Ясински, М.Э. Антониев-Сийский монастырь XV-XVIIIвв. /М.Э. Ясински, О.В. Овсянников //Ясински, М,Э, Взгляд на Европейскую Арктику: Архангельский Север: проблемы и источники /М.Э. Ясински, О.В. Овсянников : В 2т. Т. 2.- СПб., 1998.- С. 121-135.
Каменное зодчество Северного Поморья XVI — начала XVII в. составляет яркую страницу культуры позднесредневековой Руси. Для региона этот период знаменует собой начало каменного строительства и постепенный переход от привлечения пришлых мастеров-зодчих к формированию местных кадров квалифицированных строителей и местной традиции в строительном деле. Несомненно, что масштабы каменного строительства, уровень его организации отражают экономическое и культурное развитие региона, а степень участия в строительных мероприятиях города и деревни может служить мерилом их реального вклада в каменное зодчество Севера.
Первое крупномасштабное каменное строительство в Беломорье началось в 1582 г. — "на Соловках начали делать град каменной". В письменных документах сохранилось имя- одного из первых строителей Соловецкого города — "с Вологды Иван Михайлов сын, каменщик, делал город каменной два года лета 7090 да 91 за 20 рублев" . Упомянутый в последний раз в соловецких документах в 1590 г. "городовой мастер" Иван Михайлов являлся основным зодчим этого строительства (В. А. Буров и В. В. Скопин предложили хронологические рамки городового строительства 1582-1594 гг). Теперь становится более определенной и роль монаха Трифона ("Старец Трифон Ненакшанин делал город каменной двенадцати лет, да ставил церковь каменную Благовещение Пресвятые Богородицы на воротех, да переходы делал на монастыре каменные") в монастырском строительстве до 1602 г., а может быть, и долее. На наш взгляд, указанные авторы допускают лишь одну неточность, а именно — в трактовке записи 1602 г.: 12 лет работы "каменщика Трифона" они отсчитывают с 1582 г. (с начала строительства), но более правдоподобно брать отсчет с момента записи, т. е. с 1602 г. Тогда получается, что старец Трифон с 1592 или 1591 г. возглавил продолжение работ по строительству каменного города, а в 1597 г. уже заложил надвратную церковь. На наш взгляд, начальный этап каменного строительства в Соловецком монастыре отражает общую тенденцию развития каменного зодчества в регионе: местный мастер продолжает работу мастера пришлого, нередко столичного.
Судьба каменной архитектуры Северного Поморья была нелегкой: многие памятники (особенно в городах) претерпели существенные изменения, а то и вовсе исчезли. Поэтому особенно актуально стоят вопросы выявления максимального числа самих памятников, которыми Север первоначально располагал, и, естественно, тех мастеров, которые работали на протяжении XVI-XVIII вв. Постановка и решение этих вопросов потребовали проведения многолетних архитектурно-археологических работ и архивного поиска письменных документов, связанных со строительством.
Антониев-Сийский монастырь XVI-XVIII в.
В январе 1543 г. великий князь Иван III послал на Двину грамоту о пожаловании Сийскому монастырю ("били ми челом з Двины от Живоначальные Троицы, с Сии с Михайлова озера игумен Онтонеи з братею, а сказывает, что тот монастыр поставил на пустыне тому османатцат лет") всяких угодий к Емце, Сии и Ваймуге по три версты в длину, а к Каргополю на пять верст. Так получил первое земельное пожалование монастырь, основанный выходцем из крестьянской семьи Антонием ("от веси, глаголемыя Кехты, от пределов Двинския области, иже близ Студенаго моря акиана"), монастырь, который быстро стал превращаться в крупнейшего феодала Подвинья. Экономическая мощь монастыря способствовала превращению новой обители в культурный центр, расцвет которого приходится на XVI-XVII вв. Именно в этот период составляется великолепное собрание рукописных книг, возводится обширный комплекс каменных построек, для которых писали иконы столичные и местные мастера-живописцы, предметами высокого художественного достоинства пополнялась ризница.
Первые каменные постройки в Подвинье были возведены именно здесь; в Сийском монастыре делала "первые шаги" и строительная культура Подвинья. На формирование художественных вкусов и традиций Северного Поморья оказали влияние работы живописных артелей, которые приглашал монастырь, монастырские ремесленники. Первая деревянная церковь во имя Троицы была построена сразу же после основания монастыря. Затем возводится Благовещенская церковь с трапезною, монастырская ограда и надвратный храм во имя Сергия Радонежского, которые в начале 40-х годов XVI в. сгорели , но сразу же были отстроены. В Сотной 1593 г. с писцовых книг князя В. А. Звенигородского 1586—1587 гг. монастырь описан так: "На Двине в Еметцком стану, в Сие на Михайлове острову на озере монастырь Троицы Живоначалные Онтоньевы пустыни, а на монастыре церков Троица Живоначалная древяна вверх, да церков теплая Благовещенье Пречистые, да церков на воротех Сергей Чюдотворец, на монастыре ж двор конюшенной, двор гостии да за озером двор коровей". Вполне возможно, что в Сотной 1593 г. или по крайней мере в опубликованном списке Сотной некоторые детали описания монастыря 1586— 1587 гг. утрачены. Так, в писцовых книгах сказано: "церков Троица Живоначалная, древяна, в верх шатром". Постройки монастыря находились на тех местах, где впоследствии были возведены каменные здания, т. е. планировка ансамбля в общих чертах сложилась уже в XVI в.
Каменное строительство в монастыре началось в конце XVI в. К этому времени каменное зодчество Севера имело уже более чем вековую историю, если первыми каменными сооружениями считать соборы Спасо-Каменного, Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. С XVI в. на каменное зодчество Севера особенно сильное влияние оказывает Москва. Об этом свидетельствует архитектура соборов Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде, Христорождественского в Каргополе, Софийского в Вологде. Соборный тип храма как нельзя лучше отвечал тем требованиям, которые в XVI в. предъявлялись к главному храму города или монастыря. Этот тип постройки импонировал внушительностью внешнего облика, вместительностью интерьера, традиционным пятиглавием.
Первой каменной постройкой монастыря стал Троицкий собор. В Москву был направлен старец Герасим с челобитием, чтобы царь Федор Иванович позволил строить каменный храм, который хотел возвести еще "царь и великий князь Иван Васильевич". Великий князь Федор Иванович дал монастырю жалованную грамоту от 8 ноября 1587 г. на строительство каменного собора. По этой грамоте, деньги, которые обитель платила в казну, должны были поступать на постройку церкви. Льгота была предоставлена с 1587 по 1591 г. из расчета, что оброк составляет 73 р. в год. Итого 365 р. предоставлял государь для сийского "каменного дела", а также выделял мастера-зодчего, который должен был руководить строительством храма в течение пяти лет. За это время в монастыре четыре года заготовляли запасы свай, камня, опоки, извести, песку, железа и кирпичей, а приехавший мастер Захар "подошву завел, и сваи набил, и камнем до половины выбутил". Поскольку основная часть средств пошла на заготовку строительных материалов, то грамотой от 23 января 1592 г. монастырю были предоставлены льготы еще на два года на сумму 146 р. По грамоте от 10 марта 1593 г., доделывать Троицкую каменную церковь в Списком монастыре были назначены подмастерье каменного дела Василий Дула и 30 человек вологодских каменщиков: "и как к вам сея наша грамота придет и подмастере с каменщики прибудут, и вы бы тот час тех каменщиков заставили ту церковь каменую делать". В помощь к каменщикам следовало, согласно грамоте, приставить по 5—6 человек "слуг монастырских" к каждому, а на подсобные работы — по 30—40 человек к каждому каменщику (устанавливалась и оплата труда, когда начнутся работы: "подмастерью по 8 денег, каменщикам по 6 денег в день").
