Минина, Т. В. Антониево-Сийский монастырь // Минина, Т. В. Тихая моя родина, или Емецк и его округа.— [2-е изд., доп.].— М.: ООО «Соверо-Принт», 2001.— С. 58–68.
У крестьянина Киехты (Кехты, деревни бывшего Холмогорского уезда) родился сын Андрей. Среди остальных детей Никифора благообразнее и даровитее Андрея не было. Он был научен книгам, иконному художеству. В 25 лет он остался без родителей и переселился в Новгород. Жил у своего родственника, боярина, управлял его хозяйством. Здесь он и женился на дочери хозяина. Жена Андрея прожила после этого только один год и умерла, а вслед за ней умер ее отец. Андрей, ища уединения, решил уйти в монастырь, что на реке Кене, впадающей в Онегу. Жил в Кенском монастыре, где был возведен в сан иеромонаха (монах-священник). Однако даже монашеская жизнь оказалась слишком суетной для него.
И вот Антоний и с ним два инока пустились в путь. Шли они непроходимыми дебрями, пока не пришли к р. Шелексе, притоку Емцы. Здесь, возле реки, у Черного бора, монахи решили остановиться и поселиться. Здесь они построили церковь во имя Святого Николая и кельи вокруг; затем к ним присоединились еще 4 монаха. Семь лет жили они в этом уединении'.
Местные жители всячески старались воспрепятствовать дальнейшему строительству, возникновению монастыря. Крестьяне знали, что им несладко будет жить рядом с монахами, которые могут отобрать у них пахотную землю, сенокосные угодья, а самих их приписать к монастырю. Учтя все это, крестьяне прогнали монахов с выбранного места.
Антоний вынужден был снова идти на поиски удобного места для поселений и, как свидетельствует история монастыря, долго ходил с места на место. На своем пути, по преданию, он встретил жителя Емецкого стана. Крестьянин Самуил из деревни Брусачихи отправился в лес. У Угловатого озера он увидел золящихся монахов. Крестьянин испугался и хотел убежать, но так как монахи ему ничем не угрожали, подошел ближе. Те - спросили, где есть подходящее место для обители. Самуил указал на полуостров на Михайловском озере, куда монахи и направились. Там они построили часовню и хижину. Среди этих монахов был и Антоний, который считается основателем обители.
Полуостров на Михайловском озере, куда пришли монахи,— красивейшее место. Через озеро протекает р. Сия, открывая живописные виды во всей их первозданной нетронутой дикости. Изредка сюда приходили окрестные жители для охоты и ловли рыбы.
На новом месте монахи долго голодали и уже намеревались покинуть полуостров, когда к ним пришел странник, принесший с собой хлеб, деньги. Монахи появление этого странника немедленно приписали «помощи Божьей». Вскоре была построена деревянная церковь. Но тут монахов постигло несчастье. Пономарь оставил в церкви горящую свечу, от которой церковь сгорела. И вот опять свершилось «чудо»: из пламени пожарища вынесли невредимую икону живоначальной Троицы. Ее монахи обязательно показывали всем приезжающим на богомолье.
После этого Антоний послал двоих своих помощников в Москву, к князю Василию Ивановичу, с челобитной. По ходатайству Антония было разрешено открыть обитель, на что была выдана надлежащая жалованная грамота. Кроме того, князь повелел владеть землей вокруг монастыря.
В 1520 году был открыт монастырь в 15 верстах (примерно в 19 км) от Емецка, который в жизни Двинской земли, в частности Емецка и его окрестностей, сыграл важную роль. Монастырь постепенно разрастался, число монахов увеличивалось и возросло до 50-ти человек. В 1541 году монастырь снова обратился к Московскому князю с челобитной об увеличении, расширении земельных угодий. В 1544 году по повелению князя монастырю отвели «круг его лесу, и пашен, и лугов, и всяких угодий на три стороны от монастыря, к Емце да к Сие, да к Ваймуге по три версты в длину, а на четвертую сторону, к Каргополю, всяких угодий, и лесу, и пашен, и пожен, и озер на пять верст». Земли эти были освобождены от налогов и пошлин.
Один из почитателей монастыря в это время пожертвовал на Исаковой горе (ныне там Исакогорка — район в пригороде Архангельска) участок, где оказался соляной источник. Князь в 1546 году отдал этот источник монастырю и разрешил там сделать варницу для выварки соли, на пять лет освободив монастырскую соль от пошлины. Через десять лет, в 1556 году, монастырю были приписаны соляные варницы в Уже, Неноксе, он получил соляные варницы в Моржегорском усолье, а также новые земли.
К тому времени монастырь настолько разбогател, что имел во многих местах своих приказчиков, которые занимались скотоводством, земледелием и продажей монастырской соли. Монастырь получал всяческую поддержку от патриарха и Московского князя.
Антоний, имеющий уже сан игумена и будучи еще силен и крепок здоровьем, избегая молвы и почестей и, опять-таки, ища большого уединения, выбрал на свое место инока Феогноста, а сам тайно от всех пошел вверх по красивой реке Сие до озера Дудницы, где был прекрасный остров, в трех верстах от обители. Здесь он построил себе хижину и часовню с образом Николы.
Но и на этом не успокоился Антоний. Он вновь бросил все и вновь отправился в путь. За пять верст от первого пристанища он облюбовал красивое место у озера Падун. Здесь, в месте, огражденном горами, покрытыми темным, непроходимым лесом, Антоний поставил себе уединенную хижину, около которой росло 12 берез. Смастерил себе небольшой плот, с которого удил рыбу и при этом обнажал себе голову и плечи, отдавая их на съедение насекомым4.
Два года провел в этих пустынях Антоний, и когда Феогност оставил игуменство, он снова вернулся в монастырь. Когда достиг он глубокой старости и стали удручать многие болезни, частью от преклонных лет, частью от напряженных подвигов, Антоний назначил строителем инока Кирилла, а на свое игуменское место — Геласия.
7 декабря 1557 года Антоний умер. На Сию он пришел сорока двух лет, а тридцать семь провел здесь в подвижническом житии и лощениях.
Сийский монастырь был опорой Московского государства на Двинской земле. Особенно благоволил ему царь Иван Васильевич
Грозный. С целью поднятия значения обители власти только через 23 года после смерти Антония канонизировали его в «преподобные».
Земельные угодья монастыря еще больше расширились. Ему были переданы земли Сии — до шести верст, в сторону Емцы — на пятнадцать, к Каргополю — на пятьдесят верст.
После смерти Антония в монастыре начался разброд, неполадки между монахами, которые почувствовали волю и отсутствие твердого руководства. Монастырские крестьяне стали роптать против монастыря и монахов, на которых они работали. Даже емецкий поп Харитон высказал «хулу про Антония», за что якобы был поражен слепотой.
В 1577 году в монастыре появился сильный характером человек — игумен Питирим, который навел порядок и примирил монахов. Он приказал составить жизнеописание Антония, которое и было обработано старшим сыном царя Ивана Васильевича, была составлена специальная служба, посвященная Антонию.
Царь возвеличил Сийский монастырь как оплот своего господства на Севере, дал монастырю много льгот и привилегий. Он освободил монастырские земли («обелил») от поземельных налогов, дал особую грамоту о том, что игумен монастыря и монахи никем не могут быть судимы, кроме самого царя. За все время Иван Васильевич выдал монастырю деньгами и другими ценностями на 1967 рублей 8 алтын и 2 деньги, много одежды, сосудов, книг и икон. Много помогал монастырю и сын Ивана Васильевича Федор Иванович.
В 1593 году монастырь сгорел. Царь помог восстановлению построек путем сложения с монастыря налогов.
В 1595 году была издана грамота о возможности судить монастырских крестьян только с участием монастырского старца. Вторая грамота говорила о несуждении игумена, монахов и крестьян монастыря.
Сийский монастырь использовался Московским правительством в качестве места ссылки и заключения неугодных ему лиц. В 1599 году сюда был выслан по приказанию царя Бориса Федоровича Годунова боярин Федор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Федоровича, ставший впоследствии патриархом всея Руси.
С. В. Максимов пишет: «В 1601 году привезен был сюда... боярин, по народному преданию, вечером. Благовестили к вечерне. Кибитка остановилась у соборного храма. Пристав боярина Роман Дуров пришел в алтарь, оставив боярина Федора у дверей. Кончилась вечерня. Игумен Иона со всеми соборными старцами вышел из алтаря и начал обряд пострижения: к нему подвели привезенного боярина.
Боярин был уведен на паперть; там сняли с него обычные одежды, оставив в одной сорочке. Затем привели его снова в церковь, без пояса, босого, с непокрытой головой. Пелись антифоны, по окончании которых боярина поставили перед святыми дверями, велели ему творить три «метания» Спасову образу и затем игумену. Иона спрашивал по уставу:
— Что приде, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святой дружине сей?
Боярин, безмолвствовал. За него отвечал пристав Роман Дуров. И на все дальнейшие вопросы, которые задавал игумен Иона, отвечал пристав. После ответов на вопросы следовало оглашение малого образа (мантии), говорилось краткое поучение, читались две молитвы.
Новопостригаемый боярин продолжал рыдать неутешно. Но когда игумен по уставу сказал ему: «Приими ножницы и даждь ми я»,— боярин не повиновался. Многого труда стоило его потом успокоить. На него после крестообразного пострижения надели нижнюю одежду, положили параманд, надели пояс. Затем обули в сандалии и, наконец, облекли в волосяную мантию со словами:
— Брат наш Филарет приемлет мантию, обручение великого ангельского образа, одежду нетления и чистоты во имя Отца и Сына и Святого Духа.
— Аминь!— отвечал за Филарета пристав.
С именем Филарет новопреставленный старец отведен был в трапезу, не получал пищи во весь тот день и, после многих молитв, за литургию следующего дня приобщен был святых тайн как новый член Сийской обители.
О дальнейшем пребывании в монастыре и о строгости заключения можно судить по тому, что царь остался недоволен первым приставом Романом Дуровым и прислал на место его другого
пристава — Богдана Воейкова. Этот обязан был доносить обо всем, что говорит новопостриженный боярин, не позволять никому глядеть на оглашенного изменника, ходить близ того места, где он был заключен... Монастырь был строго заперт от всех богомольцев, и никто не мог принести Филарету вести о его родных, хотя вести эти в то время могли быть и не радостны.
Жену его, Ксению Ивановну, также постриженную (с именем Марфы) сослали в один из заонежских погостов; мать ее, тещу Филарета, Шатову,— в Чебоксарский (Никольский) девичий монастырь; братьев Александра — в Усолье-Луду к Белому морю, Михаила — в Ныробскую волость, в Великую Пермь, Ивана — в Пелым, Василия — в Яренск; зятя его, князя Черкасского Бориса, с шестилетним сыном Филарета Михаилом (будущим царем) — на Белоозеро. Вотчины и поместья опальных раздали другим; дома и недвижимое имение отобрали в казну. Один из братьев Филарета, Василий (сосланный в Яренск), после многих мучений от пристава Некрасова, и соединенный в Пелыме с братом Иваном, скончался от долговременной болезни 15 февраля 1602 года. Михаила Никитича, отличавшегося дородством, ростом и необыкновенною силой, сторожа, по преданию, уморили голодом. Александр Никитич умер от горести и от скудности содержания. Иван, лишившийся владения рукою и едва передвигавшийся от недугов ноги, первый получил смягчение приговора: ему царь в 1602 году милостиво указал ехать в Уфу на службу, оттуда в Нижний Новгород и, наконец, в Москву. За ним оставлен был надзор, но уже без имени злодея. Смягчен был приговор и над Филаретом».
В 1605 году, после шести лет ссылки, Федора Романова освободил Лжедмитрий I. Надо попутно отметить, что игумен монастыря Иона, старался всячески облегчить участь опального боярина. Памятуя это, впоследствии митрополит Филарет, Федор Романов, неоднократно оказывал монастырю помощь и доверие.
Игумен Иона умело использовал это положение. Он послал «Дмитрию Ивановичу» челобитную с рядом просьб. 14 сентября 1605 года Лжедмитрий в ответной грамоте подтвердил старые льготы и добавил еще свои. Также следует отметить и то обстоятельство, что во времена игумена Ионы к монастырю был приписан ряд мелких монастырей, в том числе и Емецкий мужской монастырь.
В 1619 году митрополит Филарет уполномочил монастырь управлять всей патриаршей и митрополичьей, сбором церковной дани и других церковных пошлин по всей северной области, входящей в Московское царство. Монастырю поручались следственные дела, наблюдения и даже розыск преступников и опальных лиц. Филарет много помогал монастырю материально, делал подарки и пожертвования, а монастырь выполнял личные поручения митрополита. Таким образом, при игумене Ионе Сийский монастырь по сути дела являлся управителем края в духовных делах и принимал немалое участие в делах государственных.
Сийский монастырь был довольно крупным. В 1644 году в нем .было 153 монаха. После очередного пожара в 1658 году отстроится ему помогло Московское правительство. Монастырь богател. В 1667 году ему были даны рыбные промыслы на островах Орлово и Сосновец, а через семь лет — пожни в деревнях Покшинской, Хоробрицкой и Челмохотской .
При игумене Феодосии монастырь выполнял обязанности духовно-правительственного органа. Он объявлял о различных событиях, собирал разного рода грамоты, объявлял о поимке воров и беглецов. В 1691 году монастырю предписывалось «сыскать накрепко» раскольников, присылались сюда также иноземцы для приготовления их к крещению в православную веру. Большую помощь монастырю оказывал патриарший казначей Паисий, который сам в прошлом был монахом Сийского монастыря. Он помог отлить колокол, прислал сосуды, евангелия, иконы, а в 1694 году своим завещанием отказал монастырю четыре сундука имущества. В одном из них оказалось Евангелие «Апракос» размером в большой александрийский лист, писанный крупным уставом конца XVII века на 994 страницах, в сафьяновом переплете. Каждая страница этого Евангелия была украшена миниатюрными рисунками, писанными на полях и в тексте красками и золотом. Всего в книге было до трех тысяч таких рисунков. Это Евангелие представляло большую ценность.
Описывая помощь, оказываемую монастырю, следует заметить, что и сам монастырь в трудные для России годы не оставался в стороне. Так, в 1631 году во время войны с Польшей монастырь отписал правительству на содержание ратных людей из своей монастырской казны 250 рублей. В 1701 году Московское правительство привлекло монастырь и его крестьян к строительству Ново-Двинской крепости.
В 1764 году правительство Екатерины II отобрало у монастырей все земли и угодья. Сийский монастырь был приписан ко второму классу. За ним были оставлены на Шараповом селе, в 15 верстах от монастыря, напротив Емецка, скотный двор и небольшой при нем участок пахотной земли, семь десятин сенокоса и озеро Дудницы для ловли рыбы. Однако через 30 лет император Павел Петрович передал монастырю мельницу на р. Сие и 30 десятин земли (примерно 33 га).
Восемнадцатый век для Сийского монастыря, как и для большинства других монастырей, был периодом упадка.
В 1853 году, во время Севастопольской войны, в Списком монастыре хранилась ризница Соловецкого монастыря.
Здесь даны только некоторые исторические справки, чтобы иметь представление об этом важном оплоте церкви для Московского царства на Севере России, Двинской земле. Но ограничится этим недостаточно. Дело в том, что Сийский монастырь был не только духовным и административным, но и крупным экономическим и культурным центром нашего края.
В монастыре была своя большая библиотека. В числе книг были и мирские, и новинки русского просвещения. Здесь специальные писцы занимались переписыванием книг. Во второй половине XVII века в монастыре была открыта собственная типография. В ней напечатано не так много книг, но примечательно то, что все они хорошо отпечатаны и оформлены. Здесь была открыта иконописная школа. Сийский монастырь славился иконописным делом, оно было доведено до совершенства. Именно здесь была выработана сложная и тонкая техника иконописи, в этом деле применялось разделение труда.
К этому времени относится возникновение интересного памятника русского живописного дела, так называемого иконописного подлинника. Подлинники — это своего рода руководство по иконописи. Сийский подлинник — собрание исполненных на бумаге рисунков икон и отдельных изображений, насчитывающее более пятисот листов. В конце XVII века листы были систематизированы и собраны в тетради знатоком иконописного дела Никодимом, который работал в монастыре.
Оживление художественной деятельности в монастыре проявилось не только в иконописи. В 1672 году здесь были отпечатаны святцы, представляющие выдающееся явление в искусстве русского книгопечатания.
В монастыре работали и учились холмогорские живописцы: протопоп Федор Васильевич Струнин, его дядя Алексей Иванович Струнин, крестьяне Егор и Степан Струнины, Иван Погорельский, который был «персонником» (портретистом), и другие.
