Макарий (епископ Архангельский и Холмогорский). Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре : (журн. вариант) // Сийский хронограф.— 2001.— № 1.— С. 7–9; № 2.— С. 6–8; № 3/4.— С. 22-27.— Перепеч. из: Чтения в Императорском о-ве истории и древностей Российских при Моск. Ун-те.— 1878.— № 7/9, кн. 3.
ОБ ОСНОВАНИИ МОНАСТЫРЯ
Основатель Антониева Сийского монастыря Антоний родом был Двинского уезда из Кехотской волости, отца же имел родом новгородца, переселившегося в сей уезд. Монашеский образ принял на 30-м году своего возраста в Кенском (при реке Кене) Преображенском монастыре и жил в оном 12 лет. В истории о сем Преподобном, кратко означенной на камне в монастыре, вложенном в стену соборной паперти, есть следующее: «...Монашество же от преподобнаго Пахомия Кенскаго восприемлет; послушанию и всякому духовному преуспеянию наказуется, во прилежном подвизе постничествовав лет 49 из них в созданней от него Сийстей обители и в отходных пустынях в преестественном труде и воздержании 37 лет».
Преподобный, пришед на место сие, вселился на оном в царствование благоверного Государя и Великого Князя Василия Иоанновича в лето 7028 (1520) с 6 братьями иноками, которых имена суть следующий: Александр, Иоаким, Исайя, Елисей, Александр и Иона. Потом в скором времени послал двух из братии своей, старцев Александра и Исайю, в Москву к благоверному Государю и Великому Князю Василию Иоанновичу с прошением, дабы дозволено было учредить на оном месте монастырь, по которой их просьбе от сего Государя и Великаго Князя дана была на то жалованная грамота, и прислано церковной утвари и риз довольно. Посему и построен был им на сем месте монастырь. Когда же с сего времени число братии умножилось, то преподобный Антоний, по согласию всея братии, избран был над ними игуменом. Однако ж не желая первенства, а более ища уединения, удалился было в пустыя и безмолвныя места, близ того ж монастыря.
Потом, по прошению братии, возвратился в монастырь и принял начальство. Наконец, пред кончиною своею, случившеюся 7065 (1557) года, декабря в 7 день, по 37 летнем игуменствовании и пребывании на сем месте, будучи уже тогда 79 лет, назначил на место свое в Строителя (настоятеля) из братии, именем Кирилла, и оставил всей братии духовную грамоту, рукою его подписанную. В частности, Преподобный завещал:
«И ныне предаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой Его Матери небесной Царице, и преподобному Чудотворцу Сергию; и благословляю во свое место пещись и промышлять домом Живоначальныя Троицы, и Пресвятыя Богоматере, и преподобного Сергия, сына и постриженника своего даю вам в монастырь Строителя старца Кирилла, по вашему челобитью, да с ним священником, и всей братии большим и меньшим без выбора пещись и промышлять при моем животе и после меня домом Живоначальныя Троицы, ведати в казне и селех, и в деревнях и во всяких промысле монастырских и угодьях, а соборовали б есте о монастырских делех в трапезе со всею братиею. А которые братья ропотники и раскольники не захотят по монастырскому чину жить, Строителю и братии не почнут повиноваться, и тех из монастыря изгонять яко да прочий страх имут. А приидет тож же брат в монастырь и начнет каятися Строителю и братии и в чем согрешение его было изгнание, ино сю принять яко же свой уд и простить, а не врага иметь, но яко брата; а которые братья из монастыря выехали без моего благословения, и монастырскую казну свезли, и приедут в монастырь бити челом о приеме и монастырское, что свезли, привезут, и отдадут в казну, ино их принять, как прочую братию, и простить их в том, а сверх того Бог волен да Царь Государь Великий Князь Иоанн Васильевич всея России. А о всем убо вас детей своих, Строителя и священников благословляю, и с слезами молю, и вспоминаю вам, еже о Христе с братиею, чтоб есте моления моего не презрели к себе, Господу Богу и Пресвятой Его Богоматери и преподобному чудотворцу Сергию в соборе и по келиям мол и лися о благоверном Царе и Государе Великом Князе Иоанне Васильевиче всея России, чтоб Бог покорил под руку его вся поганския страны, и о благоверной Царице, Великой Княгине Анастасии, и о их благоверных чадех, Царевиче Князе Иоанне, о здравии и спасении, и о Архиепископех и Епископех, и о благородных князех, о воех и о всех православных христианех, да и мене грешнаго во святых своих молитвах незабвенно сотворите Господу Богу по Апостолу, глаголющу: Молитеся друг за друга, да исцелеете (Иак. 5,16); да прежде всего имейте страх Божий в сердце своем, да вселится в вас Дух Свитый, да Той вас научит и наставит на истинный путь. А промеж собою любовь имейте и покорение о Христе друг ко другу, да покрыется ваше множество грехов. А живите во общем житии равно духовне и телесне, пищею и одеждою, по заповеди святых отец. На трапезе Строителю пищи и пития кроме братскаго доволу, не прибавляйте ничего. Тако ж и одежда и обуща равно, по разсуждению; а питья хмельнаго в монастыре не держите, ни от Христолюбцев не принимайте.
Назван сей монастырь Сийским по реке Сие, из дальных озер мимо монастыря чрез озеро Большое Михайлове окружающее монастырь, к Сийской волости в Двину протекающей; а Антониевым по своему основателю. Монастырь отстоит от городов Холмогор на 92, а от Архангельска на 165 верст, от волостей же Емецкой в 15, а от Сии и Ваймуги в 10 верстах.
О ДРЕВНЕМ СТРОЕНИИ И ПОЛОЖЕНИИ МОНАСТЫРЯ
Сийский монастырь первоначально построен был деревянный. Преподобный Антоний при жизни своей построил три деревянныя церкви: Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятыя Богородицы, Преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца.
О годах же строения сих церквей сведения не имеется. Церкви сии во время бывшего еще при жизни Преподобного пожара сгорели, и на тех же местах выстроены им новыя. Но и сии через 36 лет по преставлении Преподобного, при игумене Питириме 1593 года сгорели, на месте коих сооружены опять таковые же деревянныя церкви. А какое именно все вообще было древнее строение сего монастыря, о том в писцовых книгах Князя Василия Звенигородскаго 1587 года упоминается так:
«На Двине в Емецком стану в Сии на Михайлове острове на озере монастырь Троицы Живоначальныя, Антониевы пустыни, а на монастыре церковь Троицы Живоначальныя деревянна в верх шатром. Да церковь теплая Благовещение Пресвятыя Богородицы, да церковь на воротех Сергия чудотворца. На монастыре ж двадцать две кельи, а в них Игумен Гермоген, да четыре попа, да два диакона, да братии 73 старца. У монастыря ж двор конюшенной, двор гостин, да за озером двор коровий, пашни худыя земли пол обжи, что пашут детеныши. К монастырю ж озеро Михайловское, озеро Долгое, а промеж их наискось мельница Немецкая, а мелют на монастырской обиход безоброчно».
Сийский монастырь с самого почти начала, по челобитью самого Преподобнаго чудотворца Антония, к содержанию своему от Государя и Великаго Князя Ивана Васильевича 1544 года получил вотчину. В отводной Двинскаго соцкаго Бачурина с товарищами значится так:
«По великаго князя слову Ивана Васильевича всея Руссии соцкой Двинской Василий Алексеев сын Бачурин, да Афонька Андреев сын Лугина, да Тимоха Григорьев сын Шеина, что прислал к нам Государь Князь Великий Иван Васильевич всея Руссии грамоту, а велел нам к Живоначальной Троице в Сийский монастырь Игумену Антонию с братиею круг монастыря отмерить лесу, и пашен, и лугов, и озерок и всяких угодий на три стороны от монастыря, к Емце да к Сие да к Ваймуге по три версты в длину, а на четвертую сторону к Каргаполю всяких угодий и лесу и пашен, и пожен и озерок на пять верст, и отдати в монастырь Игумену Антонию с братиею, и велел нам писати на список подлинно чьи те леса и озера и пожни и пашни и всякия угодья, кто что пахал и ведал, и круг того монастыря велел нам по грамоте тому лесу и пожням и пашням и озерам и всяким угодьям межу учинить, и ямы покопати и грани покласти, и на чертежи начертити, да то все писати на список подлинно и прислати к Москве». В дальнейшем вотчины увеличивались.
В монастыре еще при жизни Преподобнаго чудотворца Антония находилось церковное и экономическое монастырское имущество в довольном количестве. Все оное означено в отписном списке или описи, учиненной самим преподобным Антонием, по которой сдал сие имущество избранному им при жизни своей Строителю старцу Кириллу (поразительно, с каким усердием все учтено).
В большой церкви: Божества Троица Живоначальная большая пядница на золоте в киоте, а у ней гривен серебрянных витых четырнадцать, да четыре витых позолочены, одна с каменьем и жемчугом, а другая с каменьем. Да икона вратная (междувратная) серебряна позолочена с жемчуги, а вставка камень, да две золотых, да две пелены тафтяных, да две иконы большия Троица Живоначальная, а другая Благовещение Пречистыя, большие на красках в киотех, да страшный суд на золоте, икона большая, да двери царские на золоте, а столбцы на красках, да Пречистая на золоте местная, а у ней пелена тафтяна, да в дверях разбойник на красках, да икона Пречистыя Сергиево видение на красках, да икона всех святых на золоте, да деисус большой. Одинадцать икон на красках, а венцы на золоте, да праздников дванадесятых, да пророков дванадесять, а все на красках, да Спасов образ большой Еммануил на золоте, да икона пядница Георгий Великий серебром обложен, да икона пядница на золоте Александра чудотворца. Да икона лядница Воскресение Христово на золоте, да престол крашениной волочен (одет). На престоле Евангелие в десть волочено бархатом, доска серебряна, позолочена, застежки серебряны, письмо большое, заставицы (начальныя буквы) на красках, а строки золотом писаны, да три прокладицы шелковы тканые. Да Пречистая молебная, да Крест запрестольной, да сосуды оловянные, да паникадило медяно, а у его яблоко деревянно позолочено, да кадило медяно...
В церкви Благовещения: иконы Троица Живоначальная, да Пречистая местной на красках, да деисус, одинадцать икон на красках. А в алтаре престол крашениной волочен, да Евангелие на престоле тетр, волочено крашениной, а Евангелисты медяны, да за престолом Пречистая молебная, да крест на красках, да две иконы пядницы на золоте, да деисус пядник с праздники и пророки на золоте, да над жертвенником икона Пречистыя пядница большая, да икона в Трапезе Достойно есть с праздники, да икона пядница Троица Живоначальная, да икона Пречистыя Сергиево видение.
В церкви Сергия Чудотворца: деисус большой, да девять икон на красках, да икона местная Сергиево видение на красках, да икона Сергиево деяние новая на красках, да икона пядница Троица Живоначальная на красках, да икона пядница на золоте Сергиево видение.
В казне: пять образов Пречистыя на золоте, да четыре образа Спасовы на золоте ж пядницы, да икона пядница на золоте ж, да деисус меньшой на золоте, да деисус малой на красках, да ризы камчатые, да патрахиль бархат на золоте, а пуговиц у него серебряных полтретьятцать, да двои поручи, одни бархат на золоте, а у их пуговиц двадцать серебряных, а другие поручи камчатые, а пуговиц у них двадцать же серебряных, да уларь бархат на золоте, а у его три пуговицы серебряны. Да трои ризы безинные, оплечья бархатны, да два стихаря диаконских изуфряных, а у одного оплечье бархатно, а у другаго камчатое, да стихарь подризной безинной. Да два пояса шелковых, у одного ворворки жемчугом сажены, да ризы постные сукняные, да стихарь диаконской сукняной же, да подризник крашенинной...
Книг на соборе и в казне: Евангелие простое тетр, да два Апостола тетра, Евангелие толковое простое, да Миней месячных три, Октайки ветшаные, два новых Октайка, Торжественник писан на двое, Устав, Ефрем Сирин, Асаф, Исак Сирин, Федор Едеский, Савва Сербский, два Лествичника, Зерцало, четыре Триоди постные, да две цветные, три Пролога, два Правила, четыре Служебника...
Жалованных грамот: Царя и Государя Великаго Князя: Грамота начальная не судимая, Грамота Моржегорская, Грамота хлебная на сорок братов, две Грамоты деревенских, а все шесть за красными печатым. Да выписка новому письму обельная Ивана Петровича за черною печатью, да ободной (отводной) список, да купчие, и даницы (складныя письма) на деревни, да книги Феогностовские приходные и расходные, да Гурьевы книги приходные и расходные, и другие отводные.
В казне рухляди: сто овчин с овчиною, да полпятаста локоть сукна Вологодскаго, да домашния купли сукон сто локоть и полтретьядцать локоть, да девять приполов, и в них по два холста, да гребенины (реднины) сорок локтей четыре локтя, да девять шуб бараньих, да две ряски ветшаные, да две свитки, да семь телятин красных, да тринадцать кож дубленых, да двои сапоги красные, одни поношены, да трои белые изцельные, да двои пришвы, да девяносто исподок и четыре, двои чулки. Да воску три пуда и пять гривенок. Пуд темьяну. Льну четыре пятка, двадцать пятков конопля и четыре пятка. Ложек полтретьятцать. Седло ляцкое новое с войлоки ординскими, пятнадцать дестей бумаги, пять дестей бумаги Александрийской не сполна, пятьдесят без одного лемехов плужных, двадцетеры сошники с одним. Пятеры возжи ворваньи и шестеры возжи волосяные, две мантии, одна новая, а другая ветшана, да шестнадцать колпаков с тафтою и с торочком. Три клобука, два новые, а третий ношен...
Обширен список домовых обязательств (кабалы) между монастырем и мирянами. Эти суммы также входили в казну обители: на Онашку Перетряса и на сына его Фому в восьми гривнах, кабала на Мосея, да на Никифора Никулиных детей в трех рублях без двугривен, кабала на Гаврила Меландовскаго в полуторых рублях, кабала на Демьяна да на Василья Дементьевых детей в двадцати алтынех...
Имущество монастыря было и в деревнях, например, в селе Осередке: у прикащика старца Митрофана: пять меринов, да пять кобыл, да лоншак двое жеребят, да восемь коров, да две переходницы, да шесть телиц лоншаков, да три быка больших, теребленых, да три быка больших же порозы, да два быка лоншаки, да пятеро телят селетков, десять овец, двенадцатеро ягнят. А ржи было сеяно к сему году шестнадцать мер, а жита было сеяно семдесят мер без трех...
Кроме того, богатые запасы продуктов и разнообразной утвари хранились на леднике, в амбарах, под трапезною и казной, на мельнице, в поварне.
Таким образом, мы видим, что уже в XVI веке в монастыре было большое, разумно налаженное хозяйство.
О НЫНЕШНЕМ СТРОЕНИИ И ПОЛОЖЕНИИ МОНАСТЫРЯ
Состоящие ныне в сем монастыре каменные здания в различные времена были построены, а именно:
Церкви
1). Соборная во имя Живоначальныя Троицы стоит посреди монастыря о пяти главах с папертью и крыльцом с западной стороны. Внутри церкви два столба и купол средней церкви. Пол в церкви, в паперти и на крыльце из каменной плиты. Святые образа в иконостасе греческаго изряднаго художества, нижние в окладах серебряных, позолоченых, в цатах и венцах; на них имеются камни бирюзы, тумпасы, сердолики и хрустали. Иконы сии заменены новыми, а прежние старинныя размещены по стенам собора. В церкви сей на правой стороне стоит рака преподобнаго Антония.
Заложена оная соборная церковь 1589 года при Государе Царе Феодоре Иоанновиче; а совершена 1606 года, в лето царствования Василия Иоанновича Шуйского, при Патриархе Всероссийском Гермогене, и при Митрополите Исидоре Новгородском и Великолуцком; освящена же в лето 7015 (1607) мая в 24 день на праздник Пятдесятницы Игуменами Сийским Ионою и Николаевским Корельским Каллистратом. Строение Собора продолжалось при Игумене Феодосии 17 лет, для производства онаго чрез все те годы не был взимаем оброк в государеву казну с монастырских вотчин, всего 1121 рубль. Всех денег на сие строение употреблено 2999 рублей 95 копеек. При Троицкой соборной церкви имеется придельная церковь во имя Преподобнаго Антония Сийского.
2). Теплая во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы одноглавая, с приделом Святителя Николая, с трапезною и келарскою, стоит от Собора на юг, внизу оной погреба и кладовая со сводами. Из сеней трапезных в ризничную палатку, которая простирается от трапезной стены до соборной, внизу ризничной палаты усыпальница, где погребаются Настоятели. Заложена оная церковь 1638 при Государе Царе Михаиле Феодоровиче, а окончена вместе с келарскою 1644 года при том же Государе, ноября в 9 день. В то же время строилась и колокольница. Внутри оной имеется:
3). Церковь Трех Святителей Петра, Алексия и Ионы Московских, а по сторонам оной библиотечная и архивная палатки. Для сих строений Государь не требовал с монастыря оброку чрез восемь годов, по 105 рублей и 15 алтынех на год. А всех денег на те строения употреблено 9330 рублей. На освящение же Благовещенской церкви грамоты не находится; а только имеется грамота Авфония Митрополита Новгородскаго, присланная Игумену Игнатию, о устроении и освящении над Благовещенской новою церковию в шатре придела во имя Преподобнаго Михаила Малеина 7167 (1659) года, который придел после уничтожен и ныне не существует. А об освящении церкви Трех Святителей имеется на деревянном кресте, который и до ныне стоит в алтаре того храма, следующая надпись: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, водружен бысть крест сей в церкви иже во Святых Отец наших Трех Святителей Петра, Алексия и Ионы Московских лета 7174 (1666) июля в 8 день, при благоверном Царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России великия и малыя и белыя, и при Митрополите Питириме великаго Новгорода и великих Лук».
4). Над Святыми вратами — церковь во имя Преподобнаго Сергия Радонежскаго стоит на северной стороне от Собора, пол вней устлан плитою гладкою, под нею трои врата въезжия. Оная церковь заложена 1661г. по грамоте Новгородскаго Митрополита Макария, Игумену Каллиниику данной, а кончена 1669 года при Государе Царе Алексие Михайловиче, освящена ж 1687 года по грамоте Преосвященнаго Афанасия Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго, при игумене Феодосии. Церковь сия потом была разобрана и вновь перестроена лучшею архитектурою, с пристроенными к ней гостинными покоями Варсонофием, Архиепископом Холмогорским и Важским.
Колокольня. Стоит от Собора к северу, с боевыми часами; на ней колоколов всех 20. Большой весом 315 пуд, лит тщанием патриарша казначея Паисия, постриженника сего монастыря, который к 200 монастырской приложил своей меди 100 пудов, 7193 (1685) марта 3 дня; другой 95 пуд, третий 73 пуда, четвертый 40 пуд, пятый 25 пуд, на прочих же весу не означено.
Кельи. Для приезда архиереев и прочих знатнейших посетителей двоэтажныя, с западной примыкают к Сергиевской церкви, в нижнем этаже оных кельи братския. Настоятельския двоэтажныя ж, между Собором и вратами к югу, со сводами, построены в 1685 году при Царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче, попечением патриаршаго казначея старца Паисия. Братския прямо Собору к западу, кои сначала были двоэтажныя, но в 1779 году в сентябре месяце обгорели и после в продолжении времени поправлены и теперь находятся одноэтажныя. Сначала построены были в одно время с Настоятельскими кельями попечением того же патриарша казначея Паисия. На юге от Собора Просвиренная и при ней хлебные амбары каменные. От Настоятельских келий к востоку обветшавшее каменное здание, которое прежде занимаемо было больницею.
Сверх вышеписанных каменных зданий, состоящия ныне деревянныя строения построены:
В монастыре. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца стоит на восточной стороне от Собора. Построена по грамоте Преосвященнаго Варнавы, Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго, 1730 года, при архимандрите Порфирии, при каменных больничных кельях. Но церковь сия по ветхости упразднена; вместо оной устроен престол святаго Николая в Благовещенской церкви подле трапезы. Ограда вокруг монастыря деревянная рубленая; наружная стена на сваях утверждена по озеру, крыта на два ската тесом гладко; построена 1779 года при Архимандрите Аполлосе на монастырскую сумму, мерою в окружности на 253 саженях, из коих по материку при въезде в монастырь пред Святыми воротами от озера до озера поперечника 27 сажень, а со всех прочих сторон окружает монастырь озеро Михайлово, которое шириною прямо от Санкт-Петербургской дороги до монастырской ограды 355 сажень. На сем разстоянии глубиною оно 13, а инде 12 и 9 сажень; а против коровьяго двора на середине озера 15 сажень.
Вне монастыря
Церкви. Во имя Успения Пресвятыя Богородицы за озером прямо на так называемом Красном носу кладбищенская, освящена 1770 года.
Во имя Животворящаго Креста на дороге по Емецкому селу, от монастыря в 8 верстах, устроена на место прежде бывшей там часовни, построенной в память пришествия преподобнаго Антония на то место, где он во первых водрузил крест между двумя озерами Угловатым и Ляпозером. Оная церковь построена по грамоте Преосвященнаго Варнавы, Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго 1728 года, при Архимандрите Порфирии, и освящена в том же 1728 году в ноябре месяце, по другой грамотетого же Преосвященнаго Варнавы, Архимандритом Порфирием. В сей церкви отправляема была до состояния штатов жившими там, поочередно иеромонахами, каждодневная служба. Сам преподобный Антоний особенно любил сие место; и по преставлении его многия чудеса явлены были на сем месте.
Другие строения. Коровий двор с избою и каретником, изба переставлена снова, которая поставлена на обруб от самой воды в 200 саженях от монастыря к северу в 1800 году; а в 1802 году пристроен к ней двор; 1803 года тут же в ряд под одну крышу пристроен и каретник при Архимандрите Аполлосе. Гумно мостовое с овином и прирубами, крыто на два ската тесом желобоватым, построено от монастыря в полуверсте к северу на носу при озере 1791 года келейным иждивением Архимандрита Аполлоса, с заплачением только из монастырской суммы плотникам за работу сорока рублей. Братская баня с теплою светелкою построена 1795 года за монастырскою оградою с югозападной стороны (на носочке), утвержденная на сваях на озере Михайлове. Гостиный деревянный за монастырем флигель, построен в 1824 году на монастырскую сумму.
Железныя крыши на соборе, колокольне, ризнице, библиотечной, архивной и часовенной палатках, из двухаршиннаго листоваго железа, построены в 1830 г. на монастырскую сумму, которой употреблено на сделание всех кровлей 4815 руб. 48 коп.
Мельница о 6-ти поставках водянная. Дом с флигилем, для подворья в г. Архангельске.
О ПРИМЕЧАТЕЛЬНЕИШИХ В МОНАСТЫРЕ ВЕЩАХ
Примечательнейшими вещами монастырь сей не скуден. Из таковых имеются в нем следующие:
В соборной церкви
1). Чудотворная икона Живоначальныя Троицы в бытиях в иконостасе пред ракою Преподобнаго Чудотворца Антония, писанная по преданию самим Преподобным. О сей иконе в челобитной Преподобнаго к Великому князю Василию Иоанновичу о дозволении учредить монастырь упоминается так: Живоначальная Троица сама место сие просвещает, от образа Ея много чудес бывает. Сия икона обложена по полям окладом серебряным чеканным с чернью, присланным от Святейшаго Патриарха Филарета Никитича.
2). Тут же за ракою Преподобнаго в придельной церкви икона междувратная Умиления Пресвятыя Богородицы, писанная самим же Преподобным Антонием.
3). Чудотворный образ Богоматери Смоленской. Сей образ при старении в церкви иконостаса, Царских врат остался от огня и с пеленою ни мало невредим, как явствует из надписи под сей иконой, находящейся и доныне, в коей написано так: «Сказание о иконе Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго образа Ея Одигитрия, како Божиею благодати ю сохранися от великаго пожара, в приделе теплыя церкви в Сийском монастыре. Лета 7166 (1658) мая во 2 день недельный, брату некоему, якоже обычай, изволися покадити святыя иконы в келий и в жилище своем идеже живяше и внезапу испаде угль горящ, оному же сего неведущу, и тако изыде. Во время же божественныя литургии, егда чтому святому Евангелию, из кельи же оныя дым изыде и абие огнь показася: братиям же и всем сущим тогда немогущим погасити, напрасно бо пламень объят (ея) и нещадно поядаше всеядный огнь всякое здание, и церковныя вещи, келия же та бе на лета первая. И оттоле обыде огнь всякое место. В церкви же сгорел левой крылос, и от того местныя иконы и Деисус и праздники испортились. В приделе же преподобнаго отца нашего Сергия Чудотворца сгорели две местныя иконы, и Царские двери и сень и в олтаре Престол, и иныя двери большего олтаря створные в четырех досках и забрала иныя многая вещи, иже пламень возжигати могущия. Возле Царския же двери бе икона Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже на руку своею имеющи воображена Превечнаго младенца Господа нашего Иисуса Христа, и от того великаго ту сущаго огня, та божественная икона сохранена бысть изволением того Всесильнаго в Троице Приснославимаго Бога молением тоя Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, показующи присвоение приснаго своего угодника преподобнаго отца нашего Антония Чудотворца и богоприятных его молитв, неоскудное дерзновение ко Всесильному Богу и к Богоматери. О преславное чудо, братие! яко молением тоя пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, ни воня дымная прикоснуся тоя иконы Богоматере, но и пелена пребысть невредима. Все бо сие бысть Всесильнаго Бога промыслом во благую надежду и во известное упование сущим тогда братиям, яко не оставляет Живоначальная Троица дому своего Угодника, такожде и Пречистая Богородица неотступно пребывает от святаго места сего, яко да незабвенны будут многолетные труды Преподобнаго Отца, и безчисленные поты, и болезненное терпение, и глубокое смирение и протяженное воздержание.
Слезы бо блаженнаго яко капли крове каплющия на землю, и во мнозе сокрушения сердца, о святем месте сем, яко жертву непорочну приношаше Богу. Но и ныне молится безпрестани о святем месте сем и о сущих в нем, и о всех работающих и плодоносящих и благодеющих во святую обитель сию, якоже егда блаженный Антоний многотрудное провождаше житие во плоти, преславно бо тогда чудодействова Живоначальныя Троица образом своим прославляющи Угодника своего, Божественным мановением носима изъиде из пламене и ста на воздусе на монастыре пред Преподобным. Божественней же радости неизреченныя исполнися, благодарение велие воздавше и молитвы своя Богови возношаше о величии Божий, якоже бо тогда, тако и ныне во известное бысть упование, сущим во обители присещение Богоматере, вскоре бо от Самодержавнаго Государя Царя и Его благоверныя Царицы велию милость получиша, от боляр и от христолюбцев многих подаянием на строение монастырю, и на украшение церкви и на сожитие пребывающих в нем».
4). Образ Богородицы Владимирский, присланный от Святейшаго Патриарха Филарета Никитича с сребропозлащенным венцом и тремя гривнами.
5). Евангелие напрестольное в десть, печати московской, выхода 7135 (1627) года с камнями, пожаловано им же Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем и прислано при грамоте следующаго содержания: «От Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руссии, в Сийской Антониев монастырь игумену Ионе с братиею. По нашему указу послан к вам Живоначальныя Троицы оклад образу, да Евангелие напрестольное с Евангелисты серебрянызолочены, с москвитином Богданом Щепоткиным. И как к вам сия наша грамота придет, а Богдан Щепоткин к вам в Сийский монастырь Живоначальныя
Троицы оклад образу и Евангелие привезет, и вы бы у него тот оклад и Евангелие взяли, а как возьмете, и вы б о том отписали к нам к Москве, а отписку велели отдать в нашем дворцовом приказе дворецкому нашему Алексею Игнатьевичу Зубову да диаку нашему Григорию Иванову. Писана на Москве лета 7138 (1630) июля в 27 день.
6). Евангелие напрестольное большое с многими драгоценными камнями, печати московской, выхода 7190 (1682) года, дано от патриаршаго казначея Паисия 7191 (1683) года, как означено вокруг оклада по полям сего Евангелия.
7). Евангелие напрестольное большое с финифтами на александрийской бумаге, печати московской, выхода 7190 (1682) года, положено боярином Иоанном Михайловичем Милославским.
8). Крест напрестольный сребропозлащенный, сканой работы, с камнями, вокруг обнесен жемчугом, со святыми в нем мощами, положен Александром Митрополитом Новгородским 7110 (1602) года, как видно из надписи на сем кресте.
9). Сосуды лучшие серебряные, среди коих потир с финифтами, коих со всем прибором весу пять фунтов тридцать четыре золотника, положены боярами Милославским и.
10). Подсвечник стоячий, серебряный, с медными яблоками золочеными, дань от боярина Дмитрия Годунова, 7109 (1601) года ноября 13 дня.
11). Паникадило большое, медное о 24 подсвечниках, весом 9 пуд 21 фунт, прислано 7136 (1628) года от Святейшаго Патриарха Филарета Никитича.
В ризнице. Ризы преподобнаго Антония, камки белой травчатой, оплечье бархату чернаго, подольник тафты двоеличной, довольно ветхие. В них служили прежде в день памяти Преподобнаго, а ныне за ветхостью в служение не употребляются. Ризы персидской материи, по красному атласу, с кругами разных шелков, с золотом оплечье шитое золотом и серебром, по черному бархату. Пожалованы Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем. Два покрова чернаго бархату, на раку Преподобнаго Антония. Положены им же Патриархом Филаретом Никитичем: 1-й с дробницами серебряными золочеными, а 2-й такой же, но без дробниц.
Евангелие большое, писанное на александрийской бумаге самым чистым уставным письмом, все по полям, и со святыми в лицах же, положено Патриаршим казначеем Паисием 7201 (1693) сентября 20 дня, на нем имеется по листам внизу подпись: «Дому Великаго Господина Всесвятейшаго Кир Адриана Архиепископа Московскаго и всея России, и всех северных стран Патриарха казначей старец Паисий Сийский, сию божественную книгу святое Евангелие апракос, с прилежным молением предложил в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Пресвятыя Владычицы Богородицы, честнаго и славнаго Ея Благовещения, юже трудолюбие возградил Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, нарицаемый Сийский, и для того усердно прошу всежелательный работник сего святаго дому, и со слезами молю сея Святыя обители отцем и прочим почитающим богодуховенныя книги, да сотворят со мною многогрешным милость, помолят Господа Бога о спасении согрешений моих, и о прочих моих родителех, да и сами от Бога милость обрящут, и да не дерзнет кто сей книги без благословения настоятелей из святыя обители взять, или кто неправедным умышлением и тайно крадением восхитит, и за безчестие сея святыя обители да воздаст ему Господь Бог, якоже Анании и жене его Сапфири, иже от своего имения утаиша при святых Апостелех, тако и сему, иже от святыя обители не свое восхитившему, да судит ему Господь Бог на праведном Своем суде».
Сей казначей старец Паисий был в Списком монастыре проездом из Москвы в Архангельск в 7200 (1692) году и оставил сию книгу в Списком монастыре с прочими достойными внимания рукописными книгами в ящике за своею печатью Архимандриту Никодиму, с таким условием, что покуда он, Паисий, будет в живых, то того ящика не отпечатывать, а отпечатать после смерти его, и что в нем найдется, взять в монастырскую казну. И действительно, уже после смерти его, как значится из письменнаго сих вещей и личнаго свидетельства Преосвященнаго Афанасия, Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго, в присутствие его во Антониеве Списком монастыре при погребении тела сего старца Паисия по привезении с Москвы 7203 (1695) года генваря 13 дня, так и было поступлено.
Потир однозолотной весом один фунт и 6 золотников, положен Вологодским Посадским Феодором Сугучевым. Чаша водосвятная серебряная гладкая, на коей кругом надпись такова: «Чаша сия сделана 7091 (1583) года от Андрея Яковлевича Шекилова. Весу в ней семнадцать гривен и два золотника». Сребропозлащенный ковш весом 88 золотников, за коим говорили заздравную чашу, положен диаком Иваном Щепоткиным. Лучшая архимандричья шапка, низанная по красному бархату жемчугом с бриллиантовыми, или алмазными напереди вставками, в однозолотной оправе, построена при архимандрите Аполлосе.
О ГРАМОТАХ
Сему монастырю Государи Цари на разные угодья в разные времена жаловали многие грамоты, из коих за собственноручным их Государей и Царей и Великих Князей подписанием и теперь находятся в монастырском архиве следующие грамоты:
1. Грамота Великаго Князя Василия Ивановича, о пожертвовании Двинянина Наумка Кобеля с товарищи за найдение за рекою Двиною, на реке Юре соляных ключей, пользоваться ими безоброчно на десять лет с тем, чтобы никто их не судил кроме Великаго Князя:
Се аз Князь Великий, Василий Иванович всея Русии, пожаловал есми Двинян Наума Кобеля Савина сына, да Давида Степанова сына, да Марка Матвеева сына, да Олешку Фомина сына, да Савку Савина сына, что ми били челом, а сказывают, что в Двинском уезде, за рекою за Двиною нашли ключи соляные на реке на Юре, на лесу на Черном, да от Кривца вверх по обе стороны реки Юры и у Смердьего озера, и дворы де ни пашни на тех местах не бывали от века, и от волостей де те места за двадцать верст со всех сторон, и угодья де к тем местам ни пришли ни которых волостей. И мне бы Наумка и его товарищей пожаловати велети им на тех местах ключи соляные чистити и лес сечи, и дворы ставити и людей к себе звати, да и пашни пахати, от Кривца по обе стороны реки Юры. Да подле речки Смердьи и около Смердья озерка и по речке по Смердье до устья, да от устья Хороги до Гостилова ручья, да до Зальцина ручья и пожни по тем местам чистити. И яже буде так, как Наумка и его товарищи сказывали, и аз Князь Великий пожаловал Наумка и его товарищей велел есми им на тех местах ключи соляные чистити, и лес сечи и дворы ставити, и пашни пахати, и пожни чистити, и людей к себе звати нетяглых и неписанных добрых, а не ябедников и не затейщиков, и не разбойников, а письменных тяглых, да и лихих людей, татей и разбойников, или ябедников, которые, из которых городов или волостей выбегут, и тех их к себе не принимати. А как на тех местах разчистят колодезь и лес разсекут, и дворы поставят, и кого к себе на те места призовут людей жити Наумка с товарищи, из тех их людей не надобе моя Великаго Князя дань, ни иные ни которые пошлины на десять лет. А как отсидят те урочныя лета, и им потянути в мою Великаго Князя дань, и во все пошлины чем их обложит мой Великаго Князя писец. Так же есми Наумка и его товарищей пожаловал. Наместницы наши Двинские и их Тиуны, Наумка и его товарищей да и их людей, не судят ни в чем опричь душегубства и разбоя с поличным, и доводчиков своих и праведчиков к ним не высылают, и на поруку доводчики и праведчики Наумка и его товарищей, да их людей, которых добрых и не татей, не разбойников, и не ябедников не дают и поборов своих у них не берут и не въезжают к ним нипочто, а ведают и судят тех своих людей Наумко и его товарищи сами во всем. А случится суд сместной тем их людем с городскими или с волостными людьми с Двиняны и наместников наших Двинских Тиуны судят, а Наумко и его товарищи с ними ж судят, а при судом делятся наполы, и кому будет чего искать на Наумке и на его товарищей; ино их сужу аз Князь Великий, или наш казначей, а которые у Наумка и его товарищей учнут жити лихие люди, тати и разбойники или ябедники, которые выбегут из городов или волостей, и наместников наших Двинских доводчиков, праведчики Наумка и его товарищи, да тех лихих людей дают на поруку во всяких делах, да чинить им срок один в году стати на Москве предо мною Великим Князем, то им дать свободы. А коли Наумко и его товарищи наместником Двинским сию грамоту явят, и наместницы наши прочет сию грамоту, отдают им назад, а не емлют у них с сей грамоты ничего.
Писана на Москве 7032 апреля 20 дня.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Князь Великий Василий Иванович всея Русии.
Тут же на обороте пониже написана надпись, которой по причине затершихся литер разобрать совершенно невозможно, только из некоторых речей видно, что по прошествии десяти лет льготных, еще Наумку с товарищи дано льготы на пять лет, по причине обвалившагося солянаго колодезя, подписано лета 7043 (1535) года мая 27 день, а подписал дьяк Федор Мишурин.
У сей подлинной грамоты на красном шелковом шнуре государственная краснаго воску печать с изображением на одной стороне двуглаваго орла, а на другой сидящаго на коне с жезлом и попирающаго змия.
2. Грамота Великаго Князя Ивана Васильевича о пожаловании на Лисострове на Исаковой горе игумену Антонию с братиею солянаго ключа 7054 (1546) февраля 15 дня:
Се аз Князь Великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал есми игумена Антония с братиею, что служит на Двине у Живоначальныя Троицы в Сие, или кто по нем иный игумен в том монастыре будет, что ми бил челом, а сказывает, что де у них на Двине на Лисострове в их деревни монастырской оброчной на Исаковой горе явился ключ соляной, и нам велети им того ключа опытати, колодезь копати и трубы пущати и варницы ставити и соль варити, да и льготы им дати. И аз Князь Великий игумена Антония с братиею пожаловал велел есми ему на Лисострове на Исакове горе у того ключа колодезь копати и трубы пущати и варницы ставити и соль варити, и не надобе ему с тех варниц мой Великаго Князя оброк, ни иныя ни которыя пошлины на пять лет. А как отойдут их урочные лета, и им с тех варниц давати оброк мне Великому Князю, чем их писец наш опишет. А дана грамота на Москве лета 7054 (1546) февраля 15 день.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Князь Великий Иван Васильевич всея Русии.
Скрепил оную: приказал казначей Иван Иванович Третьяков.
При ней на красном шелковом шнурке государственная краснаго воску печать.
3. Грамота Государя Царя Феодора Иоанновича об отдаче обратно несправедливо взятых целовальниками пошлин 4 рубля 14 алтын и 2 денег, и о невзимании пошлины впредь с монастырскаго насаду 7099 (1591) года марта 3 дня;
От Царя и Великаго Князя Федора Ивановича всея Руси и на Устюге великий таможенным целовальником Максиму Степанову сыну Верещагину, да Филе Григорьеву сыну Кокорину с товарищи. Бил нам челом Антониева монастыря Сийскаго с Двины черной диакон Герасим в игуменово место с братиею на вас таможенных целовальников, а сказал в прошлом де 98 году плыл де их монастырский насад с запасом монастырским с Вологды вниз на Холмогоры, и вы де таможники с того их насаду взяли сильно и мимо нашу оброчную грамоту, на старцех на Игнатие да на Васьяне два рубли и семнадцать алтын четыре деньги. А как с Холмогор тот их насад с солью шел с монастырскаго к Вологде и вы ж таможники на тех же старцах с того насада взяли сильно пошлины рубль и тридцать алтын; а они де с того монастырскаго насада с вотчины с монастырской, с сорока семи вытей, за все пошлины платят по нашей оброчной грамоте в нашу казну с году на год по семидесятъ по три рубля в четверть дьяка нашего Андрея Щелканова. И нам бы их пожаловати велети, вам те деньги отдати им назад, а впредь бы с того их насада тех пошлин не имати, чтоб им тех пошлин в нашу казну вдвое не платить. И будет так, как нам Антониева монастыря Сийскаго с Двины черный диакон Герасим в игуменово место с братиею бил челом, а вы будете на них 98 году, с их монастырскаго насаду те пошлины мимо нашу жалованную оброчную грамоту на старцах их взяли. И как к вам сия наша грамота придет, и вы б те деньги, которые есте в 98 году Антониева монастыря Сийскаго с Двины с монастырскаго насада взяли сильно мимо нашу жалованную оброчную грамоту на старцех на Игнатие да на Васьяне, четыре рубля четырнадцать алтын две деньги, и вы б те деньги Антониева монастыря Сийскаго старцом отдали назад, да и впредь бы есте с того их монастырскаго насада, на старцах и на слугах мимо нашу жалованную оброчную грамоту на Устюге таможенных пошлин не имали до нашего указу. Писан на Москве лета 7099 марта в 3 день.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Царь Великий Князь всея Русии.
Скрепил оную дьяк Елизарий Вызлучин.
У сей грамоты государственная чернаго воску печать с изображением двуглаваго орла.
Писана сия грамота на свитке.
К тому же свитку приклеена и другая грамота того же царя, за подписью дьяка Елизария Вызлучина, о непременной отдаче оных 4 р. 14 алтын и 2 денег, коих целовальники по прежней грамоте не отдали, и о суждении их за происки и убытки по сему делу лета 7100 генваря 20 дня (1592) года.
У сей грамоты государственная на черном воске печать с гербом приклеенная на бумажке.
4. Грамота Государя Царя Феодора Иоанновича, коего для строения соборной каменной церкви дано льготы сверх прошедших 5 лет еще на 2 года, т.е. снят оброк с монастырской вотчины и солянаго промысла и с рыбной ловли на Варзуге лета 7100 (1592) генваря дня:
От Царя Великаго Князя, Федора Ивановича всеа Русии, Живоначальныя Троицы Антониевы пустыни Сийскаго монастыря богомольцу нашему игумену Петериму с братиею. Прислали есте к нам бити челом диакона старца Герасима, и сказали: в прошлом де 96 году пожаловали вы нам, велели поставить в Сийском монастыре церковь каменную Живоначальныя Троицы и гроб Антония Чудотворца вниити в церковь и мастера церковнаго вам дали, и льготы вам дано на пять лет, что с вашей монастырской вотчины с Двинскаго и солянаго промысла и с Варзугских рыбных ловель оброку на 96, 97, 98 и на 99 и на нынешний 100 годы имати в нашу казну не велели, до коих мест в те льготные в пять лет теми нашими оброчными и монастырскими деньгами и крестьяне монастырские церковь каменную Живоначальныя Троицы поставите, и вы де в те льготные лета, в пять лет, четыре года запас на церковь пасли, сваи и камень дичень, и опоку и известь и песок и железо и кирпичу де сделали в нашу меру больши четырехсот тысяч, а мастер де Захар подошву завел и сваи набил и камнем до половины выбутил, а церковь де мерою заведена в Вознесенскую меру, что в Девиче монастыре у нас на Москве, а льготы де монастырю достальной нынешний 100 год, и те наши льготныя лета отходят, а церкви каменныя Живоначальныя Троицы не поставили. И нам бы вас игумена Петерима и братию пожаловати для каменнаго церковнаго дела, до коих мест поставить церковь, а для каменнаго церковнаго дела пожаловати вас с вашей монастырской вотчины и солянаго промысла, что на Двине и с рыбныя ловли, что в Варзуге оброку на два года на 101 и на 102 год имати не велели, чтоб вам в те годы нашими оброчными и монастырскими деньгами и крестьяны монастырскими храм Живоначальныя Троицы поставити
Писана на Москве лета 7100 генваря в 23 день.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Царь и Князь всея Русии.
У сей грамоты государственная чернаго воску на бумаге печать с изображением двуглавого орла.
От ред. Здесь мы публикуем не все жалованные царские грамоты того периода, данные Сийскому монастырю. Примечательно, что льготы, предоставленные царями Сийской обители, подтвердил, сев на престол, Гришка Отрепьев — Лжедмитрий.
5. Грамота Царя и Великаго Князя Василия Иоанновича Шуйскаго об отобрании от крестьян Ракульской волости Гришки Агафонова с товарищи в Кривецкий монастырь захваченной ими спорной земли лета 7114 (1606) июля 18 дня:
От Царя и Великаго Князя Василия Ивановича всеа Русии, на Двину данному старосте Никитке Сидорову с товарищи, да земскому выборному судейки Акинфину Софронову: Бил нам челом с Двины Успения Пречистыя Богородицы Кривецкаго монастыря игумен Антоний на Двинян Ракульскои волости на Гришку Агафоникова, да на Тихонка Яковлева, да на Мишнару Таскаева, да на Мартынка Зиновьева, да на Завьялка Никонова, да на Аверкьева, да на Михалка Григорьева, да на Игнатка Некрасова, да на Янку Офонасьева. А сказали: межи де у них монастырской земле от той Ракульскои волости, от конец поженских дворов по Халусову ручью; а на другой стороне межа повыше Канзуевской деревни, и от той де их Ракульской волости от межи с версту и больше островок Канзуевской и вниз по Двине реке в середине монастырской земли у Канзуевской деревни, и по писцовым книгам Князя Василия Звенигородскаго с товарищи, писан тот островок Канзуевской и с монастырскою Канзуевскою деревнею вместе в монастырских сошках с печишною горною землею, и половину де того островка монастырем пахали собою, да и по ся места пашут, а другую же половину того островка в прошлых годех прежний игумен Мисайло отдавал под пашню сенные покосныя места под хлебную пашню тем крестьянам, которые в сей нашей грамоте имяны писаны, из оброку, оброку с них имал на монастырское церковное строение, с половины островка по три рубля на всякой. И того де игумена Мисаила не стало, и после де того игумена Мисаила в прошлом 110-м году, тою монастырскою землею полуостровком, те крестьяне завладели насильством, и по ся де места владеют самовольством. А в писцовых де книгах половина того островка у тех крестьян в сошках в Ракульской волости не приписана, потому что земля монастырская исконвечная и от их пашен с версту и больше у монастырской Канзуевской деревни, а их пашни Ракульской волости ни с которую сторону не прилегли; и им в том насильстве учинилось убытка платя в нашу казну с той монастырской земли дань и оброк и в службу и в городовые дела со 110-го году по сошному письму доходы и в московской волоките и в просети, и в подграмотных, в подписных и в печатных пошлинах пять рублей с четвертью. И будет так, как нам игумен Антоний бил челом, и как к вам ся грамота придет, а вы б Ракульской волости крестьян Гришку Агасронкова с товарищи, которые в сей нашей грамоте имяны писаны, Кривецкаго монастыря с игуменом Антонием, в той земле в половине островка Канзуевскаго, и во владенье и в убытках судили, и сыски всякими сыскали, да по суду своему и по сыску управу меж ими учинили, и землю спорную отвели по сошной и по старым межам безволокитно. А в чем будет их спор, а вам в том управы меж ими учинити немочьно, а вы 6 тот суда своего и сыску список и истца и ответчиков, во всех место одного человека или дву за поруками прислали к нам к Москве, и велели тот судной список отдати и истцу и ответчиком явитися к чести Диаком нашим, Григорью Елизарову да Нечаю Федорову.
Писана на Москве лета 7114 июля в 18 день. Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Царь и Великий Князь Василий Иванович всея Русии.
6. Грамота Царя Михаила Феодоровича о невзимании с монастырских судов пошлин на Пяндском мыту. Лета 7128X1620) сентября 13 дня:
От Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всеа Русии на Вагу в подвинскую четверть Векошному Федору Насонову. Бил нам челом с Двины Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря игумен Иона с братиею, а сказал Блаженныя памяти Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Русии и по нашим оброчным грамотам платят де они с дву дощаников оброк, которые у них ходят к Вологде с солью для монастырской хлебной нужи, у нас на Москве в Новогородской чети, за всякия наши пошлины и за мыты ежегодно, и по той нашей грамоте во всех городех и тех дощаников всяких пошлин не емлют. И ныне де в Важском уезде на Двине на Пянде учинен и мыт внове, и хотят де на них с тех дощаников имати проезжую пошлину мимо той нашей грамоты. И нам бы их пожаловати, тое наши оброчные грамоты рудити и на Пянде на мыту с тех дощаников проезжия пошлины имати не велети. И как к тебе ся наша грамота придетъ, и ты б Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря игумена Ионы с братиею посмотрел нашей жалованной грамоты. Да будет в грамоте написано так, как нам игумен с братиею бьют челом и той у них нашей грамоты рудити и на Пянде на мыту с тех с двух дощаников проезжия пошлины имати не велел. А прочет сию грамоту отдал бы еси ее назад игумену Ионе с братиею и они держат у себя впред для иных наших приказных людей, а у себя с сей нашей грамоты оставил список слово в слово.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии.
У сей подлинной грамоты на черном воску с изображением единорога печать.
7.Грамота Царя Михаила Феодоровича послушная, коего Важским головам и целовальникам прежних монастырских грамот рудити не велено, лета 7129 (1621) февраля 22 дня:
От Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Русии, на Вагу в Шенкурскую четь сытнаго дворца Стряпчему Дружине Пустобоярову. В нынешнем 7129 (1621) году февраля в 20 день в приказе большаго дворца в памяти за приписью дьяка нашего Семена Головина написано: Пожаловали мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаило Феодорович всеа Русии и отец наш Великий Государь Святейший Филарет Патриарх Московский и всеа Русии, Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Антония Сийскаго монастыря с Двины Богомольца нашего игумена Иону с братиею, велели им дати нашу новую тарханную грамоту, против прежней нашей жаловальной грамоты, 7128 году. И Сийскаго монастыря игумен Иона с братиею били нам челом, что из приказу большаго дворца посланы наши грамоты в городы к воеводам нашим и к диаком, и к приказным людем и к таможенным головам, которые городы ведают и в приказе большаго дворца опричь тех наших грамот, которые учнут приходить из приказу большаго дворца, за приписьми наших дворцовых диаков, ни из которых приказов наших грамот слушать им не велено. И нам бы их пожаловати велети им дати нашу грамоту на Вагу из приказу большаго дворца, чтоб на Ваге у них жаловальныя грамоты ни в чем не рудили, ходили по всем по тому, как у них в нашей жаловальной грамоте написано, и как к тебе ся наша грамота придет и ты б с Двины Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Антония Сийскаго монастыря у игумена Ионы с братиею, нашей жаловальной грамоты никому ни в чем рудити не велел, а велел им ходити во всем по тому как у них в нашей жаловальной грамоте написано. А прочет сю нашу грамоту отдал ее назад Сийскаго монастыря старцом, или служкам, кто к тебе сю нашу грамоту привезет, и они удержат у себя вперед для иных наших приказных людей и таможенных голов и мытных целовальников, а у себя с сей нашей грамоты оставил список слово в слово.
Писана на Москве лета 1729 февраля 22 день.
Сия подлинная грамота подписана на обороте так: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии.
Скрепил оную дьяк Федор Лихачев.
Справил подьячий Игнашка Лукин.
У сей грамоты печать на черном воску с изображением единорога.
8. Грамота царя Алексея Михайловича подтвердительная о дозволении безпошлинно продавать монастырское сало и рыбу, и на те деньги покупать хлебные и другие запасы по прежнему 7155 (1647) марта 13 дня.
От Царя и Великаго Князя (Алексия Михайловича всеа Русии на Вологду, на Двину в Каргополь, в Кольский острог, боярину и воеводам нашим и диаком и приказным людем. Били нам челом с Двины Живоначальныя Троицы Антониева монастыря игумен Феодосии с братиею: по жаловальной де грамоте блаженныя памяти отца нашего Великаго Государя Царя и Великаго Князя, Михаила Феодоровича всеа Русии, привозили они на Двину и на Вологду и в иные городы из своих монастырских морских промыслов рыбу и сало ворванье, и иные монастырские обиходы на продажу, а продав рыбу и сало и иные монастырские обиходы, и на те деньги купили на Двине и на Вологде и в иных городех и на монастырский обиход воск, ладон, мед и хлебные всякие годовые запасы безпошлинно, и за те пошлины и за десятину и за ямские доходы платят они на Москве в нашу казну в Новгородской чети оброк на срок на Сретеньев день, и в прошлом же в 154 году блаженныя памяти отца нашего Великаго Государя Царя и Великаго Князя, Михаила Феодоровича всеа Русии жаловальная грамота у них на наше государское имя подписано, а велено ходить о всем по тому ж, как в той жаловальной грамоте написано; а ныне де у Архангельскаго города и на Холмогорах и на Вологде и в иных городех, наши таможенные головы и целовальники, с их монастырской привозной рыбы и сала и с иных монастырских обиходов и с продажи и с хлебных покупных запасов и со всяких годовых обиходов, с покупки, что они купили про монастырский обиход, наши всякие таможенные пошлины и десятину у них емлют и той де пошлинной и десятинный и оброчный платеж учинился им вдвое. И нам бы их пожаловати не велети б отца нашего блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Русии жаловальной грамоты, которая подписана на наше государское имя, нарушить л о том велети б им на Двину и на Вологду и в иные городы, дать нашу послушную грамоту, чтоб впред на Вологде и на Двине и в иных городех, рыбу и сало и иные монастырские обиходы продавать, и на те деньги покупать в монастырь хлебные запасы, и всякие монастырские годовые обиходы по прежнему безпошлинно, чтоб нашему богомолью от тех пошлинных и десятинных и оброчных двойных платежев в конце не оскудеть, а им от обещания врознь не разбрестись. И по городам боярину и воеводам и приказным людем, Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря отца нашего блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа Русии жаловальной грамоты, которая на наше государское имя подписана таможенным головам и целовальникам и всяким пошлинникам рудити не велети, до нашего указу, опричь нашия соляныя новыя пошлины, каков от той соляной пошлине наш указ послан во все городы из приказа нашия большия казны; а сколько Сийскаго монастыря с покупных хлебных запасов и со всяких годовых обиходов с покупки, а с рыбы и с сала и с иных монастырских обиходов с продажи в котором году на Двине на них таможенных всяких пошлин взять доведется, а вы бы то велели таможенным головам писати в таможенный книги ежегод имянно особою статьею, чтоб нам про то имянно было ведано. А пропитая сию грамоту и списывая с нее списки слово в слово оставляли бы есте у себя по городам, а подлинную сю нашу грамоту, отдавали бы есте Сийскаго монастыря старцам и слугам, кого они с сею нашею грамотою учнут по городам посылать, и они сее держат у себя вперед для иных наших бояр и воевод и приказных людей.
Писан на Москве лета 7155 марта в 13 день.
На обороте сей подлинной грамоты подписано так: Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всеа Русии.
Скрепил оную: Диак Никифор Демидин.
Справил: Левка Лукин.
У сей грамоты чернаго воску печать небольшая помята.
9. Грамота Царя Алексия Михайловича проезжая, коею не велено имать с игумена, со старцов и с монастырских крестьян проезжих пошлин 7159 (1651) марта 12 дня:
От Царя и Великаго Князя |Алексея Михайловича всеа Русии от Великаго Новагорода и до Холмогор, и до Устюга Великаго, и до Тотьмы, и до Вологды, и до Ярославля, и до Переяславля Залескаго, и до Москвы, по городам боярину и околничнему, и воеводам нашим, и диаком, и всяким приказным людем, и таможенным головам и целовальником, бил нам челом Двинскаго уезду Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря игумен Феодосии с братиею, по нашему указу ездят они к нам к Москве памяти Чудотворца Антония со святынею и бити нам челом о всяких монастырских нужд и посылают старцов и служек зимою на возех, а летом верхом, и в телегах, и водяным путем и в крытых судех и в малых лодках в свои соляные и в рыбные промыслы, и таможенные де головы и целовальники и мытчики и перевозные и мостовые откупщики и всякие пошлинники, на заставех и на мытех их задерживают и всякие проезжие пошлины перевозное и мостовщину и с людей головщину емлют и от их де задержки чинятся им убытки великие, и нам бы их пожаловати велеть в Великом Новгороде, и на Холмогорах, и у Архангельскаго города, и на Устюге великом, и на Тотьме, и на Вологде, и в Ярославле, и в Переяславле Залеском, и в иных городех таможенным головам и целовальником и помытом мытчиком и на реках перевощиком и мостовщиком и откупщиком и всяким пошлинником на заставах и на мытах и на реках и на мостах их держати, и проезжих пошлин и перевознаго и моставщины, и с людей головщины имать не велел, и велети б их зимою на возех, а летом верхом и в телегах и водным путем и в простых судех и в малых лодках с рыбою и с солью и со всякими монастырскими обиходы пропущать везде без задержания, и о том велети им дать нашу проезжую грамоту. И мы Двинскаго уезду Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря игумена Феодосия с братиею пожаловали в Великом Новгороде и у Архангельскаго города и на Холмогорах и на Устюге великом и на Тотьме и на Вологде и в Ярославле и в Переяславль Залеском и в иных городех таможенным головам и целовальником и по мытом мостовщиком и на реках перевощиком и мостовщиком и откупщиком и всяким пошлинником и на заставах и на мытах, и на реках и на мостах их держати и проезжих пошлин и перевознаго и мостовщины и с людей головщины, имать не велели, а велели их зимою на возех, а летом верхом и в телегах, и водяным путем и в крытых судех, и в малых лодках с рыбою и с солью и со всякими монастырскими обиходы пропущать везде без задержания, и боярину и окольничему и воеводам нашим, диаком и таможенным головам и целовальником и откупщиком, и по мытом мытчиком и по перевозом и всяким пошлинником, Сийскаго монастыря игумена Феодосия с братиею, как они придут из монастыря к нам к Москве, о памяти чудотворца Антония со святынею по монастырских нуждах нам бити челом в Великом Новгороде и у Архангельскаго города и на Холмогорах и на Устюге великом и на Тотьме и на Вологде и в Ярославле и в Переяславль Залеском и в иных городех и на заставах и на мытах и на реках и на мостах их не держати, и проезжих пошлин и перевознаго и мостовщины и с людей головщины имать не велети, а велети их зимою на возех, а летом верхом и в телегах и водяным путем и в крытых судех и в малых лодках с рыбою и с солью и с всякими монастырскими обиходы пропущать везде без задержания. А прочитая сю нашу грамоту велети списывати списки слово в слово, да те оставляти у себя, а сю нашу грамоту отдати Сийскаго монастыря игумену Феодосию или старцом и служкам, которые из монастыря посланы будут.
Писана на Москве. Лета 7159 марта 12 день.
На подлинной грамоте на обороте написано так: Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всеа Русии.
У сей грамоты чернаго воску печать с гербом, помятая.
10. Грамота Царя Алексия Михайловича послушная о дозволении покупать всякия запасы по городам безпошлинно, и о неправеже пошлин за прошлые годы. Лета 7164 (1656) февраля 22.
11. Грамота Царя Алексия Михайловича послушная о дозволении написать в монастырь Св. иконы иконописцу Федорусольцу 7168 (1660) марта 1-го:
От Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всеа великия и малыя и белыя Русии Самодержца по городом воеводам нашим и диаком и всяким приказным людям, били челом нам Великому Государю Двинскаго уезду Антониева Сийскаго монастыря игумен Калинник с братиею в прошлом де в 167 году воле Божиею погорел у них монастырь до основания и в церквах Божиих образа и всякое церковное строение выгорело, а иконных мастеров в монастыре у них нет, и на Двине нанять не кого, а есть де иконописец на Устюге Федор Усолец и без нашего де Великаго Государя указу ехати к ним в Сийский монастырь для иконнаго письма не смеет; и нам бы Великому Государю пожаловати его игумена с братиею, велети б того мастера Федора, где его могут сыскать взять им в монастырь для иконнаго письма, а они ему за работу деньги платят, а покамест он Федор у них в монастыре иконы пишет, не велети б его Федора к нашему делу спрашивать, и велети б о том дать нашу Великаго Государя грамоту, и по городам воеводам нашим и диакам и всяким приказным людем, где Сийскаго монастыря старцы и слуги того иконника Федора Усольца найдут, и ему Федору вольно к ним в монастырь для иконнаго письма ехать и давать ему за труды его могорец. А как отделается и его из монастыря отпустить, а прочитал сее нашу Великаго Государя грамоту, отдавали б Сийскаго монастыря старцам и слугам, кого они с сего нашего Великаго Государя грамотою пошлют.
На сей подлинной грамоте на обороте написано так: Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всеа великия и малыя и белыя России Самодержец.
Скрепил оную диак Дмитрий Шубин.
У сей грамоты чернаго воску печать с гербом помятая.
12.Грамота Царя Алексия Михайловича, тарханная о неплатеже монастырю при всяких покупках и продажах в пошлину десятой деньги 7182 (1674) сентября 17 дня.
От Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца на Вологду на Устюг Великий, на Двину, в Кевроль и Мезень, в Кольский острог боярину нашему и воеводам и диакам и приказным людем, в приказ прихода в Вологодских окладных книгах за руками окладчиков гостинные сотни Ивана Железнаго с товарищи, прошлаго года написано Сийскаго монастыря на дворе четыре анбара, десятой деньги взято семь рублей шестнадцать алтын четыре деньги, а в жаловальных грамотах отца нашего блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа России Самодержца и деда нашего блаженныя памяти Великаго Государя Святейшаго Филарета Никитича Патриарха московскаго и всеа России 129 году и в наших Великаго Государя грамотах 175 и 180 годов, каковы выданы Сийскаго монастыря написано: Как Сийскаго монастыря четыре дощаника ходят, которые подымают по пятьдесят по шести тысяч пудов соли, велено пропускать с Двины к Вологде, а с Вологды с хлебными запасами и со всякими монастырскими обиходы на Двину по прежним жаловальным грамотам безпошлинно и без всякия зацепки, а задерживать их и с людей головщины имать и судов мерять не велено, чтоб им от маловодия теми дощаниками нигде простою и убытков не было, также и старцы и слуги и крестьяне, как учнут в Кольский острог и к Архангельскому городу, и на Холмогоры, и на Вагу и на Устюг великий и на Тотьму и на Вологду с морских промыслов в лодьях с монастырскими запасами с солью, и с рыбою и с салом ворваньим и со всяким обиходом с Мурманскаго и из Варзуги и из Золотицы, из Полунскаго и из Неноксы, и с Моржеваго усолья приезжать и учнут те монастырские обиходы в городех и уездех менять и продавать на запасы, на воск, на ладон, на фимиам, на вино церковное, на одежду и на обувь и на всякия монастырские обиходы и с тех их Сийскаго монастыря запасов что купят, или что продадут наших Великаго Государя таможенных пошлин и десятины не имать, потому что за всякия наши Великаго Государя таможенные пошлины и за десятину Сийскаго монастыря игумен с братиею с монастырския вотчины и со всяких угодий и с дощаников соляных платят на Москве еже лет оброчных денег по сту по пяти рублей по пятнадцати алтын по три деньги на год. И ныне били челом нам Великому Государю с Двины Живоначальныя Троицы Антониева Сийскаго монастыря игумен Феодосии с братиею, блаженныя де памяти отца нашего Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всеа России Самодержца, и деда нашего блаженныя памяти Великаго Государя Святейшаго Филарета Никитича Патриарха Московскаго и всеа России и по нашим Великаго Государя жаловальным грамотам посылают они старцев и монастырских своих служек и крестьян и бобылей и работных наемных промышленных людей с монастырскими хлебными и всякими запасы, и покупать палтосины, трески, семги и всякия рыбы и ворваньих кож и сала и всякаго зверя промышлять и в прошлом 181 году по нашему Великаго Государя указу посланы из приказу большаго приходу наши Великаго Государя грамоты в годы, в которых их промыслы ведомы на Вологду, на Устюг Великий, на Двину в Кевроль и в Кольский острог. Велено с промыслов и с промышленников сбирать десятая деньга, и сборщики де с монастырских их крестьян и бобылей и с наемных работных промышленных людей, которые посылаются в Золотицу и Мурманское и Пулонской и Кетской и Канин и Моржевец и во всякия морския и речныя промыслы, с рыб и с кож и с сала и с соли и со всяких их промыслов, и по десятую деньгу хотят имать сильно, а их де промышленников и промыслов окладывать не доведется; потому что соль и рыба, кожи и сало и всякия обиходы идут на Холмогоры и на Устюг, и к Вологде и к Москве и в иные городы; а продавать и менять и покупать вместо милостины велено безпошлинно, и пятой и десятой с соли и со всяких промыслов в прошлых годех с иных не имывано, потому что за пошлины и за десятины в Новгородском приказе платят оброк по вся годы. И в прошлом 181 году по их челобитию с монастырской их соли и с анбаров пятнадцатой деньги потому ж имать не велено. И нам Великому Государю пожаловати б их Богомольцев наших, не велеть с монастырских их угодий и с крестьян и с бобылей и наемных работных промышленных людей, с запасов и с обиходов, и с соли и с рыбы и с ворваньих кож и с сала и со всяких их промыслов, и с анбаров и с дворников, ныне и впредь пятые и десятые и пятнадцатые деньги имать, чтоб им из монастыря к Москве в ездах и в волокитах и убытках великих не быть, а кроме де того питаться им ни чем, и о том бы им в городы и к воеводам дать нашу Великаго Государя грамоту с прочетом. И мы Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя России Самодержец, Сийскаго монастыря игумена Феодосия с братиею пожаловали по прежним жаловальным по сей нашим Великаго Государя грамотам, на Вологде, на Устюге Великом, на Двине в Кевроли, в Кольском остроге боярину нашему и воеводам и диаком и всяким приказным людем и десятинным сборщиком, Сийскаго монастыря с анбаров и с крестьян и с дворников и с наемных промышленников и с работников и с торгов, с соли, с морских и со всяких промыслов, с рыбы и с сала и с хлеба и с монастырских запасов, которые они продают, и на те деньги покупают всякия монастырския обихрды, десятою деньгою окладчиков окладывают, и имать не велели, потому что анбары у них поставлены про всякия монастырския запасы, а соль и рыбу и сало продадут и меняют на хлебные и на всякия монастырския обиходы. А прочитал сю нашу грамоту Великаго Государя, отдать Сийскаго монастыря игумену, по городам велеть списывати списки, да те списки оставлять по городом в съезжих избах, а сю нашу Великаго Государя грамоту и старцам и слугам впредь для иных бояр наших и воевод и диаков и приказных людей и окладчиков.
Писан на Москве лета 7182 сентября в 30 день.
13. Грамоты Патриархов Всероссийских.
Филарета Никитича.
Игумену Ионе о том, чтоб два престола в одном алтаре не ставить, и чтоб монахи в мирских домах не жили и мирских треб не исправляли. 7129 (1621) года марта 8 дня.
Тому же игумену о дозволении купить в Неноксе варницу соляную, о пожаловании им Патриархом на покупку оной 100 в вечное свое поминовение. 7130 (1622) года июля 3 дня.
Тому же игумену, с приписанием свидетельства Александрийскаго и Иерусалимскаго Патриархов об оставлении в молитве при освящении Богоявленской воды прилога и огнем и о замазании слова сего чернилом в потребниках и служебниках при нем Патриарх напечатанных. 7134 (1626) года декабря 9 дня.
Тому же игумену, при которой послан к троицкому местному образу серебряной золоченной, деланный в Москве чрез его Патриарха из монастырскаго серебра и золота с приложением к большему украшению и его Патриаршей казны оклад. 7136 (1628) года апреля 18 дня.
Тому же игумену, повелевающая в Петров пост поститься всем, кроме недели и субботы и есть сухоядение поединожды на день, также в пост Богородицы, и молитися в церкве и келейне о победе на сопостаты. 7139 (1631) года июня 8 дня.
Тому же игумену, об отправлении молебных пений о победе на супостаты Владислава Жигимонтовича и Ляхов. 7140 (1632) года августа 15 дня.
Иосифа Патриарха.
Игумену Феодосию о побитых под Псковом чиновных воинах и о помиловании их, с вписанием в синодики по всей патриархии, по приложенной росписи имян их. 7159 (1651) года октября 2 дня.
Игумену Феодосию о избрании с Двины попа и дьячка и посылке их на Новую землю для богослужения. 7180 (1672) года.
Афанасию Архиепископу Холмогорскому об учреждении в Списком монастыре архимандрии, и о произведении в архимандрита казначея Иеромонаха Никодима, с дозволением служить ему и прочим по нем Архимандритам в среброкованной шапке. 7200 (1692) года.
Митрополитов Новгородских.
Никона Митрополита.
Игумену Феодосию о объявившихся мощах в городе Архангельске и об изследовании об оных. 7158 (1650) года.
Иакима Митрополита.
Игумену Феодосию о принятии на покой в Сийский монастырь Крестнаго монастыря бывшаго Архимандрита Сергия с тем, чтоб ему Архимандритская не священствовать, а в монастырскую службу куда годится посылать, только без оскорбления. 7182 (1674) года генваря 13 дня.
Корнилия Митрополита.
Грамота Преосвященнаго Корнилия Митрополита Новагорода и Великих Лук о перевезении из Поморья из ручья, в Сийский монастырь мощей пустынножителей: Священноинока Исайи и священноиерея Никанора.
От Преосвященнаго и Первопрестольнаго Афанасия, Архиепископа Холмогорскаго и Важескаго, Антониево Сийскаго монастыря игумену Феодосию, в прошлых годех по указу Преосвященнаго Митрополита и по грамоте.
Никона Митрополита Новгородскаго игумену Феодосию о объявившихся мощах в г. Архангельске Евфимия, игумена Архангельскаго монастыря и об изследовании оных, 7188 (1680) у Архангельскаго города, в городе свидетельствовал ты, игумен, и переносил кости Преподобнаго Евфимия, и образ велел писать, и ныне мы Преосвященный Архиепископ быхом у Архангельскаго города и видехом гроб его и писанные на досках образы его, а достовернаго свидетельства об нем Евфимии не видихом, по какому указу свидетельствован и как повелено образ его писати. И как к тебе ся наша Преосвященнаго Архиепископа грамота придет, и ты б Преосвященнаго Митрополита грамоты и свидетельство о преподобном Евфимии, и все подлинное об нем писание прислал к нам Преосвященному Архиепископу на Холмогоры с своим монастырским нарошным человеком, и велел подать нам Преосвященному Архиепископу в Крестовой.
Грамота Первопрестольнаго Афанасия Архиепископа Холмогорскаго и Важескаго. Поститься от утра до вечера и молитися о победе на враги и продолжать до возвращения с службы Великих Государей и христолюбиваго воинства. 7195 (1687) года июля 18 дня.
Архимандриту Никодиму, коего с грамоты Святейшаго Кир Адриана Патриарха, велено немедленно прислать в Москву в корабельное строение прежняго недобору денег 38 р., 27 алтын 2 деньги, да в платеж в приказ за медь и медныя пушки 398 р., 32 алтына, 4 деньги, и вновь собрать по алтыну с двора.7208 (1700) года июня 28 дня. Указать об описании на Государя пушек, ружей и других воинских снарядов.7209 (1701) года.
С прописанием Высочайшаго указа Государя Царя Петра Алексиевича о немедленной присылке к Москве на пушечный двор из всех монастырей медных пушек. 7209 (1701) года января 15 дня.
С прописанием Высочайшей Грамоты Государя Царя Петра Алексиевича о немедленной присылке к Москве на пушечный двор из Архангельских домов и монастырей поваренной и столовой посуды красной меди в пушечное и мортирное литье в прибавку к колоколенной меди. 7209 (1701) года октября 20 дня.
Указ с прописанием Высочайшаго указа Государя Царя Петра Алексиевича о поспешном строении Новодвинской крепости у города Архангельска, Архангельскими и Холмогорскими посадскими и всяких чинов людьми, также Государевыми, Архиерейскими и монастырскими крестьянами, с помощью жителей четырех городов: Каргополя, Чаронды, Кевролы и Мезени, под главным распоряжением Боярина и Воеводы Князя Алексия Петровича Прозоровского. Также об отписании на Государя к сему строению всех, какия у кого имеются в наличии каменные припасы, с повелением немедленно поставлять оные при наступлении зимы на место строения, и о взыскании на сие строение со всех Государских и сельских жителей, по переписаным книгам, по полтине с двора. 7209 (1701) года марта 12 дня.
Указ с прописанием Высочайшаго указа, о взятии монастырских судов для проважения бутоваго камня Архиерейскими и монастырскими крестьянами к строению Новодвинской крепости, и о сборе с монастырских крестьян и бобыльских дворов по шести четвериков с двора муки ржаной на провиант для Свейской службы. 7209 (1701) года марта 29 дня.
|