В июле 1593 г. строительство было прервано пожаром, во время которого сгорели деревянные церкви, хозяйственные постройки, монастырская мельница "со всем запасом", а у строящейся "у каменное у новое церкви згоре сцены и брусие деревяное и колокольница", на которой расплавились колокола. В связи с пожаром и тем, что оканчивались льготные годы, царь дал грамоту, "что их монастырь погорел, и для церковного нового строения, что они ставят новый каменной большой храм собою", пожаловал новыми десятью льготными годами и оброком в размере 60 р. в год и "на те оброчные деньги велел доделывать каменную церковь, и древяную церковь, и колоколницу каменную". И на те деньги "поставили после пожару теплую церковь с трапезою новую. А на каменную церковь припасли извести да кирпичю". В ноябре 1598 г. монастырь был описан — к этому времени церковь Троицы была еще "недоделана сведена до верхнех сводов", в церкви два придела — Федора Стратилата да Антония Чудотворца, к той же церкви "проделаны две полатки" . С 10 марта 1593 г. по 4 марта 1606 г. достройкой храма руководил подмастерье Василий Дула, а после него были направлены "подмастерье каменых дел Ульян, подвящик и с Вологды 15 каменщиков" . Наконец, строительство Троицкой церкви было завершено: "По благословению митрополита Новгородского и Великолуцкого основана быть та церковь Живоначальные Троицы с приделы лета 97 августа 21 дня при игумене Никандре, а совершена лета 114 июлия 30 дня", освящен храм был 24 мая 1607 г. Таким образом, каменная Троицкая церковь, которая "мерою заведена в Воскресенскую меру, что в Девичем монастыре у нас на Москве", строилась по известному образцу .
Троицкий собор — обширная четырехстолпная постройка с трехапсидным алтарем и папертью в западной части. Основной объем храма в плане близок к квадрату (23,5x20,8 м), толщина стен собора — 2м. Западная пара столбов имеет слабо выраженную крещатную форму, предалтарные столбы в нижней части утратили свою первоначальную форму вследствие разного рода подтесок. Столбы соединены друг с другом и со стенами арками, которые вместе с парусами несут пять величественных барабанов, которые в древности были увенчаны шлемовидными главами. Храм крыли и четыре маковицы "чешуёю подбивали" сийские плотники Федор и Семен. В конце XVII в. боковые главы были покрыты "белым железом", а центральную главу даже позолотили. В первой половине XIX в. на храме была сделана железная крыша. Подпружные арки, несущие среднюю главу, имеют со стороны подкупольного пространства небольшое подвышение по отношению к коробовым сводам, благодаря этому средний барабан оказывается выше соседних и занимает доминирующее положение в компактной группе пятиглавия, характерной для монастырских храмов XVI в. Просторный и ясный по построению интерьера собор хорошо освещен окнами верхнего яруса. Внутри и снаружи окна на фасадах и барабанах имеют строгое обрамление и профилактику. Прекрасные акустические качества внутреннего пространства обеспечиваются многочисленными голосниками — пустотелыми горшками, вмурованными в верхние части стен. Пол в храме выложен каменными плитами. Суров и монументален облик Троицкого собора. Лишенные декора стены только вверху — на высоте пят сводов — охвачены двойной горизонтальной тягой, над которой, венчая фасады, находились закомары (полуциркульные завершения фасадов, соответствующие очертаниям сводов, скрытых за ними). Лишь на западной стене здания (и на центральном барабане) имеется украшение в виде упрощенного аркатурно - колончатого пояса. Благодаря монументальности архитектурных масс, структуре внешних членений, строгому декору фасадов Троицкий собор занял доминирующее место в ансамбле.
Строительство первой каменной церкви, несомненно, способствовало появлению в монастырском хозяйстве новых служб: добыча и приготовление извести, изготовление кирпича и т. д. До начала строительства в монастыре известны лишь единичные случаи найма кирпичников — для устройства в кельях печей (1578 г. — "кирпичнику дал три алтына", "келью делали и печь в ней", 1581 г. — "нанял кирпичников Федора Иевлева сына Онежанина с товарищи, дал им наперед задаток две гривны"). Начавшееся строительство потребовало делать огромные запасы строительных материалов: достаточно сказать, что из израсходованных на постройку собора 2999 р. 19 ал. 4 денги больше половины — 1503 р. 24 ал. 1/2 денги было затрачено на материалы, остальное — на оплату работающим. Вероятно, известь стали заготовлять уже в 1587 г. ("возили мастеры известь"). Строительство потребовало разработки собственных карьеров — на Орлеце, Ваймуге ломали камень-известняк, жгли известь ("и известь жгли на Орлеце свои мастеры") и возили камень и известь "на монастырских лошадех и монастырскими людми" . Песок, "кирпичные дрова" и уголь — все возили своими "монастырскими людми", короба известные и сараи кирпичные "делали сами". Сийские кирпичники делали для храма кирпич "в государеву меру" (кирпича ушло 901 130 штук).
В течение более чем тридцати лет Троицкий храм был единственной каменной постройкой: "на монастыре церкрвь Живоначальные Троицы каменна о пяти верхах, у нее два предела — предел святого великомученика Федора Стратилата, другой предел Антония Чюдотворца Сийского, на монастыре ж другая церковь Благовещения Пречистые Богородицы с трапезою и с келарскою, древяна... На святых воротах церковь святого апостола Андрея Первозванного, древяна ж, на монастыре ж колоколница, а на ней благовестной колокол сто семьдесят пуд, другой колокол очапной шездесят пуд, третий колокол тритцать семь пуд, воем колокол зазвонных; на колоколнице ж часы. На монастыре ж келья, а в ней игумен Иона, двадцать четыре кельи братцких да болница, а в них восмьдесят девять братов" (опись 1622-1624 г.).
Через 32 года после окончания строительства Троицкого храма в монастыре начали возводить новое каменное здание — Благовещенскую церковь. Для строительства этой постройки царь Михаил Федорович по грамоте от 10 марта 1638 г. направил в обитель подмастерье каменных дел, подвязчика и 10 человек вологодских каменщиков. Монастырю были предоставлены льготы: оброк, который платил монастырь в государеву казну в размере 105 р. 15 ал. 4 денги, был передан на строительство на три года (общая сумма составила 738 р. 9 ал. 4 денги). На строительство передавались "стрелецкие деньги" в размере 40 р., а также было предоставлено право безпошлинно провозить соль на третьем дощанике до 1646 г., возвращена уплаченная монастырем в 1643—1644 гг. пошлина 38 р. Уже к 1 марта 1641 г. был выполнен значительный объем работ: "церковь каменна Благовещение Пречистые Богородицы, а в ней предел преподобного Сергия Радонежскаго Чюдотворца с трапезою и келарского, а высподе службы —под алтарем просвирня, под церковью погреб квасной, под трапезою хлебня, под келарскою погреб, где хлебы держать. А та церковь с трапезою и с келарской до оконных нижних порогов". С 10 мая 1638 г. по апрель 1641 г. строительство вели подмастерье Потап Ушаков и подвязчик Еремка Яковлев, а каменщики были вологодские, но из разных артелей: Пашко Матвеев "с товарыщи", всего 10 человек; Володка Офонасьев "с товарыщи", всего 10 человек; Васька Устюжанин; Васька Синов "с товарыщи", всего 3 человека. Естественно, что, кроме этих каменщиков, монастырь нанимал каменщиков как местных, так и из других волостей.
Особый интерес представляет подмастерье Приказа каменных дел Потап Ушаков, который до сих пор известен был лишь по ремонтным работам 1638 г. в Сибирском Приказе. Оказалось, что смету каменной палатке, построенной в 1647 г., еще в 1640 г. составил подмастерье каменных дел Потап Ушаков. Можно полагать, что Потап Ушаков принадлежит к довольно многочисленной семье подмастерьев каменных дел Ушаковых (Ларион Михайлов сын, Алексей, Михаил), работавших в Приказе с начала XVII в. Строительство Благовещенской церкви было закончено 9 ноября 1644 г.: "с 146 года по 152 год ноября 9 дня строена каменная теплая церковь во имя Благовещения Пресвятые Владычицы нашее Богородицы, и в приделе преподобного Сергия Радонежского Чудотворца да праведного Михаила Малеина". Затраты на постройку нового храма составили 9930 р., из них на материалы было израсходовано 2130 р., расходы на рабочую силу — 7200 р. На возведение здания пошло 824 020 штук кирпича, 120 саженей ломаного камня, из которого приготовили 15 печей кирпича, а также 10 печей кирпича было заменено камнем. Строительство заканчивали, по всей видимости, подмастерье Потап Ушаков и подвязчик Еремей Яковлев, по крайней мере — никаких сведений о приемке нового подмастерья каменных дел нет.
Благовещенская церковь представляла собой интересное архитектурное сооружение. В донесении сийского игумена новгородскому митрополиту сообщалось, что в завершении церкви "стопа вверху каменная сажень шти до маковицы" (в шатре был устроен придел во имя Михаила Малеина). Церковь (размеры здания 12,5x9,4 м), трапезная и келарская (размеры этих частей здания 21,6x16,6 м) поставлены на высокий подклет. Нижняя часть храма — четверик с двухчастным алтарем, занимающим и в нижнем, и в верхнем этажах почти такую же площадь, как и собственно церковь. Над сводом четверика, на массивном кирпичном кольце, покоится невысокий восьмерик, стены которого в местах сопряжения граней обработаны лопатками. Продолжением восьмерика является кирпичный шатер с главкой в завершении. Одна из самых интересных особенностей здания — главки над юго-восточным и северо-восточным углами четверика, соответствующие двухчастной композиции алтаря. Ныне под поздней кровлей сохранились лишь кирпичные постаменты кубической формы и основание двух глухих барабанов. То есть первоначально храм являлся трехглавым. В этой одной из ранних шатровых построек первой половины XVII в. отчетливо наметилась тенденция к компромиссному соединению шатрового и традиционного завершений храма. Нижний этаж трапезной и келарской состоит из нескольких помещений хозяйственного назначения. Помещение верхнего этажа трапезной — огромный зал, лишенный декора, в центре его четырехгранный столб, несущий своды довольно сложного типа. Крыльцо трапезной примыкает к северной части западного фасада и состоит из двух лестничных маршей, перекрытых цилиндрическими сводами с ползучими арками на шестигранных столбах. Видны следы переделок позднего времени. Из сеней трапезной справа находится вход в келарскую, а слева — переход в ризничную палатку, находившуюся между трапезной и собором. В нижнем этаже палатки была небольшая усыпальница, где хоронили настоятелей. В целом храм Благовещения вполне органично вписывается в историко-архитектурный контекст первой половины XVII в.
Можно полагать, что после завершения работ в Благовещенской церкви строительные работы в монастыре не прекратились — до пожара 1658 г. в монастыре был "зделан погреб холодный, а на нем келя теплая, а погреб и келя каменные".
Пожар в мае 1658 г. явился для монастыря "гневом Божием". Пожар был таким сильным, что сгорела без остатка ветхая деревянная колокольница, колокол расплавился, загорелась каменная соборная церковь Троицы ("а у соборной церкви отпаиваны маковицы, а преж того была отпоена одна маковица белим железом"). Пострадала, вероятно, и Благовещенская церковь, т. к. "в те поры в лодке ездили и по лду ходили на Красной Нос ко обедне": теплую церковь восстановили к 1659 г., а соборную восстановили, побелили и освятили лишь к 1661 г. Работы велись на пожалованные царем 64 р., 106 р. монастырского оброка и 50 р. "стрелецких денег" . Начатая до пожара каменная шюкольница была завершена через три года — к лету 1661 г., "а каменное дело после пожару строил — колокольню достроил, и часовую палатку, и ризную, и книгохранителную полатки, и с нижними жирами и квасную поварню, и подмастерьем был келар старец Паисий".
Церковь Трех Святителей представляет собой довольно сложный архитектурный организм — это ярусная постройка со ступенчато нарастающим ритмом объемов. Основу первых двух ярусов здания составляет мощный четверик, опоясанный двухэтажной галереей. Верхний этаж четверика, собственно храм, ныне полностью утрачен. Галерея была хорошо освещена (по 5 окон на каждом фасаде), в ее западной, частично южной и северной частях располагались библиотека и архив (эти части хорошо читаются на плане и выделяются рисунком оконных проемов). Ярус звона раскрывался тремя проемами на каждом из четырех фасадов, завершавшихся двухскатной кровлей, а в целом получалось довольно необычное для зданий подобного типа восьмискатное покрытие. Поставленный на четверик невысокий восьмигранник образовывал второй ярус звона. Постройку завершал шатер с главкой на глухом барабане. С галереи первого этажа в церковь (и выше — к колоколам) вела внутристенная лестница у северозападного угла основного четверика, а с улицы в храм — каменное крыльцо, ныне не сохранившееся. Декоративные элементы стен немногочисленны — это несложные по профилировке горизонтальные тяги, подчеркивающие внутреннюю структуру здания по вертикали. Столбы нижнего яруса галереи имеют простые капители; горизонтальные тяги на границе первого—второго этажей усложнены поребриком и четко показывают на фасаде различные по назначению помещения верхнего и нижнего ярусов. Столбы звона и восьмерика имеют капители упрощенного рисунка, правда с довольно сложной раскреповкой в местах сопряжения граней восьмерика. В описных книгах XVII в. храм-колокольня описывается без деталей: "Колокольня каменная шатровая, на кладовых палатах. Поверх кладовых палат под колоколами церковь. У тое колоколни в особой палатке часы боевые заморского дела самого изрядного художества". Объемная композиция здания построена на строгом структурном принципе — выделении уменьшающихся по площади основания ярусов. Необычно соотношение четверика и восьмерика — четверик (за счет галерей) как бы доминирует в функциональном и архитектурно-образном отношениях, ставит Сийскую колокольню несколько особняком среди зданий, близких по типу. С распространением в первой половине XVI в. шатра в качестве венчающей формы каменных храмов ярусные столпообразные постройки видоизменяют верх, употребляя шатер вместо традиционной главки на барабане. Храм-колокольня в Списком монастыре не повторяет ни одной из известных построек такого типа, хотя в типологическом отношении близок к ним. Отличие же его — в восьмискатном покрытии четверика. Этот прием близок новгородским и псковским храмам XVI в. Однако использование его в Списком монастыре навеяно скорее приемами и формами деревянной архитектуры конца XVI—XVII в. Оба шатровых храма Антониева-Сийского монастыря, отличаясь присущими только им особенностями, не выпадают из общерусского архитектурного развития XVI—XVII вв. Они представляют своеобразную северную вариацию на тему, хорошо известную по памятникам Москвы и прилегающих к ней земель. Одновременно они свидетельствуют о медленном, но неуклонном процессе оформления местных строительных артелей, которые скажут свое слово несколько позднее — в конце XVII — начале XVIII в., в период широкого каменного строительства, предпринятого архиепископом Афанасием Холмогорским.
В том же 1661 г. были построены каменные Святые ворота, по описи 1692 г., над Святыми воротами "три церкви каменные" — святого апостола Андрея Первозванного, церковь святых мучеников Флора и Лавра и церковь Сергия Радонежского. В следующем, 1662 г. закончено строительство хозяйственных построек: мельницы и двух амбаров (также каменных), которые возводил старец Исайя. В это же время были укреплены берега острова, где стоял монастырь, обрубом. Таким образом, примерно к 1662 г. монастырь был отстроен почти весь заново в камне и монастырская артель каменщиков на время осталась без дела.
В 1667 г. в Архангельском городе произошел сильный пожар, а уже зимой 1668 г. началось строительство каменных гостиных дворов. Острая нехватка каменщиков побудила двинского воеводу обратиться в монастырь с просьбой помочь, и десять каменщиков Сийского монастыря во главе с Евдокимом Ларионовым в мае 1671 г. были направлены в Архангельск. Характерно, что сразу же после окончания строительства гостиных дворов в 1684 г. в монастыре завершается новая стройка. В 1685 г. Паисий возводит в монастыре братские кельи, на строительство которых расходуется 400р. Двухэтажный корпус находился между колокольней и надвратной церковью. Здание это не сохранилось, но о его облике можно судить по рисункам XVIII в. и фотографиям конца XIX в.
По характеру обработки фасадов и объемно-пространственному решению оно чем-то напоминало трапезную Благовещенской церкви. На рубеже XVII—XVIII вв. к западу от Троицкого собора, на самой кромке, был возведен двухэтажный корпус — братские кельи. Однако в 1779 г. здание сильно пострадало во время пожара и верхний этаж пришлось разобрать. Остатки постройки в виде руин сохранились до наших дней. Только по старым рисункам можно судить и о таких несохранившихся каменных зданиях монастыря, как больничные кельи (при них находилась постройки 1730 г. — деревянная церковь Николая Чудотворца) к востоку от Троицкого собора, хлебные амбары рядом с настоятельскими кельями.
|