятно видеть, что на Архангельской земле многое сделано для возрождения Православия. Под руководст-вом Владыки Тихона и при активной поддержке благотворителей восстанавливаются и строятся храмы, успешно осуществляется пастырское, просветительское, социальное служение Церкви,  между духовной и светской властью налаживается конструктивное сотрудничество, призванное к совместным трудам во благо народа.

Сегодня Церковь оказалась в трудном экономическом положении. Поэтому она, к сожалению, не может самостоятельно восстанавливать все порушенные в прошлом храмы и монастыри, а также строить новые. Тем более отрадно видеть, что благое дело созидания, во многом ставшее возможным благодаря живому участию в нем благотворителей, которые, как и наши славные предшественники — известные строители и меценаты -вкладывают средства не во временное и мнимое, а в вечное и подлинное, на протяжении последних лет успешно осуществляется.

Неслучайно, за каждым богослужением Церковь молитвенно вспоминает всех, внесших свою посильную лепту в строительство, благоукрашение и поддержание благолепия храмов, И это — не формальное перечисление имен, а действенное, благодатное участие Церкви в жизни конкретных людей, потрудившихся во славу Божию, на благо Церкви и Отечества.

Надеюсь, что в храмах Архангельской епархии всегда будет возноситься общая церковная молитва о «Богохранимей стране нашейэ властех и воинстве ея».

А сейчас мне бы хотелось сказать несколько слов о работе Российского фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева. Его духовным попечителем изъявил желание быть Предстоятель нашей Церкви —Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, а одним из руководителей — Преосвященнейший Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский.

Цели и задачи Фонда — направлять свои усилия как на реставрацию, реконструкцию и воссоздание наиболее ценных храмовых памятников, так и на строительство новых храмов для удаленных от центра православных общин.

Фонд зарегистрирован в марте 2001 года. За это время Фонд отреставрировал и воссоздал немало архитектурных объектов Русской Православной Церкви, составляющих историческое и культурное наследие России.

Господь судил нам жить и творить на рубеже веков и тысячелетий. И хотя будущее каждого из нас, равно как и будущее России в руках Божиих, от нашего с вами участия, от нашего служения и нашей деятельности зависит, каким будет это будущее. Разумеется, мы все хотим видеть Россию великой Державой. Однако недавняя история нашего государства вновь убедительно подтвердила известную истину, лаконично выраженную нашими предками: «Без Бога - не до порога».

Поэтому наш долг, долг людей, призванных служить Богу и благу Государства Российского, — возродить православную духовность в стране, подавляющее большинство населения которой — люди православные, как минимум по культуре и традициям. В этом мне видится главная задача, вокруг которой мы объединены, ибо по слову апостола: «вера без дел — мертва» (Иак. 2, 26).

Процесс духовного возрождения чрезвычайно кропотлив и сложен. Он включает в себя и образование, и воспитание, и патриотизм, и культуру - словом все, что способствует созиданию духовно сильного, нравственно здорового, экономически процветающего и политически стабильного государства.

Пути достижения этой цели могут быть различны. Задача Фонда — привлечь внимание к благодатному процессу преображения России как можно больше людей и, прежде всего, людей, облеченных властными полномочиями, тех, кто по долгу службы и по зову сердца может оказать существенную поддержку этому государственно-церковному делу.

Из многих аспектов этого соборного делания, говоря церковным языком, соработничества, Фонд сосредоточил свою работу на наиболее существенном — на возрождении порушенных в прошлом святынь: храмов и монастырей. На мой взгляд, такое дело конкретно, весомо и зримо. С духовной точки зрения это весьма важно — возжигать лампады в восстановленных храмах Божиих.

Но есть и еще одна сторона у такого дела. Для достижения конечного результата в каждом конкретном деле Фонд привлекает благотворителей и меценатов. Пользуясь возможностью, я хотел бы выразить сердечную благодарность всем, принимавшим посильное участие в наших совместных трудах во славу Божию, на благо Церкви и Отечества.

Говоря о конкретных делах Фонда, я не буду называть все храмы, в восстановлении или строительстве которых принимал участие Фонд в минувшие годы. Скажу лишь о том, что сделано нами на территории Архангельской епархии. Здесь следует упомянуть об особенностях деревянного зодчества, характерного для Архангельского края. Это весьма древняя традиция. Красота северных деревянных храмов, несмотря на разрушение в советское время, удивляет разнообразием. Такое могли созидать люди, для которых жизнь по вере была каждодневным подвигом, а иерархия ценностей была очевидна: служа Богу,  служить людям. Так создавались шедевры деревянного зодчества. Так наши предки жили и так творили.

Теперь пришел наш черед. Так, по благословению Владыки Тихона Фондом было отреставрировано здание Архангельского епархиального управления, изготовлена и подарена г. Архангельску бронзовая скульптура небесного покровителя города и области — Архистратига Михаила, воссоздан храм-колокольня Трех Святителей Московских в Свято-Троицком Антониево-Сийском мужском монастыре, построена деревянная церковь во имя св. Иоанна Богослова в пос. Плесецк, отреставрирована деревянная часовня в честь пророка Божия Илии в с. Церковное, завершены работы по воссозданию и установке иконостаса в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, построена деревянная церковь св. великомученика Георгия Победоносца в с. Тайнокурье и деревянный храм Платона Исповедника Студийского в с. Подомо, воссоздан архитектурный комплекс XVIII в. «Никольская церковь» в с. Конецдворье. С целью изготовления материалов для строительства деревянных храмов в пос. Плесецк Фондом был построен деревообрабатывающий завод.

Вместе с тем, наш Фонд занимается не только восстановлением порушенных святынь. Особое внимание мы уделяем вопросам образования и просвещения, издательской деятельности, информатизации, миссионерскому служению и адресной благотворительности.

К сказанному лишь добавлю, что у Фонда большие планы на будущее. Это возрождение всего комплекса Соловецкого монастыря, возвращение Церкви Ипатьевского монастыря в Костроме и многое другое.

Фонд намерен осуществить программу строительства паломнических гостиниц в местах всероссийских святынь, деревянных церквей и часовен. Реализация этой программы предполагает создание необходимых предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, а также обучение молодых людей ремеслу русских зодчих.

В настоящее время уже проведена большая подготовительная работа по организации предприятий по изготовлению элементов и деталей православных храмов, разработке новых технологий, которые позволят с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки эффективно проводить строительные и восстановительные работы в любом месте России.

Деятельность Фонда, полагаю, позволит уже в ближайшее время не только восстановить многие храмы и монастыри, но и существенно изменить исторический облик малых и средних городов России, возвратить российской глубинке присущую ей традиционную духовно-нравственную составляющую.

К этому нас побуждают не только религиозные и патриотические чувства, но и плачевное состояние памятников архитектуры в нашей %F

© Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова