“...Явить миру Сийское сокровище”:
Антониев-Сийский монастырь: из прошлого - в будущее”
 
Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь
 
28.04.2017 О проекте  Антониев-Сийский монастырь  Библиотека  Фотогалерея   контакты  Гостевая   
Антониев-Сийский монастырь


Поиск по сайту:


Рейтинг АОНБ@Mail.ru
Участник Третьего Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек
<--


    

  Т.М. Кольцова

(ГМО "Художественная культура Русского Севера")

Архимандрит Антониев-Сийского монастыря Никодим и его рекомендации по реставрации икон

 

Монастырские приходно-расходные книги 1658-1659 гг. также сообщают о его активной деятельности по сохранению икон: «Дано по писной росписи келаря старца Паисеи у города Архангелъсково Василью иконнику за работу ево что в Сийском монастыре отчищал святые семь икон со окладами да десять створоц олифу со всех снимал да шести листовых же икон без окладов сто икон и иные поднавливал да... болших икон... олифу снимал и во многих местах починивал. На Кривом сорок болших икон очищал да десять пядниц и от того всего дела пятъ рублев двадцать алтын. К чудотворцову образу писал две киоти починивал четыре столпца...» 16. 

Синонимами термина «реставрация» для XVII в. были следующие «отчищать», «снимать олифу», «понавливать», «починивать», «помыть».К началу работы в Сийском монастыре иконописец Василий Мамонтов имел  достаточный опыт наблюдения за состоянием и хранением икон в храмах и с первых лет работы в монастыре начал заниматься проблемами их сохранения. Рекомендации, разработанные иеромонахом Никодимом на страницах Сийского толкового иконописного подлинника, явились результатом большой и длительной практики. Эту рукопись иконописец очень ценил. Неудивительно, что, передавая книгу в монастырскую библиотеку, автор сделал во вкладной книге приписку: «Из монастыря сего подлинника никуда не отдавать»17.

Очень важным для северорусской иконописи представляется наблюдение иконописца о том, что иконы в деревянных неотапливаемых храмах сохраняются лучше, чем в отапливаемых церквах, жилых домах или кельях. В последних, как пишет иконописец, олифа «жестока бывает», то есть более трудоемкая при удалении и очистке. В подлиннике изложены рекомендации по просушиванию каменных храмов с целью сохранения находяшихся в них икон. Любопытно, что аналогичные наблюдения принадлежат настоятелю Онежского Крестного монастыря архимандриту Кириллу, составившему их в 1816 г. по просьбе Архангельской Духовной консистории18. Оба настоятеля ратовали за бережное отношение к иконам, хранящимся в каменных храмах.

Иеромонах Никодим описал различные методики очистки икон от загрязнений и потемневшей олифы. При этом он предлагает разные способы для икон в окладах, без окладов и с басмой. Особо выделяет иконы старые и несколько раз покрытые олифой; по его мнению, их можно очистить только щелоком. Иконописец тут же приводит рецепт изготовления щелока из пепла.

В подлиннике перечисляются материалы для поновления икон, которые можно использовать в зависимости от состояния живописи и от поставленной задачи: теплая вода, мыло, овчинный процеженный клей, кислый квас. Отставания левкаса иконописец предлагает укреплять горячим рыбьим клеем, а укрепленный таким образом участок поставить через плат под тяжелый пресс (камень, брус или кирпич). Для очистки металлических окладов, в дополнение к вышеперечисленным материалам, предлагаются старое кислое пиво (не очень горячее) или квас.

В качестве инструментов можно использовать мягкий платок, грецкую губу, щетку, небольшой ножичек (для соскабливания старой олифы). Иконописец постоянно предупреждает об осторожности, делая в тексте особые заметки. Так, например, предупреждает, что золоченые оклады и басму едким щелоком нельзя мыть — «зеленеет»!

Ниже, в приложении, приводятся подробные выписки и рекомендации из Сийского толкового иконописного подлинника, составленные архимандритом Никодимом. Этот важный документ второй половины XVII в. свидетельствует о первых этапах становления русской реставрационной науки и практики. Он оказал большое влияние на русскую иконописную культуру, несмотря на то что был создан иконописцем отдаленного северного монастыря.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сийский толковый иконописный подлинник

(БАН. С-205)

Л.12

Оглавление о церквах каменных и древянных, и о иконах, и о ризнице, и книгохранителне, и прочих црковных потребах, кои затворены бывают в зимное время, и когда их потребно от зимы просушивати: Марта месяца, числе, овонбсных црковныя окна в ясныя ведренныя дни, и вхлад ветра тепла, в Г (3) м , часу дня отворяти, и за два часа до вечера затворяти, аще и мразно тогда, но ветрами вешними всякия вещи, сиречь, црковныя потребы зело сушит, и холоде ис цркви изводит, и во внутренних пределах сушит и оудобно творит; Потребно и впотомныя сиятелныя дни в ведретое время, и егда хлад ветра блга отворяти окна, и црковныя двери, ради црковной просушки, и прочих выше помянутых статей; а егда дождь, и тепло велие, или насмурное время здождем продолжающим, тогда церков и окна за

Л. 12 об.

оряти, и отпоти в цркви не будет, и никоего повреждения ниже тления црковным вещем. А когда буде мокро на иконах явится сиречь отпотъ от воздушныя теплоты: губою мягкою грецкою, или платом чистым мяхким белым излехка мокроту оттирати смотрителне, чтоб повреждения не учинит золотой инокопи, и краскам тогда олифа проста и левкас от намочки на иконах; Хранитися должно дождливых времен: цркову затворяти тогда, введренныя ж и всиятелныя дни, и впотребныя ветры црков и окна вселетно отворяти должно: блготрудие похвално, и мзда от Бга готова.

 

Опубликовано в книге: Пятые Грабаревские чтения: Международная научная конференция: Доклады, сообщения ( 31 янв.-1февр. 2002 г.).- М., 2003.-С. 104-114.