В монастыре существовала своя лечебница, как тогда называли больницу, в которой могли получить врачебную помощь не только монахи, служители монастыря, но и крестьяне как монастырские, так и мирские.
Таким образом, Сийский монастырь сыграл большую роль в развитии культуры русского Севера и оказывал большое влияние на ближайшее население.
Монастырь не отказывался от введения разного рода технических новинок. Есть свидетельство, что в поварню Сийского монастыря вода подавалась по свинцовым трубам. Подтверждение этому — миниатюра в рукописном «Житии Антония Сийского», хранящемся в Историческом музее.
Вместе с тем здесь распространялось много всяких небылиц о чудесах и разного рода явлениях. Незадолго до революции монахи монастыря показывали богомольцам камень, на котором видны отпечатки ног преподобного Антония. По рассказам монахов, как-то Антонию надо было переправиться на другой берег, но лодки или плота не было, и тогда преподобный встал на этот камень и без всяких затруднений переплыл озеро. Тогда-то на камне и «отпечатались ноги Антония». Камень плыл по воде — это ли не чудо?!
В одной из церквей монастыря стояла большая позвоночная кость. О ней монахи рассказывали такую легенду. Давно когда-то в Михайловском озере появилась большая щука. Она была настолько велика и смела, что не боялась хватать с берега телят и пожирать их. Когда щука стала серьезно беспокоить монастырь, монахи ее изловили большим железным крюком на цепи, причем щука трое суток таскала по озеру бочку, к которой и была привязана цепь с крюком. На самом деле огромной щуки не существовало, кость оказалась частью позвоночника кита.
И последнее, о чем следует рассказать,— что собой представлял Антониево-Сийский монастырь XVI и более поздних веков.
В Антониево-Сийском монастыре на узком мысу, почти отрезанном от суши, возвышалась шатровая Троицкая соборная церковь, а рядом с ней теплая, вероятно, клетская церковь с трапезной на подклете. У Троицкой церкви на углу паперти помещались башенные часы с боем, которые монастырь приобрел в 1660 году. Вокруг церквей, вдоль берега озера теснились небольшие кельи. На середине узкого перешейка, при входе в монастырь, стоял небольшой надвратный храм. Каменное строительство в монастыре началось с 1588 года, но продвигалось медленно. Сийский Троицкий собор строился восемнадцать лет. Сравнительно небольшой по объему, он обращал на себя внимание необычной массивностью: широкие лопадни, обилие гладких плоскостей стен, приземистые барабаны, низкие своды, преувеличенная толщина стен и столбов. Все это черты, характерные для каменного зодчества далекого Севера.
В XVII в. Троицкий собор был объединен с двумя другими каменными постройками. В 1639—1644 годах на средства монастырской казны была построена каменная трапезная с церковью Благовещения. Несколько позднее по другую сторону собора была выстроена церковь-колокольня Трех Спасителей — исключительный памятник для середины XVII века. Строительство колокольни довершило создание главного ансамбля, сочетавшего массивный пятиглавый храм с двумя очень разными по своему характеру шатровыми церквями.
Уже на следующий год после освящения церкви-колокольни в 1558 году, пожар уничтожил все деревянные постройки и сильно повредил каменные. В церквях сгорели иконостасы, и церковная служба временно была прекращена.
В 1685 году был выстроен настоятельный корпус, который, к сожалению, не сохранился. Старые фотографии показывают нам массивное здание с небольшими, уходящими в толщу стен окнами, еще большее, чем трапезная.
В XVIII веке произошел упадок в строительстве монастыря, всей жизни его, а в начале XIX века — его разрушение. С 1924 года монастырь перестал существовать. На базе его была организована Сийская коммуна «Новая деревня». Кое-что из монастыря было перевезено куда-то, что-то разграблено и уничтожено.
В 30-е годы XX в. монастырь подвергся перестройке. Нарушена водяная мельница, у которой было 12 подставов (т. е. 12 человек могли одновременно молоть зерно на 12 жерновах). Вырубленной оказалась кедровая роща и роща с белыми как снег березами. Но и то, что сохранилось, производит сильное впечатление. Окружающий пейзаж придает особую красоту монастырю. Вокруг него около 70 озер. Многие озера соединены протоками, которые при существовании монастыря прочищались монахами. Из озер вытекает незамерзающая р. Сия, впадающая в Двину.
|